Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Диалог религиозных и нерелигиозных мировоззрений о человеке, обществе и мире.

Поиск

Необходимо обратить особое внимание на два тезиса — на положение о взаимного дополнения религиозной и светской культур, и на положение о том, что объединяющие начала в мировоззрении верующих и неверующих неизмеримо важнее тех, которые их разделяют. Использование данных тезисов позволит создать дискуссию по проблемам спасения культуры от глобальных катастроф. Обращение к философии способствует прояснению и закреплению мировоззренческой позиции студентов в отношении к религии. Приведенные источники и материалы оставляют за студентом свободу мировоззренческого выбора.

Дополнительные вопросы для самостоятельной работы:

1. Расскажите о месте и роли религии в национальной культуре.

2. Чем вызвана, в чем выразилась и к чему привела секуляризация культуры, начавшаяся на Западе в эпоху Нового времени?

3. Чем, на ваш взгляд, взаимно дополняют друг друга религиозная и светская культуры?

4. В чем своеобразие философской науки и в чем ее отличие от частных, конкретных наук?

5. Укажите различия между материалистами, идеалистами и дуалистами.

6. В чем состоит различие между светской и религиозной философией?

7. Чем философия отличается от богословия?

8. Рассмотрите логические (онтологическое, космологическое, телеологическое) доказательства бытия Бога.

Дополнительная литература, рекомендуемая для самостоятельной работы студентов:

1. Атлас современной религиозной жизни России. Т. 1. М., 2005.

2. Гараджа В.И. Социология религии. М., 2005.

3. Георгиева Т.С. Христианство и русская культура. М., 2001.

4. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1995.

5. Малерб М. Религии человечества. М.: СПб., 1997.

6. Митрохин Н. Русская Православная Церковь: современное состояние и актуальные проблемы. М., 2004..

7. Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России: Справочник / Под ред. Ю.П. Зуева. М., 1996.

8. Россия на рубеже веков. М., 2000.

9. Религии народов современной России: Словарь. М., 2002.

10. Современная религиозная жизнь России. Т. 1. М., 2003; Т. 2. М., 2004; Т. 3. М., 2005.

11. Яблоков И.Н. Социология религии. М., 1979.

Тема 6. Свобода совести.

Понимание определяющих принципов свободы совести и свободы убеждений необходимо формирующейся личности как для свободного выбора собственного отношения к религии, так и для усвоения этики гражданской и мировоззренческой толерантности. Следует разобраться в основных конституционных положениях свободы совести в Российской Федерации. Необходимо уделить внимание этическим аспектам мировоззренческого самоопределения студента в отношении религии и свободомыслия. Данная тема суммирует основные задачи курса: основные принципы института светской школы, этапы и организационные проблемы ее начального, весьма трудного становления в нашей стране, обозначены направления дальнейшего формирования светской школы и обрисованы определяющие методологические, методические и этические принципы преподавания религиоведческих дисциплин в средней и высшей школе.

Дополнительные вопросы для самостоятельной работы:

1. Что такое «свобода убеждений»? Что такое толерантность?

2. Определите понятия: «веротерпимость», «свобода вероисповеданий» и «свобода совести». В чем их различие?

3. Охарактеризуйте положение свободы совести на этапах истории Отечества.

4. Обеспечена ли свободы совести в современной России?

5. Что вы понимаете под культурой отношения к религии?

6. Каковы основные черты религиозной школы?

7. Какие нарушения принципа свободы совести допускались в антирелигиозной школе?

8. В чем отличия школы светской от религиозной и антирелигиозной?

9. Кратко изложите основные принципы преподавания религиоведческих дисциплин в государственных и муниципальных школах и вузах.

Дополнительная литература, рекомендуемая для самостоятельной работы студентов:

1. Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. М., 1991.

2. Государственно-конфессиональные отношения / Под ред. Н.А. Трофимчука. М., 2003.

3. На пути к толерантному сознанию / Под ред. А.Г. Асмолова. М., 2000.

4. Одинцов М.И. Государство и церковь: (История взаимоотношений. 1917—1937 гг.). М., 1991.

5. Преодолевая государственно-конфессиональные отношения / Под ред. С.Н. Градировского. Н. Новгород, 2003.

6. Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания / Под ред. Н.А. Трофимчука. М., 2001.

7. Свобода совести и государственно-церковные отношения в Российской Федерации: Документы и материалы / Сост. Э.И. Юрченко. М., 1998.

8. Свобода совести в России: Исторический и современный аспекты / Под ред. Е.Н. Мельниковой, М.И. Одинцова. М., 2004.

Нормативные документы

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями и дополнениями, внесенными Государственной Думой 12 июля 1995 г.).

2. Закон Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях».

 

 

.

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. Религия и атеизм.

2. Научные подходы изучения религии.

3. Роль религии в жизни человека и общества.

4. Религии Древнего востока и античности.

5. Ведические религии Индии. Брахманизм.

6. Индуизм как соединение религий и культов.

7. Кришна как общество сознания.

8. Религиозно-философские идеи Брахманизма.

9. Бог и устройство мира в буддизме.

10. Буддизм и его исповедание в России.

11. Восточные религии и религиозно-философские искания современности.

12. Культ и обычаи в маздаизме-зороастризме.

13. Надконфессиональные религиозно-философские учения как составная часть восточных религий.

14. Современный человек в религиозно-философских учениях Востока.

15. Учение «живой этики» Е. Рерих и современный человек.

16. Заратустра и его учение.

17. Мифология, учение и культ религии синто.

18. Духовная жизнь и религиозные искания древних евреев.

19. Талмудический период: иудеи и христиане.

20. Христианская церковь – ее возникновение.

21. Причины и условия становления христианства господствующей религией.

22. Особенности возникновения католического вероисповедания.

23. Догматические, обрядовые и организационные различия католической и православной церквей.

24. Христианская апологетика и идейные течения ортодоксального направления христианства.

25. Реформация в Европе и зарождение протестантизма.

26. Течения протестантизма и протестантские церкви.

27. Православное духовенство и монашество.

28. Особенности православного вероучения.

29. Православная церковь. Культ в православии.

30. Церковный раскол и появление старообрядчества.

31. Русская православная церковь в советский период.

32. Ветви, секты и течения в Исламе: содержание и основные характерные черты.

33. Основные нетрадиционные культы современности и свобода.

 

ПРИМЕРНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

1. Укажите представителей психологического подхода к изучению религии.

1) 3. Фрейд,

2) Э. Тайлор,

3) У. Джеймс,

4) M. Вебер.

2. Назовите функции религии:

1) совокупность религиозных обрядов, ритуалов;

2) способы воздействия религии в обществе;

3) уровни религиозного сознания.

3. Укажите функцию, которую религия реализует, так как предусматривает особый тип взглядов на мир, его закономерности и место человека в мире:

1) регулирующая;

2) интегрирующая;

3) мировоззренческая.

4. Назовите уровни религиозного сознания.

1) религиозная вера;

2) обыденное сознание;

3) культ;

4) теоретический уровень.

5. Выделите элемент религии, сформированный верой в возможность целевого воздействия на объект веры путем обычаев, ритуалов и обрядов.

1) нерелигиозная деятельность;

2) культ;

3) религиозная организация.

 

6. Назовите функцию религии, определяемую идеями, ценностями, стереотипами и управляющую деятельностью, отношениями, сознанием и поведе­нием индивидов, групп, общин:

1) мировоззренческая;

2) регулирующая;

3) коммуникативная.

7. Укажите автора, считающего, что религию можно считать общечело­веческим навязчивым неврозом, подобным детскому неврозу, основанному на «Эдиповом комплексе»:

1) К. Маркс;

2) 3. Фрейд;

3) Э. Тайлор.

8. Укажите, что (из нижеперечисленного) не является разновидностями внекультовой религиозной деятельности:

1) производство средств религиозного культа;

2) миссионерство;

3) камлания;

4) молитва;

5) преподавание богословских дисциплин.

9. Выделите, какая из перечисленных форм ранних религиозных верований означает веру в духов, в душу:

1) магия;

2) анимизм;

3) анимализм.

10. Назовите форму религиозных верований, основанную верой в одушевленность всей природы:

1) фетишизм;

2) аниматизм;

3) земледельческие культы;

4) магия.

11. Укажите форму ранних религиозных верований, предполагающую существование сверхъестественных свойств различных предметов:

1) фетишизм;

2) магия;

3) тотемизм;

4) анимизм.

12. Назовите форму ранних религиозных верований, предполагающую деление, в соответствии с целями своего воздействия (промысловые, военные, вредоносные и т.д.)

1) магия;

2) культ предков;

3) аниматизм.

13. Выделите форму ранних религиозных верований, характеризующуюся развитой психотехникой:

1) земледельческие культы;

2) шаманизм;

3) культ предков.

14. Укажите, что именно называется «инициацией»:

1) общение шамана с духами;

2) посвящение;

3) исцеление больного.

15. Укажите, что именно называется «камланием»:

1) шаманское посвящение;

2) поклонение неодушевленным предметам;

3) ритуал, совершающийся шаманом в состоянии экстаза.

16. Выделите понятие, поясняющее сущность монотеизма:

1) вера в духов;

2) единобожие;

3) культ предков.

17. Назовите, пережитком какой именно ранней формы верований, сохраняющейся по сей день, является вера в амулеты, талисманы, и предметы, приносящие удачу:

1) культ предков;

2) фетишизм;

3) тотемизм.

18. Укажите специфику, определяющую сущность национальных религий:

1) политеизм;

2) монотеизм;

3) характерны для определенной этнической груп­пы.

19. Назовите божества, составляющие понятие «тримутри».

1) Кришна;

2) Брахма;

3) Будда;

4) Вишну;

5) Шива.

20. Выделите религию, источником которой является ведическая религия:

1) даосизм;

2) индуизм;

3) синтонизм.

21. Назовите религию, основы которой изложены в «Каноне пути и Благодати»:

1) конфуцианство;

2) синтоизм;

3) даосизм.

22. Укажите религии, входящие в триаду учений, основывающих духовную культуру Китая.

1) джайнизм;

2) конфуцианство:

3) индуизм;

4) даосизм;

5) буддизм.

23. Укажите религию Древнего Китая, особенностью которой является вера в обретение бессмертия:

1) конфуцианство:

2) даосизм;

3) синтоизм.

24. Назовите национальную религию, в рамках которой «сыновья почтительность» и в современном Китае воспринимается как жизненная установка:

1) индуизм;

2) синтоизм;

3) конфуцианство;

4) даосизм.

25. Укажите национальную религию Японии.

1) даосизм;

2) синтоизм;

3) индуизм.

26. Определите национальную религию, для которой характерна вера в единого Бога.

1) джайнизм;

2) иудаизм;

3) синтоизм.

27. Укажите, для какой религии характерна идея мессианства:

1) синтоизм;

2) иудаизм;

3) даосизм.

28. Определите, для какой религии характерна идея богоизбранничества:

1) ислам;

2) синтоизм;

3) иудаизм.

29. Укажите, основатель какой религии считал государство большой семьей, а семью - малым государством.

1) даосизм;

2) синтоизм;

3) конфуцианство.

30. Определите, название какой национальной религии в буквальном переводе означает «путь богов»:

1) даосизм;

2) синтоизм;

3) индуизм.

31. Назовите мировую религию, являющуюся первой по времени возник­новения.

1) христианство;

2) буддизм;

3) ислам.

32. Укажите направление буддизма, полагающее, что Будда не является божеством, а представляет че­ловека, обретшего собственными усилиями путь к освобождению:

1) дзен-буддизм;

2) хина-яна;

3) маха-яна.

33. Определите направление буддизма, распространенное в России:

1) хина-яна;

2) маха-яна;

3) ламаизм.

34. Укажите крупнейший ламаистский центр в России:

1) Иволгинский дацан;

2) Агинский дацан;

3) Гусинозерский дацан.

35. Назовите, какая позиция определяет жизненное кредо буддистов:

1) мыслю, следовательно существую;

2) страдаю, следовательно существую;

3) стыжусь, следовательно существую.

36. Укажите, где именно находится духовный центр ламаистов:

1) в Японии;

2) в Северной Индии;

3) на Тибете.

37. Укажите канонические Евангелия, выделив их из перечисленных:

1) Евангелие от Матфея;

2) Евангелие от Петра;

3) Евангелие от Марка;

4) Евангелие от Никодима;

5) Евангелие от Иоанна.

38. Назовите собор, на котором был принят христианский символ веры:

1) Никейский в 325 г.;

2) Холкиндонский в 451 г.;

3) Константинопольский в 381 г.

39. Укажите таинство, установленное на Тайней вечере Иисусом Христом:

1) крещение;

2) причащение;

3) соборование.

40. Назовите праздник, не относящийся к двунадесятым:

1) Благовещенье;

2) Рождество Христово;

3) Покров Пресвятой Богородицы;

4) Пятидесятница.

41. Укажите церковь, которая является монофизитской:

1) армяно-григорианская;

2) католическая;

3) польская православная.

42. Выделите христианскую конфессию, не признающую в качестве ис­точника вероучения Священное Предание:

1) православие;

2) католицизм;

3) протестантизм.

43. Назовите христианскую конфессию, для которой характерен целибат:

1) католицизм;

2) православие;

3) протестантизм.

44. Назовите направления, не относящиеся к протестантизму.

1) перемазанцы;

2) баптизм;

3) дьяконовосогласие;

4) адвентизм.

45. Назовите имя первого патриарха Московского и всея Руси.

1) Гермоген;

2) Иов;

3) Тихон;

4) Этом.

46. При этом патриархе была проведена реформа, ставшая поводом для раскола русской православной церкви.

1) Сергий;

2) Никон;

3) Андриан.

47. Эта православная церковь не является автокефальной. Выберете правильный ответ.

1) Константинопольская;

2) Александрийская;

3) Антиохийская;

4) Финляндская.

48. Это церковь находится в юрисдикции Русской православной церкви.

1) Синайская автономия Православная церковь;

2) Американская Православная Церковь;

3) Японская Автономная Православная Церковь.

49. Русская православная церковь обрела автокефальность в...

1) 1448 г.;

2) 1589 г.;

3) 1721 г.

50. Целибат – это…

1) краткое изложение вероучения;

2) религиозно-мотивированное безбрачие духовенства;

3) направление в теологии.

51. Для этой христианской конфессии характерно filioque (вера об исхождении Святого Духа не только от Бога-отца, но и от Бога-Сына.

1) протестантизм;

2) православие;

3) католицизм.

52. Какое направление христианства утверждает, что в Иисусе Христе человеческое естество поглощено божественным?

1) монофизитство;

2) лютеранство;

3) католицизм.

53. Какое направление в протестантизме называют «реформацией, проведенной сверху»?

1) лютеранство;

2) англиканство;

3) кальвинизм.

54. Назовите состав Библии.

1) Ветхий Завет;

2) Апокриф;

3) Вульгата;

4) Новый Завет;

5) Пятикнижие.

55. Для какого направления протестантизма характерна доктрина о предопределении, согласно которой Бог избрал одних людей к вечному блаженству, других к погибели?

1) баптизм;

2) лютеранство;

3) кальвинизм.

56. В какой христианской конфессии присутствует догмат о чистилище?

1) православие;

2) католицизм;

3) протестантизм.

57. Энциклика – это…

1) догмат католицизма;

2) послание папы римского с изложением взглядов Святого престола по важнейшим вопросам;

3) элемент христианского культа.

58. Экуменизмом называется…

1) направление в протестантизме;

2) взгляды и позиции, отражающие стремление христиан различных направлений к объединению при сохранении плюрализма в вероучении, культе и организации;

3) элемент культа.

59. Христианство на Руси было принято…

1) в 988 году

2) в 957 году

3) в 1147 году.

60. Какое православное таинство проводится одновременно с таинством крещения (или во время крестильных действий)?

1) миропомазание;

2) соборование;

3) исповедь.

61. Какие именно таинства оставили в своей религии лютеране?

1) крещение;

2) миропомазание (конфирмация);

3) причащение;

4) брак.

62. Полная Библия на русском языке, напечатанная «по благословению Святейшего Правительствующего Союза» была издана…

1) в 1856 году;

2) в 1876 году;

3) в 1867 году.

63. Каким именно текстом Библии до сих пор пользуются российские старообрядцы?

1) Острожская Библия;

2) Геннадиевская Библия;

3) Елисаветинская Библия.

64. Назовите ветви христианства, образовавшиеся в результате раскола христианства в 1054 году.

1) монофизитство;

2) православие;

3) протестантизм;

4) католицизм.

65. Укажите антикатолическое движение в Европе XVI века, положившее начало протестантизму.

1) реформация;

2) англиканство;

3) методизм.

66. Назовите религиозное учение о конце света, связанное с ожидани­ем Страшного суда.

1) эсхатология;

2) антропология;

3) провиденциализм.

67. Укажите одно из течений старообрядчества, признающее церковную иерархию.

1) поповцы;

2) федосеевское согласие;

3) перемазанцы.

68. Выберите наиболее крупное по численности направление протестантизма, распространенное в Германии, Скандинавских странах, США, государствах Балтии.

1) англиканство;

2) лютеранство;

3) баптизм.

69. В каком году было восстановлено патриаршество после синодального правления?

1) в 1861 году,

2) в 1917 году;

3) в 1988 году.

70. Последователи какого именно течения ислама считают, что право быть наследником мысли пророка Мухаммеда может принадлежать только его прямым потомкам?

1) шиизм;

2) хариджиты;

3) суннизм.

71. Укажите течение в исламе с характерным представлением о богопознании: «О наконец-то мне постичь дано Вещающий и слышащий - одно Перед собой склоняюсь я в молитве, Прислушиваясь сам к себе».

1) суфизм;

2) шиизм;

3) ваххабизм.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.60 (0.01 с.)