Финансовый механизм, его элементы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Финансовый механизм, его элементы



Финансовая политика практически осуществляется государством посредством использования финансового механизма. Финансовый механизм – это система установленных государством форм, видов и методов финансовых отношений.

Финансовый механизм состоит из совокупности организационных форм финансовых отношений, формы финансовых ресурсов, порядка и методов формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методов финансового планирования, форм управления финансами и финансовой системой, финансового законодательства (в том числе системы законодательных норм и нормативов, ставок и принципов, которые используются при определении государственных доходов и расходов, организации бюджетной системы и внебюджетных фондов, финансов предприятий, рынка ценных бумаг, страховых услуг и т.д.).

Практическое использование финансового механизма осуществляется специальными организационными структурами, создаваемыми для управления финансами. Процесс управления включает ряд функциональных элементов: прогнозирование, планирование, оперативное управление, регулирование и контроль.

В финансовой политике именно финансовый механизм является наиболее динамичной составляющей. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, поэтому он чутко реагирует на все особенности текущей социально-экономической конъюнктуры. Одно и то же финансовое решение может быть организовано государством по-разному. Так, отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут строиться на основе взимания налогов или неналоговых платежей. Система налогов может включать различный перечень прямых и косвенных, федеральных, региональных и местных налогов. Каждый из них имеет особый субъект, объект обложения, ставки, льготы и другие обязательные элементы, изменяющиеся в связи с развитием налогового законодательства. Существуют два типа финансового механизма – директивный и регулирующий.

Первый тип разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство: налогообложения, государственного кредита, расходов бюджета, бюджетного финансирования, организации бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансового планирования. Директивный тип финансового механизма предполагает обязательность для всех субъектов финансовых отношений установленных форм, видов и методов действий. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и на финансовые отношения, в которых государство непосредственно не участвует. Такие отношения либо имеют большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных ценных бумаг), либо одна из сторон этих отношений – агент государства (финансы государственных предприятий).

Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила поведения в такой сфере финансов, где интересы государства прямо не затрагиваются, например при организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае устанавливается лишь общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся после уплаты налогов и других обязательных платежей. Предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направление их использования.


11. Министерство финансов выполняет такие функции:

- совместно с Министерством по налогам и сборам разрабатывает предложения по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы, принимает участие в проектировании инструкций и методических указаний по вопросам налогообложения;

- совместно с Центральным банком участвует в проектировании мер по укреплению денежного обращения, повышению покупательной способности рубля, а также в подготовке предложений по улучшению состояния расчетов в народном хозяйстве;

- осуществляет выпуск государственных внутренних займов Российской Федерации;

- совместно с Центральным банком осуществляет обслуживание государственного внутреннего долга РФ;

- разрабатывает консультации по формированию финансового рынка, осуществляет регулирование рынка ценных бумаг, выдает лицензии на льгота деятельности в качестве инвестиционных институтов и фондовых бирж, проводит регистрацию выпуска ценных бумаг, подготавливает правила по совершенствованию валютно-финансовых и кредитных отношений с иностранными государствами, организует работу по привлечению в экономику страны иностранных кредитньгх ресурсов, ведет учет запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, контролирует их хранение и использование, а также производит пробирный надзор;

- обеспечивает изготовление Гознаком денежных билетов и металлических монет, ценных бумаг по образцам, утвержденным Правительством, заключает от имени Правительства РФ соглашения с Центральным банком о предоставлении кредита на покрытие дефицита федерального бюджета и прочие цели, несет ответственно.

Функции центрального банка

Монопольная эмиссия банкнот. За центральным банком как представителем государства законодательно закреплена эмис-сионная монополия только в отношении банкнот, т.е. общена-циональных кредитных денег, которые являются общепризнанным окончательным средством погашения долговых обязательств. В некоторых странах центральный банк монопольно осуществляет также эмиссию монет, но их чеканкой обычно занимается министерство финансов (казначейство). Банкноты составляют незначительную часть денежной Массы промыш-ленно развитых стран, поэтому значение функции эмиссионной монополии ЦБ несколько снижены, хотя банкнотная эмиссия по-прежнему необходима для платежей в розничной торговле и обеспечения ликвидности кредитной системы. Чем выше доля наличного обращения в стране, тем важнее значение банкнотной эмиссии.

Главная задача денежно-кредитной политики — регулирование безналичной эмиссии, основным источником которой являются коммерческие банки. В то же время эмиссионная монополия превратила центральный банк в эмиссионно -кассовый центр банковской системы, поскольку обязательства центрального банка (в форме как банкнот, так и депозитов коммерческих банков) служат кассовым резервом любого коммерческого банка.

Банк банков. Центральный банк не имеет дела непосредственно с предпринимателями и населением. Его главной клиентурой являются коммерческие банки, выступающие как бы посредниками между экономикой и центральным банком. Последний хранит свободную денежную наличность коммерческих банков, т.е. их кассовые резервы. Исторически эти резервы помещались коммерческими банками в центральный банк в качестве гарантийного фонда для погашения депозитов.

В большинстве стран коммерческие банки обязаны хранить часть своих кассовых резервов в центральном банке в соответствии с законом. Такие резервы называются обязательными банковскими резервами. Центральный банк устанавливает минимальное соотношение обязательных резервов с обязательствами банков по депозитам (норму обязательных резервов). Через счета, открываемые коммерческими банками в центральном банке, последний осуществляет регулирование расчетов между ними. С внедрением электронных расчетных систем существенно снизилось значение традиционной для центрального банка функции расчетного центра банковской системы, f Принимая на хранение кассовые резервы коммерческих банков, центральный банк оказывает им кредитную поддержку. Он является для коммерческих банков кредитором последней инстанции, т.е. кредитором на крайний случай: банки обращаются за поддержкой к центральному банку только в случае отсутствия иной возможности получить кредит.

Банкир правительства. Как отмечалось, независимо от принадлежности капитала центральный банк тесно связан с государством. В качестве банкира правительства центральный банк выступает как его кассир и кредитор, в нем открыты счета правительства и правительственных ведомств. В большинстве стран центральный банк осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета. Доходы правительства, поступившие от налогов и займов, зачисляются на беспроцентный счет казначейства (министерства финансов) в центральном банке, с которого покрываются все правительственные расходы. В некоторых странах, например в США, большая часть бюджетных средств помещается в коммерческие банки.

В условиях хронического дефицита государственных бюджетов усиливается функция кредитования государства и управления государственным долгом. Под управлением государственным долгом понимаются операции центрального банка по размещению и погашению займов, организации выплат доходов по ним, по проведению конверсии и консолидации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.163.31 (0.005 с.)