Любен Каравелов (любен Каравелов. 1834-1879) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Любен Каравелов (любен Каравелов. 1834-1879)



ПЕСНИ ЮЖНЫХ СЛАВЯН

Южными славянами называют народы, населяющие Балканский полуостров,— болгар, македонцев, сербов, хорватов, словенцев. Духовный мир южнославянских народов, их представления о жизни и смерти, о мире. в котором они живут, обычаи, различные исторические события нашли отражение в народном творчестве. Южнославянская народная поэзия богата и разнообразна в жанровом отношении. Наряду с песнями, балладами, легендами, существующими в фольклоре других славян­ских народов, она включает и оригинальные, самобытные образцы устного творчества: в болгарском фольклоре это особого рода мифологические песни, в сербском и хорватском — так называемый «бечарец», название которого идет, очевидно, от «бечар» — парень, гуляка. В песнях южных славян обычно выделяются следующие основные жанры: обрядовая поэзия, героический эпос, лирические жанры. Образцы обрядовой поэзии, как и сами обряды, делятся на два типа: календарные и семейные. Календарные обряды и их поэзия состоят из четырех циклов соответственно четырем временам года. Наиболее богаты из этих циклов зимний и осенний: в это время исполняется больше обрядов и песен и формы их более разнообразны. Важнейшим моментом обряда и поэзии зимнего цикла было колядование. В древности оно было связано с культом рождающегося солнца, а после принятия славянами христианства праздник Коляды совпал с Рождеством Христовым. У всех славян, в том числе и южных, колядки включают в себя прежде всего пожелания достатка и счастья. Летние обряды были связаны с сельскохозяйственными работами; одновременно в них звучали темы любви и женитьбы. Заключительным календарным кругом обрядов были осенние обряды, связанные с уборкой урожая. Большую группу песен южных славян составляет семейная обрядовая поэзия, связанная с важными семейными событиями: рождением, женитьбой и смертью человека. Свадебный обряд у южных славян также сопровождался многими песнями, которые можно разделить на три группы: песни, поясняющие ход обряда и исполняемые поэтому в определенные его моменты, песни невесты и величальные песни, прославляющие участников свадьбы. В похоронный обряд у южных славян входили причитания («тужбалице»), представляющие собой плачи по умершим.

В фольклоре южных славян исключительно богато представлены стихотворные эпические жанры. К ним относятся болгарские, македонские, сербские и хорватские юнацкие (богатырские) песни; болгарские, сербские, македонские, хорватские гайдуцкие песни; исторические баллады, существующие у всех южных славян. Эпос южных славян сложился частью до турецкого завоевания Болгарии и Сербии, частью — во время него. В болгарском эпосе два основных цикла — песни о Момчиле и песни о Марко-короле. Момчил, правитель Перитеория в Родопах, погибший в битве с турками, воспевается как борец против турецкого нашествия. Второй цикл песен — песни о Марко, который был правителем Западной Македонии, а с 1367 г. — сербским королем. Образ Марко подробно разработан и в болгарском, и в сербском эпосе. Марко представлен в песнях как простой человек, пахарь, в чем сказывается крестьянская трактовка образа; одновременно он выступает как патриот, смело сражающийся с врагами, освобождающий пленных. Переломным моментом в истории сербского народа и его государства была Косовская битва (28 июня 1389 г.), когда сербы потерпели тяжелое поражение от турок. Главной темой песен, слагавшихся после нее, стала гибель сербских героев и сербского государства. В сербском эпосе выделяют несколько циклов: докосовский цикл — песни о представителях династии Неманичей, правивших Сербией с 1168 по 1371 г.; косовский — песни о битве на Косовом поле; цикл о короле Марко, современнике Косовской битвы; цикл о Бранковичах и Якшичах, управлявших Сербией после ее завоевания турками. Кроме того, существует обширный цикл мусульманских песен, сложенных в Боснии и Герцеговине, так называемый цикл песен о Муйо и Халиле. В отличие от песен, созданных христианским населением Сербии и Боснии, в песнях мусульман главные герои — мусульманские богатыри, которые побеждают соперников, бывших героями-победителями в христианских песнях. В юнацких песнях инициатива борьбы в защиту народа, как и сам героический подвиг, принадлежит обычно отдельной личности, выдающемуся юнаку-патриоту (королевич Марко, Милош Обилич), хотя нередко рядом с ними действует и дружина. Гайдуцкие песни и песни об ускоках, повест­вующие о борьбе с турками, — вид героического эпоса более позднего происхождения, нежели юнацкие песни. От юнацких песен гайдуцкие отличаются большей исторической конкретностью, более развитыми социальными конфликтами, большей трагичностью. Исторические песни имеются в фольклоре всех южнославянских народов. Эти песни своими темами и образами героев связаны с историческими преданиями. Важнейшая тема исторических песен болгар — падение Болгарского царства, жизнь народа в условиях турецкого рабства, борьба за освобождение. Особое место в этих песнях занимает тема прихода в Болгарию русских войск во время войны с Турцией в 1676—1678 гг. Есть песни о разных событиях: об осаде Плевена, об освобождении Болгарии. Позже в исторических песнях появлялись новые сюжеты. Свои циклы исторических песен есть и у сербов, хорватов, словенцев. В них воспроизводятся события национальной истории, хотя есть и песни, имеющие общие сюжеты. Наиболее самобытными считаются словенские исторические песни Так, весьма своеобразны песни о сарацинах; в этих песнях, вероятно, отразились события IX—XI вв., когда сарацины захватили побережье Средиземного моря. В исторических песнях словенцев существует также цикл песен о турках. Среди песен о борьбе с турками выделяются песни о короле Матияже, т. е. о венгерском короле Матии Корвине (1448—1490), который прославился своими победами над турками, угнетавшими тогда всю среднюю и южную Европу. Много у южных славян и баллад, называемых в народе песнями. Фольклористы обычно выделяют в них четыре тематических цикла: семейные, любовные, исторические и социальные баллады К любовным балладам относится, например, баллада «Брат и сестра», в которой разлученные на много лет брат и сестра, встретившись, не узнают друг друга и становятся мужем и женой, а узнав, что они родные, кончают жизнь самоубийством. К историческим балладам принадлежат те произведения, в которых нашли отражение исторические условия жизни южнославянских народов. Примером могут служить такие произведения, как болгарские баллады «Три рабыни» и «Янычар тоскует по дому». Из социальных баллад очень характерны словенские так называемые «тачанские баллады» — баллады об угнетении. В них отразилась борьба против феодалов, которые жестоко угнетали и эксплуатировали словенских крестьян. Распространены у южных славян и малые лирические формы. Это песни различного содержания: любовные, социальные, трудовые, социально-критические, песни о различ­ных сословиях и профессиях. Отдельную группу представляют бытовые песни: любовные, семейные. плясовые и хороводные. У южных славян любовные и семейные песни исполняли и складывали главным образом женщины. Семейные песни, основная тема которых — тяжелая жизнь замужней женщины в чужой семье, имеют, как правило, драматический характер. У южнославянских народов широко представлены хороводные и плясовые песни. У болгар и македонцев, сербов, хорватов и словенцев очень популярны хоро и коло. Эти песни имеют характер коротких припевок. Песни южных славян издавна привлекали внимание ученых, поэтов, критиков. Их изучением занимались Гёте, Пушкин, Гердер, Гумбольдт, Мериме, Вальтер Скотт, А. Востоков. Эпос южнославянских народов обладает несомненной историко-литературной и художественной ценностью и является достойным вкладом в сокровищницу мировой литературы.

 

Издания текстов

Болгарская народная поэзия. — М.: Гослитиздат, 1953. — 238 с.; Песни южных славян: Пер. с болг., сербскохорв. и словен. / Вступ. ст.. сост. и примеч. Ю. Смирнова. — М.: Худож. лит., 1976. — 478 с. — (Б-ка всемирн. лит.); Сербский эпос: В 2 т. / Сост. и коммент. Н. И. Кравцова. — М.: Гослитиздат, 1960; Эпос сербского народа / Изд. подгот. И. Н. Голенищсв-Кутузов. — М.: Изд-во АН СССР, 1963. — 354 с. — (Лит. памятники). Български юнашки епос. — София: Изд-во на бьлг. акад. нанауките, 1971. — 1059с.; Българско народ­но творчество: Т. 1-12. — София: Бълг. писател, 1961-1963; Tiypuh В. Антолопф народных 1уначких песама. — Београд: Српска книж. задруга, 1961. — 747 с.; Kapauiih B. C. Српске народне пjесме:

Кн. 1—4. — 2-е изд. — Београд: Просвета, 1958; Трудови, семени, хумористични песни / Избор. и ред. К. Пенушлиски. — Cкonje: Макед. книга, 1973. — 240 с.; Цепенков М. К. Народни песни / Pea. К. Пенушлиски; Соработник Б. Петровски. — Скопjе: Макед. книга, 1972. — 353 с.; Кumer Z. Vsebinski tipi slovenskih pripovednih pesmi. — Ljubljana, 1974. — 393 s.; Narodne epske pjesme: Knj. 1-2 / Prired. O. Delorko. — Zagreb: Matica hrvatska, 1964; Pjesme о hrvatsko-slovenskim seljackim bunama / Prired. B. Grabeijsek i dr.; Ured. M. Vaupotic i dr. — Zagreb: Spektar; Ljubljana: Partizanska knjiga, 1974. — 282 s.; Zlatna knjiga hrvatske narodne lirike / Sast. K. Mlac. — Zagreb: Matica hrvatska, 1972. — 405 s.

Литература

Голенищев-Кутузов И. Н. Эпос народов Югославии. — В кн.: Голенищев-Кутузов И. Н. Славянские литературы, М., 1973, с. 220-359; Кравцов Н. И. Славянский фольклор. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. — 262 с.; Путилов Б. Н. Славянская историческая баллада. — М.: Наука, 1965. — 75 с. Арнаудов М. Очерки по български фолклор: В 2 т. — София: Бълг. писател, 1968—1969; Динсков П. Български фолклор. — София: Бълг. писател, 1972. — 586 с.; Колевип С. Наш jyнaчки eп. — Београд: Нолит, 1974. — 308 с.; ЛатковиЬ В. Народна книжевност. — 2 изд. — Београд: Научна книга, 1975. — 287 с.; Народна книжевност / Приред. В. НедиЬ. — 2 изд. — Београд: Нолит, 1972. — 561 с.: Романска Ц. Въпроси на българското народно творчество: Избрани студии и статии — София: Наука и изкуство, 1976. — 427 с.; Саздов Е. Македонската народна поезда: Краток преглед. — Скопje: Култура. 1966. — 142 с.

 

 

ЛИТЕРАТУРА БОЛГАРИИ

Стихотворения

Поэтическое наследие Ботева невелико по объему (до нас дошло лишь два десятка стихотворений), но его с полным правом можно отнести к прекраснейшим явлениям болгарской литературы. Главный герой поэзии Ботева — гайдук, представитель народа, борющийся за свободу и социальную справедливость. Для стихов Ботева характерно сочетание боевой революционной тематики с народной болгарской песенной формой. В них нашли отражение и глубокая тоска, порожденная тяжелым политическим гнетом и бесправием, и пламенная ненависть к угнетателям, и великое стремление к правде и свободе. Исполненное мрачной силы стихотворение «Казнь Васила Левского» полно беспредельной любви к родному народу. Стихотворение «Хаджи Димитр» стало в Болгарии народной песней: используя образы и приемы народной поэзии, Ботев описывает в нем одиноко лежащего в горах, израненного врагами героя. Его оберегает орлица, волк зализывает ему раны, горестно всплескивают над ним руками девы-русалки. Это стихотворение — вершина поэтического творчества Ботева.

 

Произведения

Избранное / Сост. и авт. вступ. ст. Л. Ерихонов. — М.: Гослитиздат, 1963. — 214 с.; Избранное / Предисл. Ц. Унджиевой. — М.: Худож. лит., 1976. — 252 с. — (Б-ка болг. классич. лит.); Стихотворения. — М.: Гослитиздат, 1951. — 70 с. Събрани съчинения: В 3 т. — София: Бълг. писател, 1976; Стихотворения. — София: Бълг. писател, 1973. — 71 с.

Литература

Воробьев Л. В. Христо Ботев. — М.: Гослитиздат, 1953. — 152 с.; Державин К. Н. Христо Ботев: 1848-1876. — М.: Изд-во АН СССР, 1962. — 363 с.; Лихачева Л. П. Христо Ботев: Биобиблиогр. указ. — М.: Всесоюзн. кн. палата, 1960. — 140 с.; Поглубко К. А. Христо Ботев и Россия. — Кишинев: Картя молдовеняскэ, 1976. — 152 с.; Унджиев И., Унджиева Ц. Христо Ботев: Жизнь и творчество. — М.: Худож. лит., 1976. — 357 с.

Данчев П. Чертите на гения. — София: Бълг. писател, 1976. — 174 с.; Динеков П. В света на Христо Ботев. — София: Бълг. писател, 1976. — 270 с.; Зарев П. Христо Ботев. — София: Бълг. писател, 1973. — 123 с.

 

ПЕСНИ ЮЖНЫХ СЛАВЯН

Южными славянами называют народы, населяющие Балканский полуостров,— болгар, македонцев, сербов, хорватов, словенцев. Духовный мир южнославянских народов, их представления о жизни и смерти, о мире. в котором они живут, обычаи, различные исторические события нашли отражение в народном творчестве. Южнославянская народная поэзия богата и разнообразна в жанровом отношении. Наряду с песнями, балладами, легендами, существующими в фольклоре других славян­ских народов, она включает и оригинальные, самобытные образцы устного творчества: в болгарском фольклоре это особого рода мифологические песни, в сербском и хорватском — так называемый «бечарец», название которого идет, очевидно, от «бечар» — парень, гуляка. В песнях южных славян обычно выделяются следующие основные жанры: обрядовая поэзия, героический эпос, лирические жанры. Образцы обрядовой поэзии, как и сами обряды, делятся на два типа: календарные и семейные. Календарные обряды и их поэзия состоят из четырех циклов соответственно четырем временам года. Наиболее богаты из этих циклов зимний и осенний: в это время исполняется больше обрядов и песен и формы их более разнообразны. Важнейшим моментом обряда и поэзии зимнего цикла было колядование. В древности оно было связано с культом рождающегося солнца, а после принятия славянами христианства праздник Коляды совпал с Рождеством Христовым. У всех славян, в том числе и южных, колядки включают в себя прежде всего пожелания достатка и счастья. Летние обряды были связаны с сельскохозяйственными работами; одновременно в них звучали темы любви и женитьбы. Заключительным календарным кругом обрядов были осенние обряды, связанные с уборкой урожая. Большую группу песен южных славян составляет семейная обрядовая поэзия, связанная с важными семейными событиями: рождением, женитьбой и смертью человека. Свадебный обряд у южных славян также сопровождался многими песнями, которые можно разделить на три группы: песни, поясняющие ход обряда и исполняемые поэтому в определенные его моменты, песни невесты и величальные песни, прославляющие участников свадьбы. В похоронный обряд у южных славян входили причитания («тужбалице»), представляющие собой плачи по умершим.

В фольклоре южных славян исключительно богато представлены стихотворные эпические жанры. К ним относятся болгарские, македонские, сербские и хорватские юнацкие (богатырские) песни; болгарские, сербские, македонские, хорватские гайдуцкие песни; исторические баллады, существующие у всех южных славян. Эпос южных славян сложился частью до турецкого завоевания Болгарии и Сербии, частью — во время него. В болгарском эпосе два основных цикла — песни о Момчиле и песни о Марко-короле. Момчил, правитель Перитеория в Родопах, погибший в битве с турками, воспевается как борец против турецкого нашествия. Второй цикл песен — песни о Марко, который был правителем Западной Македонии, а с 1367 г. — сербским королем. Образ Марко подробно разработан и в болгарском, и в сербском эпосе. Марко представлен в песнях как простой человек, пахарь, в чем сказывается крестьянская трактовка образа; одновременно он выступает как патриот, смело сражающийся с врагами, освобождающий пленных. Переломным моментом в истории сербского народа и его государства была Косовская битва (28 июня 1389 г.), когда сербы потерпели тяжелое поражение от турок. Главной темой песен, слагавшихся после нее, стала гибель сербских героев и сербского государства. В сербском эпосе выделяют несколько циклов: докосовский цикл — песни о представителях династии Неманичей, правивших Сербией с 1168 по 1371 г.; косовский — песни о битве на Косовом поле; цикл о короле Марко, современнике Косовской битвы; цикл о Бранковичах и Якшичах, управлявших Сербией после ее завоевания турками. Кроме того, существует обширный цикл мусульманских песен, сложенных в Боснии и Герцеговине, так называемый цикл песен о Муйо и Халиле. В отличие от песен, созданных христианским населением Сербии и Боснии, в песнях мусульман главные герои — мусульманские богатыри, которые побеждают соперников, бывших героями-победителями в христианских песнях. В юнацких песнях инициатива борьбы в защиту народа, как и сам героический подвиг, принадлежит обычно отдельной личности, выдающемуся юнаку-патриоту (королевич Марко, Милош Обилич), хотя нередко рядом с ними действует и дружина. Гайдуцкие песни и песни об ускоках, повест­вующие о борьбе с турками, — вид героического эпоса более позднего происхождения, нежели юнацкие песни. От юнацких песен гайдуцкие отличаются большей исторической конкретностью, более развитыми социальными конфликтами, большей трагичностью. Исторические песни имеются в фольклоре всех южнославянских народов. Эти песни своими темами и образами героев связаны с историческими преданиями. Важнейшая тема исторических песен болгар — падение Болгарского царства, жизнь народа в условиях турецкого рабства, борьба за освобождение. Особое место в этих песнях занимает тема прихода в Болгарию русских войск во время войны с Турцией в 1676—1678 гг. Есть песни о разных событиях: об осаде Плевена, об освобождении Болгарии. Позже в исторических песнях появлялись новые сюжеты. Свои циклы исторических песен есть и у сербов, хорватов, словенцев. В них воспроизводятся события национальной истории, хотя есть и песни, имеющие общие сюжеты. Наиболее самобытными считаются словенские исторические песни Так, весьма своеобразны песни о сарацинах; в этих песнях, вероятно, отразились события IX—XI вв., когда сарацины захватили побережье Средиземного моря. В исторических песнях словенцев существует также цикл песен о турках. Среди песен о борьбе с турками выделяются песни о короле Матияже, т. е. о венгерском короле Матии Корвине (1448—1490), который прославился своими победами над турками, угнетавшими тогда всю среднюю и южную Европу. Много у южных славян и баллад, называемых в народе песнями. Фольклористы обычно выделяют в них четыре тематических цикла: семейные, любовные, исторические и социальные баллады К любовным балладам относится, например, баллада «Брат и сестра», в которой разлученные на много лет брат и сестра, встретившись, не узнают друг друга и становятся мужем и женой, а узнав, что они родные, кончают жизнь самоубийством. К историческим балладам принадлежат те произведения, в которых нашли отражение исторические условия жизни южнославянских народов. Примером могут служить такие произведения, как болгарские баллады «Три рабыни» и «Янычар тоскует по дому». Из социальных баллад очень характерны словенские так называемые «тачанские баллады» — баллады об угнетении. В них отразилась борьба против феодалов, которые жестоко угнетали и эксплуатировали словенских крестьян. Распространены у южных славян и малые лирические формы. Это песни различного содержания: любовные, социальные, трудовые, социально-критические, песни о различ­ных сословиях и профессиях. Отдельную группу представляют бытовые песни: любовные, семейные. плясовые и хороводные. У южных славян любовные и семейные песни исполняли и складывали главным образом женщины. Семейные песни, основная тема которых — тяжелая жизнь замужней женщины в чужой семье, имеют, как правило, драматический характер. У южнославянских народов широко представлены хороводные и плясовые песни. У болгар и македонцев, сербов, хорватов и словенцев очень популярны хоро и коло. Эти песни имеют характер коротких припевок. Песни южных славян издавна привлекали внимание ученых, поэтов, критиков. Их изучением занимались Гёте, Пушкин, Гердер, Гумбольдт, Мериме, Вальтер Скотт, А. Востоков. Эпос южнославянских народов обладает несомненной историко-литературной и художественной ценностью и является достойным вкладом в сокровищницу мировой литературы.

 

Издания текстов

Болгарская народная поэзия. — М.: Гослитиздат, 1953. — 238 с.; Песни южных славян: Пер. с болг., сербскохорв. и словен. / Вступ. ст.. сост. и примеч. Ю. Смирнова. — М.: Худож. лит., 1976. — 478 с. — (Б-ка всемирн. лит.); Сербский эпос: В 2 т. / Сост. и коммент. Н. И. Кравцова. — М.: Гослитиздат, 1960; Эпос сербского народа / Изд. подгот. И. Н. Голенищсв-Кутузов. — М.: Изд-во АН СССР, 1963. — 354 с. — (Лит. памятники). Български юнашки епос. — София: Изд-во на бьлг. акад. нанауките, 1971. — 1059с.; Българско народ­но творчество: Т. 1-12. — София: Бълг. писател, 1961-1963; Tiypuh В. Антолопф народных 1уначких песама. — Београд: Српска книж. задруга, 1961. — 747 с.; Kapauiih B. C. Српске народне пjесме:

Кн. 1—4. — 2-е изд. — Београд: Просвета, 1958; Трудови, семени, хумористични песни / Избор. и ред. К. Пенушлиски. — Cкonje: Макед. книга, 1973. — 240 с.; Цепенков М. К. Народни песни / Pea. К. Пенушлиски; Соработник Б. Петровски. — Скопjе: Макед. книга, 1972. — 353 с.; Кumer Z. Vsebinski tipi slovenskih pripovednih pesmi. — Ljubljana, 1974. — 393 s.; Narodne epske pjesme: Knj. 1-2 / Prired. O. Delorko. — Zagreb: Matica hrvatska, 1964; Pjesme о hrvatsko-slovenskim seljackim bunama / Prired. B. Grabeijsek i dr.; Ured. M. Vaupotic i dr. — Zagreb: Spektar; Ljubljana: Partizanska knjiga, 1974. — 282 s.; Zlatna knjiga hrvatske narodne lirike / Sast. K. Mlac. — Zagreb: Matica hrvatska, 1972. — 405 s.

Литература

Голенищев-Кутузов И. Н. Эпос народов Югославии. — В кн.: Голенищев-Кутузов И. Н. Славянские литературы, М., 1973, с. 220-359; Кравцов Н. И. Славянский фольклор. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. — 262 с.; Путилов Б. Н. Славянская историческая баллада. — М.: Наука, 1965. — 75 с. Арнаудов М. Очерки по български фолклор: В 2 т. — София: Бълг. писател, 1968—1969; Динсков П. Български фолклор. — София: Бълг. писател, 1972. — 586 с.; Колевип С. Наш jyнaчки eп. — Београд: Нолит, 1974. — 308 с.; ЛатковиЬ В. Народна книжевност. — 2 изд. — Београд: Научна книга, 1975. — 287 с.; Народна книжевност / Приред. В. НедиЬ. — 2 изд. — Београд: Нолит, 1972. — 561 с.: Романска Ц. Въпроси на българското народно творчество: Избрани студии и статии — София: Наука и изкуство, 1976. — 427 с.; Саздов Е. Македонската народна поезда: Краток преглед. — Скопje: Култура. 1966. — 142 с.

 

 

ЛИТЕРАТУРА БОЛГАРИИ

ЛЮБЕН КАРАВЕЛОВ (ЛЮБЕН КАРАВЕЛОВ. 1834-1879)

— выдающийся писатель, один из основоположников реализма в Болгарии и видный деятель борьбы за национальную независимость своего народа против пятивекового гнета Турции. Каравелов родился в провинциальном городке Копривштица в семье состоятельного торговца. В 1857 г. он приехал в Россию и поступил на историко-филологический факультет Московского университета. В России Каравелов начал литературную деятельность. Здесь были написаны его лучшие художественные произведения. Огромное влияние оказала на писателя деятельность русских революционных демократов Герцена и Чернышевского, что нашло отражение, в частности, в его повести «Виновата ли судьба?» (1868—1869). В связи с реакцией, наступившей в России после покушения на царя Александра II и казни Каракозова, Каравелов был вынужден уехать в Сербию, а оттуда в Австрию и Румынию. В Румынии он сблизился с кругами болгарской политической эмиграции и в первую очередь с выдающимся революционером Василом Левским. 1869—1874 гг. — годы высшего расцвета револю­ционно-пропагандистской и литературной деятельности Каравелова. После казни Левского в 1872 г. Каравелов отошел от революционной деятельности, целиком посвятив себя литературной работе. Литературное наследие Каравелова многообразно: он был поэтом, прозаиком, критиком, пуб­лицистом, редактором газеты, фольклористом. Прекрасно зная жизнь и быт своего народа, его предания и легенды, он воспел народных мстителей-гайдуков (повесть «Дончо»), реалистически изобразил торгашей-чорбаджиев (так называли в Болгарии представителей верхушки сельской и городской буржуазии, ростовщиков и откупщиков, тесно связанных с системой турецкой феодальной эксплуатации), их затхлый, уродливый быт, моральную нищету (повести «Богатый бедняк», «Маменькин сынок»). Произведения Любена Каравелова, патриота, большого художника, вошли в золотой фонд болгарской литературы.

 

Болгары старого времени (Българи от старо време. 1867)

— вершина творчества Каравелова. В повести чувствуется влияние Гоголя; в ней с большой теплотой и глубоким пониманием изображены нравы и быт маленького болгарского городка, показана борьба молодых людей Павлина и Лилы за свои человеческие права, за свою сильную, чистую любовь, против мещанской косности, обветшалости традиций и патриархальных нравов, воплощенных в образах хаджи и деда Либена. Глубокой верой в силу разума и прогресса веет от каждой страницы этого произведения, сыгравшего важную роль в становлении критического реализма в болгарской литературе.

 

Произведения

Болгары старого времени / Пер. Д. Горбова; Предисл. П. Тотева. — М.: Худож. лит., 1977. — 142 с.;

Повести и рассказы / Пер. Д. Горбова. — М.: Гослитиздат, 1954. — 272 с.

Събрани съчинения: В 9 т. / Предг. от П. Пондев. — София: Бълг. писател, 1966—1967, Българи от старо време / Предг. от П. Тотев. — София: Бълг. писател, 1973, — 137 с.

Литература

Воробьев Л. В. Любен Каравелов. — М.: Худож. лит., 1980. — 590 с.; Поливанов И. Любен Каравелов. — София: Нар. младеж, 1975. — 219 с.;

Унджиева U. Любен Каравелов. — София: Наука и изкуство, 1968. — 156 с.

 

ХРИСТО БОТЕВ (ХРИСТО БОТЕВ 1849-1876)

— поэт, публицист, революционер, национальный герой Болгарии. Родился в семье учителя-про­светителя Ботю Петкова. Начало творческой деятельности и формирование социально-политических взглядов Ботева относятся ко времени его пребывания в России, где он учился с 1863 по 1866 г. Возвратившись на родину, Христо Ботев начал революционную деятельность, которую он особенно широко развернул в эмиграции — в Румынии. Здесь он сложился как революционный демократ, великий поэт и блестящий публицист. И в своих поэтических произведениях, и в художественной публицистике (Ботев по праву считается создателем болгарского художественного очерка), и в политических статьях он последовательно боролся за национальное и социальное освобождение своего народа. Оружие своей сатиры Ботев направлял против турецких феодалов и их приспешников в Болгарии («Примеры турецкого правосудия»). Статьи Ботева в газетах «Слово болгарских эмигрантов», «Знамя» и других показывают, как формировалось революционно-демократическое мировоззрение писателя, считавшего народные массы главной движущей силой революции. Христо Ботев погиб 1 июня 1876 г. в битве с турками, с оружием в руках отстаивая дело освобождения болгарского народа. Творчество этого большого поэта и замечательного человека живет в памяти народа, сохраняя до настоящего времени высокую художественную и общественно-политическую значимость.

 

Стихотворения

Поэтическое наследие Ботева невелико по объему (до нас дошло лишь два десятка стихотворений), но его с полным правом можно отнести к прекраснейшим явлениям болгарской литературы. Главный герой поэзии Ботева — гайдук, представитель народа, борющийся за свободу и социальную справедливость. Для стихов Ботева характерно сочетание боевой революционной тематики с народной болгарской песенной формой. В них нашли отражение и глубокая тоска, порожденная тяжелым политическим гнетом и бесправием, и пламенная ненависть к угнетателям, и великое стремление к правде и свободе. Исполненное мрачной силы стихотворение «Казнь Васила Левского» полно беспредельной любви к родному народу. Стихотворение «Хаджи Димитр» стало в Болгарии народной песней: используя образы и приемы народной поэзии, Ботев описывает в нем одиноко лежащего в горах, израненного врагами героя. Его оберегает орлица, волк зализывает ему раны, горестно всплескивают над ним руками девы-русалки. Это стихотворение — вершина поэтического творчества Ботева.

 

Произведения

Избранное / Сост. и авт. вступ. ст. Л. Ерихонов. — М.: Гослитиздат, 1963. — 214 с.; Избранное / Предисл. Ц. Унджиевой. — М.: Худож. лит., 1976. — 252 с. — (Б-ка болг. классич. лит.); Стихотворения. — М.: Гослитиздат, 1951. — 70 с. Събрани съчинения: В 3 т. — София: Бълг. писател, 1976; Стихотворения. — София: Бълг. писател, 1973. — 71 с.

Литература

Воробьев Л. В. Христо Ботев. — М.: Гослитиздат, 1953. — 152 с.; Державин К. Н. Христо Ботев: 1848-1876. — М.: Изд-во АН СССР, 1962. — 363 с.; Лихачева Л. П. Христо Ботев: Биобиблиогр. указ. — М.: Всесоюзн. кн. палата, 1960. — 140 с.; Поглубко К. А. Христо Ботев и Россия. — Кишинев: Картя молдовеняскэ, 1976. — 152 с.; Унджиев И., Унджиева Ц. Христо Ботев: Жизнь и творчество. — М.: Худож. лит., 1976. — 357 с.

Данчев П. Чертите на гения. — София: Бълг. писател, 1976. — 174 с.; Динеков П. В света на Христо Ботев. — София: Бълг. писател, 1976. — 270 с.; Зарев П. Христо Ботев. — София: Бълг. писател, 1973. — 123 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-25; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.139.50 (0.057 с.)