Гармония однотонального периода 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гармония однотонального периода



Гармония периода в общем соответствует экспозиционному типу изложения, в отношении тонального единства. Во многих случаях период начинается и кончается в главной тональности. Такие периоды будем называть однотональными, а также замкнутыми.
В периоде, который в целом однотонален, часто встречаются отклонения. Более типичное место отклонений — внутри предложений, так что в каденции каждого предложения главная тональность восстанавливается. Но иногда отклонение совпадает с каденцией первого предложения, которое, таким образом, оканчивается в подчиненной тональности:

Отклонение в конце предложения может иметь характер перехода:

Второе предложение иногда начинается в подчиненной тональности (см. пример 48). Довольно распространенный случай — перенос начала первого предложения на новую высоту в начале второго предложения (секвенция на расстоянии, см. примеры 33, 56а).
Общий распорядок отклонений нередко таков, что отклонение в субдоминантовую сторону совершается во втором предложении, то есть ближе к концу (см. пример 48). В частности, уже в рамках периода иногда проявляется важная закономерность последования тональностей в порядке Т—D—S—Т (см. пример 12).
В общем, для однотонального замкнутого периода, состоящего из двух предложений, типичны следующие каденции, заключающие предложения:

В главной тональности:
половинная на доминанте; несовершенная на тонике (реже); совершенная на тонике (редко и притом в модулирующих периодах). совершенная на тонике; несовершенная на тонике (реже)

 

В подчиненной тональности:
совершенная или несовершенная на тонике; половичная на доминанте (реже). нет

 

Для всех каденций типична остановка на основном аккорде (а не на обращении).
За редкими исключениями, каденции предложений различны и образуют согласование заключительных аккордов на расстоянии.
В музыке ряда последних десятилетий выбор баса для заключитель-лпго аккорда срединных каденций значительно свободнее.
Повторенное с той же каденцией построе-(ие не образует периода, хотя бы оно и было пригодно для роли предложения по своей длине. Изменение типа каденции придает повторяемому построению новую функцию и, тем самым, — значение самостоятельной части.
Исключение — одинаковые предложения, между которыми не прерывается движение, благодаря чему достигается некоторая слитность:

Модулирующий период

Период, законченный не в той тональности, в которой начат, называется модулирующим. В громадном большинстве случаев период начинается в главной тональности и оканчивается в подчиненной. Модулирующий период, в известном смысле, динамичнее однотонального, так как тонально разомкнут.
Модулирование чаще всего происходит во втором предложении и даже к его концу. Поэтому экспозиционное единство главной тональности преобладает.
Наиболее характерно модулирование в доминантовом направлении (тональности V и III ступеней), настолько привычное, что не нарушает представления об экспозиционности.
В общем же возможности в выборе тональности для окончания модулирующего периода несколько шире и могут быть представлены таблицей (в порядке типичности конечной тональности):

Очень редко период оканчивается в субдоминантовой тональности (см. Бетховен. Скерцо — In tempo d'Allegro — из шестой симфонии; Шуберт. Трио скерцо из сонаты для ф-п. B-dur).
Большинство этих возможностей появилось в XIX веке как нововведение на основе мажоро-минорной системы. Встречаются и иные, более отдаленные соотношения тоник (см Шуберт. «У ручья», ор. 89 №7, 1-й период e—dis; Чайковский. Опера «Евгений Онегин», хор «Девицы, красавицы», 1-й период А—Н). Но все же прежде найденные близкие отношения до сего времени остались преобладающими, а более далекие сохраняются для продолжения формы, следующего за первым периодом (экономия средств).
Иногда моделирование начинается уже в первом предложении и занимает большую часть периода. Благодаря этому гармоническое строение может приобрести, в той или иной мере, срединный характер. Экспозиционность все же сказывается, хотя и в иных отношениях (единство тематики, структура, полная каденция в конце, повторение всего периода и, наконец, начальное положение в форме; см. пример 17).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 387; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.79.60 (0.004 с.)