Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чувственно воспринимаемых вещей

Поиск
Идеи Чувственные вещи
1. Находятся вне (физического) пространства 1. Находятся в (физическом) пространстве мира
2. Неделимы на части 2. Делимы на части
3. Всегда неизменны, образуют мир подлинного бытия 3. Постоянно изменяются, образуют мир становления
4. Бессмертны, неуничтожимы, истинны 4. Смертны, уничтожимы
5. Чувственно непостижимы, усматриваются только умом и размышлением 5. Исследуются при помощи органов чувств
6. Являются причиной себя и всего остального 6. Имеют причину в чем-то другом
7. Не имеют отношения к полезности 7. Могут быть практически полезными
8. Никогда не перерождаются во что-то противоположное (прекрасное никогда не равно безобразному) 8. Рождаются из противоположной вещи и переходят в противоположное
9. Близки божественному 9. Близки человеку и его жизни

 

б). Учение о материи. С помощью понятия материи Платон поясняет причину многообразия чувственного мира. Материя бесформенна и неопределенна. Платон уподобляет материю субстрату (материалу), из которого могут быть образованы тела любой величины и очертаний (формы).

в). Учение о душе. Душаесть существо трехчастное. Нормальным состоянием и действием этих трех частей души образуются основные добродетели:

мудрость,

мужество (храбрость),

умеренность;

справедливость – державная добродетель, объединяет в себе три.

Платон утверждает переселение душ (метемпсихоз).

г). Процесс познания. Человек есть единство тела и души. Тело смертно – душа бессмертна. Сотворенные души обитают на звездах. Попав в тело, душа забывает о своей звездной обители. Но она способна к припоминанию ее. Суть теории познания Платона состоит в тезисе, что «знание – это припоминание (анамнезис)» того, что душа некогда знала, а потом позабыла. Он утверждал, что душа человека воспоминает то, что она созерцала, находясь в мире идей, до своего воплощения в теле. Подлинное знание есть знание разумное и относится к умопостигаемому миру идей. Предмет познания – идеи, а не вещи, о которых может быть лишь мнение.

 

Знание Мнение

Знание об идеях Связано с чувственным миром,

ведет к абсолютной истине касается лишь внешней стороны вещей

 

Истинное знание есть основа нравственных поступков

д). Диалектика. Диалектика есть наука об общих положениях и общих терминах. Идеи есть одновременно и действительные сущности, и общие термины. Каждый рассуждающий об общих терминах, рассуждает вместе с тем также и об истинном бытии.

Для доказательства сущности каждой вещи рассуждение о ней должно быть правильным. В своей диалектике (в будущем это логика) Платон подходит к открытию законов мышления. Диалектиком Платон называет человека, который умеет ставить вопросы и давать ответы.

е). Учение о государстве. Платон создает учение об идеальном государстве. Нормальное государство (полития) – есть справедливость в обществе людей. Каждой из добродетелей соответствуют определенные общественные классы.

Разумной части души (мудрости) соответствует класс правителей, или кормчих. Их собственная добродетель есть мудрость, поэтому нормальное общество управляется философами. Сердечной энергии (мужество) соответствует класс государственных стражей и защитников, т.е. военное сословие, особая добродетель которых есть мужество. Чувственным вожделениям (умеренность) в обществе соответствует класс людей, занятых физическим трудом – ремесленники и земледельцы. Добродетель этого класса – сдержанность и умеренность.

Политическая утопия Платона

 

Свойства Добродетель Государство

души

 

       
   


Разум Мудрость

Философы-правители

Воины, стража
Воля Мужество

Ремесленники, земледельцы

Чувственное Сдержанность

вожделение Умеренность

 

Государство – высшая ценность. Человек живет ради государства, а не наоборот. Господство всеобщего над индивидуальным.

По Платону, возможны три формы государственного устройства: монархия – справедливая власть одного человека («моно» - один, «архэ» - начало); аристократия – справедливая власть меньшинства; демократия – справедливая власть большинства. Однако эти три «правильные» формы имеют тенденцию на практике превращаться в свои уродливые двойники: монархия – в тиранию (несправедливая власть одного человека), аристократия – в олигархию (несправедливая власть меньшинства), демократия – в тимократию (несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии; другой вариант – власть честолюбцев).

Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию или олигархию, двумя оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.

 

4). Аристотель (384 – 322 до н.э.)

Родился в Стагире на севере Греции. Отец его Никомах был придворным врачом македонского царя Аминты III. В 18 лет Аристотель отправился в Афины и 20 лет провел в Академии. Там под влиянием Платона дух ученика развился так быстро, что он скоро занял самостоятельное положение относительно своего учителя.

После смерти Платона Аристотель покинул Афины. В 343 г. до н.э. македонский царь Филипп II пригласил его воспитателем своего сына Александра. Философ выполнил свою задачу, об этом свидетельствует благородный дух его воспитанника, величие его политических замыслов и подвигов, щедрость, с которою он покровительствовал наукам и искусствам. «Я чту Аристотеля наравне со своим отцом, т.к., если отцу я обязан жизнью, то Аристотелю тем, что дает ей цену», - говорил сам Александр.

В 335 г. до н.э. Аристотель вернулся в Афины и при храме Аполлона Ликейского открыл философскую школу, названную «Ликей». Лекции, читаемые Аристотелем, были двоякого рода: научные и популярные. Ликей располагал значительной библиотекой и был ведущей философской школой.

После смерти Александра в 323 г. до н.э. в Афинах поднялась антимакедонская оппозиция, для которой Аристотель был подозрителен своим прежним отношением к Александру. За год до смерти он покинул Афины и поселился на о. Эвбея.

Как чужеземец, он никогда не был гражданином Афин, а всего лишь метеком. Но по рождению и воспитанию Аристотель был и остался настоящим греком.

 

Основной философский труд Аристотеля – первая философия (через триста лет названный «Метафизикой») есть умозрительная наука «о причинах и началах».

а). Учение о сущности. Предмет философии – исследовать общую природу сущего как такового. Вся философия Аристотеля – попытка разобраться в сущем.

Аристотель начинает с критики теории идей Платона. Он решительно отвергал теорию идей, не допускал их объективного существования, считая идеи продуктом разума. Его возражения Платону таковы:

1. Приписывая всем вещам одноименные идеи, Платон удваивает мир. И здесь, в мире чувственно воспринимаемого, и там, в мире идей, сущность означает одно и то же.

2. Все доказательства существования идей не достигают своей цели.

3. Идеи провозглашаются причинами, но не могут ими быть, так как неподвижные идеи не могут быть причиною движения.

4. Платон толком не разъяснил, что же означает «причастность» вещей идеям, – это «пустые слова и поэтические метафоры».

5. Невозможно, «чтобы врозь находились сущность и то, сущностью чего она является».

Итак, сущность – это не вещество (возражение натурфилософам),

сущность – это не идея (возражение Платону),

сущность – это не число (возражение Пифагору).

Решая проблему бытия, Аристотель анализирует высказывания о бытии. Высказывание – по-гречески категория. Аристотель излагает систему десяти категорий. Основная категория «сущность» – отождествляется с бытием.

Категория сущность отвечает на вопрос: «ЧТО есть вещь?».

Остальные девять категорий – качества, количества, места, отношения, времени, действия, страдания, состояния, обладания – отвечают на вопрос: «Каковы свойства вещи?» Сущность умопостигаема. Она лишь делает предмет «вот этим». Чувствами воспринимаются лишь свойства той или иной вещи (предмета).

Согласно Аристотелю, существуют только единичные и конкретно определенные вещи (индивидуумы). Существует только конкретная лошадь в конкретном месте, а не «идея лошади», конкретный дом находится в конкретном месте, а не «идея дома», и т.д. Индивидуумы являются первичной сущностью, а виды и роды индивидуумов (кони вообще, дома вообще и т.д.) – вторичной.

б). Учение о четырех причинах. Что же делает возможным существование отдельной вещи?

Аристотель задается вопросом о причинах: «Почему это происходит и что причина этого? Ведь как бы то ни было, не сам же субстрат вызывает собственную перемену; я разумею, что, например, не дерево и не медьпричина изменения самих себя, и не дерево делает ложе, и не медь – изваяние, а нечто другое есть причина изменения. А искать эту причину – значит искать то, откуда начало».

Аристотель высказывается о четырех причинах:

Материальная ------ Из чего?……………… например: Медь

Формальная --------- В чем сущность?….……………… Шарообразность

Производящая ---- Что есть источник движения? … Мастер

Целевая --------------- Зачем, для чего? …………………...Медный шар

в). Форма и материя. Аристотель считает, что по сути дела все причины могут быть сведены к двум: материи и форме, ибо действующая и целевая причины могут быть подведены

под понятие «форма». Материя пассивна, инертна, бесформенна. Форма первична – она и есть сущность и суть бытия (архе) в собственном смысле. «Формою я называю суть бытия каждой вещи и первую сущность», - пишет Аристотель.

Так как же возникает вещь? Аристотель вводит два новых важных понятия «возможность» и «действительность». Материя – это возможность. Форма – это действительность. Возможность материи становится действительностью вещи. (Кузнец превращает возможность меди в шар, скульптор превращает возможность мрамора в действительность статуи).

Иерархия форм венчается высшей Формой – это Бог, он состоит из формы без материи. Это форма всех форм.

Изучение бытия возможно с помощью логики. Аристотель разработал основные законы и принципы формальной логики.

г). Учение о душе. Душа есть начало жизни.

Уровни души:

Высший – Разумная душа (человеческая) – ведает рассуждением и мышлением, включает и ниже перечисленные функции;

Средний – Животная душа – функции ощущения и желания; включает функции и низшего уровня;

Низший – Растительная душа – функции роста, питания и размножения.

Разум вечен, неизменен, бессмертен, способен к постижению бытия. Аристотель разделяет:

- деятельный разум – свободный от материи, чистое мышление;

- пассивный – способный только к восприятию.

С учением о душе связана этика Аристотеля. Добродетельная жизнь включает деятельность, хотя она должна быть бескорыстной. Тот, кто не в состоянии сам отвечать за свои поступки, не способен стать господином самого себя, тот раб по природе.

д). Учение о государстве

Человек по природе – существо государственное. Совершенным человеком предполагается совершенный гражданин. Аристотель убежден, что есть правильные формы правления, имеющие в виду общую пользу. Но при известных условиях они могут вырождаться в неправильные.

правильные:неправильные:

монархия тирания

аристократия олигархия

полития демократия

Идеальной формой правления Аристотель считал политию – государство «среднего класса», особую комбинацию умеренной олигархии и умеренной демократии, где нет резкой поляризации бедных и богатых. Чем больше людей среднего достатка в обществе, тем оно стабильнее развивается. Среднего класса должно быть более 50%. А политическую стабильность в идеальном государстве должны обеспечивать правильные законы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.135.34 (0.008 с.)