Структура лекционных занятий (30 час.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Структура лекционных занятий (30 час.)



СИЛЛАБУС (на портале)

Сведения о преподавателе

ФИО – Волкова Тамара Петровна, к.и.н., проф. КНУ

Контактная информация: Алматы, ул. Фурманова, 173, КНУ, факультет Социальных и политических наук, т. 355 05 51 (306)

 

2.2 Сведения о дисциплине

Название: Новая и новейшая история зарубежных стран. Часть 2. История стран Азии и Африки

Место проведения: Казахстанско-Немецкий Университет

Форма обучения: дневная

Ступень обучения: бакалавриат

Курс: обязательный

Выписка из учебного плана:

 

Курс Се-местр Кредитов Лек-ции Семи-нары СРС Всего часов Форма итогового контроля
              уст. экзамен

 

 

2.3 Пререквизиты (предшествующие дисциплины): школьный курс Новой и Новейшей истории (разделы по истории стран Азии и Африки); История Казахстана; Экономическая и политическая география мира.

 

2.4 Постреквизиты (последующие дисциплины): Современные проблемы стран Азии и Африки; История международных отношений в новое время; История международных отношений в новейшее время; Современная система международных отношений; Современные проблемы международных отношений; Современные конфликты; Процессы мировой интеграции.

 

2.5 Краткое описание дисциплины:

 

Цели изучения дисциплины:

1. изучение истории стран Азии и Африки в период Нового и Новейшего времени; в основном социально-экономические процессы в странах Востока, их политическое и культурное развитие;

2. определение роли стран и народов Азии и Африки в мировом историческом процессе.

Задачи:

1. формирование у студентов самостоятельного критического мышления, преодоление европоцентристского взгляда на всемирную историю;

2. понимание современных событий в их историческом генезисе.

В рамках дисциплины студенты должны:

1. знать и понимать основные исторические события в странах Азии и Африки в период Новой и Новейшей истории;

2. отойти от «зубрежки», научиться свободно излагать прочитанный материал;

3. уметь подбирать и использовать источники и литературу;

4. анализировать самостоятельно прочитанный материал;

5. владеть понятийным аппаратом дисциплины;

6. выполнять письменные работы коротко по форме и осмысленно по содержанию;

7. высказывать и аргументировать собственную точку зрения.

 

Содержание: История стран и народов Азии и Африки в период Нового времени (XVII – н. XX в.) и Новейшего времени (ХХ в). Особое место отведено ведущим странам Востока (Китай, Япония, Индия, Иран, Турция, арабские страны). Рассматриваются процессы освобождения от колониализма и строительства независимых государств; возрастание роли стран Востока на современном этапе.

Перечень специализированных аудиторий, кабинетов и лабораторий, а также программного обеспечения - нет

 

2.6 Тематическое содержание

Лекционные занятия

Структура лекционных занятий (30 час.)

содержание часы
  Введение в дисциплину  
  Страны Востока до XVII в.  
  Восток в 1-й период Новой истории. «Открытие» Востока  
  Страны Востока в сер. XIX – н. XX вв. «Пробуждение Азии»  
  Страны Азии и Африки после 2-й мировой войны. «Крушение колониализма»  
  Проекты (работа в группах)  
  Страны Востока в постколониальный период  

 

 

2.7Самостоятельная работа студентов (СРС)

Самостоятельная работа студентов (15 час.)

содержание сроки исполнения форма контроля часы
  Колонизация Арабской Африки (XV – н. XX вв.) 6-я неделя письменно  
  Англо-русское соперничество в Центральной Азии   8-я неделя письменно  
  М. Ганди и гандизм 10-я неделя письменно  
  Страны Азии и Африки в XVII – XX вв. (проекты по группам) 12-14-я недели устно  

СРС № 1

Тема: Колонизация стран арабской Африки (XV – XX в.) (письменно)

Задание:

Пожалуйста, ответьте на вопросы своими словами. Переписывать текст нельзя. Объем работы – 3 страницы. Каждый ответ должен быть пронумерован! Сдать работы ________до ___час.

 

Вопросы:

1. Кратко опишите процесс захвата Марокко европейскими странами. Когда и почему Марокко стало протекторатом Франции?

2. В 1830 г. Франция захватила Алжир и в 1834 г. официально объявила его своей колонией. Чем в последующие годы отличалось развитие Алжира?

3. Почему Тунис стал протекторатом Франции только в 1881 г.?

4. Как и между какими странами шла борьба за Ливию? Колонией какой страны и в какие годы была Ливия?

5. Как и когда Египет, достаточно развитая страна, превратилась в протекторат Великобритании?

6. В 1898 г. в международных отношениях возник «фашодский кризис» (по названию деревни Фашода в Судане), из-за чего чуть было не возникла война между европейскими странами. В чем суть этих событий и чем завершился кризис?

 

Литература:

Васильев Л.С. История Востока. Т. 2. - М.: Высшая школа, 2005.

(В любом издании - часть 3, глава 7 «Колонизация арабской Африки и Эфиопии»).

 

СРС № 2

 

Тема: Англо-русское соперничество в Центральной Азии (письменно)

Задание:

Пожалуйста, ответьте на вопросы своими словами. Переписывать текст нельзя. Объем работы – 2,5 - 3 страницы. Каждый ответ должен быть пронумерован! Сдать работы ________до ___час.

Вопросы

1. Какие планы были у Великобритании в Центральной Азии? Что такое «большая игра»?

2. Как шел процесс подчинения среднеазиатских ханств Российской империей?

3. Каковы причины англо-русского соперничества в Центральной Азии?

4. Сравните причины, ход и результаты первой и второй англо-афганских войн.

Литература:

1. Евдокимова А. А. История стран Востока в Новое время. – Ростов н/Д, 2011. – С. 186 – 197.

 

СРС № 3

Тема: М. Ганди и гандизм

Задание:

Используя текст учебника и статьи, подготовьте краткие и точные ответы на вопросы. Переписывать текст нельзя. Объем работы – 2 страницы. Каждый ответ должен быть пронумерован! Сдать работы _______до_____ час.

 

1. В чем смысл учения Ганди (гандизм)?

2. Что такое сатьяграха?

3. Какую роль сыграл Ганди в национально-освободительном движении Индии?

4. Как вы считаете, актуален ли гандизм сегодня? (ответ в форме эссе)

 

Литература:

1. Евдокимова А. А. История стран Востока в Новое время. – Ростов н /Д, 2011. – С. 177 - 185.

2. Патель Вибхути. Сатьяграха и метод мирного разрешения конфликтов // http://www.gandhi.ru/articles/01_2.htm (текст статьи дан в приложении)

 

СРС № 4

Тема: Страны Азии в XVII – н. XX вв. (проекты по группам, темы студенты выбирают самостоятельно)

 

2.8 Карта обеспеченности дисциплины учебной литературой

  Кол-во экземпляров
Основная литература: 1. Евдокимова А. А. История стран Востока в Новое время. – Ростов н/Д, 2011. – 345 с. 2. Васильев Л.С. История Востока: В 2 т. Т. 2. – М.: Высшая школа, 1998. – 495 с. 3. Новая история стран Азии и Африки: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А.М. Родригеса: в 3 ч. – М.: ВЛАДОС, 2004. 4. Новейшая история стран Азии и Африки, ХХ век / Под ред. А.М. Родригеса: в 3 частях– М.: ВЛАДОС, 2001. 5. Родригес А.М. История стран Азии и Африки в новейшее время. – М.: Проспект, 2008. 6. Родригес А.М. История стран Азии и Африки в новейшее время в вопросах и ответах: учебн. пособие. – М.: Проспект, 2007.                  
Дополнительная литература: 1. Елисеев, Даниэль. История Японии. Между Китаем и Тихим океаном. – СПБ.: Евразия, 2009. – 318 с. 2. Елисеев, Даниэль. История Китая. Корни настоящего. – СПБ.: Евразия, 2009. – 311 с. 3. Живая история Востока: Сборник / Сост. О.Е. Непомнин. – М.: Знание, 1998. – 386 с. 4. Инадзо Нитобэ, Фредерик Норман. Японский воин. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2009. – 189 с. 5. История Казахстана и Центральной Азии: Учеб. пособие / Абусеитова М.Х. и др. – Алматы: Дайк-Пресс, 2001. – 616 с. 6. Клири, Томас. Кодекс самурая: современный перевод «Бусидо Сёсинсю» Тайра Сигэсукэ. - М.: АСТ: Астрель, 2009. – 122 с. 7. Коновалова И.Г. Средневековый Восток: учебн. пособие для вузов. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 494 с. 8. Конфликты на Востоке: этнические и конфессиональные: Учебн. пособие для студентов вузов / Под ред. проф. Воскресенского А.Д. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 512 с. 9. Международные отношения в Центральной Азии: События и документы /Под. Ред. Богатурова А.Д. – М.: Аспект-Пресс. – 547 с. 10. Моргентау, Генри. Трагедия армянского народа. История посла Моргентау. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2009. – 319 с. 11. Петров В.И. Мятежное «сердце» Азии: Синьцзян: краткая история народных движений и воспоминания. – М.: изд-во Крафт, 2003. – 528 с. 12. Политические системы и политические культуры Востока / Под ред. проф. Воскресенского А.Д. – М.: АСТ: Восток – Запад, 2007. – 829 с. 13. Теймс, Ричард. Япония: история страны. – М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2009. – 416 с. 14. Уинтл, Джасти. История Китая: Подробный справочник по истории. - М.: АСТ: Астрель, 2008. – 288 с. 15. Шабани, Риза. Краткая история Ирана. – Спб.: Петербургское Востоковедение, 2008. – 384 с.                                      
Учебно-методический материал: 1. Новейшая история: подробности. 1945 – 1999. – М.: Астрель, 2000. – 568 с. 2. Осколков В.С. Всемирная история. Новое и новейшее время: XVII в.– н. XXI в. Учебное пособие. [Таблицы.]– Алматы: Sansam, 2007. – 128 с.        

 

Тема «Османская империя в XV – н. XX вв.»

Ключевые слова и понятия

1. халифат

2. Танзимат

3. османизм

4. панисламизм

5. пантюркизм

6. младотурки

Ключевые слова и понятия

1. Моголы, Империя Великих Моголов

2. восстание сипаев

3. Индийский национальный конгресс (ИНК)

4. Мусульманская лига

5. сикхи, сикхизм

6. гандизм

 

Ключевые слова и понятия

1. династия Каджаров

2. бабизм

3. джихад

4. шиизм

5. суннизм

6. бехаизм (бахаизм)

 

Базовые учебники:

1. Евдокимова А. А. История стран Востока в Новое время. – Ростов н/Д, 2011. – 345 с.

2. Васильев Л.С. История Востока. Т. 2. (имеется в электронном виде в библиотеке КНУ)

3. Родригес А.М. История стран Азии и Африки в новейшее время. – М.: Проспект, 2008.

4. Родригес А.М. История стран Азии и Африки в новейшее время в вопросах и ответах: учебн. пособие. – М.: Проспект, 2007.

 

2.11 Календарно-тематический план занятий

 

форма занятия содержание кол-во часов   задания на СРС рубежный контроль
  Лекция (2 час.)   05. 09. Введение в дисциплину Введение в дисциплину. Предмет и задачи курса истории стран Азии и Африки. Территориальное и сущностное наполнение терминов «Азия», «Восток». Хронологические рамки курса. Проблемы периодизации истории стран Азии и Африки. Типология цивилизаций Востока. История изучения Востока. Концептуальное решение проблем Востока в современном востоковедении.     Задание: Проанализировать таблицу «базовые ценности цивилизаций Востока» (Евдокимова А. А. История стран Востока в Новое время. – Ростов н/Д, 2011. – С. 299 – 301)  
  Лекция (2 час.)   12. 09. Страны Востока до XVII в. Основные цивилизации: китайско-конфуцианская, индо-буддийская, арабо-исламская. Основные параметры цивилизаций. Сопоставление со странами Европы. Империи на Востоке. Экономическое и социальное развитие стран Востока.   Опрос по таблице  
  Лекция (6 час.)   19. 09. 26. 09. 03. 10. Восток в 1-й период Новой истории. «Открытие» Востока Персия Сефевидский Иран. Кызыл-баши. Установление шиизма как государственной религии. Земледельческий и оседлый компонент. Земельные отношения. Аббас I. Правление Надир-шаха. Установление правления династии Каджаров. Османская империя Возникновение Османской империи. Внутренняя структура империи. Военно- ленная система землепользования. Восточный деспотизм как политический строй Османской империи. Завоевания османов. Начало распада империи. Китай Освобождение от монгольского завоевания. Кризис империи Мин. Манчьжуры и династия Цин в Китае. Внутренняя и внешняя политика манчжурского Китая. Цинский Китай и внешний мир. Япония Япония при сегунах (XII-XIX вв.). Сегунат Минамото. Эпоха расцвета японских городов. Изменения в структуре общества. Сегунат Асикага. Период раздробленности. Сегунат Токугава. Политика изоляции страны. «Открытие» Японии. Индия Политическая история Индии до XVII вв. Структура индийского общества. Общинно-кастовая система. Государство и община в Индии. Вторжение в Индию мусульман. Делийский султанат. Империя Великих Моголов. Проникновение европейцев в Индию. Англичане в Индии (XVIII — середина XIX в.)   Задание на СРС № 1  
  Лекция (8 час.)   10. 10. 17. 10. 24. 10. 31. 10. Страны Востока в сер. XIX – н. XX вв. «Пробуждение Азии» Китай Китай в сер. XIX — н. ХХ вв.Социально-экономическое положение Китая и кризис Цинской империи. Развитие национального капитала. Крестьянская война тайпинов. Опиумные войны. Военное вмешательство Англии. Политика самоусиления и попытки реформ. Восстание ихэтуаней. Превращение Китая в полуколонию. Сунь Ят-сен и Синьхайская революция. Свержение императорской власти (1911). Япония Революция Мэйдзи и радикальное преобразование страны. Становление и особенности японского капитализма. Введение конституционной монархии (1889). Политическое развитие Японии. Экспансия в страны АТР. Османская империя Эпоха реформ – Танзимат. Изменения в экономике. Рост национального сознания. Переворот 1878 г. Период деспотии – зулюм. Младотурки. Революция 1908-1909 гг. Внутренняя политика младотурок. Поражение Османской империи в 1-й мировой войне. Персия Шиитский Иран. Движение бабидов. Особенности периода реформ в Персии. Начало раздела страны. Подъем революционного движения в Персии. Перемены в ходе революции 1905 – 1911 гг. Раздел Персии на сферы влияния европейскими странами в 1907 и 1915 гг. Британская Индия Английская Ост-Индская компания и ее правление в Индии. Восстание сипаев (1857 — 1859). Введение вице-губернаторства в Индии (1858). Начало трансформации традиционной структуры. Сопротивление трансформации. Изменения в сфере экономики. Промышленное развитие Индии. Национальный конгресс и борьба за независимость Индии. Доктрина М. Ганди. Деятельность мусульманской лиги. Политика Д.Неру. Афганцы и империя Дуррани. Англо-афганские войны.   Сдача СРС № 1 Задание на СРС № 2 Сдача СРС № 2 Задание на СРС № 3  
  Лекция (4 час.)   07. 11. 14. 11. Страны Азии и Африки после 2-й мировой войны. «Крушение колониализма» Историческая роль колониализма.Подъем антиколониального движения.Причины крушения колониализма. Этапы борьбы за независимость. «Наследие» колониализма. Процесс деколонизации. Сложности формирования новых государств. Две модели развития: марксистско-социалистическая и буржуазно-демократическая. Неоколониализм.   Сдача СРС № 3 Задание на СРС № 4 (проекты) РК № 1
  Практическое занятие (4 час.)   21. 11. 28. 11.   Страны Азии и Африки в XVII – XX вв. (проекты по группам)   Сдача СРС № 4  
  Лекция (4 час.)   05. 12. 12. 12. Страны Востока в постколониальный период Характеристика социально-экономического положения стран Азии и Африки. Политическое развитие стран Азии и Африки. Ликвидация апартеида. Этнические проблемы. Конфессиональные противоречия. Международные конфликты.      

 

Список литературы

Список основной литературы

1. Евдокимова А. А. История стран Востока в Новое время. – Ростов н/Д, 2011. – 345 с.

2. Васильев Л.С. История Востока: В 2 т. Т. 2. – М.: Высшая школа, 1998. – 495 с.

3. Новая история стран Азии и Африки: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. А.М. Родригеса: в 3 ч. – М.: ВЛАДОС, 2004.

4. Новейшая история стран Азии и Африки, ХХ век / Под ред. А.М. Родригеса. – М.: ВЛАДОС, 2001. – Ч.1. 1900 – 1945.

5. Новейшая история стран Азии и Африки, ХХ век / Под ред. А.М. Родригеса. – М.: ВЛАДОС, 2001. – Ч.2. 1945 – 2000.

6. Новейшая история стран Азии и Африки, ХХ век / Под ред. А.М. Родригеса. – М.: ВЛАДОС, 2001. – Ч. 3. 1945 – 2001.

7. Родригес А.М. История стран Азии и Африки в новейшее время. – М.: Проспект, 2008.

8. Родригес А.М. История стран Азии и Африки в новейшее время в вопросах и ответах: учебн. пособие. – М.: Проспект, 2007.

 

 

СИЛЛАБУС (на портале)

Сведения о преподавателе

ФИО – Волкова Тамара Петровна, к.и.н., проф. КНУ

Контактная информация: Алматы, ул. Фурманова, 173, КНУ, факультет Социальных и политических наук, т. 355 05 51 (306)

 

2.2 Сведения о дисциплине

Название: Новая и новейшая история зарубежных стран. Часть 2. История стран Азии и Африки

Место проведения: Казахстанско-Немецкий Университет

Форма обучения: дневная

Ступень обучения: бакалавриат

Курс: обязательный

Выписка из учебного плана:

 

Курс Се-местр Кредитов Лек-ции Семи-нары СРС Всего часов Форма итогового контроля
              уст. экзамен

 

 

2.3 Пререквизиты (предшествующие дисциплины): школьный курс Новой и Новейшей истории (разделы по истории стран Азии и Африки); История Казахстана; Экономическая и политическая география мира.

 

2.4 Постреквизиты (последующие дисциплины): Современные проблемы стран Азии и Африки; История международных отношений в новое время; История международных отношений в новейшее время; Современная система международных отношений; Современные проблемы международных отношений; Современные конфликты; Процессы мировой интеграции.

 

2.5 Краткое описание дисциплины:

 

Цели изучения дисциплины:

1. изучение истории стран Азии и Африки в период Нового и Новейшего времени; в основном социально-экономические процессы в странах Востока, их политическое и культурное развитие;

2. определение роли стран и народов Азии и Африки в мировом историческом процессе.

Задачи:

1. формирование у студентов самостоятельного критического мышления, преодоление европоцентристского взгляда на всемирную историю;

2. понимание современных событий в их историческом генезисе.

В рамках дисциплины студенты должны:

1. знать и понимать основные исторические события в странах Азии и Африки в период Новой и Новейшей истории;

2. отойти от «зубрежки», научиться свободно излагать прочитанный материал;

3. уметь подбирать и использовать источники и литературу;

4. анализировать самостоятельно прочитанный материал;

5. владеть понятийным аппаратом дисциплины;

6. выполнять письменные работы коротко по форме и осмысленно по содержанию;

7. высказывать и аргументировать собственную точку зрения.

 

Содержание: История стран и народов Азии и Африки в период Нового времени (XVII – н. XX в.) и Новейшего времени (ХХ в). Особое место отведено ведущим странам Востока (Китай, Япония, Индия, Иран, Турция, арабские страны). Рассматриваются процессы освобождения от колониализма и строительства независимых государств; возрастание роли стран Востока на современном этапе.

Перечень специализированных аудиторий, кабинетов и лабораторий, а также программного обеспечения - нет

 

2.6 Тематическое содержание

Лекционные занятия

Структура лекционных занятий (30 час.)

содержание часы
  Введение в дисциплину  
  Страны Востока до XVII в.  
  Восток в 1-й период Новой истории. «Открытие» Востока  
  Страны Востока в сер. XIX – н. XX вв. «Пробуждение Азии»  
  Страны Азии и Африки после 2-й мировой войны. «Крушение колониализма»  
  Проекты (работа в группах)  
  Страны Востока в постколониальный период  

 

 

2.7Самостоятельная работа студентов (СРС)

Самостоятельная работа студентов (15 час.)

содержание сроки исполнения форма контроля часы
  Колонизация Арабской Африки (XV – н. XX вв.) 6-я неделя письменно  
  Англо-русское соперничество в Центральной Азии   8-я неделя письменно  
  М. Ганди и гандизм 10-я неделя письменно  
  Страны Азии и Африки в XVII – XX вв. (проекты по группам) 12-14-я недели устно  

СРС № 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.137.108 (0.088 с.)