Использование кругов эйлера в развитии фонематических процессов дошкольников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Использование кругов эйлера в развитии фонематических процессов дошкольников



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРУГОВ ЭЙЛЕРА В РАЗВИТИИ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ДОШКОЛЬНИКОВ

С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.

Для успешного обучения в школе у ребенка еще в дошкольном возрасте должны быть сформированы основные предпосылки, которые помогут ему правильно усвоить навыки чтения и письма. А так как современный метод обучения грамоте аналитико – синтетический, то в первую очередь у детей еще в дошкольном возрасте должны быть сформированы фонематические процессы, нарушение которых приводит к трудностям в овладении письмом, а в дальнейшем может привести к такому нарушению, как дисграфия.

Как показывает практика, дети с нарушениями речи затрудняются самостоятельно выделить заданный звук из слова, несколько гласных звуков одновременно, определить позицию заданного звука в слове. У таких детей отмечаются нарушения произношения и восприятия фонем, незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико – артикуляционными признаками, нет четких навыков анализа и синтеза, что приводит к трудностям при обучении чтению и письму. Работа по развитию у детей аналитико – синтетической деятельности предусматривает подробное знакомство детей со звуковой стороной языка. Четкий навык фонематического анализа – это умение определять последовательность, порядковое место и количество звуков в слове, различать на слух гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие звуки. Изучение звуков происходит в процессе аналитико – синтетической деятельности, когда ребенок овладевает навыками звукового анализа и синтеза, на основе которого дети овладевают чтением слогов и слов. Неумение воспроизводить звуковой анализ и синтез может привести к дислексии: затруднения и ошибки связанные с недостаточным овладением звуковым составом слова, смешиванием акустически сходных звуков, неполноценностью звукового анализа и синтеза.

При решении данной проблемы очень важно использовать такие средства оптимизации процесса обучения, которые дадут возможность ребенку зрительно представлять абстрактные понятия, такие, как звук, слог, слово, предложение, научиться практическим действиям с ними.

Это особенно важно для детей дошкольного возраста с нарушениями речи, так как процесс решения мыслительных задач протекает у них с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Одним из таких средств является наглядное моделирование, которое предусматривает использование различных схем и моделей на логопедических занятиях. Они наглядно показывают детям, что текст членится на предложения, предложение на слова, слова на слоги, а слоги состоят из звуков. Схематизация и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и в тексте. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, развивает речемыслительную деятельность ребенка. При использовании схем и моделей меняется характер деятельности детей: они получают возможность не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть ее элементы.

Наряду с образовательными и развивающими задачами, большое значение метод наглядного моделирования играет в осуществлении и воспитательных задач. Действуя с моделями и схемами, у детей формируются такие качества, как выдержка, настойчивость; сглаживаются отрицательные черты характера; создаются условия для развития речи, памяти, внимания, мышления. Выполняя игровые задания с моделями и схемами, дети оживляются, у них проявляется интерес к решению поставленной задачи. Время, отведенное на занятие проходит незаметно, дети не устают, не испытывают дискомфорта, обстановка для коррекции становится благоприятной.

Наряду с традиционными моделями и схемами, мы используем на занятиях разноцветные обручи (круги Эйлера) и, как вариант, цветные шнуры, из которых дети самостоятельно выкладывают фигуры круглой формы.

Разноцветные обручи используются при ознакомлении детей с такими понятиями, как «гласные» - «согласные», «твердые» - «мягкие», «звонкие» - «глухие» звуки, формируют навык дифференциации звуков по названным признакам. Знакомство со звуками начинается с определения качественной характеристики – описания артикуляционных и акустических свойств изучаемого звука. Для детей это абстрактные, невидимые понятия. И здесь большое значение имеет зрительная опора в виде графических схем, символов, моделей, опираясь на которые дети могут рассказать о любом звуке, сравнить звуки, наглядно видя их.

Для характеристики звуков, мы используем кружочки (общепринятых) цветов: красный – это гласные звуки, синий – согласные звуки.

 
 

 

 

гласные звуки

 

        согласные звуки

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРУГОВ ЭЙЛЕРА В РАЗВИТИИ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ДОШКОЛЬНИКОВ

С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ.

Для успешного обучения в школе у ребенка еще в дошкольном возрасте должны быть сформированы основные предпосылки, которые помогут ему правильно усвоить навыки чтения и письма. А так как современный метод обучения грамоте аналитико – синтетический, то в первую очередь у детей еще в дошкольном возрасте должны быть сформированы фонематические процессы, нарушение которых приводит к трудностям в овладении письмом, а в дальнейшем может привести к такому нарушению, как дисграфия.

Как показывает практика, дети с нарушениями речи затрудняются самостоятельно выделить заданный звук из слова, несколько гласных звуков одновременно, определить позицию заданного звука в слове. У таких детей отмечаются нарушения произношения и восприятия фонем, незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико – артикуляционными признаками, нет четких навыков анализа и синтеза, что приводит к трудностям при обучении чтению и письму. Работа по развитию у детей аналитико – синтетической деятельности предусматривает подробное знакомство детей со звуковой стороной языка. Четкий навык фонематического анализа – это умение определять последовательность, порядковое место и количество звуков в слове, различать на слух гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие звуки. Изучение звуков происходит в процессе аналитико – синтетической деятельности, когда ребенок овладевает навыками звукового анализа и синтеза, на основе которого дети овладевают чтением слогов и слов. Неумение воспроизводить звуковой анализ и синтез может привести к дислексии: затруднения и ошибки связанные с недостаточным овладением звуковым составом слова, смешиванием акустически сходных звуков, неполноценностью звукового анализа и синтеза.

При решении данной проблемы очень важно использовать такие средства оптимизации процесса обучения, которые дадут возможность ребенку зрительно представлять абстрактные понятия, такие, как звук, слог, слово, предложение, научиться практическим действиям с ними.

Это особенно важно для детей дошкольного возраста с нарушениями речи, так как процесс решения мыслительных задач протекает у них с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Одним из таких средств является наглядное моделирование, которое предусматривает использование различных схем и моделей на логопедических занятиях. Они наглядно показывают детям, что текст членится на предложения, предложение на слова, слова на слоги, а слоги состоят из звуков. Схематизация и моделирование помогают ребенку увидеть, сколько и каких звуков в слове, последовательность их расположения, связь слов в предложении и в тексте. Это развивает интерес к словам, звукам речи, общению, развивает речемыслительную деятельность ребенка. При использовании схем и моделей меняется характер деятельности детей: они получают возможность не только слышать свою или обращенную к ним речь, но и видеть ее элементы.

Наряду с образовательными и развивающими задачами, большое значение метод наглядного моделирования играет в осуществлении и воспитательных задач. Действуя с моделями и схемами, у детей формируются такие качества, как выдержка, настойчивость; сглаживаются отрицательные черты характера; создаются условия для развития речи, памяти, внимания, мышления. Выполняя игровые задания с моделями и схемами, дети оживляются, у них проявляется интерес к решению поставленной задачи. Время, отведенное на занятие проходит незаметно, дети не устают, не испытывают дискомфорта, обстановка для коррекции становится благоприятной.

Наряду с традиционными моделями и схемами, мы используем на занятиях разноцветные обручи (круги Эйлера) и, как вариант, цветные шнуры, из которых дети самостоятельно выкладывают фигуры круглой формы.

Разноцветные обручи используются при ознакомлении детей с такими понятиями, как «гласные» - «согласные», «твердые» - «мягкие», «звонкие» - «глухие» звуки, формируют навык дифференциации звуков по названным признакам. Знакомство со звуками начинается с определения качественной характеристики – описания артикуляционных и акустических свойств изучаемого звука. Для детей это абстрактные, невидимые понятия. И здесь большое значение имеет зрительная опора в виде графических схем, символов, моделей, опираясь на которые дети могут рассказать о любом звуке, сравнить звуки, наглядно видя их.

Для характеристики звуков, мы используем кружочки (общепринятых) цветов: красный – это гласные звуки, синий – согласные звуки.

 
 

 

 

гласные звуки

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 493; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.232.160 (0.011 с.)