Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психология и советы. Техника управления стрессом. Глубокое дыхание.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Дышать, по возможности, лучше носом. Выберите удобное положение и закройте глаза. Положите одну руку на грудь, а другую на живот. Вначале попробуйте дышать, как обычно, сосредоточась на том, как поднимаются и опускаются грудная клетка и живот. Хорошо ли согласована их работа? Нет ли напряжения в горле, груди и животе? Выполняя это упражнение в первый раз, сфокусируйтесь на вдохе, чтобы рука, лежащая на животе, смогла первой ощутить его, после чего поднимутся ваши грудная клетка и плечи. В первый раз это упражнение может показаться несколько неестественным, но с практикой оно станет более привычным. Упражнение: 1. Выполняется сидя или стоя, в удобной для вас позе. 2. Вначале сделайте медленный вдох через нос. 3. Вдыхая, заполните воздухом нижние отделы легких. Ваша диафрагма будет заставлять живот выпячиваться, чтобы освободить место для воздуха, и рука, лежащая на животе, будет подниматься. Продолжайте вдыхать и ощутите, как расширяется средняя часть легких по мере того, как нижние ребра и грудная клетка слегка расправляются кпереди, чтобы вместить в себя воздух. Наконец, ощутите расширение верхних отделов легких, в то время как поднимается ваша грудная клетка, поднимаются плечи и вы чувствуете, как поднимается ваша рука, лежащая под ключицей. Слегка втяните живот, чтобы помочь легким. Этот медленный глубокий вдох можно выполнить за несколько секунд как одно плавное, непрерывное вдыхание. 4. Теперь на несколько секунд задержите дыхание. 5. Постепенно выдыхая, слегка втяните живот и медленно поджимайте его по мере опустошения легких. Выдохнув полностью, расслабьте живот и грудную клетку. Расслабьте плечи. Листок учета упражнений с глубоким дыханием.
Определение стрессора Теперь рассмотрим, как можно обнаружить и объяснить реакции своего организма на стрессовые ситуации. То есть как можно определить свой личный стресс. Понять свою собственную стрессовую ситуацию чрезвычайно важно: во-первых, проявление стресса у каждого человека индивидуально; во-вторых, у стресса, как правило, не может быть единственной причины - таких причин всегда множество; в-третьих, вы сможете найти наиболее приемлемый для себя выход из создавшейся ситуации. Наиболее оправдавшим себя методом аутоанализа личного стресса является дневник стрессов. Метод этот несложный, однако требующий терпения. В течение нескольких недель - по возможности ежедневно - необходимо делать в дневнике простые пометки: когда и при каких обстоятельствах были обнаружены признаки стресса. Лучше записывать свои наблюдения и ощущения вечером после работы или перед сном, когда легче припомнить мельчайшие подробности и детали. Если в конце дня пометок не сделать, то на следующий день, в житейских заботах и суете забудется, когда и что произошло. Анализ записей в дневнике помогает просто и быстро определять, какие события или жизненные ситуации способствуют возникновению стресса. Именно регулярно повторяющиеся ситуации, описанные в дневнике, могут быть причиной возникновения стресса. Полезно записывать свои ощущения сразу при наступлении острого стресса, чтобы потом в спокойном и уравновешенном состоянии проанализировать их.
Релаксационные упражнения Выполнять упражнения релаксационной гимнастики желательно в отдельном помещении, без посторонних глаз. Целью упражнений является полное расслабление мышц. Полная мышечная релаксация оказывает положительное влияние на психику и снижает душевное равновесие. Психическая ауторелаксация может вызвать состояние "идейной пустоты". Это означает минутное нарушение психических и мыслительных связей с окружающим миром, которое дает необходимый отдых мозгу. Здесь надо проявлять осторожность и не переусердствовать с отрешением от мира. Для начала упражнений необходимо принять исходное положение: лежа на спине, ноги разведены в стороны, ступни развернуты носками наружу, руки свободно лежат вдоль тела(ладонями вверх). Голова слегка запрокинута назад. Все тело расслаблено, глаза закрыты, дыхание через нос. Приведем примеры некоторых релаксационных упражнений. 1.Лежите спокойно примерно 2 минуты, глаза закрыты. Попытайтесь представить помещение, в котором находитесь. Сначала попробуйте мысленно обойти всю комнату(вдоль стен), а затем проделайте путь по всему периметру тела - от головы до пяток и обратно. 2.Внимательно следите за своим дыханием, пассивно сознавая, что дышите через нос, Мысленно отметьте, что вдыхаемый воздух несколько холоднее выдыхаемого. Сосредоточьтесь на своем дыхании в течении 1-2 минут. Постарайтесь не думать ни о чем другом. 3.Сделайте неглубокий вдох и на мгновение задержите дыхание. Одновременно резко напрягите все мышцы на несколько секунд, стараясь почувствовать напряжение во всем теле. При выдохе расслабьтесь. Повторите 3 раза. Затем полежите спокойно несколько минут, расслабившись и сосредоточившись на ощущении тяжести своего тела. Наслаждайтесь этим приятным ощущением. Теперь выполняйте упражнения для отдельных частей тела - с попеременным напряжением и расслаблением. 4.Упражнение для мышц ног. Напрягите сразу все мышцы ног - от пяток до бедер. В течение нескольких секунд фиксируйте напряженное состояние, стараясь прочувствовать напряжение, а затем расслабьте мышцы. Повторите 3 раза. Затем полежите спокойно в течение нескольких минут, полностью расслабившись и ощущая тяжесть своих расслабленных ног. Все звуки окружающей среды регистрируйте в сознании, но не воспринимайте. То же самое относится и к мыслям, однако не пытайтесь их побороть, их нужно только регистрировать. Потом повторите такие упражнения к другим мышцам тела: ягодичные мышцы, брюшной пресс, мышцы грудной клетки, мышцы рук, мышцы лица (губы, лоб). В заключение мысленно "пробегитесь" по всем мышцам тела - не осталось ли где-нибудь хоть малейшего напряжения. Если да, то постарайтесь снять его, поскольку расслабление должно быть полным. Завершая релаксационные упражнения, сделайте глубокий вдох, задержите дыхание и на мгновение сильно напрягите мышцы всего тела: при выдохе расслабьте мышцы. После этого долго лежите на спине - спокойно, расслабившись, дыхание ровное, без задержек. Вы вновь обрели веру в свои силы, способны преодолеть стрессовую ситуацию - и возникает ощущение внутреннего спокойствия. После выполнения этих упражнений вы должны почувствовать себя отдохнувшим, полным сил и энергии. Теперь откройте глаза, затем зажмурьте несколько раз, снова откройте и сладко потянитесь после приятного пробуждения. Очень медленно, плавно, без рывков сядьте. Затем так же медленно, без резких движений, встаньте, стараясь как можно дольше сохранить приятное ощущение внутреннего расслабления. Со временем эти упражнения будут выполняться быстрее, чем в начале. Позднее можно будет расслаблять тело в любой момент, тогда, когда понадобится. Самооценка Внутреннее состояние человека в огромной степени зависит от оценки и мнения окружающих его людей. Можно утверждать, что до тех пор, пока мы сами не научимся ценить себя, наша жизнь и психологическое состояние определяются именно этими двумя факторами. Для чего вам необходима оценка/мнение окружающих вас людей?.. Что вы говорите себе, когда сталкиваетесь с той или иной ситуацией? Я имею в виду, насколько честно вы оцениваете себя, свои способности, свой ум, умение действовать и т.п., когда сталкиваетесь с какой-то ситуацией? Как правило, ваша самооценка либо очень занижена, либо очень завышена. Для чего вам необходимо оценивать себя?.. Что вы хотите доказать себе?.. Честно ответив на эти вопросы, вы выйдете на свои блоки. Редко, очень редко можно встретить человека, который бы объективно оценивал собственные силы. Чтобы достичь этого, необходимо проделать огромную внутреннюю работу. И надо отметить, что после этого из лексикона человека вообще исчезает оценка себя и своей деятельности. Он просто делает, и у него все получается. Но, чтобы достичь этого состояния, необходимо четко определить свои страхи и ошибочные убеждения. В случае завышенной самооценки, после честного анализа своих убеждений глубоко внутри будет обнаружено очень нелестное мнение о себе. И это совершенно естественно. Что нам обычно говорили о наших способностях в детстве, когда мы только учились жить в этом мире? Вспоминаете? Взрослые наслаждаются своими знаниями, тем, что они очень умные и много знают по сравнению с детьми. Их раздражает, что ребенок не может с первого раза усвоить урок. Вспоминайте. Если нам что-то не нравится в других, следовательно, это присутствует в нас. Внешнее отражает внутреннее. Подобное притягивает подобное... Правильно! Это то, с чем вы сами встречались в детстве. Это то, что живет в вас до сих пор: подсознательная убежденность в собственной неполноценности, те оценки, которые вы, будучи еще ребенком, получали относительно себя, своей деятельности, ума и знаний. Вы встречались с этим либо дома, либо в школе, либо и там, и там. Вырастая, вы продолжаете нести в себе эти оценки. Они стали частью вас. Чужие оценки вашей деятельности становятся вашими собственными оценками! Вырастая, вы подсознательно продолжаете проговаривать внушенные вам убеждения и, поступая таким образом, привлекаете к себе соответствующие ситуации. Вам не нравится то, что ребенок показывает вам ваше лицо (но это не ваше истинное лицо, это ваше мнение о себе, полученное из контактов со взрослыми, когда вы были ребенком), однако и в мире взрослых вы видите подтверждения подсознательно-негативной оценки себя и своих достоинств. Вы опять находитесь в плену своих мыслей. Вы все время настороже и в совершенно нейтральных словах окружающих сразу видите негативную оценку. Даже когда вас хвалят, вы не верите тому, что вам говорят, или верите, но с долей сомнения. Вы смотрите на мир сквозь негативную самооценку. И все-таки, каково ваше настоящее лицо, если убрать эти страхи и ограничивающие убеждения?.. Основные навыки, позволяющие изменить чувства, мысли и поступки. А сейчас вы пойдете внутрь себя и обнаружите те мысли, которые вы говорите себе в ситуациях, когда у вас не идет дело или когда вы преуспеваете. О.У. Я плохой/плохая. Я отвратительный/отвратительная. Я ненавижу себя. О.У. Я слабый/слабая. О.У. Мне никогда не найти человека, который бы мне понравился. О.У. Я прекрасно знаю себя. Мне с этим никогда не справиться. О.У. У меня нет необходимых качеств, чтобы преуспеть в жизни. О.У. Меня уже предавали, следовательно, предадут еще раз. Надо быть всегда настороже. О.У. Я выше всяких условностей. Ваше О.У.:__________________________________________________ А теперь на ограничивающее убеждение составьте новую мысль, используя в качестве примеров мысли, приведенные ниже. О.У. Я плохой/плохая. Я отвратительный/отвратительная. Я ненавижу себя. Н.М. Я отпускаю все, что говорят обо мне и моих достоинствах. Я создан/создана по образу и подобию Божьему. Я открываю в себе красоту, щедрость и честность. О.У. Я слабый/слабая. Н.М. Я отпускаю свои страхи. Жить значит творить. Я учусь действию. О.У. Мне никогда не найти человека, который бы мне понравился. Н.М. Изменяя себя, я привлекаю в свою жизнь таких людей. О.У. Я прекрасно знаю себя. Мне с этим никогда не справиться. Н.М. Все решает мое намерение. Если мне этого не надо, я ничего не делаю. Если мне это надо, я начинаю действовать прямо сейчас. О.У. У меня нет необходимых качеств, чтобы преуспеть в жизни. Н.М. Качества - дело наживное. Они развиваются со временем. Я доверяю времени и себе. О.У. Меня уже предавали, следовательно, предадут еще раз. Надо быть всегда настороже. Н.М. Все эти уроки привлекает ко мне мое недоверие к людям. Я учусь доверию и постепенно снимаю свой контроль. О.У. Я выше всяких условностей. Н.М. Что заставляет меня надевать эту маску и ставить себя выше других людей? Я отпускаю унижение и несправедливость, которые претерпел/претерпела в детстве. Я делаю шаг навстречу людям
Психология и советы. Человек и волны мозговой активности. Язык волн мозговой активности Прежде чем совершить путешествие вы должны усвоить основные понятия, которыми мы будем оперировать. Прежде всего, следует сказать, что мозг человека постоянно испускает электрические импульсы, называемые волнами мозговой активности. Эти волны имеют два показателя: амплитуда и частота. Амплитуда - это величина электрического импульса, которая измеряется в микровольтах. Частота - это скорость изменения волны (сколько раз электрический импульс достигает максимального значения за секунду), измеряемая в циклах в секунду (герцах). По частоте волны мозговой активности разделяются на четыре категории: альфа, бета, тета и дельта. Комбинация этих волн и определяет то состояние, в котором находится интеллект. Всякое состояние, в котором вы находитесь, состоит из целой "симфонии" волн, и каждая из них оказывает свое характерное влияние. Результатом достижения определенного сочетания волн мозговой активности были творчество Пикассо, архитектура Фрэнка Ллойда Райта и теории Эйнштейна. Бета - волны. От нормального мышления до паники В вашем сознании одна мысль сменяет другую, и вы не можете остановить их непрерывное движение. Однако когда вы концентрируете внимание на какой-то одной мысли, вам кажется, что скорость течения мыслей несколько уменьшилась. Ваше сердце учащенно бьется, кровь пульсирует в висках, дыхание неровное, и вам кажется, что вы не можете нормально обдумать ситуацию. Кажется, что ваш интеллект больше не подчиняется вам, и частота бета - волн повысилась. Бета - волны обычно производятся мозгом тогда, когда вы находитесь в нормальном состоянии бодрствования, но большое количество бета - волн может привести к возникновению эмоционального дискомфорта. Бета - волны ассоциируются с логическим мышлением, решением проблем и концентрацией внимания. Эти волны позволяют нам активно действовать, но мы должны знать, как ими управлять. А, зная это, мы сможем использовать их более эффективно и уменьшать свою зависимость от них. Максвелл Кэйд, отец английской школы по изучению обратной бета - волны как "нормальный ритм бодрствования, ассоциирующийся с активным мышлением, концентрацией внимания или решением конкретных проблем; сила сигнала возрастает по мере возрастания тревоги и снижается при мышечной активности". Бета - волны ассоциируются с ускоренным обменом веществ и повышенным кровяным давлением. Бета - волны обычно сопутствуют комплексному мышлению и принятию решений. Альфа - волны. "Я утонул в мечтах…" Когда на сцене появляются альфа - волны, глаза обычно бывают закрыты, в сознании пляшут различные яркие образы, активно работает воображение. Ваше внимание может переключатся с одной мечты на другую, с одного образа на другой, причем мечты и образы могут произвольно изменятся без всякой видимой причины. Такой полет воображения, как правило, не несет никакой смысловой нагрузки. Когда интеллектом человека владеют альфа - волны, он часто забывает об окружающем мире и полностью погружается в мир фантазий от грез. Альфа - волны генерируются интеллектом, когда человек мечтает, фантазирует, когда активизируется визуализация. Эти волны также ассоциируются с расслабленным состоянием, с восприятием. Некоторые люди чрезвычайно глубоко погружаются в альфа - состояние и видят окружающий их мир сквозь дымку фантазии. Зачастую они даже радуются тому, что им удается ускользать от окружающей реальности. Наиболее распространенной проблемой, связанной с альфа - волнами, является то, что их часто не хватает для связи с другими волнами мозговой активности. Без альфа - волн невозможно запомнить свои сны после пробуждения, даже если вы и помните, что они были яркими, красочными и производили сильное впечатление. Без альфа - волн вы не сможете вспомнить те мысли, которые приходили вам в голову в состоянии медитации, даже если вы и помните, что вам приходило в голову много толковых идей, которые вы хотели использовать. Когда исчезают альфа - волны, теряется связь с подсознанием. Тета - волны. "Это пришло ко мне из дымки!" Вы ощущаете, что где-то в глубине вашего сознания пульсирует какая-то мысль. Вы чувствуете, что что-то не так, но не можете толком понять, что именно. Это ощущение как бы что-то предсказывает вам, кажется, какая-то информация стремится вырваться на уровень сознания, но не может поднятся из глубин вашей психики. Иногда это чувство становится таким острым и реальным, что вы можете ощутить ошеломляющий эффект духовного пробуждения, который характеризируется творческим подъемом и осознанием новых перспектив. Если вы испытываете эти ощущения - значит вам пытаются что-то сказать тета-волны. Тета-волны считаются проявлением подсознания, которое условно можно расположить межлу уровнем сознания и бессознательным уровнем. Тета-волны несут неиссякаемый поток воспоминаний, ощущений и эмоций. И хотя этот поток не может прорваться в сознание человека, но он, несомненно, оказывает серьезное влияние на формирование его взглядов, отношений, ожиданий и убеждений. Кпримеру, взрослый человек, который совершенно не помнит своих детских капризов, продолжает стремиться к каким-то злоупотреблениям в личной жизни, потому что тета-волны "выпускают на волю" это глубоко спрятанное под толщей сознания побуждение. Тета-волны также могут вызывать проявления подавленных представлений, загнанных вглубь творческих способностей. Наиболее активными тета-волны бывают в то время, когда человек спит, находится в состоянии медитации или состоянии творческого подъема. Итак, тета-волны ассоциируются с творческой активностью человека, но для того чтобы творческие способности могли проявиться на сознательном уровне, необходимо их взаимодействие с другими видами волн мозговой активности. Для полного использования потенциала тета-волн требуется наличие их комбинации с другими волнами; только такая комбинация может обеспечить действительно творческий подъем. Дельта - волны "Мне кажется, что я могу читать мысли других людей. Я знаю, что они скажут, еще до того, как они раскрывают рот!" Мы чувствуем, что телефон "собирается" зазвонить, еще до того, как он звонит. Вы также знаете, что чувствует ваш друг, любовница, жена, ребенок, потому что вы сами это чувствуете. Иногда человек даже удивляется, принадлежат ли те чувства, которые он испытывает, ему самому или кому-нибудь другому. Случается, что мы отчаянно хотим достучаться до кого-либо, войти в контакт, но боимся. Иногда происходит то, что наш интеллект входит в контакт с интеллектом другого человека, а мы даже не знаем об этом. Таким образом, можно сказать, что дельта - волны являются радаром интеллекта. С помощью этих волн наше подсознание получает и отправляет различные послания. Можно сказать, что дельта - волны и формируют само подсознание. Дельта - волны особенно активизируются во время сна, они также остаются "включенными" тогда, когда все остальные волны мозговой активности "выключены". Дельта - волны обеспечивают восстановительные стадии сна. В комбинации с другими волнами дельта - волны также могут наблюдать и во время бодрствования. Дельта-волны - это своеобразный радар, принимающий информацию на инстинктивном уровне. Люди с большой амплитудой дельта-волн, как правило, обладают хорошо развитой интуицией. Такие люди привыкли полагаться на свое шестое чувство, так как оно часто подсказывает им правильные выходы из самых различных ситуаций. Большая амплитуда дельта-волн делает человека чрезвычайно проникновенным. Это качество свойственно психотерапевтам, врачам, консультантам - короче говоря, людям, чьи профессиональные обязанности связаны с оказанием помощи тем, кто в ней нуждается. Способность активно использовать дельта-волны может показаться бесценным даром, но для людей с большой амплитудой дельта-волн, особенно для тех из них, которые не понимают, что с ними происходит, это может быть настоящим проклятием. В некоторых случаях люди нуждаются в том, чтобы поток чужих мыслей, чувств и побуждений, который выплескивается на них из их же подсознания, был ограничен. Таким людям необходимо "возведение" барьеров, которые будут сдерживать поток подсознательно воспринимаемых чужих чувств и мыслей; им также следует учиться различать, какие чувства и мысли являются их собсвтвенными, а какие - чужими. Активный интеллект "Эврика! Я добился этого. Теперь мне все понятно. На какие-то несколько мгновений на меня снизошло озарение. Ну почему такая ясность мысли не присутствует всегда?" Вы знаете, что вы знаете! Вы поняли все до конца. Возможно, такие моменты, когда кажется ясным и понятным все, и наталкивают на мысль о вдохновении, о всплеске творческой активности. Случается, что застарелые проблемы внезапно начинают казаться не такими уж сложными, а даже весьма простыми или совсем незначительными. В таких случаях мы восклицаем: "Как же мне это раньше не пришло в голову?" или "Это же элементарно!" В таких ситуациях у человека возникает ощущение какого-то озарения. Создается впечатление, что все вокруг просто и понятно; вся Вселенная, кажется, освещена каким-то светом. Когда у человека возникают такие ощущения, это означает, что его интеллект вошел в активное состояние. Схемой волн активного интеллекта является комбинация из всех четырех волн мозговой активности. Когда человек одновременно производит альфа-, бета-, тета- и дельта-волны в нужных пропорциях, он обладает обостренным восприятием, обеспечиваемым дельта-волнами, и творческим вдохновением, которое является продуктом действия тета-волн, а также находится в состоянии легкого расслабления (альфа-волны) и готовности к сознательному мышлению (бета-волны). Не забывайте, что все описанное происходит одновременно. Конечно же, и вы в своей жизни не раз переживали моменты, когда казалось, что правильное решение пришло само собой. Возможно, у вас есть некое приятное занятие (род деятельности, активный прием), которое помогает вам быстро и легко войти в такое состояние. Возможно также и то, что вы не знаете, как войти в это состояние, и только мечтаете о том, как бы этому научиться. Так или иначе вы можете усвоить технику сознательного вхождения в это состояние. Для этого надо уметь управлять волнами мозговой активности. Как изменять состояние сознания? Обратитесь к своему сознанию Учиться контролировать волны мозговой активности легче всегда тогда, когда вы находитесь в расслабленном состоянии с закрытыми глазами. Когда вы обращаетесь к своему сознанию, когда вы обращаетесь в глубь себя, вам становится легче управлять альфа- и тета-волнами. Однако нужно научиться управлять этими волнами и тогда, когда вы обращены к внешнему миру. Но сначала давайте рассмотрим, как вы можете испытывать некоторые из внутренних состояний. Те из вас, кто практикует медитацию, наверное, хорошо понимают, что такое внутренний мир. Но вне зависимости от того, медитируем мы или нет, некоторые внутренние состояния должны быть знакомы каждому из нас. Как быть, если у нас появляется благое намерение предаться медитации, но что-то (работа, дети, дела, хобби и пр.) мешает нам воплотить это намерение в жизнь? Следует ли нам из-за этого отказаться от мыслей о совершенствовании и достижении оптимального для нас состояния сознания? Безусловно, нет и еще раз нет. Всего несколько минут медитации, пусть даже раз в неделю, могут оказать необходимое взаимодействие на схему волн нашей мозговой активности, а следовательно, и на нашу жизнь. Многие считают, что им нужно медитировать не меньше часа в день, чтобы добиться ощутимого результата. Такие люди могут заниматься этим несколько дней или даже недель, но в итоге они все ровно обнаруживают, что не могут уделять медитации столько времени. Они также могут решить, что медитация не стоит того, чтобы перекраивать ради нее свое привычное расписание. Встает вопрос: как же с помощью схемами волн мозговой активности можно справиться со своей злостью? В следующий раз, когда вас что-нибудь разозлит, постарайтесь обратить внимание на то, что вы испытываете. Запомнив это состояние своего сознания. После того как вы прочтете перечисленные ниже указания, вам нужно расположиться поудобнее в таком месте, где вас ничто не будет отвлекать в течение, по крайней мере, десяти минут, и войти в медитативное состояние. Закройте глаза, освободитесь от всех мыслей и на несколько минут сосредоточьтесь только лишь на своем дыхании; это поможет вам расслабиться. Пройдитесь мысленно по всему телу, следя за тем, чтобы каждая часть вашего тела расслабилась. Начните с мышц лица, шеи и плеч, а потом продвигайтесь ниже. Почувствуйте внутренний покой и тишину. Находясь в расслабленном состоянии, постарайтесь найти образ или символ, который, по вашему мнению, отражает ту ситуацию, то положение на воображаемой линии жизни, в котором вы находитесь в настоящий момент. Вы можете увидеть просто какой-либо цвет, образ или же почувствовать что-либо, услышать звук или даже голос. А может быть, вы просто ощутите, на каком этаже жизненного пути вы находитесь в данный момент. Сохраните это чувство, когда будете выходить из состояния медитации. Связь с телом Мы знаем, что биологическая обратная связь часто используется для обучения человека контролю над состояниями его тела. А теперь мы познакомимся с тем, как с помощью обратной биологической связи можно контролировать состояние сознания. Прежде всего следует сказать, что биологическая обратная связь является средством, с помощью которого можно многое узнать о состоянии человека. Действительно, трудно изменять что-либо, не обладая сведениями о настоящем состоянии этого чего-либо. И если мы узнаем больше о том, в каком состоянии находится наше сознание в настоящий момент, мы получим возможность изменять это состояние. Нельзя не отметить, что обратная биологическая связь не является мысленным процессом. Для того чтобы в вашем организме произошли изменения, вам нужно просто позволить им происходить. После того как вы приняли решение о необходимости каких-либо изменений (активизация бета-волн), вы должны позволить своим альфа- и тета-волнам осуществить эти изменения. Выполняя упражнения, которые предлагаются вашему вниманию, вы, наверное, не будете использовать обратную биологическую связь, но сейчас речь пойдет о том, что с помощью биологической связи можно получать достоверную и точную информацию о функционировании нашего организма, и в частности о состоянии сознания. Каждый раз, когда вы будете чувствовать, что выполнение упражнений вызывает какие-либо изменения в вашем сознании, запомните это ощущение. Оно станет инструментом обратной биологической связи, с помощью которого вы будете узнавать о происходящих в вашем сознании изменениях. Когда вы научитесь понимать внутренний язык вашего тела, у вас будет возможность использовать получаемую с его помощью информацию для дальнейшего совершенствования. Посредством обратной биологической связи можно научиться легко входить в желаемые состояния сознания и находиться в них сколь угодно долго. Напряжение - расслабление Следует отметить, что наше тело попадает в состояние чрезмерного напряжения по разным причинам. Тревога, страх, злость или простое возбуждение приводят к напряжению, которое проявляется повышенным кровяным давлением, учащением дыхания, пульса, нервозностью. Наверняка, эти ощущения знакомы каждому из нас. Точно так же каждому из нас, наверное, знакомо ощущение эмоционального спокойствия, комфорта, возникающее тогда, когда мы находимся в состоянии релаксации. В первом случае вне зависимости от причины мы находимся в состоянии эмоционального и физического напряжения. Во втором же случае активизируются другие отделы нервной системы, и в результате мы успокаиваемся. Даже для того чтобы почувствовать напряжение и тревогу, вы можете попробовать выполнить следующие упражнения. 1. Провентилируйте легкие, для этого нужно несколько секунд тяжело дышать. (Пожалуйста, не переусердствуйте. Если вы почувствуете слабость, то сразу же прекращайте эксперимент.) Стоп. Закройте глаза. Сосредоточьтесь на том, что вы чувствуете Отметьте все свои ощущения. 2. Сделайте пробежку на месте. Бежать надо минуту или две. 3. Подумайте о чем-то чрезвычайно неприятном. 4. Подумайте о том, что у вас вызывает сильное эмоциональное возбуждение. После выполнения каждого из этих четырех упражнений останавливайтесь и внимательно прислушивайтесь к тому, что происходит в вашем организме. Некоторым людям трудно войти в напряженное состояние с помощью последних двух упражнений, потому что при их выполнении нужно думать об эмоциональных состояниях вместо того, чтобы выполнить физические упражнения. Действительно, физические упражнения чаще вызывают состояния напряжения. Также следует отметить, что из состояния напряжения, вызванного физической деятельностью, выйти легче, чем из того, которое было вызвано мыслительной деятельностью. С помощью мыслительного процесса сложнее вызвать состояние напряжения, но если уж оно будет вызвано, то избавиться от него будет значительно сложнее. Это объясняется тем, что мыслительный процесс вызывает также многочисленные физические изменения. В ходе протекания мысленного процесса происходят такие физиологические процессы, как увеличение потребления кислорода, учащение биения сердца, повышение кровяного давления и напряжение мышц. Помимо этого в кровь выбрасывается много адреналина и кортизона. Когда вы находитесь в состоянии чрезмерного физического и эмоционального напряжения, кровь обычно отливает от конечностей. Этим объясняется то, что, когда человек попадает в опасную или просто напряженную ситуацию, у него холодеют ступни и ладони. Когда в вашем организме происходят такие изменения - значит, он готовится к действию! Это может быть бег, борьба или другое физическое действие, требующее напряжения физических способностей. Известны случаи, когда, испугавшись за жизнь близких, люди совершали поступки, которые они никогда не могли бы совершить в обычной ситуации. К примеру, человек без чьей-либо помощи поднимал автомобиль или сдвигал с места другие чрезвычайно тяжелые предметы. Бег или борьба, к которым готовился организм, помогают ему войти в нормальное состояние. Но если организм готовился к бегу или борьбе, а эти действия по каким-то причинам оказались ненужными и не совершились, то тогда организму в нормальное состояние войти тяжелее. Если человек чего-то испугался, но не предпринял никаких действий, то у него еще долго могут сохраниться повышенное кровяное давление, учащенный пульс и другие проявления состояния напряжения. А длительное нахождение в таком состоянии опасно из-за возможности возникновения связанных со стрессом заболеваний. Таким образом, можно сказать, что состояние напряжения таит в себе определенную опасность. Вы сами себе можете создать такой жизненный график, который будет постоянно держать вас в эмоциональном напряжении и вызывать стресс. Часто люди создают для себя стрессовые ситуации посредством того, что ставят себе чрезвычайно сложные задачи, которые заведомо не смогут решить. Люди, живущие в таком ритме, могут об этом даже и не подозревать. Вы можете встретить человека, который, когда вы попросите его успокоиться, сожмет кулаки и крикнет в ответ: "Я спокоен!" Одним из способов борьбы со стрессом является сознательное выполнения действия, которое поможет вам расслабиться. Однако это не всегда возможно. К примеру, когда вы горячо спорите со своим боссом, вы не бросите разговор для того, чтобы сделать легкую пробежку. Любую другую альтернативу спору с боссом также трудно принять. Даже погружение в работу не всегда помогает справиться со стрессом и расслабиться. Выходом является смена реакции напряжения на реакцию расслабления. Для многих людей обучение управлению волнами мозговой активности в состоянии эмоционального и физического напряжения представляется чрезвычайно сложным. Чувства, которые вы испытываете во время и после выполнения упражнений для создания напряжения, являются инструментом обратной биологической связи, который можно использовать для снятия напряжения. К примеру, если вы запомните ощущения, которые испытывали, то в своей повседневной жизни сможете легко определить по ним, когда вы находитесь в состоянии физического и эмоционального напряжения. Если вы почувствуете то, что чувствовали при выполнении этих упражнений, то сразу поймете, что вы напряжены и вам надо расслабиться. Ниже описывается прием, с помощью которого можно избавляться от психологического напряжения. Для того чтобы почувствовать расслабление, выполните следующее упражнение. (Перед выполнением прочитайте его полностью.) Закройте глаза и сделайте глубокий вдох. Ваши плечи должны опуститься. Меняйте положение тела, пока не найдете то, в котором ваша шея, плечи и голова будут чувствовать себя комфортно. Ваши челюсти должны расслабиться и раскрыться. Также должны расслабиться губы, язык и горло. Сделайте глубокий выдох. Ваше дыхание должно стать легким, медленным и глубоким и сохраняться таким в течение одной или двух минут. Стоп. Сосредоточьтесь на том, что вы чувствуете. Обратите самое пристальное внимание на свои ощущения. Сравните их с теми ощущениями, которые вы испытывали, когда выполняли упражнения для вхождения в состояние психологического напряжения. Это и есть обратная биологическая связь. Когда вы снова испытаете эти ощущения, вы будете знать что находитесь в состоянии релаксации. В отличие от тех физиологических изменений, которые происходили, когда вы находились в состоянии напряжения, в состоянии релаксации снижается потребление кислорода, падает кровяное давление, замедляется биение сердца, расслабляются мышцы. В крови становится меньше адреналина, а ноги и руки теплеют. Вам необходимо несколько раз выполнить упражнения для вхождения в состояние напряжения и упражнения на расслабление, и тогда вы будете отчетливо представлять разницу между физиологическими ощущениями, связанными с напряжением, и теми, которые связаны с расслаблением. Эти ощущения вы можете использовать в качестве инструмента обратной биологической связи для определения того состояния, в котором вы находитесь. Какое состояние лучше? Нельзя сказать, что состояние напряжения лучше, чем состояние релаксации или наоборот. В идеале наилучшим является то состояние, когда вы по своему желанию можете менять уровень напряжения или уровень расслабления. Итак, мы снова вернулись к контролированию своего состояния. Если вы решили, что напряжение или возбуждение, вызываемое внешними факторами, является вредным, то это мнение ошибочно. Ваше состояние должно находится в соответствии с ситуацией, в которой вы находитесь, и с теми проблемами, которые вам нужно разрешить. К примеру, расслабление во время перехода улицы на опасном перекрестке может оказаться чрезвычайно вредным
|
||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 184; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.213.98 (0.021 с.) |