Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. Англо-американская правовая семья или система «общего права»

Поиск

 

Глубокое и разностороннее изучение общего права с неизбеж­ностью предполагает знание его истории.

Исторический подход к общему праву позволяет глубже понять основные причины и условия его возникновения и тенденции его развития, характер и особенности его применения. Рассмотрение общего права сквозь призму его истории дает возможность иссле­довать его не только в статике, но и в динамике, проследить эволю­ционные изменения общего права, глубже понять, чем это право было раньше и чем оно стало сейчас.

Разумеется, исторический подход важен в процессе исследова­ния любой национальной правовой системы и правовой семьи. Но особенно он необходим при изучении такой богатейшей своими ис­торическими, национальными, правовыми и иными традициями и обычаями правовой семьи, какой является общее право. При изуче­нии английского права — своеобразной модели общего права, писал в связи с этим Давид Р., "знание истории еще более необходимо", чем при изучении, скажем, французского права.

Именно исторический подход к общему праву позволяет мыс­ленно охватить его единым взглядом и исследовать весь процесс его возникновения и развития как естественный, целостный процесс; помогает определить те движущие силы, объективные и субъектив­ные факторы, которые лежали в основе эволюции общего права и которые оказывали на него решающее влияние на всем пути его становления и развития.

Наконец, исторический подход дает возможность установить те наиболее важные и наиболее характерные для всего общего права особенности и черты, которые способствовали его многовековому развитию и совершенствованию.

В научной литературе указывается, в частности, на такие три его характеристики, обеспечившие многовековую "экспансию и раз­витие системы общего права", как: а) "его жизнестойкость и способ­ность ксущественным изменениям" и приспособлению к изменяющейся среде; б) "прагматичность и качественность" системы обще­го права, обеспечиваемые повседневной правотворческой и право­применительной деятельностью судов; в) неразрывная связь норм общего права с нормами морали, широкая опора его в процессе раз­вития и применения на моральные императивы.

Наряду с данными, безусловно, имеется ряд и других особен­ностей и черт общего права, обеспечивающих на протяжении мно­гих веков его непрерывное развитие и совершенствование. Наиболее глубоко и разносторонне они познаются в историческом аспекте.

Как уже было отмечено, история общего права — история его возникновения и развития в значительной мере была и остается ис­торией английского права. И дело не только в том, что вплоть до XVIII в. общее право развивалось в пределах территории Велико­британии, а затем было "перенесено" в США, Канаду, Австралию и другие страны. Суть вопроса еще и в том, что даже после подоб­ной экспансии общего права английское право в качестве историчес­кой модели, "образца" продолжало доминировать в системе обще­го права.

Исходя из этого всю историю общего права в значительной ее части следует рассматривать исключительно как историю англий­ского права, а затем, со времени распространения общего права на другие страны, и как историю общего права других стран.

В научной литературе всю историю развития общего права ус­ловно подразделяют на четыре основных периода. Первый период — период формирования предпосылок возникновения общего права, хронологически исчисляется вплоть до 1066 г. Второй — период становления и утверждения общего права с 1066 г., когда Англия была завоевана нормандцами, по 1485 г., когда в стране была уста­новлена династия Тюдоров. Третий период — период расцвета об­щего права в Англии — охватывает исторический отрезок време­ни с 1485 по 1832 г. Наконец, четвертый период развития общего права — период его сосуществования с быстро развивающимся ста­тутным правом и приспособления его к радикально меняющейся официальной (государственной) среде (повышение роли парламен­та, усиление государственной администрации и т. п.), хронологичес­ки определяется с 1832 г. и до настоящего времени. Рассмотрим каж­дый из этих периодов.

Первый период — период возникновения общего права и его развития, предшествовавший нормандскому завоеванию Англии в 1066 г. Этот период собственно и называют англосаксонским пери­одом. Характерным для него является наличие многочисленных за­конов и обычаев варварских племен германского происхождения (саксов, англов, ют, датчан), населявших в этот период территорию Англии. В стране не было общего для всех права. Действовали не связанные между собой в единую систему сугубо местные, локаль­ные акты (обычаи).

Римское господство хотя и длилось в этой стране около четы­рех веков, тем не менее оставило в Англии "не больше следов, чем кельтский период во Франции или иберийский период в Испании".

Бесспорно, что римская культура оказала определенное влия­ние на развитие английской культуры рассматриваемого периода. В наследство от римлян Англия получила "розу (как символ госу­дарства), развитую дорожную систему, латинский язык и систему центрального отопления". Однако римляне "не наградили", да и не могли "наградить" население этой страны своей правовой системой.

Основная причина такого расхождения между общим культур­ным наследием римлян, с одной стороны, и их правовым наследи­ем — с другой, заключается в том, что римляне в Англии на про­тяжении всего своего господства, будучи более развитым и более ци­вилизованным по сравнению с населявшими ее племенами, народом, никогда не ассимилировались с местным населением. Они всегда выступали по отношению к нему не иначе, как в роли завоевателей. Соответственно, и их право рассматривалось в основном как атри­бут механизма власти завоевателей. К тому же с помощью норм римского права регулировались преимущественно отношения между самими же римлянами.

Уход римских легионов в начале V в. с территории Англии, естественно, означал одновременно и начало исхода римского права с территории этой страны. Однако как в рассматриваемый период, так и на протяжении последующих веков косвенное влияние бога­тейшей римской общей и правовой культуры, несомненно, сохраня­лось. Это сказывалось, в частности, как на различных принципах по­строения и развития английского права, так и на отдельных его ин­ститутах.

С уходом римлян в Англии вновь стали доминировать различ­ные племена и зародившиеся в их среде многочисленные традиции и обычаи.

Отмечая слабую исследованность и "малую известность" англосаксонского права или "права англосаксонской эпохи", многие авторы тем не менее выделяют такие его особенности, как его "пре­имущественно неписаный характер", влияние на процесс его становления и развития одновременно со стороны римского права и со сто­роны привнесенных германскими племенами "тевтонских обычаев и традиций", неупорядоченный характер англосаксонского права.

С принятием в конце VI в. (696 г.) Англией христианства и по­степенным превращением королевской власти в "высший источ­ник правосудия и справедливости" все большее значение для анг­лосаксонского права стали приобретать церковные акты, а также "судебные решения" и "законы короля".

После обращения Англии в христианство "законы составлялись так же, как и в континентальной Европе", с тем лишь различием, что писались они не на латыни, а на англосаксонском языке. Как и другие варварские законы, они регулировали лишь очень ограничен­ные аспекты тех общественных отношений, на которые распростра­няется современное право.

Так, Законы короля Этельберта, составленные около 600 г., укладываются всего лишь в 90 коротких фраз. Вместе с существо­вавшими в тот период местными обычаями и традициями они отра­жают родоплеменной характер общества и особенности децентрали­зованного государства.

В то же время составленные в более поздний период Законы короля Кнута (1017—1035 гг.) являются гораздо более разработан­ными и знаменуют собой переход от родоплеменного, общинного строя к феодальному государству.

С помощью подобных законов закреплялись и развивались от­ношения господства и подчинения в обществе, создавались и закреп­лялись основы местного самоуправления, возвышалась и укрепля­лась в стране королевская власть.

Созданное в IX в. англосаксонское государство под названием Англия объединяло в своем составе семь ранее существовавших с XII в. королевств (таких как Кент, Сессекс, Уэссекс и др.) и, соот­ветственно, вбирало в действовавшие на ее территории право зако­ны, обычаи и традиции, сложившиеся ранее на территории этих государств.

Несмотря на то, что со времени обращения в христианство вергельд епископа на территории Англии был выше вергельда короля, последний обладал, тем не менее, весьма широкими и к тому же постоянно возрастающими властными прерогативами.

Так, постепенно монарх утвердил свое право верховной соб­ственности на землю, монопольное право на чеканку монеты, на взимание натурального налога со всего свободного населения, на военную службу со стороны свободных, на назначение в каждом из графств, на которые в X в. была разделена вся территория Англии, своих представителей — королевских министериалов, наконец, — на верховное право отправления правосудия.

Королевский двор Англии в англосаксонский период постепенно превращался таким образом в центр управления всей страной, а королевские приближенные — в должностных лиц государства. Со­здавались объективные предпосылки для возникновения в стране единого централизованного государства, а вместе с тем — и для формирования общего для всей территории страны права.

Однако, как отмечают источники, этого не случилось вплоть до нормандского завоевания Англии в 1066 г. и до возникновения в связи с этим жизненно важной необходимости в создании системы централизованного управления всей страной и формировании об­щего для всей страны права.

Второй период в истории общего права характеризуется завер­шением процесса формирования предпосылок, а также началом процесса становления и утверждения общего права.

Данный период, начинающийся с нормандского завоевания (XI в.) и заканчивающийся с приходом к власти династии Тюдоров (XV в.), некоторыми авторами собственно и считаются началом "истории сугубо английского права". А все то, что имело место в правовой сфере жизни общества на территории Англии раньше, в англосак­сонский период — решения судов, "часть из которых существова­ла даже в письменной форме", наличие обычаев и традиций, — все это было лишь предтечей английского права.

Однако данная позиция оспаривается другими авторами, с пол­ным основанием полагающими, что эра "сугубо английского права" начинается задолго до нормандского завоевания Англии в период англосаксонского права. Что же касается второго периода, то здесь имела место лишь преемственность в развитии "сугубо английско­го (англосаксонского) права", сочетающаяся одновременно с процес­сом возникновения и становления на территории всей страны обще­го, судейского по своей природе и характеру права.

Данное положение подтверждается, во-первых, тем, что нор­мандский король Вильгельм Завоеватель, претендуя на господство в Англии в силу наследственного права, а не в силу права завоева­теля, придавал особое значение сохранению и функционированию в стране после 1066 г. англосаксонского права. В связи с этим Да­вид Р. резонно замечал, что и в наши дни английские юристы и судьи в ряде случаев не только упоминают, но и даже применяют тот или иной обычай или закон англосаксонской эпохи.

А во-вторых, тем, что как в англосаксонский период, так и на последующих этапах развития английского общества местные суды использовали одни и те же по своему характеру обычаи и другие локальные акты. В первый период это были Суды графств (CountryCourts) и Суды сотен (HundredCourts), а позднее, после нормандс­кого завоевания Англии — постепенно вытеснившие их суды баро­нов, суды помещиков и др.

Существовавшие наряду со светскими судами церковные суды действовали исключительно на основе канонического права, которое играло в жизни общества в данный период, особенно после норман­дского завоевания, весьма значительную роль.

Это даже побудило некоторых исследователей общего права утверждать, что "сама концепция общего права" как права, появив­шегося в Англии после нормандского завоевания, а именно — в пе­риод пребывания у власти короля Эдуарда Первого (1272—1307) или "немного позже", была взята "из канонического права Христианс­кой церкви, выступающего в качестве общего права по отношению ко всему Христианству".

Это право если и не противопоставлялось, то, по крайней мере, весьма значительно отличалось от действовавшего в рассматрива­емый период на территории Англии канонического права. Оно так­же отличалось по своим специфическим признакам и чертам от по­явившегося позднее статутного права, "права справедливости" и от "локального права", в основе которого всегда лежали местные обы­чаи и традиции.

Общее право потому и есть "общее", что оно, в отличие от ме­стных обычаев и всех иных актов подобного рода, охватывает всю территорию Англии, а не только отдельные ее части. В этом смыс­ле общее право противостоит местному, "специальному" праву, рав­но как и другим "специфическим" актам.

Разумеется, такое противопоставление зачастую носит, по мне­нию исследователей, довольно условный характер, особенно в отно­шении местных обычаев и традиций, ибо эти обычаи и традиции лежали в первоначальный период в основе деятельности королев­ских судов, являющихся исключительными творцами общего права.

Появление общего права, этого творения королевских судов, распространявшегося на территорию всей страны, именно в данный период — период нормандского завоевания и покорения Англии не было ни случайным, ни стихийным явлением. Здесь прослеживается определенная историческая логика и своеобразная закономерность.

Суть ее заключается в том, что иностранная оккупация Англии, господство "нормандских сеньоров" в этой чуждой им и презирае­мой ими стране, где французский язык оставался несколько столе­тий придворным, а латинский — церковным языком, объективно требовали от английских подданных объединения вокруг трона и единения с троном, создания сильного централизованного государ­ства, сосредоточения законодательной, исполнительной и судебной власти в одних королевских руках.

Нормандское завоевание явилось "серьезнейшим событием в
истории английского права", поскольку оно принесло в Англию вместе с иностранной оккупацией "сильную централизованную власть,
богатую опытом административного управления, испытанную в герцогстве Нормандия". С нормандским завоеванием в Англии "закончилась общинно племенная эпоха" и в стране установился феодализм.

Английский феодализм имел весьма специфические черты по сравнению с европейским "континентальным" феодализмом. Бла­годаря проводимой Вильгельмом Завоевателем политике на созда­ние централизованного государства и укрепление основ королевс­кой власти, в Англии практически отсутствовала феодальная раз­дробленность.

После завоевания Англии большая часть конфискованной у англосаксонской знати земли вошла в состав королевского домена. Аналогично обстояло дела и с лесными массивами, объявленными в соответствии с нормандским "пресным правом" королевскими заповедниками. Между английскими и нормандскими феодалами зем­ля и лесные угодья распределялись не сплошными массивами, а разрозненными участками. Эго мешало в известной мере объедине­нию усилий феодалов в их противостоянии королевской власти.

Владение значительной частью земли и лесных угодий позво­лило королю объявить себя "верховным собственником" всей зем­ли и на этом основании потребовать от всех свободных землевла­дельцев принесения ему присяги верности. Такая присяга юриди­чески и морально сделала феодалов всех рангов вассалами короля, обязанными ему прежде всего военной службой.

В отличие от континентальной Европы, в Англии не утвердился средневековый принцип "вассал моего вассала — не мой вассал". Все феодалы делились на две основные группы: непосредственные вас­салы короля (крупные землевладельцы — графы, бароны) и подвассалы (средние и мелкие землевладельцы). Все они обязаны были нести службу в пользу короля и беспрекословно следовать всем его повелениям.

Таким образом, в Англии по сравнению с континентом феода­лы не имели ни той огромной самостоятельности, ни тех иммуните­тов, которыми они пользовались во Франции, Германии и других странах. Право верховной собственности короля на землю, дававшее ему возможность перераспределять участки земли и вмешиваться в отношения землевладельцев, послужило укреплению основ коро­левской власти и утверждению принципа верховенства королевского правосудия по отношению к судам феодалов всех рангов.

Однако данный процесс — процесс создания сильной королев­ской власти в Англии и утверждения верховенства королевского правосудия проходил далеко не гладко (свидетельство этому мятеж баронов в XI—XII вв., обвинявших корону в злоупотреблении "се­ньориальными правами") и достаточно медленно.

Достаточно сказать, что вплоть до середины XII в. большинство судебных дел решалось в рамках местного правосудия. Что же ка­сается королевского правосудия, то оно имело исключительный ха­рактер и могло быть даровано лишь в случае отказа в правосудии в местных судах или же в случае особого обращения за "королев­ской милостью".

Кроме того, "высший" королевский суд мог иметь место и тогда, когда рассматриваемые споры несли угрозу миру и спокойствию в стране, а также тогда, когда в силу особых обстоятельств дело не могло быть решено в обычном порядке.

Поскольку в это время в Англии не было еще профессиональ­ных административно-судебных органов, то "высший" суд осуще­ствлялся или лично королем в отношении наиболее знатных баро­нов или же через Curiaregis — Совет наиболее знатных и прибли­женных к королю людей.

Со временем, по мере развития английского общества и увели­чения числа обращений к "высшему" королевскому суду возникла объективная необходимость в выделении из всей совокупности вла­стных прерогатив, которыми обладал Curiaregis, "чисто" судебных функций. Выполнением их занимались автономные по отношению к Curiaregis высокие королевские суды.

Одним из первых среди них был так называемый "личный" Суд короля, действовавший при непосредственном его участии. С 1175 г.

в его состав назначались постоянные светские и духовные судьи. Местом пребывания этого, так же как и других высоких ("высших") королевских судов, был Вестминстер.

Важное место среди высоких королевских судов занимал Суд казначейства (theCourtofExchequer). По выражению исследовате­лей, это был суд, "отражавший юридическую сторону финансовой деятельности Curiaregis". В его компетенцию входило рассмотрение финансовых споров, возникших между различными сторонами — феодалами, а также между последними и короной. Особое внимание при этом уделялось разрешению налоговых споров, которые Суд казначейства принимал к рассмотрению лишь тогда, когда они не могли быть разрешены в Суде общих тяжб.

Суд общих тяжб, в отличие от других высоких королевских судов, занимался рассмотрением всех тех гражданских дел, касаю­щихся земельной собственности, недвижимости и др., которые не затрагивали непосредственно интересы короля. В силу своей отно­сительно широкой доступности этот суд называли Судом "общих тяжб" (Commonpleas). Со временем Суд общих тяжб стал основным судом общего права.

Большую роль в отправлении королевского правосудия в рассматриваемый период играл Суд королевской скамьи. Он являлся своеобразной трансформацией "личного" Суда короля. Свое назва­ние этот суд получил в силу того, что по обычаю король "лично" сидел на судейской скамье во время отправления правосудия. Суд королевской скамьи рассматривал как гражданские, так и уголов­ные дела, непосредственно затрагивающие интересы короны. Со временем он стал высшей апелляционной и надзорной инстанцией для всех других судов, включая Суд общих тяжб.

Наряду с названными судами, отправлявшими правосудие в Вестминстере, широкое распространение в Англии в рассматрива­емый период получила система королевского разъездного судопро­изводства. Со временем она, однако, в силу сложности и громоздко­сти процедуры, а также высоких затрат, которые требовались для регулярных судебных объездов страны, уступила место специали­зированным разъездным комиссиям, таким как комиссия о мятежах, по рассмотрению споров, касающихся преимущественного права владения леном, и т. п.

Вся система королевского судопроизводства и в особенности вестминстерские суды (Суд казначейства, Суд общих тяжб и Суд королевской скамьи) сыграли решающую роль в процессе возникновения, а затем становления и развития той правовой системы, которая получила название общего права в силу своего охвата всей территории страны. Эти судебные органы по-своему собственно и были теми органами, которые породили это право и которые нуж­дались в этом праве.

Необходимость в создании права, которое бы признавалось и действовало на любой части английского королевства, вызывалось целым рядом как "чисто" юридических, так и политических причин.

Среди первых следует указать, прежде всего, на разнород­ность, архаичность и раздробленность местного права, выступающе­го в основном в виде обычаев; неспособность его выйти за пределы "своей" традиционной территории, а тем более — охватить терри­торию всей страны. В условиях становления нового централизован­ного государства, естественно, требовалось новое право.

Другой, не менее важной юридической причиной, вызвавшей необходимость формирования общего права в Англии, было то, что вестминстерские суды, в отличие от аналогичных судебных инстан­ций континентальных стран, не могли также использовать и римс­кое право. Известно, что римское право по природе своей и харак­теру — это преимущественно частное право, тогда как споры, рас­сматриваемые вестминстерскими судами, были в основном публич­но-правовыми.

Среди политических причин, обусловивших необходимость со­здания системы общего права, следует обратить внимание, прежде всего, на те, которые связаны с правовым закреплением и усилением королевской власти, с обеспечением ее доминирующей роли в госу­дарственно-правовом механизме Англии, с прямым выражением и защитой интересов английской (в начале завоевания — фактичес­ки нормандской) короны.

Если местные обычаи, на основе которых строилась, а неред­ко и противопоставлялась короне деятельность судов баронов, су­дов сотен и других местных судов, использовались для защиты ин­тересов местной знати, то общее право с самого начала выступало как средство выражения и защиты интересов короля.

Совершенно прав был Давид Р., когда писал, что вестминстер­ские суды, "возникшие из Curiaregis, по происхождению своему органы скорее политические, чем судебные, так как целью их дея­тельности было разрешение проблем, затрагивающих интересы ко­роля и королевства. Для разрешения новых задач, вставших перед этими судами, потребовалось и новое право".

Вестминстерские суды, таким образом, в силу сложившихся политических (необходимость защиты власти короля), юридических (невозможность использования местных обычаев и римского права), идеологических (противодействие церкви и ее судов) и других об­стоятельств оказались в таких условиях, когда от них потребовалось формирование совершенно нового права.

С юридической точки зрения, а точнее — с точки зрения ле­гитимности принимаемых вестминстерскими судами актов, призна­ния их в качестве правовых, общеобязательных актов, это стало воз­можным благодаря тому, что вестминстерские суды по своей при­роде и происхождению никогда не были обычными, органами тра­диционно занимающимися лишь правоприменительной деятельно­стью.

Возникнув на основе Curiaregis, этого всевластного законода­тельного, исполнительного и судебного органа, выйдя в прямом и пе­реносном смысле из него, они фактически, уже в силу этого были не столько правоприменительными, сколько правотворческими органа­ми. Соответственно, принимаемые ими акты рассматривались, ис­пользуя современную терминологию, не только как акты примене­ния, индивидуальные акты, но и как нормативно-правовые общеобя­зательные акты.

По мере развития системы вестминстерских судов и расшире­ния их юрисдикции публично-правовой характер высоких королев­ских судов не только не уменьшался, а наоборот, еще более укреп­лялся. С одной стороны, этому способствовало придание централи­зованной королевской власти, не без помощи Curiaregis и судов, публичных начал. Ведь в Англии после нормандского завоевания в течение длительного времени централизация власти и управления обеспечивалась не за счет признания "публичной" власти короны, а за счет "сеньориальных, частных прав англо-нормандских коро­лей и зависела от их способности выступать авторитетным главой феодально-иерархической системы и местной церкви. Судебные и фискальные права короны в отношении своих подданных были лишь правами высшего сеньора по отношению к своим вассалам и осно­вывались на присяге верности".

продолжается до настоящего времени. Этот период отли­чается значительной трансформацией как государственного меха­низма, так и правовой системы Англии. В начале этого периода были проведены довольно радикальные правовые и судебные реформы. В результате этого юристы перенесли акцент с процессуального на материальное право. Была проведена также огромная работа по расчистке законодательства, освобождению его от архаичных, давно не действующих актов. Подверглись систематизации целые масси­вы нормативных актов, существующие в ряде областей английского права. В результате осуществленной судебной реформы все англий­ские суды были уравнены в своих правах. В отличие от всех пред­шествующих периодов, они получили возможность применять как нормы общего права, так и нормы "права справедливости".

Оценивая характер изменений, произошедших в английском праве в результате проведенных в рассматриваемый период право­вой и судебной реформ, специалисты в области сравнительного пра­воведения отмечают, что реформы XIX в. "не лишили английское право его традиционных черт". Они не были адекватны аналогич­ным реформам, проводившимся в этот период в других странах, в частности, кодификации, осуществлявшейся во Франции. Англий­ское право по-прежнему развивалось с помощью судебной практики. Законодатель лишь открыл судам новые возможности и дал им но­вую ориентацию, но сам не создал нового права.

Тем не менее в этот период в результате усиления роли пар­ламента и государственной администрации резко возрастает значе­ние законодательных и административных актов, наблюдается быст­рое развитие английской правовой системы в направлении ее сбли­жения с континентальной правовой системой. В настоящее время, особенно после вступления Великобритании в 1972 г. в Европейское сообщество, данный процесс не только не замедлился, а скорее, на­оборот, еще более усилился.

Вплоть до второй мировой войны не стоял на месте и процесс экспансии общего права в другие страны — бывшие колонии Вели­кобритании, полуколонии, доминионы. Начавшись одновременно с территориальными захватами чужих стран и народов еще в пери­од средневековья, процесс насаждения "своего" права, приспособ­ленного к новым условиям, продолжался Великобританией в разных формах вплоть до середины XX в.

Наиболее крупными регионами "усвоения" английского обще­го права были Австралия, США и Канада. Разумеется, изначаль­но общее право в том виде, как оно применялось в метрополии, рас­пространялось в основном лишь на самих "цивилизованных" при­шельцев. Аборигены продолжали жить по своим обычаям.

Однако по мере "ассимиляции" местных жителей и их посте­пенной "цивилизации" различные нормы и институты общего пра­ва со временем распространялись и на них.

Система общего права была создана в Англии после нормандского завоевания главным образом в процессе деятельности королевских судов. Семья общего права включает, кроме английского права, правовые системы всех стран английского языка, за некоторыми исключениями.

Влияние общего права было значительным также во многих странах, которые политически были связаны с Англией. В отличие от государств романо-германской правовой семьи, где основным источником права является введенный в действие закон, в странах англосаксонской правовой семьи основным источником права служит норма, сформулированная судьями, и выраженная в судебных прецедентах.

Судебный прецедент - судебное решение по конкретному юридическому делу, которому придается общеобязательное юридическое значение. Англо-американское общее право, как и римское право, развивалось руководствуясь принципом: "Право там, где есть и защита". Поэтому, несмотря на все попытки кодификации английское "общее право", дополненное и усовершенствованное положениями "права справедливости", в основе своей является прецедентным правом, созданным судами. Но это с другой стороны не исключает возрастания роли статутного (законодательного) права. Таким образом, английское право обрело как бы тройную структуру: "общее право" - основной источник; "право справедливости"- дополняющее и корректирующее этот основной источник, и статутное право - писаное право парламентского происхождения. Это разумеется несколько упрощенное, схематизированное изображение.

В англо-американской правовой семье следует различать группу английского права, и связанного с ним по своему происхождению права США. В группу английского права входят наряду с Англией Северная Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия, а также право бывших колоний Британской империи. Как известно, Англия была крупнейшей колониальной державой, и английское "общее право" получило распространение во многих странах мира. В результате сегодня почти треть населения мира живет в значительной мере по нормам английского права. Вторую группу образует право США, которое имея своим источником английское "общее право", в настоящее время является вполне самостоятельным.

"Общее право" - это система, несущая на себе глубокий отпечаток его истории, а история эта до 17 века - исключительно история английского права. В связи с этим, рассмотрим историю его развития, которое шло тремя путями: формированием "общего права", дополнением его "правом справедливости", и толкованием статутов. Английское право своими корнями уходит далеко в прошлое. Есть дата, которая является основополагающей в истории английского права, как и в истории самой Англии и Европы, - это 1066 год, когда Англия была завоевана норманнами. Основная роль в осуществлении правосудия была возложена на королевские суды, находившиеся в Лондоне. Частные лица, как правило, не могли обращаться непосредственно в королевские суд. Они должны были просить у короля, а практически у канцлера выдачи приказа, позволяющего перенести рассмотрение спора в королевский суд. Первоначально даже приказы издавались в исключительных случаях. Но постепенно список тяжб, по которым они издавались, расширялся.

В ходе деятельности королевских судов постепенно сложилась сумма решений, которыми и руководствовались в последующем эти суды. Сложилось правило прецедента. Однажды сформулированное судебное решение в последующем становилось обязательным и для всех других судей. Поскольку основная сложность заключалась в том, чтобы получить возможность обратиться в королевский суд, сложилась формула "Средство судебной защиты важнее права", - которая и до сих пор определяет характерные черты английского правопонимания.

К концу 13 века возрастает роль и значение статутного права. В связи с этим правотворческая роль судей некоторым образом сдерживается принципом, согласно которому, изменения в праве не должны происходить без согласия короля и парламента. Но одновременно с этим устанавливается право судей интерпретировать статуты - право, которое судьи присвоили себе, ссылаясь на то, что участвуя в парламенте при обсуждении статутов, они лучше других могут пояснить их содержание. Так прецеденты распространялись на дополнительную сферу - толкование законов.

В 19-20 веке в связи с большими социальными изменениями в феодальном обществе Англии (развитие товарно - денежных отношений, рост городов, упадок натурального хозяйства) возникла необходимость выйти за жесткие рамки закрытой системы уже сложившихся прецедентов. Эту роль взял на себя королевский канцлер, решая в порядке определенной процедуры споры, в связи с которыми их участники обращались к королю. Так рядом с "общим правом" сложилось "право справедливости".

До 1873г. в Англии на этой почве существовал дуализм судопроизводства: помимо судов, принимающих нормы "общего права", существовал суд Лорда - канцлера. "Право справедливости", как и "общее право", является составной частью прецедентного права, но прецеденты здесь созданы иным путем, и охватывают иные отношения чем "общее право". Несмотря на общие черты "общего права" и "права справедливости", прецеденты их судов фиксировались раздельно, что и привело к дуализму английской правовой системы, который продолжался более двух веков вплоть до судебной реформы 1873-1875 гг. Эта реформа слила "общее право" и "право справедливости" в единую систему прецедентного права.

В то время, как юристы континентальной Европы рассматривают право как совокупность предоставленных правил, для англичанина право - это в основном то, к чему придет судебное рассмотрение. На континенте юристы интересуются прежде всего тем, как регламентирована данная ситуация; в Англии внимание сосредотачивается на том, в каком порядке она должна быть рассмотрена, чтобы прийти к правильному судебному решению. В странах романо-германской семьи правосудие всегда осуществлялось судьями, имеющими университетский диплом юриста. В Англии даже судьи в "Высших" судах до 19 века не обязательно должны были иметь юридическое университетское образование; они овладевали профессией, работая адвокатами и изучая практику судопроизводства.

Лишь в наше время наличие университетского диплома стало важной предпосылкой для того, чтобы стать адвокатом или судьей; профессиональные экзамены, позволяющие заниматься юридическими профессиями, стали очень серьезными и могут рассматриваться сегодня как эквивалент юридического диплома. Однако и сегодня, в глазах англичан главное то, чтобы дела разбирались в суде добросовестными людьми. Соблюдение основных принципов судопроизводства, составляющих часть общей этики, по их мнению, достаточно для того, чтобы "хорошо судить". Судья в отличии от доктрины и законодателя не создает решения общего характера в преддверии серии случаев, которые могут произойти в будущем; он занимается тем, что требует правосудия именно в этом, конкретном случае; его роль в том, чтобы довести до конца судебный спор. С учетом правила прецедента такой подход делает нормы "общего права" более гибкими и менее абстрактными, чем нормы права романо-германской семьи, но одновременно делает право более казуистичным и менее определенным. В Англии благодаря "общему праву" и правилу прецедента различие права и закона носит несколько иной, и одновременно более ярко выраженный характер, чем различие права и закона на континенте. Структура права в англо-американской правовой семье (деление на отрасли и институты права), сама концепция права, система источников права, юридический язык, совершенно иные,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 336; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.6.144 (0.013 с.)