Основные категории товарного хозяйства: благо и товар. Свойства товара. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные категории товарного хозяйства: благо и товар. Свойства товара.



Блага – средства, удовлетворяющие потребности

Классификация блага:

1 Материальные блага - естественные дары природы и продукты производства.

2Нематериальные блага:

- Внутренние – данные человеку природой (голос, способности к науки)

- Внешние – даёт нам внешний мир (репутация, деловые связи

3Долговременные блага – обладающие способностью возобновляться.

4 Недолговременные блага – полностью потребляемые блага.

5 Взаимозаменяемые (субституты) –апельсин и мандарин.

6 Взаимодополняемые (комплиментарные) – автомобиль и бензин, стол и стул.

7 Настоящие – находящиеся в непосредственном распоряжении экономического субъекта.

8 Будущие – создание которых ожидается.

9 Прямые – непосредственно удовлетворяющие некоторую потребность.

10 Косвенные (производительные) – удовлетворяющие какую либо потребность как средство (строения, производственные сооружения, оборудование.

Товар - это продукт труда, удовлетворяющий какую-либо потребность человека и предназначенный для обмена путем купли-продажи.

Товар имеет два свойства:

1) Потребительская стоимость - способность товара удовлетворять потребность человека. Полезность товара дает ему свойство потребительской стоимости. (производится конкретным трудом)

2) Меновая стоимость - это свойство товара обмениваться на другие товары в определенных количественных пропорциях. (абстрактным трудом)

 

Государственное вмешательство в экономику. Основные функции государства.

Государство вмешивается в хозяйственную жизнь во всех странах. Оно пытается решить проблемы (монополия; несовершенная (ассиметричная) конкуренция; внешние эффекты; общественные блага), осуществляя антимонопольную политику, соц страхование, ограничивая производство товаров с отриц внешними эффектами и стимулирую произ-во потребления эконом благ с полож внеш эффектами. (все это низшая граница вмешательства гос-ва в эк-ку, в современном мире эконом ф-ции гораздо шире)

Основные функции государства:

1 развитие инфраструктуры

2 дотации на школьное обучение (пособие по безработице, различные виды пенсий…)

3 антиинфляционная и антимонопольная политика)

4 стремится сократить безрабоицу

5 регулирует структурные изменения

6 стимулирует НТП (науч техн прогресс)

7 стремится поддерж. высокие темпы разв. нац эк-ки

Гос аппарат стрем решить 2 проблемы 1) обеспечить норм работу рынка 2) решить острые соц. –эконом проблемы

 

Происхождение и сущность денег. Основные теории денег. Количество денег необходимых для обращения.

Деньги- вид финансовых активов, который может быть использован для совершения экономических сделок.; это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом. В деньгах выражается национальное богатство и объем производимого годового продукта. Характерной чертой денег является их абсолютная ликвидность. Ликвидность – это способность благ обмениваться на другие блага с большей или меньшей лёгкостью. Они легко реализуемы, их везде от вас примут в обмен на благо или услугу.

По вопросу происхождения денег существуют две концепции:

1.) Рационалистическая – объясняет происхождение денег как результат соглашения между людьми (Аристотель)

2.) Эволюционно-историческая концепция объясняет происхождение денег как длительный процесс развития обмена.

Сущность денег как раз и проявляется посредством этих функций.

Функция денег -соизмерение стоимостей, а функция меры стоимостей – это лишь частное проявление на определённой стадии развития производственных отношений.

Деньги выполняют 3 ф-ции:

· Мера стоимости. В деньгах измеряют свою стоимость другие товары и услуги.

· Средство обращения. Деньги позволяют осуществлять обменные сделки.

· Средство накопления. Деньги служат для осуществления сбережений.

· Cредство платежа (В качестве платежа выступают реальные деньги – золото, монеты, и бумажные деньги, кредитные карты)

Чтобы выполнять функции денег, сам денежный материал должен обладать рядом характеристик:

· Портативность (относительно большая ценность в малом объеме);

· Сохраняемость;

· Экономическая делимость (часть целого стоит соответствующую часть от стоимости целого).

Различают три основные теории денег – металлическую, номиналистическую и количественную. Металлическая теория денег. Данная теория возникла в Англии в период первоначального накопления капитала в XVI – XVII вв. одним из основателей металлической теории был У.Стаффорд. Для металлической теории денег было характерно отожествлять богатства общества с драгоценными металлами, которыми приписывалось монопольное выполнение всех функций денег. Номиналистическая теория денег. Первыми представителями этой теории были англичане Дж. Беркли (1685 – 1753) и Дж. Стюард (1712 – 1780). В основе их теории лежали два следующих положения. Во-первых, деньги создаются государством, и, во-вторых, стоимость денег определяется их номиналом Количественная теория денег. Основоположником количественной теории денег был французский экономист Ж. Боден (1530 – 1596). Позже Д. Юм выставил тезис «Стоимость денег определяется их количеством». Сторонники этой теории видели в деньгах только средство обращения. Современная количественная теория денег, изучая макроэкономические модели и общие соотношения между массой товаров и уровнем цен, утверждает, что в основе изменения уровня цен лежит главным образом динамика номинальной денежной массы.

Стоимость денег определяется их редкостью по отношению к их полезности. Полезность денег состоит в их уникальной способности обмениваться на товары и услуги как сейчас, так и в будущем. Количество товаров и услуг, приобретаемых за денежную единицу, изменяется обратно пропорционально уровню цен.

Когда индекс потребительских цен растет, покупательская способность денег падает, появляются деньги, не обеспеченные товарами, что означает инфляцию. Она может вызываться разными причинами. Это и выпуск излишнего количества денежных единиц, когда расходы государства превышают его доходы, и отставание производства товаров от роста платежеспособного спроса и поступление на рынок товаров, не пользующихся спросом и другими факторами.

От того как поставлено в обществе "управление" денежным обращением, зависят темпы экономического роста, стабильность уровня цен, занятость населения, спокойное или возбужденное его состояние.

Количество денег, необходимых для обеспечения товарного обращения, зависит прежде всего от суммы цен товаров, которые подлежат реализации в течение определенного периода. Чем больше товаров, тем больше требуется денежных единиц для их реализации.

 

10) Рынок: содержание, причины возникновения, функции, эволюция.

Рынок- система отношений, в которой связи покупателей и продавца столь свободны, что цены на один и тот же товар имеют тенденцию быстро выравниваться. Рынки принимают самые разные формы.

Одни рынки являются локальными, другие носят национальный, международный характер. Рынок возник еще на стадии варварства и на протяжении всей истории выполнял созидательную функцию. Он открывал простор для предпринимательской деятельности, активно воздействовал на формирование производственных и личных потребностей населения.

Элементы рынка:

-Конкуренция

-Предложение

-Спрос

-Полезность

-Равновесная цена

Причины возникновения:

-Общественное разделение труда

-Излишки

-Частная собственность на средства производства

Р ынок выполняет определенные функции:

- выдает сигналы производству по выработке определенных товаров и услуг, их увеличению или сокращению;

- уравновешивает спрос и предложение;

- обеспечивает сбалансированность экономики;

- на основе дифференциации товаропроизводителей ведет к утверждению нового, прогрессивного в жизни общества;

- это своеобразный двигатель научно-технического прогресса;

- объективно формирует корпус умелых предпринимателей, дисциплинирует субъектов рыночных отношений.

- уст обществ. значимость стоимости продукции и труда

- уст основные микро и макро пропорции в эк-ке

Эволюция рынка

Рынок прошел три этапа: стихийный, неуправляемый рынок; монополистический рынок; модели социально-регулируемого рынка.

Этап доиндустриального рынка: продукты стали превращаться в товар, стали производится ради получения прибыли, когда любые излишки производства превращались в прибыль, таким образом первое условие возникновения рыночного обмена — превращение продуктов в товары. Дальнейшая тенденция рынка пошла по пути превращения любого фактора в рынок. Серьезным прорывом стало превращение труда в товар, любой услуги в товар и вообще все что можно — превратилось в товар.

Структура рынка

Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.

Классификация структуры рынка

· по экономическому назначению объектов рыночных отношений - рынок товаров и услуг; рынок средств производства; рынок труда; рынок инвестиций; финансовый рынок.

· по субъектам - рынок покупателей, рынок продавцов, рынок государственных учреждений

· по географическому положению - местный рынок; региональный рынок; национальный рынок; мировой рынок.

· По формам контакта - рынки на личном контакте, рынки на безличностном контакте

· По степени зрелости- развитый, неразвитый, формирующийся

· по степени ограничения конкуренции - монополистический рынок; олигополистический рынок; рынок монополистической конкуренции; рынок совершенной конкуренции.

· по отраслям - автомобильный рынок; компьютерный рынок; текстильный рынок; рынок сельхозпродукции и т.д.

· по характеру продаж -оптовый рынок; розничный рынок.

 

Инфраструктура рынка

Инфраструктура рыночной экономики - это совокупность связанных между собой специализированных институтов, действующих в пределах особых рынков и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима их функционирования. Под институтами инфраструктуры рынка понимается совокупность предприятий, обеспечивающих функционирование рыночных отношений, успешную деятельность всех видов рынка. При этом инфраструктурная деятельность включает:

деятельность по сбору, обобщению и распространению экономической информации;

деятельность по специальному изучению рынка с целью увеличения продаж; деятельность по публичному представлению информации о хозяйствующих субъектах, товарах и услугах;

деятельность по оценке отдельных хозяйствующих субъектов и инструментов их деятельности.

Инфраструктура рынка выполняет определенные функции

 

В общем виде инфраструктуру современного рынка можно представить в виде схемы

`



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.175.243 (0.018 с.)