Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 17. Духовная сфера жизни общества. Ценности и их роль в жизни общества

Поиск

Основные понятия: общественное сознание, религия, культура, этика, материальные ценности, духовные ценности, эстетика.

Соотношение понятий «духовная жизнь общества» и «общественное сознание». Общественное и индивидуальное сознание. Структура общественного сознания. Формы общественного сознания. Политическое сознание. Правосознание и его культура. Специфика религиозного сознания. Религия и свободомыслие в духовной культуре. Эстетическое сознание и философия искусства.

Философия ценности. Проблема ценности в истории философии. Ценности как социальное явление, их место и роль в жизни общества. Классификация ценностей (по предмету: материальные и духовные; по субъекту - индивидуальные, групповые, общечеловеческие). Социальная обусловленность ценностных ориентаций. Проблема формирования ценностных ориентаций в процессе обучения и воспитания.

Тема 18. Философские проблемы культуры

Основные понятия: культурно-исторический тип, цивилизация, формация, архетип.

Культура как предмет философского анализа. Определение понятия «культура». Антропологический, социологический и философский подход. Многообразие и единство культур. Проблема типологии культур: О. Шпенглер, Тойнби, Н.Я. Данилевский, П. Сорокин.

Культура и цивилизация, соотношение этих феноменов. Роль понятий «культура» и «цивилизация» в познании общества.

Запад, Восток, Россия в диалоге культур.

Общество и культура. Внешняя и внутренняя детерминация культуры. Социальные функции культуры. Культура и научно-технический прогресс. Развитие культуры: традиции и новаторство. Проблемы «массовой» и «элитарной» культуры.

 

3.5.2. Аннотация теоретического курса дисциплины

 

№ п. п Тема лекции Выходные данные учебного пособия Ссылка на страницы учебного пособия
1. Философия, ее проблемы и роль в обществе Философия: Учебное пособие, для студентов педагогических вузов заочной формы обучения / под. ред. М.Ф. Калашникова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003. Философия как историческая форма мировоззрения и как наука. Предмет и функции философии: Учебное пособие / сост. А.А. Краузе; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2008. 5-11     3-24
2. Возникновение философии. Античная философия. Философия: Учебное пособие, для студентов педагогических вузов заочной формы обучения / под. ред. М.Ф. Калашникова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003.   11-24
3. Философия средневековья Философия: Учебное пособие, для студентов педагогических вузов заочной формы обучения / под. ред. М.Ф. Калашникова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003.   24-34
4. Философия эпохи Возрождения. Философия: Учебное пособие, для студентов педагогических вузов заочной формы обучения / под. ред. М.Ф. Калашникова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003.   34-47
5. Наука и философия нового времени. Философия: Учебное пособие, для студентов педагогических вузов заочной формы обучения / под. ред. М.Ф. Калашникова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003.   47-55
6. Немецкая классическая философия. Философия: Учебное пособие, для студентов педагогических вузов заочной формы обучения / под. ред. М.Ф. Калашникова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003.   55-64
7. Русская философия XIX- ХХ вв. Философия: Учебное пособие, для студентов педагогических вузов заочной формы обучения / под. ред. М.Ф. Калашникова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003.   64-75
8. Возникновение и сущность марксистской философии. Философия: Учебное пособие, для студентов педагогических вузов заочной формы обучения / под. ред. М.Ф. Калашникова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003.   75-81
9. Главные направления современной западной философской мысли Философия: Учебное пособие, для студентов педагогических вузов заочной формы обучения / под. ред. М.Ф. Калашникова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003.   81-92
10. Философское понимание мира: бытие, материя как исходная категория философского осмысления мира Философия: Учебное пособие, для студентов педагогических вузов заочной формы обучения / под. ред. М.Ф. Калашникова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003. Жуланов А.Л. Философия (онтология, методология и гносеология): Учебное пособие для студентов педагогических вузов. Пермь: ПГПУ, 2007 92-98     5-39
11. Диалектика и ее альтернативы Философия: Учебное пособие, для студентов педагогических вузов заочной формы обучения / под. ред. М.Ф. Калашникова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003. Жуланов А.Л. Философия (онтология, методология и гносеология): Учебное пособие для студентов педагогических вузов. Пермь: ПГПУ, 2007 98-113     57-71
12. Сознание и материя Философия: Учебное пособие, для студентов педагогических вузов заочной формы обучения / под. ред. М.Ф. Калашникова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003. Жуланов А.Л. Философия (онтология, методология и гносеология): Учебное пособие для студентов педагогических вузов. Пермь: ПГПУ, 2007 113-117     39-57
13. Теория и познание Философия: Учебное пособие, для студентов педагогических вузов заочной формы обучения / под. ред. М.Ф. Калашникова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003. Жуланов А.Л. Философия (онтология, методология и гносеология): Учебное пособие для студентов педагогических вузов. Пермь: ПГПУ, 2007 117-130     71-85
14. Методы и формы научного познания Философия: Учебное пособие, для студентов педагогических вузов заочной формы обучения / под. ред. М.Ф. Калашникова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003. Жуланов А.Л. Философия (онтология, методология и гносеология): Учебное пособие для студентов педагогических вузов. Пермь: ПГПУ, 2007 130-142     85-97
15. Человек и смысл его существования Философия: Учебное пособие, для студентов педагогических вузов заочной формы обучения / под. ред. М.Ф. Калашникова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003.   142-149
16. Общество Философия: Учебное пособие, для студентов педагогических вузов заочной формы обучения / под. ред. М.Ф. Калашникова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003.   149-156
17. Гражданское общество и государство Философия: Учебное пособие, для студентов педагогических вузов заочной формы обучения / под. ред. М.Ф. Калашникова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003.   156-162
18. Человек в системе социальных связей Философия: Учебное пособие, для студентов педагогических вузов заочной формы обучения / под. ред. М.Ф. Калашникова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003.   162-167
19. Человек и исторический процесс: личность и массы. Свобода и необходимость Философия: Учебное пособие, для студентов педагогических вузов заочной формы обучения / под. ред. М.Ф. Калашникова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003.   167-172
20. Культура как философская проблема Философия: Учебное пособие, для студентов педагогических вузов заочной формы обучения / под. ред. М.Ф. Калашникова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003.   172-177
21. Проблема ценностей. Нравственные и эстетические ценности Философия: Учебное пособие, для студентов педагогических вузов заочной формы обучения / под. ред. М.Ф. Калашникова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003.   177-184
22. Человек и природа Философия: Учебное пособие, для студентов педагогических вузов заочной формы обучения / под. ред. М.Ф. Калашникова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2003.   184-192

 

Содержание семинарских и практических занятий

ТЕМА 1. Философия, круг ее проблем и роль в обществе

Понятия: мировоззрение, мифология, религия, философия, бытие, сознание, материализм, идеализм объективный, идеализм субъективный, монизм, дуализм, пантеизм, деизм, агностицизм, диалектика, метафизика, догматизм, скептицизм, софистика, эклектика, гносеологические и социальные корни идеализма и религии.

Вопросы для обсуждения

1. Мировоззрение, его исторические типы и значение в жизни человека и общества.

2. Основной вопрос философии.

3. Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика.

4. Социальные функции философии. Философия и наука. Философия и религия.

Базовый учебник

Философия / под ред. В.Н. Лавриненко.- М., 2004. С. 7-28.

Список источников и литературы

1. Буянов В.С. Научное мировоззрение / В.С. Буянов // Вопросы философии. -1991. - № 12.

2. Мамардашвили М.С. Как я понимаю философию / М.С. Мамардашвили. - М., 1980.

3. Соколов В.В. Основной вопрос философии в его историко-философской конкретности и развитии / В.В. Соколов // Философские науки. -1990. - №8.

4. Топоров В.Н. Первобытное представление о мире / В.Н. Топоров. - М., 1994.

5. Хайдеггер М. Что такое философия / М. Хайдеггер // Вопросы философии. -1993. - № 8.

6. Энгельс Ф. Диалектика природы / Ф. Энгельс // К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч. - Т.20.

 

 

ТЕМА 2. Античная философия

Понятия: космос, природа, эйдос, душа.

Вопросы для обсуждения

Натуралистический период

1. Проблема первоначала в милетской школе.

2. Гераклит: учение о противоположностях и становлении.

3. Элеатская школа: Апории Зенона и их философский смысл.

4. Атомизм Демокрита.

Век «классической философии»

1. Метод Сократа (диалектика, майевтика, ирония). Нравственные аспекты сократовского учения.

2. Философия Платона. Проблема эйдосов - идей. Учение о государстве.

3. Аристотель о материи и форме. О видах причин. Об Уме - Перводвигателе. Социальная философия Аристотеля.

Базовый учебник

Философия / под ред. В.Н. Лавриненко.- М., 2004. С. 59-77.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.39.85 (0.007 с.)