Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 5. Диалог религиозных и нерелигиозных мировоззрений о человеке, обществе и мире.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Необходимо обратить особое внимание на два тезиса — на положение о взаимного дополнения религиозной и светской культур, и на положение о том, что объединяющие начала в мировоззрении верующих и неверующих неизмеримо важнее тех, которые их разделяют. Использование данных тезисов позволит создать дискуссию по проблемам спасения культуры от глобальных катастроф. Обращение к философии способствует прояснению и закреплению мировоззренческой позиции студентов в отношении к религии. Приведенные источники и материалы оставляют за студентом свободу мировоззренческого выбора. Дополнительные вопросы для самостоятельной работы: 1. Расскажите о месте и роли религии в национальной культуре. 2. Чем вызвана, в чем выразилась и к чему привела секуляризация культуры, начавшаяся на Западе в эпоху Нового времени? 3. Чем, на ваш взгляд, взаимно дополняют друг друга религиозная и светская культуры? 4. В чем своеобразие философской науки и в чем ее отличие от частных, конкретных наук? 5. Укажите различия между материалистами, идеалистами и дуалистами. 6. В чем состоит различие между светской и религиозной философией? 7. Чем философия отличается от богословия? 8. Рассмотрите логические (онтологическое, космологическое, телеологическое) доказательства бытия Бога. Дополнительная литература, рекомендуемая для самостоятельной работы студентов: 1. Атлас современной религиозной жизни России. Т. 1. М., 2005. 2. Гараджа В.И. Социология религии. М., 2005. 3. Георгиева Т.С. Христианство и русская культура. М., 2001. 4. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1995. 5. Малерб М. Религии человечества. М.: СПб., 1997. 6. Митрохин Н. Русская Православная Церковь: современное состояние и актуальные проблемы. М., 2004.. 7. Религия, свобода совести, государственно-церковные отношения в России: Справочник / Под ред. Ю.П. Зуева. М., 1996. 8. Россия на рубеже веков. М., 2000. 9. Религии народов современной России: Словарь. М., 2002. 10. Современная религиозная жизнь России. Т. 1. М., 2003; Т. 2. М., 2004; Т. 3. М., 2005. 11. Яблоков И.Н. Социология религии. М., 1979. Тема 6. Свобода совести. Понимание определяющих принципов свободы совести и свободы убеждений необходимо формирующейся личности как для свободного выбора собственного отношения к религии, так и для усвоения этики гражданской и мировоззренческой толерантности. Следует разобраться в основных конституционных положениях свободы совести в Российской Федерации. Необходимо уделить внимание этическим аспектам мировоззренческого самоопределения студента в отношении религии и свободомыслия. Данная тема суммирует основные задачи курса: основные принципы института светской школы, этапы и организационные проблемы ее начального, весьма трудного становления в нашей стране, обозначены направления дальнейшего формирования светской школы и обрисованы определяющие методологические, методические и этические принципы преподавания религиоведческих дисциплин в средней и высшей школе. Дополнительные вопросы для самостоятельной работы: 1. Что такое «свобода убеждений»? Что такое толерантность? 2. Определите понятия: «веротерпимость», «свобода вероисповеданий» и «свобода совести». В чем их различие? 3. Охарактеризуйте положение свободы совести на этапах истории Отечества. 4. Обеспечена ли свободы совести в современной России? 5. Что вы понимаете под культурой отношения к религии? 6. Каковы основные черты религиозной школы? 7. Какие нарушения принципа свободы совести допускались в антирелигиозной школе? 8. В чем отличия школы светской от религиозной и антирелигиозной? 9. Кратко изложите основные принципы преподавания религиоведческих дисциплин в государственных и муниципальных школах и вузах. Дополнительная литература, рекомендуемая для самостоятельной работы студентов: 1. Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. М., 1991. 2. Государственно-конфессиональные отношения / Под ред. Н.А. Трофимчука. М., 2003. 3. На пути к толерантному сознанию / Под ред. А.Г. Асмолова. М., 2000. 4. Одинцов М.И. Государство и церковь: (История взаимоотношений. 1917—1937 гг.). М., 1991. 5. Преодолевая государственно-конфессиональные отношения / Под ред. С.Н. Градировского. Н. Новгород, 2003. 6. Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания / Под ред. Н.А. Трофимчука. М., 2001. 7. Свобода совести и государственно-церковные отношения в Российской Федерации: Документы и материалы / Сост. Э.И. Юрченко. М., 1998. 8. Свобода совести в России: Исторический и современный аспекты / Под ред. Е.Н. Мельниковой, М.И. Одинцова. М., 2004. Нормативные документы 1. Закон Российской Федерации «Об образовании» (с изменениями и дополнениями, внесенными Государственной Думой 12 июля 1995 г.). 2. Закон Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях».
.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ 1. Религия и атеизм. 2. Научные подходы изучения религии. 3. Роль религии в жизни человека и общества. 4. Религии Древнего востока и античности. 5. Ведические религии Индии. Брахманизм. 6. Индуизм как соединение религий и культов. 7. Кришна как общество сознания. 8. Религиозно-философские идеи Брахманизма. 9. Бог и устройство мира в буддизме. 10. Буддизм и его исповедание в России. 11. Восточные религии и религиозно-философские искания современности. 12. Культ и обычаи в маздаизме-зороастризме. 13. Надконфессиональные религиозно-философские учения как составная часть восточных религий. 14. Современный человек в религиозно-философских учениях Востока. 15. Учение «живой этики» Е. Рерих и современный человек. 16. Заратустра и его учение. 17. Мифология, учение и культ религии синто. 18. Духовная жизнь и религиозные искания древних евреев. 19. Талмудический период: иудеи и христиане. 20. Христианская церковь – ее возникновение. 21. Причины и условия становления христианства господствующей религией. 22. Особенности возникновения католического вероисповедания. 23. Догматические, обрядовые и организационные различия католической и православной церквей. 24. Христианская апологетика и идейные течения ортодоксального направления христианства. 25. Реформация в Европе и зарождение протестантизма. 26. Течения протестантизма и протестантские церкви. 27. Православное духовенство и монашество. 28. Особенности православного вероучения. 29. Православная церковь. Культ в православии. 30. Церковный раскол и появление старообрядчества. 31. Русская православная церковь в советский период. 32. Ветви, секты и течения в Исламе: содержание и основные характерные черты. 33. Основные нетрадиционные культы современности и свобода.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ 1. Укажите представителей психологического подхода к изучению религии. 1) 3. Фрейд, 2) Э. Тайлор, 3) У. Джеймс, 4) M. Вебер. 2. Назовите функции религии: 1) совокупность религиозных обрядов, ритуалов; 2) способы воздействия религии в обществе; 3) уровни религиозного сознания. 3. Укажите функцию, которую религия реализует, так как предусматривает особый тип взглядов на мир, его закономерности и место человека в мире: 1) регулирующая; 2) интегрирующая; 3) мировоззренческая. 4. Назовите уровни религиозного сознания. 1) религиозная вера; 2) обыденное сознание; 3) культ; 4) теоретический уровень. 5. Выделите элемент религии, сформированный верой в возможность целевого воздействия на объект веры путем обычаев, ритуалов и обрядов. 1) нерелигиозная деятельность; 2) культ; 3) религиозная организация.
6. Назовите функцию религии, определяемую идеями, ценностями, стереотипами и управляющую деятельностью, отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин: 1) мировоззренческая; 2) регулирующая; 3) коммуникативная. 7. Укажите автора, считающего, что религию можно считать общечеловеческим навязчивым неврозом, подобным детскому неврозу, основанному на «Эдиповом комплексе»: 1) К. Маркс; 2) 3. Фрейд; 3) Э. Тайлор. 8. Укажите, что (из нижеперечисленного) не является разновидностями внекультовой религиозной деятельности: 1) производство средств религиозного культа; 2) миссионерство; 3) камлания; 4) молитва; 5) преподавание богословских дисциплин. 9. Выделите, какая из перечисленных форм ранних религиозных верований означает веру в духов, в душу: 1) магия; 2) анимизм; 3) анимализм. 10. Назовите форму религиозных верований, основанную верой в одушевленность всей природы: 1) фетишизм; 2) аниматизм; 3) земледельческие культы; 4) магия. 11. Укажите форму ранних религиозных верований, предполагающую существование сверхъестественных свойств различных предметов: 1) фетишизм; 2) магия; 3) тотемизм; 4) анимизм. 12. Назовите форму ранних религиозных верований, предполагающую деление, в соответствии с целями своего воздействия (промысловые, военные, вредоносные и т.д.) 1) магия; 2) культ предков; 3) аниматизм. 13. Выделите форму ранних религиозных верований, характеризующуюся развитой психотехникой: 1) земледельческие культы; 2) шаманизм; 3) культ предков. 14. Укажите, что именно называется «инициацией»: 1) общение шамана с духами; 2) посвящение; 3) исцеление больного. 15. Укажите, что именно называется «камланием»: 1) шаманское посвящение; 2) поклонение неодушевленным предметам; 3) ритуал, совершающийся шаманом в состоянии экстаза. 16. Выделите понятие, поясняющее сущность монотеизма: 1) вера в духов; 2) единобожие; 3) культ предков. 17. Назовите, пережитком какой именно ранней формы верований, сохраняющейся по сей день, является вера в амулеты, талисманы, и предметы, приносящие удачу: 1) культ предков; 2) фетишизм; 3) тотемизм. 18. Укажите специфику, определяющую сущность национальных религий: 1) политеизм; 2) монотеизм; 3) характерны для определенной этнической группы. 19. Назовите божества, составляющие понятие «тримутри». 1) Кришна; 2) Брахма; 3) Будда; 4) Вишну; 5) Шива. 20. Выделите религию, источником которой является ведическая религия: 1) даосизм; 2) индуизм; 3) синтонизм. 21. Назовите религию, основы которой изложены в «Каноне пути и Благодати»: 1) конфуцианство; 2) синтоизм; 3) даосизм. 22. Укажите религии, входящие в триаду учений, основывающих духовную культуру Китая. 1) джайнизм; 2) конфуцианство: 3) индуизм; 4) даосизм; 5) буддизм. 23. Укажите религию Древнего Китая, особенностью которой является вера в обретение бессмертия: 1) конфуцианство: 2) даосизм; 3) синтоизм. 24. Назовите национальную религию, в рамках которой «сыновья почтительность» и в современном Китае воспринимается как жизненная установка: 1) индуизм; 2) синтоизм; 3) конфуцианство; 4) даосизм. 25. Укажите национальную религию Японии. 1) даосизм; 2) синтоизм; 3) индуизм. 26. Определите национальную религию, для которой характерна вера в единого Бога. 1) джайнизм; 2) иудаизм; 3) синтоизм. 27. Укажите, для какой религии характерна идея мессианства: 1) синтоизм; 2) иудаизм; 3) даосизм. 28. Определите, для какой религии характерна идея богоизбранничества: 1) ислам; 2) синтоизм; 3) иудаизм. 29. Укажите, основатель какой религии считал государство большой семьей, а семью - малым государством. 1) даосизм; 2) синтоизм; 3) конфуцианство. 30. Определите, название какой национальной религии в буквальном переводе означает «путь богов»: 1) даосизм; 2) синтоизм; 3) индуизм. 31. Назовите мировую религию, являющуюся первой по времени возникновения. 1) христианство; 2) буддизм; 3) ислам. 32. Укажите направление буддизма, полагающее, что Будда не является божеством, а представляет человека, обретшего собственными усилиями путь к освобождению: 1) дзен-буддизм; 2) хина-яна; 3) маха-яна. 33. Определите направление буддизма, распространенное в России: 1) хина-яна; 2) маха-яна; 3) ламаизм. 34. Укажите крупнейший ламаистский центр в России: 1) Иволгинский дацан; 2) Агинский дацан; 3) Гусинозерский дацан. 35. Назовите, какая позиция определяет жизненное кредо буддистов: 1) мыслю, следовательно существую; 2) страдаю, следовательно существую; 3) стыжусь, следовательно существую. 36. Укажите, где именно находится духовный центр ламаистов: 1) в Японии; 2) в Северной Индии; 3) на Тибете. 37. Укажите канонические Евангелия, выделив их из перечисленных: 1) Евангелие от Матфея; 2) Евангелие от Петра; 3) Евангелие от Марка; 4) Евангелие от Никодима; 5) Евангелие от Иоанна. 38. Назовите собор, на котором был принят христианский символ веры: 1) Никейский в 325 г.; 2) Холкиндонский в 451 г.; 3) Константинопольский в 381 г. 39. Укажите таинство, установленное на Тайней вечере Иисусом Христом: 1) крещение; 2) причащение; 3) соборование. 40. Назовите праздник, не относящийся к двунадесятым: 1) Благовещенье; 2) Рождество Христово; 3) Покров Пресвятой Богородицы; 4) Пятидесятница. 41. Укажите церковь, которая является монофизитской: 1) армяно-григорианская; 2) католическая; 3) польская православная. 42. Выделите христианскую конфессию, не признающую в качестве источника вероучения Священное Предание: 1) православие; 2) католицизм; 3) протестантизм. 43. Назовите христианскую конфессию, для которой характерен целибат: 1) католицизм; 2) православие; 3) протестантизм. 44. Назовите направления, не относящиеся к протестантизму. 1) перемазанцы; 2) баптизм; 3) дьяконовосогласие; 4) адвентизм. 45. Назовите имя первого патриарха Московского и всея Руси. 1) Гермоген; 2) Иов; 3) Тихон; 4) Этом. 46. При этом патриархе была проведена реформа, ставшая поводом для раскола русской православной церкви. 1) Сергий; 2) Никон; 3) Андриан. 47. Эта православная церковь не является автокефальной. Выберете правильный ответ. 1) Константинопольская; 2) Александрийская; 3) Антиохийская; 4) Финляндская. 48. Это церковь находится в юрисдикции Русской православной церкви. 1) Синайская автономия Православная церковь; 2) Американская Православная Церковь; 3) Японская Автономная Православная Церковь. 49. Русская православная церковь обрела автокефальность в... 1) 1448 г.; 2) 1589 г.; 3) 1721 г. 50. Целибат – это… 1) краткое изложение вероучения; 2) религиозно-мотивированное безбрачие духовенства; 3) направление в теологии. 51. Для этой христианской конфессии характерно filioque (вера об исхождении Святого Духа не только от Бога-отца, но и от Бога-Сына. 1) протестантизм; 2) православие; 3) католицизм. 52. Какое направление христианства утверждает, что в Иисусе Христе человеческое естество поглощено божественным? 1) монофизитство; 2) лютеранство; 3) католицизм. 53. Какое направление в протестантизме называют «реформацией, проведенной сверху»? 1) лютеранство; 2) англиканство; 3) кальвинизм. 54. Назовите состав Библии. 1) Ветхий Завет; 2) Апокриф; 3) Вульгата; 4) Новый Завет; 5) Пятикнижие. 55. Для какого направления протестантизма характерна доктрина о предопределении, согласно которой Бог избрал одних людей к вечному блаженству, других к погибели? 1) баптизм; 2) лютеранство; 3) кальвинизм. 56. В какой христианской конфессии присутствует догмат о чистилище? 1) православие; 2) католицизм; 3) протестантизм. 57. Энциклика – это… 1) догмат католицизма; 2) послание папы римского с изложением взглядов Святого престола по важнейшим вопросам; 3) элемент христианского культа. 58. Экуменизмом называется… 1) направление в протестантизме; 2) взгляды и позиции, отражающие стремление христиан различных направлений к объединению при сохранении плюрализма в вероучении, культе и организации; 3) элемент культа. 59. Христианство на Руси было принято… 1) в 988 году 2) в 957 году 3) в 1147 году. 60. Какое православное таинство проводится одновременно с таинством крещения (или во время крестильных действий)? 1) миропомазание; 2) соборование; 3) исповедь. 61. Какие именно таинства оставили в своей религии лютеране? 1) крещение; 2) миропомазание (конфирмация); 3) причащение; 4) брак. 62. Полная Библия на русском языке, напечатанная «по благословению Святейшего Правительствующего Союза» была издана… 1) в 1856 году; 2) в 1876 году; 3) в 1867 году. 63. Каким именно текстом Библии до сих пор пользуются российские старообрядцы? 1) Острожская Библия; 2) Геннадиевская Библия; 3) Елисаветинская Библия. 64. Назовите ветви христианства, образовавшиеся в результате раскола христианства в 1054 году. 1) монофизитство; 2) православие; 3) протестантизм; 4) католицизм. 65. Укажите антикатолическое движение в Европе XVI века, положившее начало протестантизму. 1) реформация; 2) англиканство; 3) методизм. 66. Назовите религиозное учение о конце света, связанное с ожиданием Страшного суда. 1) эсхатология; 2) антропология; 3) провиденциализм. 67. Укажите одно из течений старообрядчества, признающее церковную иерархию. 1) поповцы; 2) федосеевское согласие; 3) перемазанцы. 68. Выберите наиболее крупное по численности направление протестантизма, распространенное в Германии, Скандинавских странах, США, государствах Балтии. 1) англиканство; 2) лютеранство; 3) баптизм. 69. В каком году было восстановлено патриаршество после синодального правления? 1) в 1861 году, 2) в 1917 году; 3) в 1988 году. 70. Последователи какого именно течения ислама считают, что право быть наследником мысли пророка Мухаммеда может принадлежать только его прямым потомкам? 1) шиизм; 2) хариджиты; 3) суннизм. 71. Укажите течение в исламе с характерным представлением о богопознании: «О наконец-то мне постичь дано Вещающий и слышащий - одно Перед собой склоняюсь я в молитве, Прислушиваясь сам к себе». 1) суфизм; 2) шиизм; 3) ваххабизм.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.60 (0.01 с.) |