СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ПОБУЖДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ, СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ И РЕЧЕВЫЕ НОРМЫ ПОБУДИТЕЛЬНЫХ ЖАНРОВ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ПОБУЖДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ, СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ ПОСТРОЕНИЯ И РЕЧЕВЫЕ НОРМЫ ПОБУДИТЕЛЬНЫХ ЖАНРОВ



Побуждение, желание говорящего заставить другое лицо совершить какое-либо действие выражает повелительное наклонение. Побуждение к совершению действия может иметь разные оттенки: приказа, требования, призыва, предложения, просьбы, мольбы, увещевания, совета. Говорящий может побуждать к совершению действия как второе, так и третье лицо. Например: сделай, сделайте – повелительное наклонение второго лица единственного и множественного числа. Говорящий желает, требует, просит, чтобы действие совершалось третьим лицом. Побуждение к совершению действия может быть направлено и к первому лицу множественного числа. Сядем перед дорогой – говорящий призывает к действию, в котором и он сам должен принять участие.

В отличие от изъявительного и сослагательного наклонения повелительное наклонение не соотносится с первым лицом единственного числа, т. е. в русском языке нет глагольной формы, в которой бы выражалось желание говорящего заставить себя совершить какое-то действие. Таким образом, повелительное наклонение имеет не шесть, а пять форм.

На письме побуждение выражается побудительным предложением. Это предложение, выражающее волеизъявление, направленное на осуществление чего-либо. Значение побудительности в предложении создают глагольные формы повелительного наклонения: читай; будь здоров; форма совместного. действия: давайте читать; идем. Также побуждение выражают частицы – пусть, пускай, да в сочетании с формами настоящего и будущего времени (пусть он читает; Пускай он будет первым; Да будет свет). В экспрессивной речи и просторечии почти всегда употребляется частица «чтобы» – чаще всего она безударная. Употребляется она с формой глагола в прошедшем времени (Чтоб он работал! Чтобы он был готов!).

Побудительные предложения могут и не содержать специальных глагольных форм и частиц. Подобные предложения образуются формами будущего времени, инфинитива, а также формами прошедшего времени глаголов некоторых семантических групп (с начинательным, временно-ограничительным и другими значениями – Сделать! Молчать! Пошел!). Здесь основным средством выражения побудительности является интонация.

Значение волеизъявления в побудительном предложении имеет различные оттенки – от категорического требования до согласия. Так, глагольной формой взаимного действия выражается смягченное волеизъявление, а формой будущего времени – категорическое требование. Так, в побудительном предложении с императивом и частицей пусть разными интонационными средствами могут быть выражена просьба или приказание. В разговорной речи различные оттенки волеизъявления выражаются также частицами да, же, имеющими усилительное значение (Замолчиже!), наряду с ними смягченной частицей – ка (Скажи-ка!) и междометием ну (Ну, рассказывай!).

В сложноподчиненных предложениях изъявительного типа в косвенной речи в придаточное предложение со значением побудительности вводится союз чтобы. Например: Хочу, чтобы он сказал! С точки зрения синтаксиса побудительные предложения могут быть как восклицательными, так и повествовательными.

ЖАНРЫ-РЕТРОСПЕКЦИИ: ОТЧЕТ, ОБЗОР

Ретроспекция – это понятие, подразумевающее под собой рассмотрение уже прошедших событий, т. е. отчет – это отчет о достижениях и недостатках, обзор – это обзор произошедшего и общего состояния предприятия.

Отчет – это правовой документ. Отчеты бывают разной формы в зависимости от типа предприятия и вида отчетности. На каждом предприятии существуют специальные бланки. В центре, вверху бланка, размещается название документа – «отчет». Сам отчет содержит название продукции данного предприятия, его количество в предыдущие и текущий годы в сравнении и их процентное соотношение. Направляется отчет от нижестоящих сотрудников к вышестоящим и подписывается непосредственно человеком, который является подотчетным. Отчет – это яркий пример официально-делового стиля. Он содержит только перечень продукции или товаров данного предприятия и цифры.

Обзорв свою очередь также относится к правовым документам ретроспективного жанра. Обзор тоже является отчетом о состоянии предприятия. Но, кроме данных, он содержит некоторые рекомендации по улучшению положения и отзыв о состоянии производства на данный момент. Это также официально-деловой стиль. Глаголы употребляются в неопределенной форме. Обзор направляется от нижестоящих чинов к вышестоящим и подписывается подотчетным. Рекомендация же исходит от руководства.

Обзор пишется в произвольной форме. Но для официально-делового стиля это относительно, так как языковые модели в обзоре строго закреплены за этим стилем. Используются устойчивые (шаблонные, стандартизированные)языковые обороты, позволяющие с высокой степенью точности отражать регулярно повторяющиеся ситуации делового общения.

Рекомендация к обзору начинается с языковых формул, выражающих мотивы создания документа, причины его создания. По смыслу она содержит распоряжения.

Так как способ изложения в обзоре довольно свободный, следует сказать несколько слов о языке и стиле документов вообще. Например, большинство слов в письменной деловой речи употребляются только с одним словом или с ограниченной группой слов. Нарушения сочетаемости слов с официально-деловой окраской воспринимаются как стилистические и лексические ошибки и недочеты. При выборе устойчивого языкового оборота следует учитывать особенности фразеологии, сложившейся в официально-деловой речи. При употреблении сравнительной степени предпочтительнее форма менее важный или более сложный.

Так как отчет и обзор – жанры ретроспекции, то пишутся они в прошедшем времени, используются конструкции типа: Было произведено... Причем используются безличные конструкции, так как речь идет не от лица подотчетного, а всего предприятия в совокупности.

Очень важно, чтобы рекомендация, содержащаяся в обзоре, не носила ультимативный характер. Этого требуют не только правила написания документа, но и деловой этикет. В документации из-за условий жанра он проявляется не так явно, как в устной речи, но соблюдение этикета является важнейшей частью официально-делового стиля. Этикет подразумевает под собой не только определенные внешние правила, но чисто стилистические, грамматические и синтаксические приемы, что в свою очередь регулируется жанром ретроспекции.

РИТОРИКА

В толковых словарях «риторика» – это наука и искусство красноречия, убеждения словом. В наши дни она расширила сферу влияния, охватив разнообразные области общения – от публичного, официально-научного и делового до бытового, обиходного. В XX в. в теории и практике речи усилились тенденции культуры речи, требования языковой нормы, чему способствовало возникновение и интенсивное развитие новых научных направлений: теория речи, массовой коммуникации, стилистики и грамматики.

Красноречие понимают неоднозначно: это и дар слова, речи актуальной, эмоциональной, логичной и ясной, в которой используются все богатства и тонкости языка, и опыт, накопленный веками в поэтике, стилистике и ораторстве.

Любое высказывание определяется ситуацией, потребностями жизни: они порождают мотивы и цели; даже говорящий формирует содержание речи, выбирает форму: монолог или диалог, грамматическую структуру, лексику, интонации, прогнозирует понимание слушателей и их реакцию. Выбор средств определяет тип культуры речи на всех этапах внутренней, мысленной подготовки: мотивации, структуры содержания, выбор слов, грамматику.

Существует ряд проблем, которые пытается решить риторика, например поиск оптимальных формул общения, наследование механизмов речи, формирование языковой речи и т. д.

Риторика – одна из древнейших наук. Она возникла около 5 тысяч лет назад в античной Греции. Она в то время лежала в основе многих других наук и сфер общественной жизни. В Греции правила демократия, и умение словами убедить оппонента в правоте считалось очень важным. Именно в этот период появляется понятие «оратор». Это люди, умение говорить для которых было профессией. Ораторы в совершенстве овладевали своим мастерством. Как тогда, так и сейчас главное умение оратора – это умение овладеть вниманием аудитории. Существует ряд приемов, способствующих этому.

Языковой материал речи всегда занимал доминирующее положение в риторике, ее важнейшие разделы смыкались между собой. Точный выбор слова, построение фразы, использование фигур и тропов, логика и ее точность построения текста характерны как для ораторской речи, так и для научных трудов. Достоинством любой речи, любого текста согласно риторическим традициям и здравому смыслу служит в первую очередь содержание, и лишь во вторую – форма, а точнее гармония формы и содержания. Но риторика не может признать речь хорошей, если она плохо ориентирована композиционно, неточно выбраны средства языка, если оратор не умеет держаться перед публикой, если у него плохая дикция и, начав фразу, он не может ее закончить, неуместно жестикулирует.

Важнейшим аспектом в риторике является логика. Она может быть формальной, диалектической или материалистической. Важно то, что логика должна присутствовать не только в научных трудах, но и в простой разговорной речи. Логическое построение текста нуждается в фактах, достоверном материале, так или иначе добытом говорящим или пишущим. Исключением могут быть общая образованность и культура субъекта, собственный жизненный опыт.

В заключение следует отметить, что античное риторическое учение, как и вся культура, было унаследовано большей частью европейских стран и в том числе Россией.



Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.239.179.228 (0.007 с.)