Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные задачи и трудности изучения психологии.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Основной задачей психологии является изучение психики в ее филогенетическом и онтогенетическом развитии на уровне человека и животных. Психология изучает процессы, состояния и свойства человека на разных этапах его развития, а также закономерности его формирования как активного деятеля социального прогресса. Психология – это наука о формах, механизмах и закономерностях психики людей и животных. Элементы психологии встречаются еще в древнегреческой культуре. Однако термин «психология» появляется только в XVI в., а в научный обиход входит в первой половине XVIII в. Самостоятельная дисциплина психология сложилась в конце XIX в. Таким образом, процесс становление науки, начиная с момента возникновения ее основ, длился более 2 тыс. лет. Психика – особая форма отражения действительности, выполняющая функцию регулятора деятельности. Это всегда субъективный регулятор; реальность с точки зрения психики субъективна. Спецификой субъективной реальности является то, что она не может быть зафиксирована эмпирически. Психическое явление не может быть отчуждено от переживающего его субъекта: если субъект выразит свое переживание другому, то тот воспримет его только как словесную интерпретацию, а не как само переживание. Следовательно, рефлектировать психические переживания можно только посредством самонаблюдения. Существуют различные точки зрения, регулятором (функцией) чего является психика. § Натурализм: психика – функция мозга (нет мозга – нет психики). § Бихевиоризм: психика – функция человеческого поведения. § Ученые, не согласные с предыдущим утверждением (т.к. поведение может не соответствовать обществу), утверждают: психики – функция личности (способной осуществлять социальные взаимоотношения в обществе). Принципы психологии: – принцип детерминизма. Этот принцип означает, что все психические явления причинно обусловленные объективной действительностью. – принцип единства сознания и деятельности. Суть данного принципа заключается в том, что деятельность понимается как условие возникновения, фактор формирования и объект приложения сознания человека. – генетический принцип, во-первых, выражается в том, что все психические явления рассматриваются как постоянно количественно и качественно изменяющиеся и развивающиеся. Во-вторых, этот принцип означает, что правильная и полная характеристика любого психического явления возможна только в том случае, если одновременно выясняются характерные его особенности в данный момент, история или причины возникновения психического явления, возможные перспективы его последующих изменений. Принципы построения психологических исследований. – Объективность изучения психических явлений. Этот принцип прежде всего означает, что при изучении психических явлений всегда следует стремиться к установлению материальных причин их возникновения. Принцип объективности также требует, чтобы используемые в исследовании методы и позиция самого исследователя не влияли на получаемые результаты. Убедительным доказательством соблюдения принципа объективности является получение одинаковых результатов не только при повторном проведении исследования, но и при использовании разных методов разными исследователями. – Изучение психических явлений в их развитии. Важным принципом построения психологических исследований является изучение психических явлений в их развитии. – Аналитико-синтетическое изучение личности. В психическом облике каждого человека есть что-то общее, характерное для всех людей данной эпохи. Одновременно с этим люди, живущие в государствах с различными социальными системами, имеют специфические черты, отражающие общественные отношения, существующие в данном обществе. Аналитическое изучение человека позволяет познать элементы психики в различных условиях жизни и деятельности личности, а синтетическое – дает возможность выявить взаимосвязь всех отдельных психических проявлений и найти то устойчивое, что характеризует человека в целом. Раздел второй. Познавательные процессы, их место и роль в психике человека Ощущение Понятие об ощущении. Ощущения (сенсорная чувствительность) – психический процесс отражения отдельных свойств, признаков внешнего мира. Ощущения переводят физические свойства внешних объектов в факты внутреннего мира человека. Например, световое излучение с определенной длинной волны ощущается как цвет; звуковые колебания определенной интенсивности и частоты ощущаются как звук некоторой громкости и высоты и т.п. При этом человек ощущает объекты не внутри, а вне себя. Ощущения осуществляются с помощью органов чувств, но отражают реальные свойства объектов, а не свойства органов чувств (хотя искажения возможны и об этом будет сказано ниже). Ощущения – начальный источник всех наших знаний о мире. При помощи ощущений мы познаем величину, форму, цвет, плотность, температуру, запах, вкус окружающих нас предметов и явлений, улавливаем различные звуки, постигаем движение и пространство и пр. Именно ощущения дают материал для сложных психических процессов – восприятия, мышления, воображения. Ощущение – отражение отдельных свойств предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущение – важнейшее проявление общебиологического свойства живой материи чувствительности. Оно является первичной формой психической связи организма со средой. Ощущение является первичной формой ориентировки организма в окружающем мире. Ощущение является исходной формой развития познавательной деятельности. Органические ощущения соотнесены с объектами внешнего мира, рождают желания, служат источником волевого импульса. Движения и действия, направленные на достижение цели, регулируются ощущениями, которые необходимы для построения действия. Таким образом, ощущения обеспечивают жизнедеятельность человека. Ощущения не являются единственной формой отражения мира. Более высокие формы чувственного отражения (восприятие, представление) не могут быть сведены к сумме или комбинации ощущений. Каждая из форм отражения имеет качественное своеобразие, но без ощущений как первоначальной формы отражения невозможно существование какой бы то ни было познавательной деятельности. Орган чувств – анатомо-физиологический аппарат, расположенный на периферии тела или во внутренних органах; специализирован для приема воздействия определенных раздражителей из внешней и внутренней среды. Каждый такой аппарат связывает мозг с внешним миром, обеспечивает поступление в мозг разнообразной информации. И.П. Павлов предложил назвать их анализаторами. Знания об отдельных свойствах предметов возникают при деятельности любого органа чувств. Например, когда предмет экспонируется (показывается) 1/100 сек, человек может сказать, что он видел свет или пятно определенного цвета, но не сможет точно сказать, какой это предмет. Слушая речь на незнакомом языке, человек улавливает отдельные свойства звука (высоту, громкость, тембр), хотя не воспринимает содержания речи. Физиологические основы ощущений. Ощущение может возникнуть лишь при воздействии предмета на орган чувств. Орган чувств – анатомо-физиологический аппарат, расположенный на периферии тела или во внутренних органах. Он приспособлен для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды. Главной частью каждого органа чувств являются окончания чувствующего нерва, которые называются рецепторами. Такие органы чувств, как глаз, ухо, объединяют десятки рецепторных окончаний. Воздействие раздражителя на рецептор приводит к возникновению нервного импульса, который по чувствующему нерву передается в определенные участки коры больших полушарий головного мозга. Ответная реакция передается по эфферентному (двигательному) нерву. Рецептор, проводящие нервы и участки в коре г.м. называются анализатором. Ощущение всегда связано с ответной реакцией: либо с движением, либо с перестройкой вегетативных процессов. Ощущения различаются по модальностям, то есть в зависимости от органа чувств бывают зрительными, слуховыми, тактильными (осязательными), кинестетическими (телесно-мышечными), обонятельными, вкусовыми и др. А.Р.Лурия предложил следующую классификацию ощущений: · интероцептивные ощущения – сигналы от внутренних органов организма; · проприоцептивные ощущения – сигнализируют о положении различных частей тела, позе и движениях; · экстероцептивные ощущения – сигналы из внешнего мира; эти ощущения могут быть 2-х типов: контактные – возникают при непосредственном воздействии на рецептор (вкус и осязание), дистантные – вызываются раздражителями, действующими на органы чувств с некоторого расстояния (обоняние, слух, зрение).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.28.206 (0.006 с.) |