Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткое резюме, или еще раз о главном

Поиск


 

Для спокойного ночного сна малыша необходимо, чтобы:

• он засыпал в своей кроватке без помощи родителей;

• он не проводил в постели больше времени, чем ему требуется для сна;

он чувствовал родительскую заботу и любовь;

родители как можно больше разговаривали с ребенком;

родители были отдохнувшими и спокойными;

взаимоотношения в семье были гармоничными;

малыш как можно чаще бывал на свежем воздухе;

• его день был активным и полным движения;

• он всегда засыпал в привычной для него обстановке;

ему было тепло в кроватке и он не потел;

он не приучался спать только в абсолютной тишине;

он не слишком долго спал днем;

он был приучен к четкому режиму;

вы не бежали к малышу сразу при первом звуке;

он, ложась спать, был сыт;

вы не будили его ночью (за исключением метода позднего кормления);

ночные пеленания и кормления происходили в тишине и при приглушенном свете;

ребенок знал, что вам мешает его присутствие в родительской постели ночью и что вы отнесете его назад в детскую кроватку, как бы часто он ни приходил к вам.

 

Ваш малыш будет спокойнее, если:

вы сами будете спокойны и счастливы;

ваша беременность будет исполнена радости;

вы откажетесь от курения во время беременности и рядом с новорожденным;

вы будете во время беременности полноценно питаться, кушать много витаминов и жирной рыбы, часто гулять на свежем воздухе, много двигаться и слушать успокаивающую музыку;

ухаживая за малышом, вы сумеете найти время для себя и будете регулярно заправляться энергией;

вы будете петь малышу на ночь или включать ему колыбельные, классику или другую успокаивающую музыку;

ребенок будет часто бывать на свежем воздухе и много двигаться;

он будет чувствовать вашу любовь и внимание.

 

Постепенное введение режима

В 1,5-2 месяца нужно постепенно увеличивать промежутки между кормлениями до 3-4 часов и потом кормить малыша каждый день в одно и то же время;

в полтора месяца рекомендуется укладывать малютку спать по методу 2 часов (минимум 2 часа бодрствования до следующего сна);

вечером малютка должен засыпать в одно и то же время и бодрствовать перед вечерним засыпанием не менее 3 часов;

к 3 месяцам необходимо ввести определенное время для дневного сна;

если малыш плохо спит ночью, то днем ему достаточно 1,5-2 часов сна за раз;

приучите ребенка засыпать в кроватке без помощи родителей;

составьте распорядок дня, удобный для вас и для малыша (в зависимости от его актуальной потребности в сне);

регулярно пересматривайте режим, приспосабливая его к возрасту ребенка.

 

Почему ребенок слишком рано просыпается

Может быть, он – прирожденный «жаворонок»;

или вы укладываете малыша вечером слишком рано, переоценивая его потребность в сне;

может быть, ваш ребенок досыпает в первой половине дня, потому что между утренним пробуждением и первым дневным сном проходит недостаточно времени;

возможно, малютка привык к раннему утреннему кормлению;

или кто-то в вашей семье встает слишком рано и будит малыша…

 

Почему ребенок слишком поздно засыпает

Может быть, он – прирожденная «сова»;

возможно, вы переоцениваете потребность малыша в сне, позволяя ему спать утром или днем слишком долго;

или ребенок спит во второй половине дня слишком поздно;

вероятно, малыш привык засыпать только с вашей помощью;

не исключено, что он просто стал старше и нуждается теперь в меньшем количестве сна;

может быть, малютка перевозбуждается днем;

или, наоборот, его день мало активен, поэтому он к вечеру недостаточно устает;

также с трудом засыпают дети, вечер которых чрезмерно подвижен.

 

Чтобы приучить младенца засыпать самостоятельно, нужно:

как можно чаще класть его одного в детскую кроватку, оставаясь рядом с ним;

в полтора-два месяца постепенно приучать его к режиму, а также начать разделять еду и сон;

к моменту, когда он обычно засыпает, класть его в детскую кроватку, чтобы он не уснул у вас на руках;

если он плачет, постараться успокоить его, не беря на руки;

если он не успокаивается, брать его на руки на короткое время и, как только он перестанет плакать, сразу же снова класть в кроватку;

укладывать малыша спать только в то время, когда он действительно устал;

класть его в кроватку так, чтобы он упирался головкой во что-то мягкое (свернутую роликом пеленку, подушку или защищенную одеялом спинку кровати);

приучить малютку к вечернему ритуалу засыпания, символизирующему переход ко сну.

 

Структура вечернего ритуала

Определение временных рамок и содержания ритуала, в зависимости от возраста малыша;

рутинная часть (купание, пеленание, чистка зубов, надевание пижамы);

уютная часть (ласки, беседы, секреты, колыбельные, музыка, спокойные игры, массаж);

заключительный пункт (задергивание занавесок, выключение света, включение ночника, поцелуй с пожеланием спокойной ночи);

для старших детей частью вечернего ритуала может стать спокойная игра в одиночку в детской комнате.

 

Помочь малышу заснуть может:

привычный ритуал засыпания;

соска-пустышка;

тугое пеленание, спальный мешок или мамина рубашка, завязанная снизу узлом;

мамин запах (что-то из ее ношеной одежды в детской кроватке);

тихая, уютная обстановка с приглушенным светом;

купание на ночь;

массаж, чесание спинки или специальный игровой массаж со стишками;

мамино пение или успокаивающая музыка;

добрая сказка или сочиненная вами история;

любимая игрушка;

возможность посекретничать с мамой или папой;

обсуждение прошедшего дня и планов на завтра;

упоминание, что все друзья малыша уже спят;

уверенность, что вы рядом и оберегаете его сон;

мечты о чем-то добром и радостном;

сознание, что малыш может прийти утром в вашу спальню и разбудить вас;

открытая или приоткрытая дверь в детскую комнату;

один добрый мультик перед вечерним ритуалом;

спокойная игра в одиночку в детской комнате (для старших детишек);

часы («вот эта стрелка уже дошла до этой цифры»);

главное – близость и внимание родителей перед сном!

 

Метод Фербера (самостоятельного засыпания)

ребенок старше 6 месяцев и здоров;

в ближайшее время не планируется поездок или визитов с ночевкой;

малыш приучен к режиму;

вы уверены в том, что делаете, и готовы довести начатое до конца;

оба родителя согласны с применением метода (или один из родителей в отъезде).

 

Составьте заранее точный временной план.

Начните с применения метода в то время, когда малыш обычно засыпает, или чуть позже.

Проведите время перед сном вместе с ребенком (ритуал).

Объясните малышу, что он уже большой и ему пора засыпать самостоятельно.

Поцелуйте его, положите в кроватку и пожелайте спокойной ночи.

Покиньте комнату, заверив ребенка, что любите его.

Если малыш плачет, подождите за дверью или в соседней комнате несколько минут (по плану), смотря на часы.

Если он по-прежнему плачет, вернитесь в комнату на несколько минут, постарайтесь успокоить малыша, не вынимая его из кроватки и не давая ему бутылочки.

Независимо от того, успокоился ребенок или нет, покиньте комнату, напомнив малышу, что ему пора засыпать одному.

Повторяйте все вышеописанные действия, следуя временному плану, пока малыш не уснет. Заходите к ребенку, только если он действительно плачет.

Применяйте метод каждый день, увеличивая время ожидания на 1-2 минуты (см. план), пока малыш не научится засыпать без вашей помощи.

Обязательно будите ребенка утром и днем в обычное время, чтобы он не мог наверстать упущенный сон и быстрее засыпал вечером.

Если ребенок встает в кроватке, положите его снова перед тем, как выйти из комнаты, но только один раз.

Если ребенок реагирует на ваше появление еще более возмущенным криком, вы можете сократить время пребывания в комнате или растянуть время ожидания за дверью.

Если вы боитесь, что у малыша может возникнуть страх разлуки, то можно разговаривать с ним из-за закрытой двери.

Если вам кажется слишком суровым и этот вариант, вы можете оставаться в комнате, время от времени подходя к кроватке, чтобы утешить малыша, но не беря его на руки. В этом случае вам дольше придется ждать успеха.

Применение метода Фербера можно начать в то время суток, когда ребенок легче засыпает, а можно применять его каждый раз, укладывая малыша в кровать.

При последовательном применении метода вы можете ожидать первых успехов уже на третий день. Многие детишки начинают засыпать самостоятельно через неделю (в отдельных случаях через две недели).

 

Если ребенок вылезает из кроватки, можно:

установить барьер в дверном проеме детской комнаты;

каждый раз относить малыша обратно в детскую кроватку (хорошо работает ночью);

пользоваться методом открытой или закрытой двери:

• будет ли дверь открыта или закрыта – зависит только от ребенка, и он должен это понимать;

• если малыш остается в кроватке, то дверь оставляется открытой (или приоткрытой);

• если он вылезает из кроватки, то дверь закрывается;

• закрыв дверь, вы пережидаете пару минут и потом возвращаетесь в детскую комнату;

• в случае если малыш снова вылез из кроватки, вы повторяете свои действия, и так до тех пор, пока он не останется в постели…

Наиболее частые причины детских страхов и ночных кошмаров:

испугавшие ребенка события, конфликты или проблемы прошедшего дня;

детские фантазии;

внушающие страх сказочные персонажи или герои мультфильмов;

внушающие страх события, увиденные по телевизору (пожар, война, драка, убийство и пр.);

боязнь темноты;

резкие звуки (для новорожденных младенцев);

боязнь посторонних людей (для малышей с 7-8 месяцев);

страх из-за отсутствия мамы;

конфликты в семье;

болезнь одного из членов семьи;

страх наказания;

«школьные» страхи;

запугивание со стороны родителей;

чрезмерная опека со стороны родителей;

тревожные, боязливые родители.

 

Как можно помочь испытывающему страх малышу:

разберитесь с собственными страхами и проблемами;

прекратите пугать или чрезмерно опекать ребенка;

выясните причину страха и примите ее всерьез, даже если она связана с детской фантазией;

заверьте малыша, что всегда будете защищать его;

помогите преодолеть страх с помощью игры, рисования, проигрывания вызвавшей страх ситуации;

если малыш боится темноты, оставьте включенным ночник и не оставляйте его одного в темном помещении;

если дело в страшных сказочных персонажах, не читайте больше сказок с их присутствием и придумайте новую историю, превратив злых персонажей в добрых;

следите за тем, что ребенок смотрит по телевизору;

повышайте самооценку малыша, хвалите его, способствуйте развитию его самостоятельности;

читайте ребенку целебные сказки и истории (см. приложение этой книги) или сочиняйте их сами.

Приложение

Колыбельные

Баю-баюшки-баю

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок,

Он ухватит за бочок.

Он ухватит за бочок

И потащит во лесок,

Под ракитовый кусток.

К нам, волчок, не ходи,

Ты, собаченька, не лай.

О бай-бай-бай!

Ты, собаченька, не лай,

Нашу Машу не пугай.

Бай-бай-бай-бай,

Ты, собаченька, не лай.

Петушок, не кричи,

Нашу Машу не буди!

Спи, дитя, усни!

Сладко спи, ребенок мой,

Глазки поскорей закрой,

Баю-баю, птенчик – спать,

Будет мать тебя качать,

Папа сон оберегать.

Уж ты, котинька-коток

Уж ты, котинька-коток,

Уж ты, серенький бочок,

Приди, котя, ночевать,

Мово детку покачать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кувшин молока

Да кусок пирога.

Спят усталые игрушки

(из телепередачи «Спокойной ночи, малыши!»)

Спят усталые игрушки, книжки спят,

Одеяла и подушки ждут ребят.

Даже сказка спать ложится,

Чтобы ночью нам присниться.

Ты ей пожелай: «Баю-бай!».

В сказке можно покататься на луне

И по радуге промчаться на коне,

Со слоненком подружиться

И поймать перо жар птицы,

Глазки закрывай: баю-бай!

Обязательно по дому в этот час

Тихо-тихо ходит Дрема возле нас.

За окошком все темнее,

Утро ночи мудренее,

Глазки закрывай: баю-бай!

Баю-бай, должны все люди ночью спать.

Баю-баю, завтра будет день опять.

За день мы устали очень,

Скажем всем: «Спокойной ночи!»

Глазки закрывай: баю-бай!

Над лесною спаленкой

(из кинофильма «Человек родился»)

Над лесною спаленкой

Огоньки последние,

Спят медведи маленькие,

Спят медведи средние.

Только самый крошечный

Жмурит глазки-бусинки,

Он – как ты, хорошенький

И, как ты, малюсенький.

Огоньки не светятся

Над лесною спаленкой,

Спит сынок медведицы,

Спи и ты, мой маленький.

Колыбельная Светланы

(из кинофильма «Гусарская баллада»)

Лунные поляны,

Ночь, как день, светла.

Спи, моя Светлана,

Спи, как я спала.

В уголок подушки

Носиком уткнись.

Звезды, как веснушки,

Мирно светят вниз.

Лунный сад листами

Тихо шелестит.

Скоро день настанет -

Что-то он сулит?

Догорает свечка,

Догорит дотла.

Спи, мое сердечко,

Ночь, как день, светла.

Сон приходит на порог

(из кинофильма «Цирк»)

Сон приходит на порог,

Крепко, крепко спи ты!

Сто путей, сто дорог

Для тебя открыты.

Все на свете отдыхает:

Ветер затихает,

Небо спит, солнце спит

И луна зевает.

Небо спит, солнце спит

И луна зевает.

Чтобы завтра рано встать

Солнышку навстречу,

Надо спать, крепко спать,

Милый человечек!

Спит зайчонок и мартышка,

Спит в берлоге мишка,

Дяди спят, тети спят,

Спи и ты, малышка!

Дяди спят, тети спят,

Спи и ты, малышка!

Тишину стерегут фонари

(из кинофильма «Фантазии Веснухина»)

Тишину стерегут фонари,

Все дела, все печали забыты,

Спи, малыш, спи, малыш, до зари,

Улыбаясь во сне и прощая обиды.

Припев:

Приходит ночь бесшумною тропою,

Чтоб одолеть тревогу и усталость,

Чтоб забылось все плохое,

Чтоб забылось все плохое,

А хорошее осталось.

Ты не верь, что при свете луны,

В час, когда дремлют звезды над крышей,

В дверь стучат ворчуны-колдуны:

Это вышли из нор боязливые мыши.

Припев.

Добрый свет звезды льют с высоты,

Спи, малыш, ни о чем не тревожась,

Ночь пришла, чтобы спали цветы,

Чтоб асфальт отдохнул от машин и прохожих.

Припев.

Колыбельная песенка

(М. Пожарова)

Серый козленок,

Желтый утенок,

Песик лохматый,

Котик усатый,

Ежик-иглун,

Зайка-скакун -

К нам приходите,

Сон приводите.

Баю-баю детку мою!

Встаньте, зверюшки,

Ближе к подушке:

Лапки рядком,

Хвостик с хвостом,

Сон посередке,

Тихий и кроткий.

Баю-баю детку мою!

Колыбельная песня

(М. Лермонтов)

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки-баю.

Тихо смотрит месяц ясный

В колыбель твою.

Стану сказывать я сказки,

Песенку спою,

Ты ж дремли, закрывши глазки,

Баюшки-баю.

Спи, мой мальчик!

(В. Брюсов)

Спи, мой мальчик!

Птицы спят,

Накормили львицы львят;

Прислонясь к дубам, заснули

В роще робкие косули;

Дремлют рыбы под водой;

Почивает сон седой.

Только волки, только совы

По ночам гулять готовы,

Рыщут, ищут, где украсть,

Разевают клюв и пасть.

Ты не бойся – здесь кроватка,

Спи, мой мальчик, мирно, сладко.

Спи, как рыбы, птицы, львы,

Как жучки в кустах травы,

Как в берлогах, норах, гнездах

Звери, легшие на роздых…

Вой волков и крики сов,

Не тревожьте детских снов!

Люли-люли-люленьки

Люли-люли-люленьки!

Где вы, где вы, гуленьки?

Прилетайте

На кровать,

Начинайте

Ворковать.

Люли-люли-люленьки,

Прилетели гуленьки!

Сели в изголовье.

Спи на здоровье!

Баю-баюшки-бай-бай!

Поди, бука, под сарай.

Баю-баюшки-бай-бай!

Поди, бука, под сарай,

Мово Ваню не пугай.

Я за веником схожу,

Тебя, бука, прогоню.

Поди, бука, куда хошь,

Мово Ваню не тревожь!

Ходит сон у окон

Ходит сон у окон,

Бродит дрема возле дома,

И глядят – все ли спят.

Раздень меня, разуй меня,

Уложи меня, укрой меня,

А засну я сам.

Уж как сон ходил по лавке

Уж как сон ходил по лавке,

Дрема по полу брела,

Дрема по полу брела,

К нашей Маше забрела,

К ней в кроватку забрела,

На подушку прилегла,

На подушку прилегла,

Машу ручкой обняла.

Спи, моя радость, усни

(из телепередачи «Спокойной ночи, малыши!»)

Спи, моя радость, усни!

В доме погасли огни,

Птички затихли в саду,

Рыбки уснули в пруду.

Месяц на небе блестит,

Месяц в окошко глядит.

Глазки скорее сомкни,

Спи, моя радость, усни!

В доме все стихло давно,

В погребе, в кухне темно,

Дверь ни одна не скрипит,

Мышка за печкою спит.

Кто-то вздохнул за стеной,

Что нам за дело, родной?

Глазки скорее сомкни,

Спи, моя радость, усни!

Сладко мой птенчик живет,

Нет ни тревог, ни хлопот,

Вдоволь игрушек, сластей,

Вдоволь веселых затей.

Все-то добыть поспешишь,

Лишь бы не плакал малыш.

Вот бы так было все дни!

Спи, моя радость, усни!

Колыбельная песня

(Г. Галина)

Котик песенку поет

В уголке у печки,

Мой сыночек спать идет,

Догорели свечки.

Котик песенку поет,

Ждет сынка кроватка,

Скоро мальчик мой уснет

На кроватке сладко!

Ночка темная уйдет,

Снова утро будет,

Котик песню допоет,

Котик нас разбудит.

Выйдет солнышко опять,

В окна к нам заглянет,

И сыночек мой гулять

Собираться станет.

Спи, мой мальчик

(из кинофильма «Цирк»)

Спи, мой мальчик, сладко, сладко.

Спи, мой птенчик, спи, малыш.

Спят игрушки, спят лошадки,

Только ты один не спишь.

Месяц уж не раз глядел в окошечко.

Скоро ли заснет моя крошечка?

Спи, мой мальчик, спи, мой зайчик,

Ай, баю, баю, бай, бай.

Месяц ходит высоко.

Светят звезды далеко.

В этот синий, синий свет,

Где ни слез, ни горя нет,

Сердце хочет улететь от бед.

Светят звезды высоко.

Спрячу слезы глубоко.

Если б мне достать рукой

Ваш серебряный покой.

Звезды очень далеко.

Спи, мой мальчик, усни.

Крепко глазки сомкни.

Спи, мой мальчик, баюшки, баю.

Колыбельная медведицы

(из мультфильма «Умка»)

Ложкой снег мешая,

Ночь идет большая,

Что же ты, глупышка, не спишь?

Спят твои соседи – Белые медведи,

Спи скорей и ты, малыш!

Мы плывем на льдине,

Как на бригантине,

По седым суровым морям.

И всю ночь соседи -

Звездные медведи

Светят дальним кораблям.

Голубые глазки

(из кинофильма «Бедная Маша»)

Голубые глазки,

Розовые ушки,

Едешь ты в коляске,

В ручках погремушки.

Припев:

Значит, вот какая штука:

Подарила дочка внука.

Спи, мой внучек, засыпай

Спи, мой внучек, спи, мой внучек,

Баю, баю, баю, бай.

Спи, мой внучек, спи, мой внучек,

Спи, мой внучек, засыпай.

Будешь астронавтом

Или же артистом,

Ну а лучше б стал ты

Виолончелистом.

Припев.

Мы, любимый внучек,

За тебя в ответе.

Должен быть ты лучше

Всех детей на свете!

Припев.

Ребенку

(О. Ладыжевский)

Спать пора!

Шалил ты много,

Поцелуй еще меня,

И с тобой заснет тревога

Угасающего дня.

Все заснут, твоя лошадка

Деревянная заснет,

В спальне светится лампадка -

В спальне бабушка нас ждет.

Ты устал, семья родная

Будет сон твой сторожить,

Будет бабушка седая

Внуку сказку говорить.

А когда с лучом рассвета

Прибежишь ко мне ты вновь,

Лепет детского привета

Встретит ласку и любовь.

Вечерний хоровод

(С. Черный)

Добрый вечер, сад-сад!

Все березы спят-спят,

И мы скоро спать пойдем,

Только песенку споем.

Толстый серый слон-слон

Видел страшный сон-сон,

Как мышонок у реки

Разорвал его в клочки.

А девочкам, динь-дон,

Пусть приснится сон-сон,

Полный красненьких цветов

И зелененьких жучков!

До свиданья, сад-сад!

Все березки спят-спят,

Детям тоже спать пора -

До утра!

Спать пора

(П. Воронько)

Спать пора,

Наступает ночка,

Ты устала, дочка.

Ножки бегали с утра,

Глазкам спать давно пора.

Ждет тебя кроватка,

Спи, дочурка, сладко.

Игровой массаж на ладошке «Сорока, сорока…»

Сорока, сорока

каждой строчкой чертите указательным пальцем кружок на ладошке ребенка)

Кашку варила,

Кашку варила,

Деток кормила:

Этому дала

(загибаете большой пальчик малыша),

Этому дала

(загибаете указательный пальчик),

Этому дала

(загибаете средний пальчик),

Этому дала

(загибаете безымянный пальчик),

А этому не дала

(качаете из стороны в сторону мизинчик),

И он полетел – чив, чив, чив.

(Тянете за мизинчик всю руку наверх.)

 

Игровой массаж на спинке «Рельсы, рельсы…»

Рельсы, рельсы,

(проводите краем ладони линии вдоль спинки малыша),

Шпалы, шпалы

(проводите краем ладони линии поперек спинки),

Едет поезд запоздалый

(притрагиваетесь к спинке попеременно ладошкой и кончиками пальцев, продвигаясь вперед).

Из последнего окошка Посыпался горошек

(притрагиваетесь к спинке попеременно разными кончиками пальцев, быстро чередуя их).

Пришли куры – поклевали (трогаете спинку кончиками ногтей),

Пришли гуси – пощипали (щиплете спинку),

Пришел слон – все помял, (мнете спинку руками),

Пришел дворник – все подмел, («подметаете» спинку пальцами), Поставил стул

(опираетесь на спинку кулаком),

Поставил стол

(опираетесь на спинку ладонью),

Пришел директор магазина («шагаете» по спинке пальцами)

И стал писать письмо: «Дорогая дочка…

(«пишете» на спинке от одного бочка до другого).

Точка, точка.

(кончиками указательных пальцев трогаете бока малыша – два раза, по разу на каждую точку).

Шлю тебе чулочки… (опять «пишете»).

Точка, точка.

(опять кончики указательных пальцев на бока).

А чулочки не простые.

(«пишете»).

Точка, точка.

(«бока»).

У них пятки золотые. («пишете»).

Точка, точка…» («бока»).

Потом он пошел на почту

(«шагаете» по спинке пальцами),

Поставил штамп

(опираетесь на спинку кулаком).

И опустил в почтовый ящик…

(Засовываете руку за ворот пижамы малыша и

щекочете его.)

 

Игра с пальчиками

(Вы показываете малышу на ваших пальцах, он повторяет за вами на своих пальчиках.) Этот пальчик – дедушка,

(Разгибаете большой палец и качаете его из стороны в сторону большим и указательным пальцем другой руки.) Этот пальчик – бабушка, (То же с указательным пальцем.) Этот пальчик – папочка, (Средний палец.) Этот пальчик – мамочка, (Безымянный палец.) Этот пальчик – это я, (Мизинец.) Вот и вся моя семья.

(Растопырив пальцы, поворачиваете кисть руки поочередно налево и направо.)

Целебные истории и сказки

1. В ситуации, которая кажется малышу неразрешимой

 

ДВЕ ЛЯГУШКИ

(Какая бы проблема ни мучила малыша, эта сказка поможет ему понять, что если иметь достаточно терпения и настойчивости, то из любой ситуации можно найти выход.)

Жили-были две лягушки. Однажды они прыгали по столу в поисках съестного и случайно запрыгнули в кувшин с молоком. Как ни пытались они выбраться оттуда, ничего не получалось: горлышко кувшина было узким и скользким, а под ногами у лягушек было только жидкое молоко, в котором они бултыхались, с силой перебирая лапками.

Скоро они устали, и у них почти не осталось сил. Тогда одна лягушка говорит:

– Эх, все равно нам не выбраться отсюда, какой смысл бороться?

– Нет, – отвечает другая, – я так быстро не сдамся. Глядишь, и придет откуда-нибудь подмога.

Побултыхались еще немного. Первая лягушка совсем выбилась из сил.

– Я больше не могу! – опять заныла она. – Да и зачем? Все равно бесполезно.

С этими словами она сложила лапки и пошла ко

дну.

Вторая же лягушка не хотела сдаваться и из последних сил колотила по молоку уставшими лапками. Вдруг ей стало казаться, что она чувствует внизу что-то твердое. Лягушка забултыхалась еще сильнее, и чем дольше она делала это, тем тверже становилось молоко под ее лапками – сама того не зная, она взбила его, превратив в масло! Имея опору под ногами, ей не стоило больших усилий выпрыгнуть из кувшина.

Вспомнив о своей подруге, лягушка подумала:

– Ах, как жаль! Если бы у тебя оказалось чуточку больше терпения!

 

ИСТОРИЯ О МОРЕХОДЕ

(Эта история поможет ребенку после события, означающего для него большую потерю, – развод родителей, переезд в другой город, пожар и пр.)

Единственный человек, переживший крушение корабля, был выброшен на пляж маленького необитаемого острова. Он усердно молил Бога вызволить его из этой беды. Каждый день он смотрел на горизонт в поисках корабля, который мог бы его спасти, но помощь не приходила.

С большим трудом мореход построил маленькую хижину из деревянных досок, выброшенных волнами на песок. Свои жалкие пожитки он разместил в хижине и по-прежнему с надеждой смотрел на горизонт. На острове ему почти не удалось найти съедобных плодов, а рыбачить он не особо умел.

Через несколько дней, возвращаясь к своему скромному жилищу, мореход обнаружил, что оно охвачено огнем. Черный столб дыма поднимался в небо.

– О Господи! За что ты так наказываешь меня?! – воскликнул он в отчаянии и печали.-Яитакпоте-рял все, а сейчас ты отбираешь у меня последнее!

Обессилев от горя, мореход лег на песок и заснул. Разбудил его гудок корабля, приближавшегося к его острову. Корабль пришел, чтобы спасти его!

– Как же вы нашли меня? – удивился мореход.

– Мы увидели твой дымовой сигнал, – ответили ему с корабля.

2. Если ребенок страдает, что слишком слаб, мал и пр. (например, при конфликте со старшими детьми в школе или во дворе)

 

ДУБ И ТРАВИНКА

(Послушав эту сказку, малыш поймет, что внешнее проявление силы – не всегда преимущество. Есть ситуации, в которых сильнее оказывается маленький и слабый.)

На открытом солнечном пригорке росли дуб и травинка. Дуб был высоким и крепким, он с гордостью шелестел своей листвой, вытягивая ветви навстречу солнцу. Травинка же была маленькой, тоненькой и хрупкой. Дуб высокомерно взирал на нее с высоты и смеялся над ней:

– Какая же ты маленькая и слабенькая! Тебя и разглядеть трудно с моей высоты. Посмотри на мой толстый ствол, на мои могучие ветви: мне не страшны никакие бури и непогоды. А ты, бедняга, гнешься при самом легком дуновении ветра. Никакой гордости, никакой силы.

Однажды на пригорок налетел страшный ветер. Он гнул крепкие ветви дуба, срывал с них листья. Он пригибал травинку до самой земли. Дуб опять смеялся над травинкой:

– Смотри, какой я сильный! Не то что ты!

Но ветер становился все сильнее и постепенно перерос в настоящий ураган. Одним порывом он вырвал дуб вместе с корнями из земли и повалил его.

Когда буря успокоилась, лежащий на земле дуб увидел прямо перед собой все ту же маленькую травинку. Она распрямилась, стряхнула с себя капельки дождя и ласково улыбнулась.

 

ХИТРЫЙ ЗАЯЦ

(Эта сказка покажет ребенку, что сила ума важнее силы физической и что тот, у кого есть ум и сообразительность, может одержать верх в любой ситуации.)

Жил-был заяц. Он любил грызть траву на лужайке около речки и приходил туда каждый день. Однажды на лужайку пришел огромный слон. Увидев зайца, он протрубил:

– Уходи отсюда, косой! Я хочу здесь пастись. Когда мы – большие – появляемся, вы – маленькие – должны уходить.

Заяц поскакал дальше, в сторону реки. Там росли кусты и сочная, высокая трава. Зайчик начал грызть ее, как вдруг из реки на лужайку вылез толстый бегемот и закричал:

– Убирайся отсюда, заяц! Я хочу есть здесь траву. Когда мы – большие – приходим, вы – маленькие – должны уходить.

«Ну погодите, глупые звери, – подумал зайка. – Я вам покажу, кто из нас сильней». Он поскакал дальше и вернулся с толстой веревкой. Показав ее слону, он сказал:

– Могучий слон, хочешь помериться со мной силами? Посмотрим, кто кого перетянет.

Слон от удивления чуть не подавился охапкой листвы во рту. Он взял в хобот один конец веревки, а заяц ухватился за другой и попрыгал за кусты – туда, где пасся бегемот.

– Могучий бегемот, – обратился он к тому. – давай померимся силами. Интересно, кто кого перетянет.

Бегемот чуть не подавился охапкой травы, настолько удивило его предложение зайца. Он зажал конец веревки между зубами.

– Я побегу за кусты, – сказал заяц. – Там другой конец веревки. Тяни, когда я скомандую.

Зайчик доскакал до кустов, спрятался там и громко крикнул:

– Тяни!

Слон и бегемот начали изо всех сил тянуть веревку. Они упирались ногами, топали и сопели, но ни один из них не смог перетянуть ее на свою сторону. Наконец они так устали, что оба одновременно выпустили веревку и в изнеможении опустились на землю. Заяц выскочил к бегемоту:

– Эй ты, увалень! – закричал он. – Что, я так же силен, как ты, или нет?

Потом он поскакал к слону:

– Эй, громила! Убедился, что я не слабее тебя?

С тех пор зайчик ел траву на лужайке сколько хотел. Слон объедал неподалеку листву с кустарников, бегемот жевал траву рядом с ним, и еды с лихвой хватало на всех.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 319; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.196.150 (0.011 с.)