Продукция предприятия, ее конкурентноспособность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Продукция предприятия, ее конкурентноспособность.



Под конкурентоспособностью товара понимается совокуп­ность его качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечивает удовлетворение конкретной потребности покупа­теля и выгодно для покупателя отличается от аналогичных товаров-конкурентов.

Абсолютно конкурентоспособными, исходя из этой посыл­ки, являются новые виды товаров, не имеющие аналогов на рынке.

Практика определения конкурентоспособности товара ос­новывается на сравнительном анализе его совокупных харак­теристик с товарами-конкурентами по степени удовлетво­рения конкретных потребностей и по цене потребления.

Конкурентоспособность продукции может быть выражена ко­личественно через показатель конкурентоспособности.

Известно несколько способов определения этого важней­шего показателя. Остановимся на более распространенных.

Первый способ. Критерием для определения конкуренто­способности техники является цена потребления этого товара, которая определяется из выражения

Цп = Цпр + Ип,

где Цп — цена потребления;

Цпр — цена продажная;

Ип — издержки у потребителя этой продукции за весь нор­мативный срок ее службы.

Для покупателя все расходы делятся на две основные кате­гории. Во-первых, это постоянные затраты, которые осуществ­ляются единовременно и в дальнейшем не изменяют своей величины, т.е. покупная цена изделия, расходы на установку, монтаж и пр. Во-вторых, это переменные затраты, осуществ­ляющиеся в процессе пользования изделием; они включают эксплуатационные расходы (энергия, сырье, рабочая сила и т.п.), текущий ремонт и обслуживание и др.

Величину переменных затрат (Ип) для юридических лиц можно определить по формуле

где ЗП — годовой фонд заработной платы обслуживающего пер­сонала с отчислениями на социальные нужды;

Ирем — годовые затраты на текущий ремонт и обслуживание;

Имр — годовые расходы на топливо, энергию, горюче-смазоч­ные и другие материалы, связанные с эксплуатацией техники;

А — годовая величина амортизации;

Ипр — прочие годовые издержки, связанные с эксплуатацией техники;

Тн — нормативный срок службы.

По мере старения изделия сумма переменных затрат воз­растает, и соответственно увеличивается их доля в цене потреб­ления.

На основе этих противоположных тенденций формируется удельная цена потребления, которая в определенный момент достигает своего минимума, т.е. становится оптимальной. Пе­риод, за который достигается оптимальный уровень цены потребления при нормальной интенсивности эксплуатации, на­зывается экономическим ресурсом изделия.

С выработкой этого ресурса потребитель должен прекра­тить пользоваться данным изделием и заменить его новым или провести его капитальный ремонт, т.е. восстановить в той или иной степени экономический ресурс, который должен на­ходиться в непосредственной близости к установленным сро­кам полного амортизационного списания.

Таким образом, для покупателя цена потребления товара (техники) означает очень многое, в первую очередь как этот товар проявит себя при его эксплуатации. Поэтому чем ниже цена потребления товара, тем выше его конкурентоспособ­ность.

Рассматриваемый способ применяется, если сравниваемая техника одинакова по производительности и сроку службы. Если эти параметры разнятся, то необходимо привести вари­анты в сопоставимый вид.

Технические параметры при этом методе определения кон­курентоспособности как бы явно не участвуют, но косвенно они все же учитываются в стоимостных параметрах (в продаж­ной цене и цене потребления).

Второй способ. При определении конкурентоспособности товара по этому способу учитываются два критерия: себе­стоимость производства и реализации товара и уровень его качества.

Явно более конкурентоспособным является тот товар, у которого издержки на производство и реализацию являются минимальными, а уровень качества более высокий по сравне­нию с товаром-конкурентом.

При одинаковом уровне качества товаров-конкурентов бо­лее конкурентоспособным является тот, у которого ниже себе­стоимость. На это обстоятельство стоит обратить особое вни­мание. Дело в том, что в России за 1995 г. цены на многие товары достигли максимума, а цены на некоторые из них даже превысили мировые. В этих условиях предприятия должны обращать внимание не только на уровень качества выпускаемой продукции, но и на издержки ее производства и ре­ализации. Это совершенно новая ситуация для предприятий, а руководители многих из них в психологическом плане не гото­вы к этому.

Третий способ. Этот способ основан на сопоставлении това­ров-конкурентов с учетом их технического уровня и продаж­ной цены.

Согласно этому методу вначале определяются количест­венные показатели уровня качества сравниваемого и базового образца (товара) по формуле

где КП — комплексный показатель уровня качества товара;

КПэ — комплексный показатель эстетико-эргономического уровня;

КПт — комплексный показатель технического уровня;

КПн — комплексный показатель надежности.

На втором этапе определяются показатели конкурентос­пособности сравниваемого образца и товара, принятого за базу сравнения:

где Пк i, Пкб —показатель конкурентоспособности сравниваемого образца и товара-эталона;

КП i, КПб — комплексный показатель уровня качества сравнивае­мого образца и товара-эталона;

Ц i, Цб — предполагаемая или фактическая цена реализации рассматриваемого образца и товара-эталона.

Если Пк i > Пкб, то сравниваемый товар является более конкурентоспособным; если Пк i < Пкб — менее конкуренто­способным; если Пк i = Пкб — конкурентоспособность оди­накова.

Наиболее наглядное представление дает относительный по­казатель конкурентоспособности (ОПк):

Если ОПк ³ 1, то показатель конкурентоспособности рас­сматриваемого образца превышает или равен показателю кон­курентоспособности базового.

Недостаток данного метода заключается в том, что он учитывает только продажную цену сравниваемых товаров, а не их цену потребления, т.е. этот метод не учитывает, насколь­ко хороши эти товары в эксплуатации.

Четвертый способ. При этом методе уровень конкуренто­способности определяется на основе сопоставления как тех­нических, так и экономических параметров. При этом из тех­нических параметров выбираются только такие, которые в наибольшей степени интересуют покупателя. Далее рассчиты­ваются индексы по каждому техническому параметру, а на их основе определяются сводные параметрические индексы (Iтп) по каждому сравниваемому изделию:

где Ii — индивидуальный индекс i-то технического параметра;

аi — вес i -го параметра.

Создание весовой базы технических параметров — это наиболее ответственная и сложная часть всего анализа кон­курентоспособности. Основным источником данных для по­строения весовой базы являются рыночные исследования — спрос потребителей, выставка образцов. На практике чаще всего помимо оценки мнения потребителей (а иногда и без таковой) оценку дают специалисты, связанные со сбытом то­варов, в той или иной степени знакомые с требованиями потребителей.

Сопоставление сводных технических параметров по каж­дому изделию дает возможность определить наиболее пред­почтительное из них для покупателя. Более конкурентоспособ­ным считается то изделие, у которого значение Iтп является максимальным.

Сводный индекс по экономическим параметрам (Iэп) опре­деляется из выражения

где Цпi, ЦПo — цена потребления соответственно сравниваемого и базового образца.

Если Iэп < 1, то это означает, что сравниваемый образец является более конкурентоспособным по сравнению с базовым по экономическим параметрам; если Iэп > 1 — наоборот; если Iэп = 1 — изделия равнозначны.

Для определения уровня конкурентоспособности как по техническим, так и по экономическим параметрам определяет­ся интегральный показатель конкурентоспособности (Ки):

где Iтп — сводный индекс по техническим параметрам;

Iэп — сводный индекс по экономическим параметрам.

Данный метод является более предпочтительным по срав­нению с предыдущим, так как позволяет учитывать, насколько хороши сравниваемые изделия в эксплуатации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 539; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.105.128 (0.009 с.)