Комплекс артикуляционной гимнастики для сонорных звуков (л, ль) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комплекс артикуляционной гимнастики для сонорных звуков (л, ль)



Для выработки необходимых движений языка способствуют следующие упражнения:

1. «Наказать непослушный язык»

Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.

Описание. Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнести звук «пя – пя – пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 – 5, 5 – 10.

Методические указания.

- Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.

- Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.

- Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.

2. «Пароход гудит»

Цель: Вырабатывать подъём спинки языка вверх.

Описание. Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).

Методические указания.

Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.

3.«Индюк»

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части.

Описание. Приоткрыть рот, положить язык на нижнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её.

Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не слышится бл – бл (как индюк болбочет).

Методические указания.

- Следить, чтобы язык был широким и не сужался.

- Чтобы движения языком были вперёд – назад, а не из стороны в сторону.

- Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд.

4. «Качели»

Цель: Вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от 1 – 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы и удерживать под счёт от 1 – 5. Так поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.

Методические указания.

- Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

5. «Лошадка»

Цель: Укрепляет мышцы языка и вырабатывает подъём языка вверх.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка.

Методические указания.

- Упражнение сначала выполняются в медленном темпе, потом быстрее.

- Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

- Если у ребёнка пощёлкивание не получается, нужно предложить ему выполнять упражнение «Приклеить конфетку», а потом вернуться к этому упражнению.

- Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, то есть чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал.

Комплекс артикуляционной гимнастики для сонорных звуков (р, рь)

Для выработки необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.

1.«Чьи зубы чище»

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх.

Описание. Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Методические указания.

- Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.

- Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у верхних зубов.

- Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

2. «Маляр»

Цель: Отработать движения языка вверх и его подвижность.

Описание. Улыбнутся, приоткрыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд – назад.

Методические указания.

- Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.

- Следить, чтобы кончик языка, продвигаясь вперёд, доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, и не высовывался изо рта.

3. «Лошадка»

Цель: Укрепляет мышцы языка и вырабатывает подъём языка вверх.

Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка.

Методические указания.

- Упражнение сначала выполняются в медленном темпе, потом быстрее.

- Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.

- Если у ребёнка пощёлкивание не получается, нужно предложить ему выполнять упражнение «Приклеить конфетку», а потом вернуться к этому упражнению.

- Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, то есть чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал.

4. «Вкусное варенье»

Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука ш.

Описание. Слегка приоткрыть рот и широким краем языка облизать нижнюю губу, делать языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Методические указания.

- Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной.

- Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.

- Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».

 

39. Эта работа необходима так как моторика пальцев связана с речевой деятельностью. Центр речи соседствует с центром отвечающий за моторику пальцев рук. При возбуждении 1 из центров происходит Иррадиация (распространение на другой центр).Для работы пальцев рук используются следующие виды стимуляций:

· Пальчиковые игры:Сарока белабока, ладушки, дружат в нашей группе мальчики и девочки.

· Статистические упражнения для пальчиков: очки,бинокль, флажок

· Используются раскраски, штриховки, все виды застёжек.

· Прокатывание между ладоней разных предметов.

· Разные виды изо-деятельности: рисование, лепка, квилинг.

 

40. Соответствовать нормам русского языка. Норма: литературный говор. Важно правильно ставить ударение. В речи воспитателя не должно быть сленга, грубых слов. Речь должна быть громкой, точной, четкой, среднего темпа, выразительной, интонационно окрашенной.

 

Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

 

41. Классификация звуков по отсутствию или наличию преграды в ротовой полости:

 

гласные – [а], [э], [и], [ы], [о], [у];

 

согласные – все остальные.

Классификация звуков по участию в артикуляции мягкого нёба:

носовые – [м], [м’], [н], [н’];

ротовые – все остальные.

Классификация звуков по работе голосовых складок:

гласные – [а], [э], [и], [ы], [о], [у];

сонорные – [j], [м], [м’], [н], [н’], [л], [л’], [р], [р’];

звонкие – [в], [в’], [з], [з’], [ж], [б], [б’], [д], [д’], [г], [г’];

глухие – [ф], [ф’], [с], [с’], [ш], [п], [п’], [т], [т’], [к], [к’], [х], [х’], [ч], [щ].

Классификация согласных звуков по способу образования:

смычно-взрывные – [п], [п’], [б], [б’], [т], [т’], [д], [д’], [к], [к’], [г], [г’];

смычно-проходные – [м], [м’], [н], [н’], [л], [л’];

щелевые (фрикативные) – [ф], [ф’], [в], [в’], [с], [с’], [з], [з’], [ш], [ж], [щ], [j], [х], [х’];

смычно-щелевые (аффрикаты) – [ц], [ч];

дрожащие – [р], [р’].

Классификация согласных звуков по месту образования:

губно-губные – [п], [п’], [б], [б’], [м], [м’];

губно-зубные – [ф], [ф’], [в], [в’];

переднеязычные: кончик языка вверху – [т], [д], [н], [л], [л’], [р], [р’], [ш], [ж], [щ], [ч]; кончик языка внизу – [т’], [д’], [н’], [с], [с’], [з], [з’], [ц];

среднеязычные – [j];

заднеязычные – [к], [к’], [г], [г’], [х], [х’].

Классификация согласных звуков по степени напряжения средней части спинки языка:

мягкие – [j], [щ], [ч], [т’], [д’], [н’], [б’], [в’], [г’], [с’], [р’] и др.;

твёрдые – [ш], [ж], [ц], [т], [д], [н], [б], [в], [г], [с], [р] и др.

 

42.

Не судорожного характера

Виды запинок:

1) Многократное повторение отдельных звуков, их сочетаний, слов и целых предложений

2) Прерывание речи молчанием (ребенок не в состоянии сразу оформить свои мысли и желания словами)

Причины возникновения запинок:

1) Неравномерное развитие мышления и речевых возможностей ребенка. Речевые запинки здесь результат возрастной недостаточности в координации мышления и речи или возрастных несовершенств речевого аппарата ребенка, его словарного запаса, выразительных средств (физиологические запинки)

2) Задержки психофизического развития в результате перенесенных болезней, травм, неблагоприятной наследственности. В этом случае могут наблюдаться различные отклонения и в речевом развитии детей, в том числе и запинки

3) Недостатки речи: звукопроизношения, словои фразообразования

4) Безудержно-быстрая, хаотическая речь

5) Неблагоприятное речевое окружение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 327; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.211.203.45 (0.03 с.)