Глава 2. Анализ изучаемой проблемы в конкретной организации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Анализ изучаемой проблемы в конкретной организации.



В первом параграфе второй главы дается краткая характеристика предприятия.

Во втором параграфе проводится анализ его хозяйственной деятельности, методология проведения анализа представлена в разделе 8. Методологические рекомендации по анализу финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

В третьем параграфе главы на основе исследования проблемы управления персоналом определяют ее состояние в организации, то есть проблема, теоретически описанная в первой главе, во второй - анализируется в конкретной организации: определяются «критические» точки, сильные и слабые стороны, ключевые проблемы, потери, которые в результате несет организация.

Для направления «Управление персоналом» материалами для анализа могут быть: существующая кадровая политика, система управления персоналом, организационная структура, нормативно-методическое, информационное, правовое, финансовое обеспечение данной функциональной сферы управления персоналом в организации, локальные нормативные акты и другая служебная документация, а также программы, планы работы, годовые отчеты, статистическая отчетность и т.д. Во многих случаях целесообразно проведение соответствующих элементов кадрового аудита (кадровых процессов, трудового потенциала). В процессе разработки курсовой работы используются результаты анализа и моделирования трудовых показателей предприятия, сведения по кадровому планированию и о методах мотивации труда, оценка условий и организации труда персонала, данные о результатах оценки персонала на предприятии, локальные управленческие регламенты и т.д.

Материалы для исследования должны быть достаточно полными и достоверными, чтобы, опираясь на них, можно было бы провести диагностику управленческой ситуации, выявить недостатки в сфере управления, вскрыть резервы и наметить пути их реализации. В процессе анализа следует избегать сведений, не относящихся к решению поставленных задач проекта.

В обязательном порядке должен быть предоставлен баланс предприятия, на основе которого проводится анализ хозяйственной деятельности (баланс выносится в приложение к курсовой работе).

Глава 3. Разработка рекомендаций и обоснование мероприятий по решению исследуемой проблемы в конкретной организации

Наибольшую сложность в процессе разработки курсовой работы обычно представляет III глава.

В этой главе, опираясь на теоретические исследования, результаты анализа и передовой опыт, следует обосновать рекомендации и мероприятия по решению поставленной проблемы в организации.

Рекомендации и предложения автора должны:

- опираться на результаты проведенного во II главе исследования в организации и на теоретические и методические положения, изложенные в I главе;

- быть конкретными, реальными, комплексными, в меру рискованными, совместимыми с внешней средой организации, хорошо структурированными, целесообразна их группировка.

Для направления «Управление персоналом» намечаются пути совершенствования кадровой политики, технологий управления персоналом, оптимизации системы управления персоналом, повышения эффективности формирования, развития и использования человеческих ресурсов, обосновываются и принимаются решения, обеспечивающие реализацию цели и задач курсовой работы.

В данной главе рассматривается экономическая сторона работы: затраты на реализацию проекта и ожидаемая его социально-экономическая эффективность. В качестве экспертов рекомендуется привлечь студентов различных функциональных служб организации.

Данная глава предусматривает разработку локальных нормативных актов или использование законодательной базы по теме курсовой работы, правовое обоснование соответствующих рекомендаций, составление правовой документации.

Заключение

В заключении следует сформулировать основные выводы и рекомендации, вытекающие из результатов проведенного исследования, а также отразить свой вклад в разрешение рассматриваемых проблем в организации, где выполняется курсовая работа. Объем заключения может составлять 2-4 страницы печатного текста.

В конце работы дается список использованных источников, который включает перечень нормативных правовых актов, а также научной и учебной литературы. Перечень нормативных правовых актов должен включать законы РФ, кодексы, указы Президента, постановления Правительства, приказы Министерств, инструкции, нормативно-правовые акты субъектов РФ, нормативно-правовые акты местного самоуправления, отчетность предприятия. Далее следует список научной и учебной литературы – диссертационные исследования, учебные пособия и монографии российских и зарубежных авторов, статьи из журналов и газет.

Приложения. Приложения включают вспомогательный материал, таблицы, схемы, рисунки, фотографии и др. Приложения располагаются в порядке появления ссылок на них в тексте основных разделов.

В приложения могут быть включены:

- таблицы и графики, содержащие исходные и вспомогательные цифровые данные;

- математические расчеты, формулы;

- схемы, рисунки;

- балансы предприятия, используемые для анализа хозяйственной деятельности;

- инструкции, методики, разработанные или использованные в процессе выполнения работы;

- анкеты, тесты;

- иллюстрации вспомогательного характера и др.

7. Выполнение курсовой работы

 

Выполнение курсовой работы включает в себя несколько этапов.

Первый этап – это выбор темы и согласование ее с научным руководителем. Разработка и согласование плана написания работы.

Второй этап - сбор материала по теме курсовой работы. В отличие от изучения материала, обеспечивающего решение вопроса о выборе темы и составлении плана, сущность сбора материала заключается в том, что информация подбирается из источников целенаправленно, в увязке с планом.

Необходимо помнить, что сжатый пересказ основных положений изучаемого источника можно использовать там, где материал не имеет решающего значения. Но там, где речь идет об основных положениях, выводах или рекомендациях автора, следует текст записывать дословно.

Третий этап – обработка материала. Накопленный по намеченному плану материал нуждается в обработке. Этот новый этап наступает после того, когда сбор данных, питающих разработку темы, закончен. Сбор дополнительного материала обычно продолжается и на этапах написания и редактирования текста, но он обычно дополняет, углубляет содержание, не меняя в нем главного. Обработку всего собранного материала рекомендуется осуществлять следующим образом: сначала перечитать и разложить по вопросам плана, а затем – расчистить, то есть освободить от всего ненужного для разработки темы.

В процессе обработки цифрового, статистического, социологического материала следует использовать таблицы, графики, диаграммы и современные информационные технологии. Целесообразно обобщать его с использованием методов экономико-статистического анализа, программных средств, имеющихся в вузе.

Четвертый этап – написание основного текса курсовой работы. Итак, собранные, обработанные материалы теперь надлежит превратить в последовательное, научно-аргументированное изложение – текст работы. Он материализует в словах результаты научного мышления. Форма изложения требует четкой, ясной, сжатой и точной формулировки мыслей.

Написание текста курсовой работы предполагает цитирование. Оно необходимо, по крайней мере, в трех основных случаях: при использовании ценного фактического материала, при стремлении подкрепить собственные мысли ссылкой на авторитет, при противопоставлении своей точки зрения высказываниям, с которыми нельзя согласиться. Каждую цитату, положение, статистический материал необходимо подтвердить ссылкой на источники.

Важно обратить внимание на выделения абзацев и их соразмерность. Абзац – это новая мысль и ее выделение облегчает чтение. Задачей редактирования является также освобождение от перегрузки цитатами.

Немаловажным требованием, предъявляемым к редактированию текста, является авторская скромность. Стиль изложения должен быть научным, выдержанным с учетом компетенции студента, как еще молодого студента, без использования слишком самоуверенных оценок, эмоций, чем нередко отличаются публикации в периодической литературе.

Отредактированная курсовая работа должна быть правильно оформлена и представлена для отзыва научному руководителю.

8. Методические рекомендации по анализу финансово-хозяйственной деятельности предприятия

 

Цель данного раздела – оценка имущественного и финансового состояния предприятия.

Задачи:

· определение финансового состояния предприятия на текущий момент с позиции его рентабельности и эффективности использования производственных и трудовых ресурсов;

· выявление тенденций и закономерностей в развитии предприятия за исследуемый период;

· определение факторов, отрицательно влияющих на финансовое состояние предприятия;

· составление выводов по проведенному анализу.

Основные направления анализа:

· анализ структуры баланса;

· анализ прибыльности деятельности предприятия;

· анализ платежеспособности (ликвидности) и финансовой устойчивости предприятия.

· анализ деловой активности;

· анализ производительности труда.

Информационная база для проведения анализа:

· годовая и квартальная бухгалтерская отчетность;

· необходимые аналитические расшифровки о движении средств и изменении источников;

· управленческая информация;

· учетная политика предприятия;

· информация о штатном составе предприятия и эффективности его использования.

Период анализа – 3 последних финансовых года на момент проведения анализа.

Порядок проведения анализа.

Анализ хозяйственного и финансового состояния проводится в строгой последовательности и в несколько этапов.

1 этап –сбор необходимой аналитической информации для проведения анализа. Для этого необходимо:

а) четко определить цель и задачи анализа;

б) определиться с объемом необходимой информации, составить ее перечень;

в) сделать запрос в соответствующие службы предприятия для получения информации.

2 этап – аналитическая обработка полученной информации. Для этого необходимо:

а) рассчитать показатели, характеризующие хозяйственное и финансовое состояние предприятия;

б) дать качественную характеристику динамике рассчитанных показателей.

3 этап - подготовка аналитического заключения по проведенному анализу. Для этого необходимо:

а) выявить причины, вызвавшие изменения хозяйственного и финансового состояния предприятия;

б) составить вывод по результатам проведенного анализа.

В процессе анализа необходимо учитывать факторы, влияющие на эффективность деятельности, а, следовательно, и на финансовое состояние предприятия. Все факторы подразделяются на две группы внутренние и внешние и группируются по следующим классификационным признакам:

• существенные и несущественные в зависимости от ситуации анализа;

• постоянные и временные;

• общие и специфические;

• экстенсивные и интенсивные;

• поддающиеся и не поддающиеся количественной оценке.

При рассмотрении внутренних факторов необходимо учитывать такие аспекты в управлении предприятием, как организационная структура предприятия, структура затрат, управление персоналом, мотивация труда, организация управления запасами и продажами и т.п.

Внешняя среда существенно влияет на финансовое состояние предприятия и определяет необходимость его изменения его деятельности в том или ином направлении. Поэтому при рассмотрении внешних факторов необходимо учитывать как макроэкономические, создающие общие условия, в которых осуществляется деятельность предприятия, так и состояние отрасли и ее перспективы, объективно существующие рыночные условия и место предприятия на рынке, степень конкуренции и т.п.

Подходы к анализу деятельности предприятия.

Организация аналитической процедуры состоит из двух моделей:

1. экспресс-анализа имущественного и финансового состояния, целью которого общая оценка финансового состояния предприятия динамики его развития;

2. углубленного анализа- конкретизирует, дополняет и расширяет отдельные аспекты экспресс-анализа в истекающем отчетном периоде, а также возможностей его развития на перспективу.

Для написания второго раздела дипломной работы достаточно проведение экспресс-анализа, по завершении которого делается аналитическое заключение о хозяйственном и финансовом состоянии и его влиянии на рассматриваемую основную проблему дипломной работы.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия рекомендуется проводить в следующей последовательности:

1. Общая характеристика экономического и финансового положения предприятия:

- краткая историческая справка о предприятии;

- описание общей направленности деятельности предприятия и факторов, влияющих на него;

- информация основных показателей деятельности предприятия на анализируемый период (можно в форме сводной таблицы):

а) размер имущества (активы), в том числе основные средства (выделить отдельно);

б) собственный капитал;

в) выручка по видам производимой продукции (работ и услуг);

г) прибыль;

д) чистая прибыль;

2. Оценка и анализ экономического потенциала предприятия:

- оценка и качественных сдвигов в имущественном положении;

- вертикальный анализ баланса;

- горизонтальный анализ баланса;

- анализ эффективности использования основных фондов;

- оценка финансового положения;

- оценка ликвидности;

- оценка деловой активности;

- оценка финансовой устойчивости;

- оценка существующей системы мотивации работников, ее сильные и слабые стороны.

3.Оценка и анализ результативности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

- Оценка основной деятельности.

- Анализ рентабельности.

Оценка и анализ экономического потенциала предприятия в дипломной работе рекомендуется проводить, применяя следующие методы:

· горизонтальный и вертикальный анализ

· анализ ликвидности баланса

· анализ финансовой устойчивости;

•анализ деловой активности.

Цель построения горизонтального (пространственного) баланса заключается в сравнении показателей статей бухгалтерской отчетности (Ф№1 и Ф№2) с соответствующими параметрами предыдущих периодов и анализ их изменений по сравнению с изменениями других статей. Горизонтальный анализ целесообразно проводить в программе Exel.Пример и форма горизонтального баланса приводится в приложении № 1.

Методология расчета. Здесь возможны два варианта построения горизонтального баланса:

1. когда за базовый период принимается первый год отчетности и по отношению к нему рассчитываются отклонения по всем статьям баланса и отчета о прибылях и убытках;

2. когда отклонения рассчитываются к каждому предыдущему периоду.

В первом случае анализ отклонений проводится за весь период (в частности за 3 года), во втором – анализ отклонений проводится за каждый анализируемый год.

Расчет отклонений можно проводить как в стоимостном выражении, так и в относительных показателях. Для более четкого представления о динамике изменений целесообразно расчеты проводить в относительных показателях (процентах).

В процессе анализа необходимо выявить, какие статьи существенно изменяются, и за счет чего это происходит, связывая с существующими внутренними и внешними условиями деятельности предприятия.

Цель построе6ния вертикального (структурного) баланса – определить удельные веса отдельных статей баланса в общем итоговом показателе и последующем сравнении полученного результата с данными предыдущих периодов

Вертикальный анализ можно проводить как по исходной, так и по агрегированной отчетности. Данный анализ оценить соотношение между внеоборотными и оборотными активами, собственным и заемным капиталом, определить структуру капитала по его элементам, увидеть существенное уменьшение одних статей баланса вызвало увеличение других статей баланса при прочих равных условиях. Пример и форма вертикального баланса приводится в приложении № 2.

Вертикальный анализ одновременно позволяет дать аналитическую оценку изменениям в имущественном положении предприятия. Однако, учитывая, что современная форма отчетности (баланс нетто) составляется укрупнено, в зависимости от цели анализа рекомендуется использовать аналитическую информацию о состоянии отдельных видов и групп имущества.

Анализ ликвидности баланса заключается в определении степени покрытия обязательств предприятия его активами.

Чем быстрее предприятие сможет выполнить свои обязательства пред кредиторами, тем степень ликвидности будет выше.

Активы группируются по степени из ликвидности и скорости превращения их в денежные средства:

А1 Наиболее ликвидные активы – денежные средства и краткосрочные финансовые вложения;

А2 Быстрореализуемые активы – дебиторская задолженность, срок погашения которой ожидается в течении 12 месяцев;

А3 Медленно реализуемые активы;

А4 Труднореализуемые активы - запасы, НДС, дебиторскую задолженность свыше 12 месяцев после отчетной даты и прочие оборотные активы.

Пассивы группируются по срокам их погашения:

П1. Наиболее срочные обязательства — кредиторская задолженность;

П2.Краткосрочные пассивы - краткосрочные заемные средства, задолженность участникам по выплате доходов, прочие краткосрочные пассивы;

П3. Долгосрочные пассивы — долгосрочные обязательства, доходы будущих периодов, оценочные обязательства;

П4. Постоянные пассивы — статьи раздела III баланса «Капитал и резервы».

В целях анализа ликвидности баланса группировку активов и пассивов целесообразно представить в форме следующей таблицы:

Таблица №1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 291; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.13.173 (0.045 с.)