Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специальности 080507 Менеджмент организации»

Поиск

Методические указания

по выполнению курсовой работы дисциплины:

«МАРКЕТИНГ»

Специальности 080507 Менеджмент организации»

Специализация «Управление персоналом»

 

 

Екатеринбург

2010 год

Курсовая работа является завершающим этапом изучения дисциплины «Маркетинг» для студентов заочной формы обучения специальности:

080507 «Менеджмент организации» и является самостоятельной реферативно-аналитической работой. Методические указания составлены в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего и среднего образования и учебным планом специальности 080507 «Менеджмент организации» специализация «Управление персоналом».

 

Составитель:

И.В. Полушкина преподаватель кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

 

 

Методические указания одобрены на заседании кафедры «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» ________________

2007 года, протокол № __________.

 

Заведующая кафедрой Н.Н. Илышева ______________

 

АНОТАЦИЯ

 

Курсовая работа, самостоятельная работа студента, направленная на закрепление и углубление знаний по дисциплине «Маркетинг».

Методические указания предназначены для студентов, выполняющих работу по данным конкретной организации (предприятия), относящейся к сфере материального производства или к сфере услуг (за исключением бюджетных отраслей, банковских и страховых услуг).

В основу курсовой работы должны быть положены исследования экономических ресурсов и финансовых результатов деятельности производственной единицы (предприятия, цеха и др), формирование по результатам его деятельности дальнейшей производственной (или) финансовой стратегии.

В качестве источников информации для конкретного предприятия (хозяйствующего субъекта) выступают:

1. Производственные показатели работы предприятия (планы, бюджеты, производственная программа и др.) за календарный год.

2. Затраты на производство (реализацию) продукции.

3. Отчёт о прибылях и убытках.

4. Отчет о движении денежных средств

5. Объем выпускаемой продукции и объемы реализации.

6. Анкетирование.

Следует отметить, что любой хозяйствующий субъект вправе самостоятельно разрабатывать для внутреннего использования любые формы отчётности, поэтому перечисленные выше. Характеристики планово-отчётной документации могут трактоваться на предприятии несколько иначе.

 

ЗАДАЧИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ И ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К НЕЙ

Курсовой работа является итоговым этапом изучения дисциплины «Маркетинг».

Выполнение курсовой работы преследует цели:

1. Привить студентам навыки самостоятельного анализа полученных по какой-то проблеме исходных данных. В данном случае ставится задача анализа материалов, собранных на производственной практике.

2. Научить студентов систематизировать, закреплять и расширять теоретические знания и творчески применять их для решения конкретных задач.

3. Развить умение составлять отчет об исследованиях, правильно оформлять работу, сочетая текстовое изложение с использованием таблиц, диаграмм, графиков и схем.

К курсовой работе предъявляются следующие требования:

- в работе должно быть продемонстрировано умение студента классифицировать потребности, типы рынков, применяемые в реальной ситуации методы планирования, ценообразования, управленческие структуры, методы распределения продукции;

- курсовая работа должна свидетельствовать об умении нахождения студентом решений, проблем, выявляемых в результате анализа;

- курсовая работа должна свидетельствовать об умении студента логично, грамотно, концентрированно излагать свои мысли, и при необходимости уметь их иллюстрировать таблицами, схемами, графиками.

Ориентировочно объем курсовой работы 40-60 страниц.

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа может состоять из трех разделов.

Первый раздел (обзорный) может быть посвящен состоянию дел во внешней среде предприятия.

Второй раздел (аналитический) посвящается анализу внутренней среды предприятия.

Третий раздел (практический) должен содержать набор предлагаемых решений, их обоснование и описание.

 

2.1. Содержание и порядок выполнения работ первого раздела

Этот раздел должен дать представления о тенденциях мирового, российского и регионального рынков продукции, изготавливаемой предприятием.

2.1.1. Эта информация может быть получена студентом из периодической печати, специальных исследований, если таковые имеются, профильных журналов. В зависимости от объема имеющейся в печати маркетинговой информации, по согласованию с руководителем курсового проекта могут быть более или менее подробно освещены различные масштабы и сегменты рынка.

Главная цель выполнения этого раздела научить студента
самостоятельно получать вторичную маркетинговую информацию о внешней
среде. *

2.1.2. Следует ' классифицировать рынок по типу конкурентной структуры, если имеется информация о конкурентах.

2.1.3. Описать всех известных конкурентов, их возможности в настоящем и будущем.

2.2. Содержание и порядок выполнения второго раздела работы

2.2.1. Дать краткое описание технологического процесса, состава оборудования, количества работающих исследуемого производственного объекта.

2.2.2. Привести экономическую информацию: сортамент, себестоимость, объем продаж, размер прибыли за первое полугодие исследуемого года.

2.2.3. Классифицировать потребности, удовлетворяемых продукцией исследуемого объекта.

2.2.4. Привести характеристики качества продукции и,,по возможности, сопоставить с качеством продукции отечественных и зарубежных конкурентов.

2.2.5. Проанализировать динамику цен на продукцию исследуемого объекта, по возможности, сравнив ее с динамикой цен конкурентов и дать оценку ценовой политики предприятия.

2.2.6. Описать систему распределения продукции, классифицировать каналы распределения, оценить рациональность товародвижения.

2.2.7. Проанализировать систему стимулирования, в том числе рекламную деятельность, личные продажи, стимулирование продаж.

2.2.8. Дать описание и оценку существующей маркетинговой деятельности включая:

- исследование рынка;

- ценообразование;

- распределение продукции*.

- стимулированиё сбыта.

2.2.9. Описать и оценить организационную структуру маркетинговой службы, а если таковой нет, то выявить какие службы несут на себе маркетинговые функции.

 

 

2.3. Содержание и порядок выполнения работ третьего раздела

2.3.1. Предложить набор задач по исследованию рынка, сформулировать цели каждого исследования и разработать поэтапно процедуры проведения каждого исследования.

2.3.2. По каждому из видов выпускаемой продукции составить перечень характеристик качества, по которым могут быть осуществлены улучшения и произвести мероприятия, обеспечивающие эти улучшения.

2.3.3. Внести и обосновать предложения по разработке новых видов продукции с приведением идеи и концепции по каждому виду.

2.3.4. Дать предложения по увеличению доли рынков, на которых действует предприятие с использованием всех инструментов маркетингового комплекса.

2.3.5. Дать предложения по проникновению на новые рынки, если это возможно, благодаря освоению новой продукции, либо новому применению выпускаемой в настоящее время.

2.3.6. Сформулировать и обосновать направления совершенствования системы' распределения продукции, обратив особое внимание на возможность создания маркетинговой сети.

2.3.7. На основании анализа ценовой политики предприятия, выполненного в первом разделе, дать рекомендации по ее усовершенствованию.

2.3.8. Предложить мероприятия по повышению эффективности товародвижения (снижению затрат, повышению точности во времени, уменьшению потерь при транспортировке).

2.3.9. Дать рекомендации по организации послепродажного обслуживания, если таковое возможно.

2.3.10. Разработать мероприятия по стимулированию сбыта (реклама, выставки, пропаганда, личные продажи).

2.3.11. Дать предложения по совершенствованию организации маркетинговой деятельности и изменению организационной структуры маркетинговой службы.

2.3.12. Изложить соображения по организации финансирования маркетинговой деятельности и стимулированию работников, участвующих в ней.

При выполнении работ третьего раздела может оказаться, что не по всем перечисленным направлениям у автора курсовой работы имеются предложения. Например, может не оказаться предложений по созданию новой продукции или организации послепродажного обслуживания. Это вполне допустимо, так как перечень, приведенный в методических указаниях, является факультативным.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Общие положения

Выполнение курсовой работы по «Общему менеджменту» является завершающим этапом в изучении данной дисциплины. Данная работа должна являться самостоятельной и законченной научной работой студентов и отражать приобретенные ими практические навыки и результаты исследования по общим и специальным разделам общего менеджмента в рамках выбранной темы.

При написании курсовой работы студент должен:

¨ ставить и формулировать научную проблему;

¨ уметь работать с литературой и Интернет ресурсами;

¨ анализировать нормативные, статистические, отчетные документы;

¨ применять знания в области менеджмента при анализе и решении конкретных управленческих проблем предприятия и организации;

¨ формулировать выводы по полученным результатам;

¨ оформлять результаты своего исследования;

¨ защищать свою курсовую работу;

Руководство и контроль за ходом работы, а также рецензирование и организация защиты курсовой работы возлагается на преподавателя кафедры, читающего данный предмет студентам.

Подготовка курсовой работы

Этапы процесса выполнения курсовой работы:

1. Выбирается тема курсовой работы;

2. Составление и согласование плана работы с руководителем, выбор организации, на примере которой будет выполняться курсовая работа;

3. Подбор и изучение литературы, сбор необходимой теоретической информации необходимой для написания курсовой работы;

4. Изучение методики анализа по проблеме исследования и применения этой методики в ходе практического исследования;

5. Сбор и анализ практических данных об управленческой деятельности предприятия, организации или проведение исследования и формулирование основных выводов деятельности предприятия (в соответствии с выбранной темой);

6. Обработка и систематизация полученных данных, формулирование основных теоретических и практических положений, обоснование выводов, разработка предложений;

7. Оформление курсовой работы согласно требованиям указанным в пункте 3.4;

8. Сдача курсовой работы руководителю на проверку;

9. Защита научно-исследовательской (курсовой) работы.

 

3.3. Структура и содержание курсовой работы

Курсовая (научно-исследовательская) работа состоит из следующих структурных частей:

1. Титульный лист.

2. Оглавление (Содержание).

3. Введение.

4. Основная часть, разбитая на главы и параграфы.

5. Заключение.

6. Библиографический список.

7. Приложения.

На титульном листе последовательно, сверху вниз, помещаются следующие реквизиты:

- наименование университета;

- название работы;

- обозначение характера работы и учебного предмета. Например, «Курсовая работа по общему менеджменту»;

- фамилия и инициалы студента, курс, номер группы;

- ученая степень, должность, фамилия и инициалы научного руководителя;

- место (город) и год написания работы.

Тема должна быть указана без кавычек и без слова «Тема» (см. Приложение 1). Титульный лист не нумеруется.

Оглавление (Содержание) отражает содержание и структуру работы, помещается после титульного листа. Названию каждого раздела работы справа, у границы правого поля, соответствует номер страницы, с которой он начинается в тексте. Страница оглавления также не нумеруется (см. Приложение 2).

Введение – наиболее ответственная часть курсовой работы. Во введении обозначается актуальность работы (выбранной темы), степень изученности ее в литературе.

Актуальность – обязательное требование к любой научно-исследовательской работе, это обоснование выбора темы, ее правильное понимание и оценка с точки зрения своевременности и социально-экономической значимости.

Во введении обязательно должны быть указана цель, которая, как правило, носит практический характер. Она должна затрагивать практические аспекты выбранной проблемы. Примерами целей может быть:

· анализ функций менеджмента в практике конкретного предприятия или отрасли;

· выявление характеристик организаций различного типа, влияния факторов внешней и внутренней среды на функционирование организации;

· проектирование критериев эффективности предприятий (учреждений) в зависимости от целей и задач;

· определение способов, методов корректировки и проектирования новых организационных структур;

· выявление направлений повышения эффективности организаций;

· выявление причин изменений; определение способов и методов планируемых изменений;

· анализ и управление различными видами ресурсов;

· разработка и реализация различных типов политик на предприятии (инновационной, стратегической, кадровой, маркетинговой и т.д.).

 

Соответственно целям формулируются конкретные задачи (3-5 задач), которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Обычно задачи излагаются в форме перечисления (изучить…, описать…, установить…, выявить…, вывести формулу…, разработать методику… и т. п.). Формулировки задач необходимо делать тщательно, так как описание их решения примерно составляет содержание глав курсовой работы. При определении задач курсовой работы важно учесть, что они являются ни чем иным как этапами в достижении поставленной цели. Например, если тема работы – Мотивация и стимулирование персонала в организации (на примере к-л организации), то целью работы может быть – разработка

практических рекомендаций по совершенствованию мотивации и стимулированию персонала в организации (выбранной).

Примером для достижения поставленной цели можно выделить следующие задачи:

• Обобщить источники литературы, освещающие вопросы мотивации и

стимулирования персонала.

• Провести анализ практики использования методов мотивации и стимулирования в выбранной организации.

• Сформулировать практические рекомендации по совершенствованию

мотивации и стимулирования персонала выбранной организации.

Объектом исследования может являться любая организация, предприятие, фирма, отдел, служба и пр. где студент может получить практическую информацию по теме курсовой работы и, возможно, в дальнейшем будет проходить управленческую, экономическую, преддипломную практику.

Предмет курсового исследования, как правило, совпадает с целью работы и связан с ней. К примеру, это может быть система мотивации и стимулирования персонала выбранной организации.

Слова цель, задача, объект и предмет выделяются курсивом.

В основной части работы решаются задачи, поставленные во введении, основная часть делится на главы и параграфы. Учитывая особенности выбранной для примера темы, целесообразно придерживаться следующей структуры основной части курсовой работы:

1. Характеристика и особенности планирования в системе менеджмента.

1.1. Стратегическое планирование в управлении.

1.2. Текущее планирование.

2. Анализ планирования в системе управления организацией «……».

2.1. Характеристика организации «…….» как объекта исследования.

2.2. Анализ стратегических и текущих планов в организации «……».

Основная часть работы может состоять из 2-3 глав, которые можно, в свою очередь, разделить на пункты. Названия глав и параграфов не должны дублировать название темы курсовой работы.

Главы и параграфы необходимо соотносить друг с другом по объему представленного материала. Оптимально равное соотношение объемов разделов и параграфов. Объем параграфов не должен превышать объема любой из глав работы. Главы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всей основной части, а параграфы в пределах главы.

Главы и параграфы должны иметь заголовки, отражающие их содержание.

Теоретическая глава не должна существенно превышать практическую главу. Объем ее 10-12 страниц. В теоретической главе (она может состоять из двух трех параграфов) на основе изучения и анализа литературы по данной теме дается характеристика и оценка состояния теории по изучаемой проблеме, анализ авторских подходов и обоснование своей точки зрения. В этой же главе анализируются теоретические положения, статистические материалы, справочная литература по выбранной теме.

В теоретическом разделе также отражается логика теоретических разработок по выбранной теме, на основании которой и проводится анализ объекта управления. Таким образом, теоретический раздел является концептуальной основой для выполнения следующих разделов.

В аналитико-практической главе излагаются прикладные аспекты исследуемой проблемы на примере какого-либо объекта исследования. В качестве объекта исследования, как мы уже говорили, чаще всего фигурирует предприятие (организация).

Цель аналитико-практического раздела является рассмотрение характеристики объекта и системы управления, а также обоснование предложений по устранению выявленных недостатков, внедрению новых подходов, новых технологий и т.д. Аспектами характеристики изучаемого объекта могут являться:

· в целом организации различного типа;

· структурные подразделения организации;

· виды ресурсов;

· функции управления;

· отдельные функции управления, направленные на взаимодействие организации (предприятия) на координацию и взаимодействие с субъектами внешней среды;

· состояние персонала, проблемы, характерные для персонала;

· руководители различных уровней предприятия;

· характеристика готовой продукции.

В исключительном случае, если у студента нет возможности собрать материал на местном предприятии. Можно воспользоваться материалами из практики, изложенными в периодической печати в частности в журналах: «Менеджмент», «Менеджмент в России и за рубежом», «Теория и практика управления», «Консультант директора», «Деловой квартал», «Эксперт», «Управление фирмой и другие издания. Возможно использование ресурсов с указанием адреса, сделав, например, сравнительный анализ, обобщение опыта и т. д. по теме курсовой работы.

Аналитико-практическая глава, в свою очередь, может состоять из двух трех параграфов. По объему аналитико-практическая часть должна составлять не менее половины курсовой работы.

Глава начинается с аналитического параграфа, где дается краткая характеристика исследуемого предприятия (или его структурного подразделения): профиль деятельности, местоположение, форма собственности, правовое положение. Для написания этой части работы анализируются Устав и учредительные документы изучаемой организации. В последующих параграфах в соответствии с целями и задачами, поставленными во введении, проводится подробный практический анализ выбранного аспекта управленческой деятельности исследуемой организации.

Анализ строится на базе собранной студентом статистической информации предприятия (организации). Объем аналитико-практической главы не меньше 15 страниц.

Заключение должно содержать выводы и обобщения, полученные в ходе работы. Должно быть кратким, четким, но вместе с тем отражать основные итоги по теории вопроса, по проведенному анализу и всем предлагаемым направлениям совершенствования исследуемой проблемы.

Библиографический список содержит наименование работ, источников (законов, различных документов, государственных стандартов, монографий, учебников и т.п.), которые студент использовал при написании работы. Для качественного и всестороннего изучения проблемы, рассматриваемой в работе, рекомендуется использовать отечественную и зарубежную литературу. Возможно использование Интернет-источников. Количество использованных источников и литературы в работе, как правило, должно быть не менее 30-40. Оформление биографической части опираются на:

· ГОСТ 7.9-1995 (ИСО 214-76). Реферат и аннотация. Общие требования.

· ГОСТ 7.12-1993. Сокращения русских слов и словосочетаний в библиографическом описании произведений печати.

· ГОСТ 7.82-2001 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления.

· ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.

· ГОСТ 7.0.5-2008 Библиографическая ссылка.

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части работы, помещают в приложении.

В приложения могут быть включены:

o материалы, дополняющие работу;

o промежуточные доказательства, расчеты;

o таблицы вспомогательных цифровых данных;

Методы менеджмента

№ п/п Область применения Тип метода
  Анализ ситуаций Системный анализ Метод написания сценария Методы сетевого планирования Функционально-стоимостной анализ Методы экономического анализа
  Генерирование идей Метод мозговой атаки Метод 6 — 3 — 5 Метод синектики Метод морфологического анализа Метод деловой игры

При переносе таблицы на следующую страницу следует повторить «шапку» таблицы и над ней поместить слова: Продолжение таблицы 1.1.. Если «шапка» громоздкая, допускается ее не повторять. В этом случае пронумеровывают столбцы таблицы и повторяют их нумерацию на следующей странице. При этом над таблицей обязательно помещаются слова Продолжение таблицы, а заголовок таблицы не повторяют.

Не допускается помещать в текст без ссылки на источник таблицы, данные которых уже опубликованы в печати.

Приложения

Иногда работа включает приложения, на которые делаются ссылки в тексте. В приложения обычно входят различные таблицы, графики, ксерокопии документов и т.п. Но данный раздел работы не является обязательным. Приложения следует оформлять как продолжение работы на ее последующих страницах, располагая приложения в порядке появления на них ссылок в тексте работы. Каждое приложение следует начинать с нового листа.

Приложения следует оформлять как продолжение работы на его последующих страницах, располагая приложения в порядке появления на них ссылок в тексте отчета. Если приложений немного (не более трех), следует их все перечислить в Содержании. Если много – на чистом листе следует написать прописными буквами слово ПРИЛОЖЕНИЯ и поместить эту страницу после списка литературы, пронумеровав ее. Именно эта страница указывается в Содержании, все остальные страницы приложения в оглавление не выносятся.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок, напечатанный большими или жирными буквами. В правом верхнем углу над заголовком прописными буквами печатается слово ПРИЛОЖЕНИЕ. Если приложений в отчете более одного, их следует нумеровать арабскими цифрами порядковой нумерацией.

Если в качестве приложения в отчете используется документ, имеющий самостоятельное значение и оформляемый согласно требованиям к документу данного вида, его вкладывают в отчет без изменений в оригинале. На титульном листе документа в правом верхнем углу печатают или пишут слово ПРИЛОЖЕНИЕ и проставляют его номер, астраницы, на которых размещен документ, включают в общую нумерацию страниц.

Правила записи числительных

Однозначные количественные числительные, если при них нет единиц измерения, пишутся словами. Многозначные количественные числительные пишутся цифрами, за исключением числительных, которыми начинается абзац, такие числительные пишутся словами. Числа с сокращенным обозначением единиц измерения пишутся цифрами. Например: 7 л, 24 кг. После сокращения «л», «кг» и т. п. точка не ставится.

Количественные числительные согласуются с именами существительными во всех падежных формах, кроме форм именительного и винительного падежей. Например: до пятисот сорока пяти рублей (род. п.), к двумстам шестидесяти девяти рублям (дат. п.), с четырьмястами пятнадцатью рублями (тв. п.) и т. д. Количественные числительные при записи арабским цифрами не имеют падежных окончаний, если они сопровождаются существительными. Например: на 20 страницах (не: на 20-ти).

Однозначные и многозначные порядковые числительные пишутся словами. Например: третий, тридцать четвертый, двухсотый. Порядковые числительные,входящие в состав сложных слов, в научных текстах пишутся цифрами. Например: 15-тонный грузовик, 30-процентный раствор.

В последние годы все чаще используется форма без наращения падежного окончания, если контекст не допускает двояких толкований, например: в 3% растворе. Порядковые числительные при записи арабскими цифрами имеют падежные окончания. В падежном окончании порядковые числительные, обозначенные арабскими цифрами, имеют:

a) одну букву, если они оканчиваются на две согласные, на "и" и на согласную букву: вторая – 2-я (не: 2-ая); пятнадцатый – 15-й (не: 15-ый или 15-тый);

b) две буквы, если оканчиваются на согласную и гласную буквы: седьмого – 7-го (не 7-ого); двадцать четвертому – 24-му (не 24-ому).

Аббревиатуры

В работах часто встречаются аббревиатуры – сокращения, усечения слов. В научных текстах кроме общепринятых буквенных аббревиатур используются вводимые их авторами буквенные аббревиатуры, сокращенно обозначающие какие-либо понятия из соответствующих областей знания. Первое упоминание таких аббревиатур принято указывать в круглых скобках после полного наименования, в дальнейшем они употребляются в тексте без расшифровки.

Не допускается сокращение слов или словосочетаний, если возможно различное понимание текста. Возможны следующие сокращения:

Ø принято сокращать слова «глава» – гл., «рисунок» – рис., «параграф» – п., «таблица» – табл., «страница» – с., «год» – г., «годы» – гг., если они употребляются с порядковыми числительными;

Ø сокращения набираются через один пробел: т. е., и т. п., и т. д., т. к.

Ø на протяжении всего текста все однотипные слова должны сокращаться единообразно или не сокращаться вовсе (например, недопустимо употреблять слово «год» в сокращенной форме, а слово «век» – в полной, или же в одном месте текста писать «то есть», а в другом – «т.е.»;

Ø неоднобуквенные графические сокращения никогда не удваиваются при перечислении, например: «в табл. 5, 6 и 10…»; а однобуквенные, как правило, удваиваются, например: «в пп. 5, 6 и 7 инструкции…», «в гг. Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Новоуральске»;

Ø если сокращенное слово относится к ряду чисел, имен, названий, оно не повторяется у каждого члена ряда («рис. 5, 6 и 7 показывают…», а не «рис. 5, рис. 6 и рис. 7 показывают…»; «интервалы в 5, 8 и 10 с», а не «интервалы 5 с, 8 с и 10 с»).

Ø порядковые числительные сокращаются так: 5-й (пятый), 5-я (пятая), 5-х (пятых), 5-го (пятого) и т.д. (но не 5-ый, 5-ая, 5-ых, 5-ого);

Ø сложные существительные и прилагательные с числительными в составе сокращаются следующим образом: 15-летний, 20-метровый и т.п. (неправильно: 15-тилетний, 20-тиметровый). Знаки №, §, % в тексте ставят только при цифрах. Эти знаки, кроме того, не удваиваются, когда они стоят при нескольких числах: № 5, 6, 7; § 1 и 2; 20, 30 и 50 %;

Ø не ставится знак номера перед порядковыми номерами таблиц, рисунков, глав, страниц, приложений (табл. 1, с. 15);

Ø общепринятые сокращения (и др., и пр., и т. д., и т. п., т. е.) недопустимы в середине предложения, если далее следует согласованное с ними слово (например, надо писать: «эти и другие работы», а не «эти и др. работы»);

Ø обозначения всех мер пишутся в системе СИ, при этом после букв не ставятся точки (5 м, 10 с и т.д.). Если же слова, обозначающие единицы измерения, употребляются без цифр, их надо писать полностью (пять метров, десять секунд и т.д.).

При оформлении списка литературы возможны следующие сокращения: бюл. (бюллетень), вып. (выпуск), вестн. (вестник), гос. (государственный), зап. (записки), изд. (издание), изд-во (издательство), изв. (известия), им. (имени), ин-т (институт), конф. (конференция), меж-вуз. (межвузовский), науч. (научный), полн. собр. соч. (полное собрание сочинений), ред. (редактор), сб. (сборник), сер. (серия), сост. (составитель), ун-т (университет), учен. (ученый).

Цитаты

Для подтверждения собственных доводов ссылкой на авторитетный источник или для критического разбора того или иного произведения печати следует приводить цитаты. Требуется точно воспроизводить цитируемый текст, ибо малейшее сокращение приводимой выдержки может исказить смысл, который был в нее вложен автором. Общие требования к цитированию следующие:

1. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания. Научные термины, предложенные другими авторами, не заключаются в кавычки. В этих случаях употребляется выражение «так называемый».

2. Цитирование должно быть полным, без произвольного сокращения цитируемого текста и без искажений мысли автора. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается без искажения цитируемого текста и обозначается многоточием. Оно ставится в любом месте цитаты (в начале, в середине, в конце).

3. При цитировании каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник, библиографическое описание которого должно приводиться в соответствии с требованиями библиографических стандартов.

4. При непрямом цитировании (при пересказе, при изложении мыслей других авторов своими словами), что дает значительную экономию текста, следует быть предельно точным в изложении мыслей автора и корректным при оценке излагаемого, давать соответствующие ссылки на источник.

5. Цитирование не должно быть ни избыточным, ни недостаточным, так как и то и другое снижает уровень научной работы.

Ссылки в тексте

Ссылки в тексте на номер рисунка, таблицы, страницы, главы пишут сокращенно и без значка «№», например: рис. 3, табл. 4, с. 34, гл. 2. Если указанные слова не сопровождаются порядковым номером, то их следует писать в тексте полностью, без сокращений, например: «из рисунка видно, что...», «таблица показывает, что...» и т. д. Ссылку в тексте на отдельный раздел работы, не входящий в строй данной фразы, заключают в круглые скобки, помещая впереди сокращение «см.».

От основного текста подстрочная сноска отделяется сплошной чертой примерно на 1/3 размера ширины листа (это делается автоматически). Знак ссылки, если примечание относится к отдельному слову, должен стоять непосредственно у этого слова, если же оно относится к предложению (или группе предложений), то – в конце. По отношению к знакам препинания знак сноски ставится перед ними (за исключением вопросительного и восклицательного знаков и многоточия). Ссылки нумеруют в последовательном порядке в пределах каждой страницы. На каждой следующей странице нумерацию ссылок начинают с начала.

Оформление библиографического аппарата

В особом внимании нуждается список литературы. Библиографический аппарат в научной работе – это ключ к источникам, которыми пользовался автор при написании работы.

Список использованной литературы –элемент библиографического аппарата, который содержит библиографические описания использованных источников и помещается после заключения. В список включаются не только цитируемые работы, но и те, что изучались, но не упоминались в тексте.

Библиографический список - это органическая часть любой научной работы. Список включает в себя цитируемые в данной работе, просмотренные произведения, архивный материал, имеющий отношение к теме.

Варианты расположения литературы в списке:

  • алфавитное;
  • по типам документов;
  • систематическое;
  • по мере использования (по главам и разделам);
  • хронологическое и др.

Алфавитное расположение источников означает, что выдерживается строгий словный алфавит заголовков библиографического описания (авторов или заглавий). Этот способ расположения записей аналогичен расположению карточек в алфавитном каталоге библиотек. Отдельно выстраивается алфавитный ряд на кириллице (русский язык, болгарский и т. п.) и ряд на языках с латинским написанием букв (английский, французский, немецкий и т. п.).

Схема библиографического описания документа для списка литературы

Библиографическое описание на книгу или любой другой документ составляется по определенным правилам. Оно содержит библиографические сведения о документе, приведенные в определенном порядке, позволяющие идентифицировать документ и дать его общую характеристику.

Библиографическое описание является основной частью библиографической записи. Запись также может включать: заголовок, классификационные индексы, предметные рубрики, аннотацию или реферат, справки о связях с другими записями, шифры хранения, дату завершения библиографической обработки издания и другие сведения. Степень полноты записи определяется целями и задачами ее составителя. Как правило, для целей создания списка использованных источников (литературы в научной рукописи) используется неполная схема описания, а только ее обязательная часть. Полные и обязательные элементы описания, а также порядок расположения и разделяющие знаки стандартизированы государственным стандартом ГОСТ 7.1-2003 "Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления". В зависимости от структуры описания различают:

· одноуровневое библиографическое описание - это описание одного отдельно взятого (одночастного) документа (монографии, учебника, справочника, сборника статей, архивного документа и т.д.);

· многоуровневое библиографическое описание - это описание многочастного документа (многотомное издание);

· аналитическое библиографическое описание - это описание части документа (статья из периодического издания или сборника).

При составлении библиографического описания в целях обеспечения его компактности можно применять сокращения слов и словосочетаний, пропуск части элементов, объединение различных записей в одну библиографическую запись.

Главным условием сокращения слов является однозначность их понимания и обеспечение расшифровки сокращенных слов. Не следует сокращать слова в тех случаях, когда это может исказить или сделать неясным смысл текста описания, затруднить его понимание.

Унифицированные формы сокращений, применяемые в отдельных положениях, приводят на русском либо латинском языках:

и другие (et alii) - и др. (et al.); и так далее (et catera) - и т.д. (etc.); то есть (id est) - т.е. (i.e.); без места (sine loco) - б.м. (s.l.); без издателя (sine nomine) - б.и. (s.n.)

Краткая схема би



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.208.91 (0.018 с.)