Рабочая программа дисцииплины 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рабочая программа дисцииплины



РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

Кафедра общеобразовательных дисциплин

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по научной работе

__________________ С.П. Ломтев

«_____»________________ 2013 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИИПЛИНЫ

«Психология и педагогика высшей школы»

( ОД.А.05 цикл ОД.А.00 «Обязательные дисциплины» основной образовательной программы подготовки аспирантов

по отрасли «Юридические науки»)

 

 

Москва

Рабочая программа составлена на основании паспорта научной специальности 12.00.01 – «Теория права и государства; история учений о праве и государстве» и учебного плана Российской академии правосудия по основной образовательной программе аспирантской подготовки.

 

Составитель программы: Новикова Лариса Ивановна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры общеобразовательных дисциплин.

 

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры общеобразовательных дисциплин.

 

Рабочая программа утверждена на заседании Ученого совета,

протокол № ________ от __________ 2013 г.

 

1. Цели и задачи освоения и изучения учебной дисциплины

Цель изучения дисциплины -формирование у аспирантов педагогических и психологических компетенций, обеспечивающих эффективное решение научных, профессиональных, личностных проблем педагогической деятельности в вузах.

Задачи изучения дисциплины:

- сформировать представление о современной системе высшего образования в России и за рубежом, основных тенденциях развития, важнейших образовательных парадигмах;

- изучить педагогические и психологические основы обучения и воспитания высшей школы;

- овладеть современными технологиями, методами и средствами, используемыми в процессе обучения, в том числе методами организации самостоятельной учебной и научно-исследовательской деятельности студентов в высшей школе;

- подготовить аспиранта к решению коммуникативных проблем, возникающих в процессе обучения;

- сформировать навыки, составляющие основу речевого мастерства преподавателя высшей школы;

- подготовить аспирантов к процессу организации и управления самообразованием и научно-исследовательской деятельностью студентов.

В результате изучения дисциплины студенты овладеют следующими ключевыми компетенциями:

- компетенции, относящиеся к изучению и учету возрастных, гендерных, психологических особенностей студентов;

- компетенции, нацеленные на организацию процесса обучения;

- компетенции, обеспечивающие владение современными эффективными педагогическими технологиями, позволяющие постоянно совершенствовать учебно-методический процесс;

- компетенции, направленные на адекватное решение коммуникативных проблем, возникающих в процессе педагогической деятельности;

- компетенции, связанные с процессом непрерывного профессионального самообразования и личностного самосовершенствования.

 

 

2. Требования к уровню подготовки аспирантов,

завершивших изучение данной дисциплины

 

Аспиранты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:

знать:

- базовый понятийный аппарат, методологические основы и методы педагогики и психологии высшей школы;

- основные направления, закономерности и принципы развития

системы высшего образования;

- специфику педагогической деятельности в высшей школе и

психологические основы педагогического мастерства преподавателя;

- индивидуальные особенности студентов, психолого-педагогические особенности взаимодействия преподавателей и студентов

- основы педагогического руководства деятельностью студенческих коллективов;

- принципы отбора и конструирования содержания высшего

образования;

- основные формы, технологии, методы и средства организации и осуществления процессов обучения и воспитания, в том числе методы организации самостоятельной работы студентов;

уметь:

- конструировать содержание обучения, отбирать главное, реализовывать интеграционный подход в обучении;

- использовать, творчески трансформировать и совершенствовать методы, методики, технологии обучения и воспитания студентов;

- проектировать и реализовывать в учебном процессе различные формы учебных занятий, внеаудиторной самостоятельной работы и научно-

исследовательской деятельности студентов;

- организовывать образовательный процесс с использованием

педагогических инноваций и учетом личностных, гендерных, национальных особенностей студентов;

- разрабатывать современное учебно-методическое обеспечение

образовательного процесса, в том числе обеспечение контроля за формируемыми у студентов умениями;

- устанавливать педагогически целесообразные отношения со всеми

участниками образовательного процесса;

- совершенствовать речевое мастерство в процессе преподавания учебных дисциплин;

владеть:

- способами, методами обучения и воспитания студентов;

- педагогическими, психологическими способами организации учебного процесса и управления студенческой группой.

 

3. Структура и содержание учебной дисциплины

Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах и зачетных единицах)

Объем дисциплины - 72 часа;

Форма обучения - очная;

Вид отчетности - зачет.

Вид учебной работы Количество зачетных единиц/часов
Трудоемкость изучения дисциплины 72 часа (2 зачет.ед.)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 36 часов (1 зачет.ед.)
в том числе:  
Лекции 20 часов (0,55 зачет.ед.)
семинары 16 часов (0,44 зачет.ед.)
Изучение тем, вынесенных на самостоятельную работу, в том числе консультации 36 часов (1 зачет.ед.)

 

 

4. Содержание разделов дисциплины и виды занятий

Примерные темы программы Часы Форма занятия  
лекции семинары
I. Современная система высшего образования в России и за рубежом.      
История развития высшего образования и его современное состояние за рубежом и в России. 2 (0,055 з.ед.) 2(0,055 з.ед.)  
Компетентностный подход как основная парадигма системы современного высшего образования. 2(0,055 з.ед.) 2(0,055 з.ед.)  
II. Дидактика высшей школы.      
Педагогические основы процесса обучения в высшей школе. 4 (0,11 з.ед.) 2(0,055 з.ед.) 2(0,055 з.ед.)
Основные формы обучения в высшей школе. 4(0,11 з.ед.) 2(0,055 з.ед.) 2(0,055 з.ед.)
Методы и средства обучения в высшей школе. 4(0,11 з.ед.) 2(0,055 з.ед.) 2(0,055 з.ед.)
Организация самостоятельной учебной и научно-исследовательской деятельности студентов в высшей школе. 4(0,11 з.ед.) 2(0,055 з.ед.) 2(0,055 з.ед.)
Современные технологии, возможности их использования в высшей школе (в том числе информационно-коммуникативные технологии) 4 (0,11 з.ед.) 2(0,055 з.ед.) 2(0,055 з.ед.)
III. Психология высшей школы.      
Психологические основы обучения и воспитания в высшей школе. 4(0,11 з.ед.) 2(0,055 з.ед.) 2(0,055 з.ед.)
Психологические особенности личности студента. 4(0,11 з.ед.) 2(0,055 з.ед.) 2(0,055 з.ед.)
Мастерство преподавателя в высшей школе. 4(0,11 з.ед.) 2(0,055 з.ед.) 2(0,055 з.ед.)
Итого 36 (1 з.ед.) 20 (0,55 з.ед.) 16 (0,44 з.ед.)

 

Программа курса

I. Современная система высшего образования в России и за рубежом

 

История развития высшего образования и его

Современное состояние за рубежом и в России

 

Высшее образование как социальный феномен, как педагогический процесс.

История развития высшего образования за рубежом (краткий экскурс). Американская система высшего образования и европейская (континентальная). Противостояние двух систем. Роль высшего образования в развитии цивилизации.

Краткая история развития высшего образования в России. Болонский процесс, его влияние на изменение высшего образования в России. Основные положения Болонской декларации.

Современное состояние системы образования. Фундаментализация образования в высшей школе. Гуманизация и гуманитаризация образования в высшей школе. Бакалавриат, магистатура, специалитет. Поствузовское образование в России. Аспирантура. Докторантура. [1]

Компетентностный подход как основная парадигма

системы современного высшего образования

Понятие парадигмы в образовании. Основные образовательные парадигмы образования, конфликт между ними. Андрагогическая парадигма как основная идея обучения взрослого человека, ее особенности.

Компетентностная парадигма, ее основные понятия: компетенция, компетентность. Экскурс в историю: возникновение компетентностного подхода. Компетенции как новые цели системы образования. Понятие ключевых компетенций.

 

II. Дидактика высшей школы

Педагогические основы

Основные формы обучения

В высшей школе

Этапы учебного процесса. Особенности учебного процесса в зависимости от учебного предмета.

Формы организации учебного процесса в высшей школе: лекция, семинарские и практические занятия в высшей школе. Основные типы лекций, способы активизации студентов в ходе лекций. Особенности подготовки лекционных курсов. Специфика семинарских, лабораторных, практических занятий. Тренинг как форма учебного занятия.

Нетрадиционные формы занятий в вузе.

Основы педагогического контроля, основные формы контроля: текущий контроль, тематический контроль, периодический контроль, итоговый контроль. Понятия оценки и отметки. Понятие рейтинга. Значение рейтинговой системы, ее роль в воспитании и формировании мотивации студента.

 

Методы и средства обучения

В высшей школе

Метод и прием, сходство и разница между понятиями.

Основные классификации методов обучения. Оптимальный выбор методов обучения.

Психологические закономерности формирования знаний, умений, навыков, формирования компетенций студента. Понятие о традиционных и нетрадиционных методах обучения. Использование нетрадиционных, в том числе игровых, методов в процессе обучения студентов.

Средства обучения. Основные классификации средств обучения.

 

Организация самостоятельной учебной и

Современные технологии,

Психологические основы

Психологические особенности

личности студента

Личность, индивид, индивидуальность как базовые понятия педагогики, психологии, философии.

Строение личности. Общая характеристика мотивов, потребностей, воли, эмоций. Интерес как психологическая категория и средство достижения эффективности учебного процесса.

Социальная зрелость личности. Мотивация, ее роль в учении и поведении студента. Мотивация успешности. Профессиональное самоопределение, его психологические основы.

 

Мастерство преподавателя

В высшей школе

Основные качества преподавателя: профессиональные, моральные, мотивационные. Типы педагогических умений: конструктивные, коммуникативные, организаторские, прикладные, гностические.

Критерии педагогического мастерства.

Речевое мастерство преподавателя в высшей школе. Культура речи преподавателя. Построение монологичного высказывания. Организация диалогического обучения.

 

 

Организация контроля знаний

Зачет на основе выполнения исследования (реферата)

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

Кафедра общеобразовательных дисциплин

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по научной работе

__________________ С.П. Ломтев

«_____»________________ 2013 г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИИПЛИНЫ

«Психология и педагогика высшей школы»

( ОД.А.05 цикл ОД.А.00 «Обязательные дисциплины» основной образовательной программы подготовки аспирантов

по отрасли «Юридические науки»)

 

 

Москва

Рабочая программа составлена на основании паспорта научной специальности 12.00.01 – «Теория права и государства; история учений о праве и государстве» и учебного плана Российской академии правосудия по основной образовательной программе аспирантской подготовки.

 

Составитель программы: Новикова Лариса Ивановна, доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры общеобразовательных дисциплин.

 

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры общеобразовательных дисциплин.

 

Рабочая программа утверждена на заседании Ученого совета,

протокол № ________ от __________ 2013 г.

 

1. Цели и задачи освоения и изучения учебной дисциплины

Цель изучения дисциплины -формирование у аспирантов педагогических и психологических компетенций, обеспечивающих эффективное решение научных, профессиональных, личностных проблем педагогической деятельности в вузах.

Задачи изучения дисциплины:

- сформировать представление о современной системе высшего образования в России и за рубежом, основных тенденциях развития, важнейших образовательных парадигмах;

- изучить педагогические и психологические основы обучения и воспитания высшей школы;

- овладеть современными технологиями, методами и средствами, используемыми в процессе обучения, в том числе методами организации самостоятельной учебной и научно-исследовательской деятельности студентов в высшей школе;

- подготовить аспиранта к решению коммуникативных проблем, возникающих в процессе обучения;

- сформировать навыки, составляющие основу речевого мастерства преподавателя высшей школы;

- подготовить аспирантов к процессу организации и управления самообразованием и научно-исследовательской деятельностью студентов.

В результате изучения дисциплины студенты овладеют следующими ключевыми компетенциями:

- компетенции, относящиеся к изучению и учету возрастных, гендерных, психологических особенностей студентов;

- компетенции, нацеленные на организацию процесса обучения;

- компетенции, обеспечивающие владение современными эффективными педагогическими технологиями, позволяющие постоянно совершенствовать учебно-методический процесс;

- компетенции, направленные на адекватное решение коммуникативных проблем, возникающих в процессе педагогической деятельности;

- компетенции, связанные с процессом непрерывного профессионального самообразования и личностного самосовершенствования.

 

 

2. Требования к уровню подготовки аспирантов,

завершивших изучение данной дисциплины

 

Аспиранты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:

знать:

- базовый понятийный аппарат, методологические основы и методы педагогики и психологии высшей школы;

- основные направления, закономерности и принципы развития

системы высшего образования;

- специфику педагогической деятельности в высшей школе и

психологические основы педагогического мастерства преподавателя;

- индивидуальные особенности студентов, психолого-педагогические особенности взаимодействия преподавателей и студентов

- основы педагогического руководства деятельностью студенческих коллективов;

- принципы отбора и конструирования содержания высшего

образования;

- основные формы, технологии, методы и средства организации и осуществления процессов обучения и воспитания, в том числе методы организации самостоятельной работы студентов;

уметь:

- конструировать содержание обучения, отбирать главное, реализовывать интеграционный подход в обучении;

- использовать, творчески трансформировать и совершенствовать методы, методики, технологии обучения и воспитания студентов;

- проектировать и реализовывать в учебном процессе различные формы учебных занятий, внеаудиторной самостоятельной работы и научно-

исследовательской деятельности студентов;

- организовывать образовательный процесс с использованием

педагогических инноваций и учетом личностных, гендерных, национальных особенностей студентов;

- разрабатывать современное учебно-методическое обеспечение

образовательного процесса, в том числе обеспечение контроля за формируемыми у студентов умениями;

- устанавливать педагогически целесообразные отношения со всеми

участниками образовательного процесса;

- совершенствовать речевое мастерство в процессе преподавания учебных дисциплин;

владеть:

- способами, методами обучения и воспитания студентов;

- педагогическими, психологическими способами организации учебного процесса и управления студенческой группой.

 

3. Структура и содержание учебной дисциплины

Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах и зачетных единицах)

Объем дисциплины - 72 часа;

Форма обучения - очная;

Вид отчетности - зачет.

Вид учебной работы Количество зачетных единиц/часов
Трудоемкость изучения дисциплины 72 часа (2 зачет.ед.)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 36 часов (1 зачет.ед.)
в том числе:  
Лекции 20 часов (0,55 зачет.ед.)
семинары 16 часов (0,44 зачет.ед.)
Изучение тем, вынесенных на самостоятельную работу, в том числе консультации 36 часов (1 зачет.ед.)

 

 

4. Содержание разделов дисциплины и виды занятий

Примерные темы программы Часы Форма занятия  
лекции семинары
I. Современная система высшего образования в России и за рубежом.      
История развития высшего образования и его современное состояние за рубежом и в России. 2 (0,055 з.ед.) 2(0,055 з.ед.)  
Компетентностный подход как основная парадигма системы современного высшего образования. 2(0,055 з.ед.) 2(0,055 з.ед.)  
II. Дидактика высшей школы.      
Педагогические основы процесса обучения в высшей школе. 4 (0,11 з.ед.) 2(0,055 з.ед.) 2(0,055 з.ед.)
Основные формы обучения в высшей школе. 4(0,11 з.ед.) 2(0,055 з.ед.) 2(0,055 з.ед.)
Методы и средства обучения в высшей школе. 4(0,11 з.ед.) 2(0,055 з.ед.) 2(0,055 з.ед.)
Организация самостоятельной учебной и научно-исследовательской деятельности студентов в высшей школе. 4(0,11 з.ед.) 2(0,055 з.ед.) 2(0,055 з.ед.)
Современные технологии, возможности их использования в высшей школе (в том числе информационно-коммуникативные технологии) 4 (0,11 з.ед.) 2(0,055 з.ед.) 2(0,055 з.ед.)
III. Психология высшей школы.      
Психологические основы обучения и воспитания в высшей школе. 4(0,11 з.ед.) 2(0,055 з.ед.) 2(0,055 з.ед.)
Психологические особенности личности студента. 4(0,11 з.ед.) 2(0,055 з.ед.) 2(0,055 з.ед.)
Мастерство преподавателя в высшей школе. 4(0,11 з.ед.) 2(0,055 з.ед.) 2(0,055 з.ед.)
Итого 36 (1 з.ед.) 20 (0,55 з.ед.) 16 (0,44 з.ед.)

 

Программа курса

I. Современная система высшего образования в России и за рубежом

 

История развития высшего образования и его



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.004 с.)