ТОП 10:

Тема 22. Основные учения о государстве и праве.



 

Понятие и основные черты государственно-правовой идеологии. Ее связь с социальными интересами. Гносеологические и социально-политические причины плюрализма учений о государстве и праве.

Классические доктрины происхождения и сущности государства. Теологическая, патриархальная, договорная, насильственная и марксистская концепции.

Теории конвергенции, диффузии власти, технократической демократии, “государства всеобщего благоденствия”, правового государства в современном политическом мире.

Юридическое мировоззрение буржуазии и право. Естественно-правовая концепция и философия права. Историческая школа права. Позитивизм в праве. Формально-юридический, социологический и психологический позитивизм. Позитивизм и нормативизм. Современное правопонимание в России.

 

4. Рекомендуемая учебная литература.

1. Алексеев С.С. Общая теория права: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

2. Вопленко Н.Н. Очерки общей теории права. - Волгоград: ВолГУ. 2009.

3. Комаров С.А., Ростовщиков И.В. Личность. Права и свободы. Политическая система. - СПб., 2002.

4. Комаров С.А. Общая теория государства и права: учебник. 7-е изд. – СПб.: Питер, 2004.

5. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: учебник. - М., 2007.

6. Любашиц В.Я. Теория государства и права: учебник. - М., 2008.

7. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник. - М., 2008.

8. Морозова Л.А. Теория государства и права: учебник. - М., 2007.

9. Нерсесянц В.С. Теория государства и права: учебник. - М., 2005.

10. Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах / Под ред. М.Н.Марченко. – М.: Изд-во МГУ, 2001.

11. Проблемы теории государства и права: учебник / Под ред. А.В. Малько. – М.: Юрлитинформ, 2012.

12. Проценко Ю.Л., Ростовщиков И.В., Смирнов С.А. История политических и правовых учений. Волгоград, 2010.

13. Радько Т.Н. Теория государства и права: учебник. - М., 2011.

14. Рассказов Л.П. Теория государства и права: учебник. - М., 2009.

15. Ромашов Р.А. Теория государства и права: учебник. - М., 2009.

16. Сырых В.М. Теория государства и права: учебник. - М., 2007.

17. Теория государства и права: учебник. 4-е издание исправленное и дополненное. Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2011.

18. Теория государства и права: учебник / Под ред. А.С. Пиголкина. - М., 2008.

19. Теория государства и права / Под. ред. В.К. Бабаева. - М., 2007.

20. Тихонравов Ю.В. Основы философии права. - М., 1997.

 

 


5. О методике подготовки к экзаменам студентов заочного отделения.

Существование заочного обучения в системе вузовской подготовки несет в себе множество проблем как для обучающих, так и для обучаемых. Это обусловлено самим содержанием процесса заочного обучения. Неординарность его проистекает из самого понятия “заочный”. Словарь русского языка определяет термин заочный как: 1. Происходящий в отсутствие заинтересованного лица. 2. Относящийся к обучению без постоянного слушания лекций, постоянного общения с преподавателем. Эта нетипичность учебного процесса, протекающего без постоянного общения студента и преподавателя создает условия, с одной стороны, для критического негативного отношения в целом к системе заочного обучения, а с другой, требует от администрации вуза, преподавателей мер организационного, учебно-методического, научного и воспитательного характера по налаживанию более или менее систематического контакта между студентами и преподавателями.

Общая методика подготовки к экзамену состоит из планирования самостоятельной работы; систематизация учебной подготовки; поиска учебной литературы и иных источников; ориентирования на учебно-методические требования вуза, кафедры.

Планирование подготовки к экзамену является совершенно необходимым элементом самостоятельной работы, позволяющим организовать, упорядочить процесс усвоения материала по теории государства и права. Этому способствует составление индивидуальных планов подготовки к экзамену по каждому предмету, выносимому на очередную экзаменационную сессию. Для этого студент должен иметь у себя учебную программу по ТГП и тематический план ее преподавания на кафедре. Контролирование плановой подготовки может осуществляться также по перечню вопросов, выносимых на экзамен. Подобный перечень вопросов имеется на кафедре теории и истории права и государства.

Студент должен четко усвоить мысль, что подготовка к государственному экзамену осуществляется не в течение 3-5 дней, а на протяжении всего отведенного на это времени. К сожалению, замечено, что некоторые студенты начинают работать только непосредственно перед экзаменом, пытаясь наверстать упущенное время. А это ведет к своеобразной «штурмовщине», перенапряжению нравственно-психологических, интеллектуальных сил, что в итоге снижает качество подготовки.

Системный характер подготовки к экзамену по ТГП выражается в том, что это постепенное и последовательное усвоение учебного материала на основе представлений о внутренних системных связях поставленных вопросов. Это также обращение внимания на системную связанность юридических дисциплин и практики. В теории государства и права, например, такое системное представление должно складываться в вопросе о механизме правового регулирования, который слагается из четырех последовательных элементов и стадий: нормы права - правовое отношение - акты реализации прав и обязанностей, практические результаты.

Необходимо уяснение внутренней органической связи теории государства и права с историей государства и права, с отраслевыми и прикладными науками.

Умение поиска учебной литературы и добротности литературных источников определяют качество самостоятельной подготовки к экзамену. Эти условия составляют информационную базу обучающегося. Надо иметь в виду, что лекционный курс всего лишь своеобразная путеводная нить для студента в сложном лабиринте учебников, учебных пособий, монографий, сборников научных статей, журналов и газетных публикаций. Конспект лекций по учебной дисциплине должен дополняться, обрастать информацией, почерпнутой из всевозможных литературных источников. Каждый учебник по ТГП характеризуется различной степенью широты охвата учебного материала и своеобразием глубины, а также авторской манеры подачи, изложения вопросов. Прочные и глубокие знания обучающихся обычно складываются в результате прочтения и изучения учебных тем, изложенных в разных источниках. Появляется возможность сравнить и обобщить материал, почерпнутый из нескольких работ. Он, в сочетании с конспектом лекционного курса и составляет основу студенческих знаний по учебной дисциплине.

Добротность литературных источников определяется глубиной рассмотрения учебных тем, аргументированностью и ясностью изложения материала. Существенную помощь студентам оказывают также схемы для усвоения отдельных теоретических вопросов. Их надо запоминать и уметь воспроизводить при ответах на экзаменационные билеты. Схематическое изображение проблемы создает ее наглядный образ и стимулирование ресурсов памяти. Поэтому рекомендуется при самостоятельной учебе по каждой изучаемой теме составлять ее схематическое изображение.

Практика подготовки к экзамену по теории государства и права, например, свидетельствует, что студенты недооценивают важность усвоения и запоминания категориального аппарата юридической науки. Между тем, основные понятия и категории теории государства и права закладывают основу профессионального правосознания будущего юриста. Преподаватели постоянно обращают на это внимание студентов, но довольно часто эти советы и требования не учитываются обучающимися при подготовки к экзаменам. Поэтому в процессе самостоятельной подготовки целесообразно составлять своеобразные “словари” по основным темам теории государства и права с расшифровкой основных понятий и категорий юриспруденции. Это позволит свободно воспроизводить теоретические знания и использовать их в ответах на экзаменационные вопросы.

При подготовке к экзамену по ТГП студент должен уметь увязывать теоретический материал с потребностями практики. В частности это касается проблем развития в России демократии, упрочения прав человека, формирования правового государства и гражданского общества. В рамках теории государства и права студент должен знать основные задачи государственно-правового строительства в современной России, проблемы правового регулирования, обеспечения законности, правопорядка и т.д.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.187.106 (0.004 с.)