Детский коллектив, его признаки и стадии развития. Формы организации воспитательного процесса в коллективе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Детский коллектив, его признаки и стадии развития. Формы организации воспитательного процесса в коллективе.



Понятие о коллективе. Ученический коллектив и его признаки: общая социально-значимая цель, совместная деятельность, отношения ответственной зависимости, органы ученического самоуправления. Стадии становления коллектива. Основные направления и формы воспитательной работы в детском коллективе.

Роль коллектива в развитии личности учащегося.

Влияние коллектива на развитие личности. Психологические закономерности развития коллектива как группы. Психологическая диагностика выявления уровня развития коллектива (социометрия) и социально-психологического климата.

Семья как фактор воспитания. Педагогические условия семейного воспитания.

Понятие и функции семьи, ее воспитательный потенциал. Задачи семейного воспитания в современных условиях. Типы семейного воспитания. Ошибки семейного воспитания. Взаимодействие семьи и школы в воспитании детей. Методика работы классного руководителя с семьей.

Индивид, субъект, личность, индивидуальность: характеристика понятий.

Человек как индивид и субъект деятельности. Общее представление о личности в психологии. Развитие личности. Структура личности (по Платонову К. К.). Понятие об индивидуальности. Основные признаки индивидуальности.

Роль деятельности в развитии личности.

Понятие деятельности. Теория деятельности (по А. Н. Леонтьеву). Структура деятельности. Основные виды деятельности. Психологические требования к организации деятельности школьника.

Психическое развитие младшего школьника.

Социальная ситуация развития младшего школьника. Кризис семи лет. Адаптация ребенка к школьному обучению. Учение – ведущий тип деятельности. Мотивы учения младшего школьника. Психологические новообразования в когнитивной и личностной сферах развития младшего школьника.

Психическое развитие подростка.

Социальная ситуация развития подростков. Общение со сверстниками как ведущий тип деятельности. Особенности пубертатного развития (анатомо-физиологические особенности развития). Кризис психического развития в подростковом возрасте. Центральные психологические новообразования подросткового периода.

Психическое развитие в период ранней юности.

Социальная ситуация развития в период ранней юности. Учебно-профессиональная деятельность как ведущий тип деятельности в юношеском возрасте. Центральные новообразования личности. Возрастные изменения познавательной сферы. Жизненное и профессиональное самоопределение в ранней юности.

Психология педагогического общения.

Понятие педагогического общения. Типы взаимодействия в педагогическом общении (субъект-объектное, субъект-субъектое взаимодействия). Барьеры педагоги-ческого общения.

Учебная деятельность.

Учебная деятельность как специфический вид деятельности. Структура учебной деятельности. Характеристика учебной деятельности. Особенности, средства, способы, продукт и результат учебной деятельности.

Сознание и самосознание.

Понятие сознания. Структура сознания. Основные характеристики сознания. Развитие сознания в онтогенезе. Понятие самосознания. Развитие самосознания и «Я-концепция».

Психологическая характеристика педагогической деятельности.

Понятие педагогической деятельности. Психологическая структура педагогической деятельности. Уровни продуктивности педагогической деятельности. Профессиональная направленность и позиция личности учителя. Профессионально важные качества личности учителя.

Критерии оценки ответов

Оценки «отлично» заслуживает выпускник, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание программного материала, умение свободно отвечать на дополнительные вопросы, а также уверенно владеющий основными терминами и понятиями дисциплин.

Оценки «хорошо» заслуживает выпускник, обнаруживший полное знание учебного материала, показавший систематический характер знаний по дисциплинам.

Оценки «удовлетворительно» заслуживает выпускник, обнаруживший достаточное знание основного программного материала, но допустивший погрешности в ответе на экзамене.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему существенные пробелы в знаниях основного учебного материала, допустившему принципиальные ошибки в ответе на дополнительные вопросы.

Литература для подготовки

Учебники:

1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. – М.,2000.

2. Гессен С. И. Основы педагогики. – М., 1995.

3. Подласый И.П. Педагогика. – М. 2001.

4. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.,1988.

5. Педагогика / Под. ред. П.И. Пидкасистого. – М.. 2002.

6. Педагогика / Под ред. В. А. Сластенина и др. – М., 2002.

7. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А. Смирнова. – М., 1999.

8. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. - М.,1999.

9. Смирнов В.И. Общая педагогика. – М.: ЛОГОС, 2003.

10. Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 2000.

Дополнительная литература:

1. Азаров Д.П. Семейная педагогика. - М., 1996.

2. Айсмонтас Б.Б. Теория обучения: схемы и тесты. –М., 2002.

3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания // Избр. психологические труды: в 2-х т. - М., 1980.-Т.1.

4. Антология педагогической мысли в России первой половины ХIХ в. - М.,1987.

5. Антонов А.И., Борисов А.Л. Кризис семьи и пути его преодоления. - М., 1990.

6. Амонашвили Ш.А. Единство цели: пособие для учителя. – М.,1987.

7. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – М., 2001.

8. Батракова С.Н. Основы профессионально-педагогического общения. Учебное пособие: Ярославль 1996.

9. Белухин Д.Д. Основы личностно-ориентированной педагогики. Воронеж НПО «МОДЭК», 1996.

10. Большой толковый психологический словарь /Под ред. А. Ребер. – М., 2000.

11. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания:Учеб. Пособие для студ. Средн. И высших пед. заведений, слушателей ИПК и ФПК. Ростов н\Д.: Творческий центр «Учитель», 1999.- 560с.

12. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. –СП б, 2000.

13. Бороздина Г.В. Психология делового общения. - М. 2000.

14. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике. - М. 1998.

15. Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В. И. Журавлева. - М.,1988.

16. Ворожейкин И.Е., Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Конфликтология. – М., 2001.

17. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах: конспект-пособие для студентов, педагогов и учителей. – М., 1999.

18. Воспитание в школе: Новые подходы и новые технологии. /Под. ред. Н.Е. Щурковой. –М., 1998.

19. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учебное пособие. М., 1997.

20. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.,1991.

21. Гершунский Б.С. Философия образования для ХХI века / В поисках практико-ориентированных образовательных концепций. - М., 1998.

22. Гинецинский В.И. Основы теоретической педагогики. Спб.. 1992.

23. Голуб Б.А. Основы общей дидактики. – М., 1999

24. Горянина В.А. Психология общения. - М., 2002.

25. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. М., 2001.

26. Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательных технологий. – М., 2001.

27. Гуманистические воспитательные системы: вчера и сегодня. –М., 1998.

28. Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. –М., 2002.

29. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.,1986.

30. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. М. 2001.

31. Добрович А.Б. Общение: наука и искусство - М.,1998.

32. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М.,1991.

33. Евладова Е.Б., Логинова Е.Г., Михайлова Е.Н. Дополнительное образование детей. –М., 2002.

34. Зайцев В.Н. Практическая дидактика. – М., 1999.

35. Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. -Тюмень, 1996.

36. Закон Российской Федерации «Об образовании», 1992, 1996.

37. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., «ЛОГОС», 2001.

38. Инновационные процессы в образовании. СПб.: РПГУ им. А.И. Герцена, 1997.

39. Караковский В.А. Воспитательная работа школы: педагогические идеи и опыт формирования. –М., 1992.

40. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. –М., 1999.

41. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. –М., 1989.

42. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних педагогических заведений. М. 2000.

43. Коджаспирова Г.М. Педагогика: практикум и методические материалы. –М., 2003.

44. Конвенция о правах ребенка. – М., 1989.

45. Корнетов Г.Б. Общая педагогика. Учебное пособие, -М., 2003.

46. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. - Самара, 1994.

47. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. – М., 2000.

48. Леднев В.С. Содержание образования. – М., 1989.

49. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. – М., 1980.

50. Макаренко А.С. Книга для родителей. / Педагогические сочинения. М., 1985. Т.5.

51. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания, -М., 2002.

52. Машарова Т.В. Педагогические теории, системы и технологии обучения. Учебное пособие. –Киров, 1997.

53. Методологии, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается. /Под ред. Л.И. Новиковой, Р.Б. Вендеровской, В.А. Караковского. –М., 1996.

54. Модзалевский Л.Н. Очерки истории воспитания и обучения (с древнейших времен до наших дней). - СПб. 2000.

55. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М. 1997.

56. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / Под ред. Е.С. Полат, -М., 2002.

57. Орлов В.И. Методические основы обучения. –М., 2002.

58. Педагогический поиск /Сост. И.Н. Баженова. - М.,1987.

59. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528 с.

60. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-методическое пособие. –М., 1999.

61. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: проблемы становления личности. /Пер с нем. – М., 1994.

62. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 2000.

63. Семейный кодекс РФ. – М., 1995.

64. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. - М., 1999.

65. Ситаров В.А. Дидактика. – М., 2002.

66. Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования. М., 2000.

67. Скок Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность. – М., 2000.

68. Социальная педагогика. Курс лекций. / Под общей редакцией М.А. Галагузовой. - М., 2000.

69. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М., 2001.

70. Степанова Е.Н. Психолого-педагогическая диагностика детского коллектива и положение в нем ребенка. –Псков, 1992.

71. Сухомлинский В.А. Мудрая власть коллектива. – М., 1987.

72. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психология и педагогика в вопросах и ответах. – Ростов на Дону, 1999.

73. Усова А.В. Проблемы теории и практики обучения в современной школе. Челябинск, 2000.

74. Хуторской А.В. Современная дидактика. - СПб., 2001.

75. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. – М., 1999.

76. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений (курс лекций). – М., 2000.

77. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. – М., 1997.

78. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. - М. 2000.

79. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология: педагогическое воздействие в процессе воспитания школьников. – М., 1992.

2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 193; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.172.162.78 (0.032 с.)