РАЗДЕЛ 1. Концептуальные и методологические основы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

РАЗДЕЛ 1. Концептуальные и методологические основы



Цели и задачи курса

 

В условиях широкого развития частной инициативы и предпринимательства новые требования предъявляются к подготовке специалистов - коммерсантов, менеджеров, профессиональная деятельность которых осуществляется в сфере товарного обращения. Специалист в области коммерции должен обеспечить эффективную коммерческую деятельность предприятий всех организационно-правовых форм.

Учебный курс «Информационное обеспечение логистики» является одним из базовых предметов в подготовке специалистов коммерции по специализации коммерция в сфере логистики.

Предмет курса «Информационное обеспечение логистики» – деятельность субъектов рыночной экономики по формированию и развитию оптимальных хозяйственных связей и созданию эффективных каналов товародвижения.

Основные цели дисциплины – подготовка специалистов, обладающих теоретическими знаниями и практическими навыками в области коммерческой деятельности в условиях рынка.

Формирование у студентов знаний, умений и профессиональных навыков в области информационного обеспечения логистики, направленной на оптимизацию материальных потоков в соответствии с основными правилами логистики.

Задачи дисциплины - научить студентов:

- анализировать законодательные и нормативные акты правительства РФ и местных органов самоуправления, направленных на информационное обеспечение коммерческой деятельности;

- понимать роль и значение информационного обеспечения логистики коммерческой деятельности предприятий в рыночных условиях хозяйствования.

- владеть методами и методическими приемами организации и ведения информационного обеспечения логистики для повышения конкурентоспособности фирмы за счет создания информационной логистической системы управления материальными, финансовыми потоками;

- понимать и использовать, на основе анализа соответствующих информационных потоков, существующие в различных объектах экономической, производственно-сбытовой деятельности сведения о производстве, распределении и потреблении товаров и услуг;

- использовать информационные потоки для выработки стратегии и политики принятия логистических управленческих решений в коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов.

 

Содержание курса

РАЗДЕЛ 1. Концептуальные и методологические основы

Тема 1. Функциональные области логистики

Транспортная логистика. Транспортные работы, выполняемые в процессе доведения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя. Разделение транспортных операций, осуществляемых логистикой. Специальные транспортные организации. Транспорт, находящийся в собственности производителя готовой продукции. Нетранспортные предприятия. Применение транспортной логистики при любых перевозках. Производственная логистика. Основные задачи создания материальных благ и оказания материальных услуг. Основной объем работ выполняемых в пределах одного предприятия. Взаимодействие участников производственного процесса. Решения принимаемые системой управления. Информационная логистика. Рациональная организация движения потоков. Информационные системы, обеспечивающие управление материальными потоками. Использование микропроцессорной техники и информационных технологий при эффективном управлении информационными потоками. Закупочная логистика. Обеспечение предприятия сырьем и материалами. Область взаимодействия, составляющая основное содержание закупочной логистики. Распределительная логистика. Два варианта продвижения готовой продукции. Реализация самих производителей. Реализация с помощью торгово-посреднических предприятий.

Тема 2. Информационный поток

Управление различного рода материальными потоками и обработка связанной с этими потоками информации инициирующей их и возникающей в результате их движения. Существование информации в виде информационных потоков. Возникновение и движение информационных потоков. Исследование информационных потоков и их использование для логистического управления.

Тема 3.Логистическая информация

Логистическая информация в экономической и производственно сбытовой деятельности предприятий, распределении и потреблении товаров и услуг. Значение логистической информации для успешного функционирования предприятий. Факторы и предпосылки при анализе информационных потоков. Наличие соответствующих информационных характеристик процесса. Адекватный уровень систематизации и формализации процесса логистического управления. Возможность сокращения длительности переходных процессов и оперативного и оперативного получения обратной связи по результатам логистической деятельности.

Тема 4. Информационные потоки для выработки стратегии и политики принятия логистических решений

Информационные потоки в логистике. Образование информационных потоков в виде массивов электронных данных, определенным образом оформленных бумажных документов, а также в виде потоков состоящих из обоих этих типов квантов информации. Основные элементы информационных потоков. Информация создающаяся, хранящееся, циркулирующая в логистической системе, ее полезность. Принципы обеспечения адекватного формирования информационных потоков. Распределение информации необходимой для принятия управленческих решений по уровням иерархии. Горизонтальный информационный поток Вертикальный информационный поток. Внешний информационный поток. Входной информационный поток. Основные параметры информационного потока. Скорость информационного потока. Направление существования информационного и материального потока. Одновременное движение информационного и материального потока. Опережение движения материального потока информационным потоком.

Информация для выработки стратегии и политики принятия решений. Маркетинговая информация. Информация о сбыте. Инжиниринговая информация. Финансовая информация. Информация обеспечения. Информация производства. Потребность в материалах. Учет расхода материалов. Потребность в кадрах. Инвентаризационные и производственные отчеты.

Тема 5. Классификация взаимоотношений информационных и материальных потоков

Классификация и взаимоотношения материальных и информационных потоков. Опережающие, синхронные, отстающие информационные потоки в системах логистики. Объединение информационных потоков в различные функциональные подсистемы. Подчинение отдельных целей подсистем в единое целое. Подчинение каждой подсистемы общей цели всего производственно – сбытового комплекса. Интеграция подсистем.

 

РАЗДЕЛ 2. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ДЛЯ ЛОГИСТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

Тема 6. Основные уровни логистических информационных систем

Основные понятия об информационной системе. Структура информационных логистических систем. Причинно-следственные взаимосвязи между информационными компонентами. Взаимосвязи и взаимозависимость информационных компонентов внутри информационной системы. Связи компонентов с внешней средой. Трехуровневый принцип построения информационных систем. Нумерация рангов в информационной системе. Планирующая информационная подсистема. Диспозитивные информационные подсистемы. Исполнительные информационные подсистемы. Структура и функции взаимосвязей информационных подсистем, действующих в пределах одного предприятия. Планирующая, диспозитивная, и исполнительная подсистемы и их связи с информационными потоками.

РАЗДЕЛ 4. МЕТОДЫ ИДЕТЕНТИФИКАЦИИ И ХРАНЕНИЯ ДАННЫХ В ЛОГИСТИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИМ

Тема 11. Штриховые коды

Понятие о штриховом коде. Основные виды штрихового кодирования грузоединиц и товара. Штриховой код типа ITF –14. Штриховой код UCC/EAN128. Внешний вид и структура кодового обозначения EAN-13. Коды стран изготовителей. Контрольная цифра кода. Движение сведений о товаре по сети информационной системы. Ошибки при нанесении штрих кодирования. Штрих кодирование при отправке товаров на экспорт.

Темы контрольных работ

1. Функциональные области логистики. Содержание вопроса транспортная логистика как одна из областей логистики.

2. Материальные потоки в розничной торговле.

3. Объем работ выполняемых в процессе движения материального потока к конечному потребителю.

4. Транспортные операции, осуществляемые информационной логистикой.

5. Производственная логистика как одной из областей логистики.

6. Материальные потоки в оптовой торговле.

7. Использование информационной логистики в сфере услуг.

8. Использование информационной логистики в торговле.

9. Использование закупочной логистики в области торговли.

10. Использование закупочной логистики в области массового питания.

11. Связи информационной логистики и закупочной логистики.

12. Движение готовой продукции с логистической точки зрения.

13. Информация и ее связь с материальными потоками.

14. Основные материальные потоки в сфере производства товаров народного потребления.

15. Основные информационные потоки в сфере производства продуктов питания.

16. Существование материальных потоков и информации.

17. Информационная логистика и природа материального потока.

18. Движение материальных потоков от производства к потребителю.

19. Появление информации в связи с движением материальных потоков.

20. Управление материальными потоками.

21. Существование информации в виде информационных потоков.

22. Использование информационных потоков для логистического управления.

23. Исследование информационных потоков.

24. Развитие информационной логистики за рубежом.

25. Роль информационных потоков в розничной торговле.

26. Роль информационных потоков в оптовой торговле.

27. Роль информационных потоков в сфере услуг.

28. Роль информационных потоков в сфере массового питания

29. Логистическая информация и ее обработка.

30. Использование логистической информации в производственной деятельности предприятий.

31. Использование логистической информации в сбытовой деятельности предприятий.

32. Использование логистической информации в розничной торговле.

33. Использование логистической информации в оптовой торговле.

34. Роль логистической информации в общественном питании.

35. Сфера услуг и логистическая информация

36. Информационные потоки в производственных предприятиях.

37. Информационные потоки в розничной торговле.

38. Информационные потоки в оптовой торговле.

39. Информационные потоки в сфере услуг.

40. Информационные потоки в предприятиях массового питания.

41. Информационные потоки в динамических моделях портфеля заказов.

42. Принципы существования и разновидности информационных потоков.

43. Основные параметры информационных потоков.

44. Способы и скорость передачи информации.

45. Использование маркетинговой информации для выработки управленческих решений принятия.

46. Инжиниринговая информация и ее применение при выработке стратегии и политики принятия решений.

47. Основная информация обеспечения и ее роль в определении стратегии предприятия.

48. Направление существования материального и информационного потока.

49. Скорость информационного потока.

50. Движение материального и информационного потока.

51. Финансовая информация и ее роль для выработки стратегии и принятия логистических решений.

52. Информация обеспечения и ее роль для выработки стратегии и принятия логистических решений.

53. Информация производства и ее роль для выработки стратегии и принятия логистических решений.

54. Производственные отчеты и их роль для выработки стратегии и принятия логистических решений.

55. Информация о сбыте и ее роль для выработки стратегии и принятия логистических решений.

56. Информационные потоки, которые опережают соответствующие материальные потоки.

57. Информационные потоки, которые отстают от соответствующих материальных потоков.

58. Информационные потоки, которые синхронны с соответствующими материальными потоками.

 

Экзаменационные вопросы

1. Информационная система предприятия розничной торговли.

2. Принцип построения информационных систем независимо от их конкретного назначения.

3. Основные ранги логистических информационных систем.

4. Первый уровень информационных систем в соответствии со структурной декомпозицией.

5. Информационная система оптового торгового предприятия.

6. Второй уровень информационных систем в соответствии со структурной декомпозицией.

7. Третий уровень информационных систем в соответствии со структурной декомпозицией.

8. Характеристика взаимосвязи информационных компонентов внутри информационной системы.

9. Связи компонентов информационной системы с внешней средой.

10. Планирующая информационная подсистема.

11. Диспозитивная информационная подсистема.

12. Исполнительная информационная подсистема.

13. Связи подсистем с основными информационными потоками.

14. Схема взаимосвязи информационных подсистем внутри одного предприятия.

15. Основные требования, предъявляемые к условиям эксплуатации информационных систем.

16. Характерные особенности информационных систем.

17. Процесс отображения информации в ходе производственно-сбытовой деятельности предприятия.

18. Органы логистического управления.

19. Системы сбора, передачи, хранения и переработки информации.

20. Значение «замкнутого контура» в теории автоматического управления.

21. Основной принцип обратной связи в теории автоматического регулирования и управления.

22. Регулируемые параметры различных материальных потоков.

23. Локальные информационные контуры.

24. Количественные характеристики информационных систем с обратной связью.

25. Схема запаздывания в логистических системах.

26. Усиление звена системы автоматического регулирования.

27. Запаздывания в производственно-сбытовой деятельности.

28. Переходный процесс в системах регулирования. Устойчивый и неустойчивый процессы.

29. Структурный метод обеспечения адекватной и неадекватной информацией.

30. Функциональный подход системы сбора, обработки и использования информации.

31. Системный подход в создании информационных систем.

32. Интегрированные информационные системы.

33. Связи в информационных системах.

34. Использование интегрированных информационных систем в розничной торговле.

35. Работы, выполняемые централизованно по информационному обеспечению.

36. «Синергический портфель» и «Синергический эффект».

37. Положительный и отрицательный «Синергический эффект».

38. Построение интегрированных систем.

39. Локальные вычислительные сети.

40. Построение локальных вычислительных сетей.

41. Нижний уровень интегрированной информационной системы.

42. Верхний уровень информационной системы.

43. Функционирование интегрированных информационных систем.

44. Штриховые коды.

45. Виды штрихового кодирования, используемые при его нанесении на грузоединицы.

46. Виды штрихового кодирования, используемые при его нанесении на товары.

47. Практическое применение штрихового кода типа ITF – 14.

48. Практическое использование штрихового кода UCC/EAN128.

49. Виды штрихового кодирования, используемого в торговле.

50. Внешний вид и структура кодового обозначения EAN 13.

51. Коды стран изготовителей.

52. Что такое контрольная цифра кода?

53. Штрих кодирование при отправке товаров на экспорт.

54. Движение сведений о товаре по информационной системе.

55. Ошибки при нанесении штрихового кода.

56. Устройства, применяемые при расшифровке штрих кодов.

57. Изготовление штрих кодов.

58. Сферы применения штрих кодирования.

59. Алгоритм составления штрих кода.

60. Структура создания стандартной этикетки для унифицированной грузовой упаковки.

61. Участок для нанесения штрихового кода, содержащегося в грузовой единице однозначно идентифицирующей маркируемую грузовую единицу.

62. Участок для нанесения основных сведений о грузовой единице.

63. Участок, на котором содержится информация о грузоотправителе.

64. Основные размеры этикетки штрихового кодирования о грузовой единице.

65. Общий вид стандартной этикетки для унифицированной грузовой упаковки.

66. Участок для размещения информации о сроках хранения продукции.

67. Создание сквозной системы учета и контроля за движением материальных потоков с помощью интегрированных систем штриховых данных.

68. Безбумажная информационная технология.

69. Возможности применения штрихового кодирования о грузах на железных дорогах.

70. Использование штрихового кодирования для унифицированных грузов.

71. Задачи по интеграции партнеров в единую производственно сбытовую систему.

72. Требования, предъявляемые к организации информационной системы.

73. Схема идентификации и хранения информации для материального обеспечения производственно-сбытовой системы.

74. Формирование базы данных предприятия.

75. Схема структуры ввода, хранения и использования данных в логистике.

76. Информационное обслуживание потребителей.

77. Информационное обслуживание логистического управления.

78. Схема идентификации и хранения информации для материального обеспечения.

79. Автоматический заказ на завоз новых товаров или на поставку с учетом реального спроса для своевременного пополнения ассортимента и объемов товаров.

80. Функции взаимосвязей информационных подсистем на уровне микрологистики.

81. Компьютерные банки данных.

82. Компьютерные базы данных.

83. Компьютерные системы управления базами данных.

84. Распространенные и современные компьютерные системы управления базами данных.

 

Итоговая форма контроля

Изучение курса заканчивается экзаменом.

 


Учебно-методическое обеспечение курса

Литература

а) нормативная:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья. – М.: Юрайт, 2002.

2. Комментарии к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный). – М.: ИНФРА-М.2003.

б) основная литература:

1. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник. – М.: Дашков и К, 2005.

2. Григорьев М.Н., Долгов А.П., Уваров С.А., Управление запасами в логистике: методы, модели, информационные технологии. Учебное пособие. СПб.: «Бизнес-пресса», 2006.

3. Логистика: Учебник /Под ред. Б.А. Аникина. – М.: ИНФРА-М, 2005.

4. Логистика: учеб. пособие для студентов вузов / М. Н. Григорьев, А. П. Долгов, С. А. Уваров. — 2-е изд. испр. и доп. — М.: Гардарики, 2007.

5. Неруш Ю.М. Логистика: Учебник для вузов. – М.: Проспект, 2006.

6. Практикум по логистике. Уч. пособие. /Под ред. Б.А.Аникина. – М: ИНФРА-М, 2003.

7. Сергеев В. И., Григорьев М. Н., Уваров С. А. Логистика: информационные системы и технологии: Учебно-практическое пособие. — М.: Издательст­во «Альфа-Пресс», 2008.

 

в) дополнительная литература:

1. Альбеков А.У., Федько В.П. Логистика коммерции. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

2. Бауэрсокс Дональд Дж., Клосс Дейвид Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок. – М.: Олимп-Бизнес, 2001.

3. Гаджинский А.М. Практикум по логистике. - М.: Дашков и К, 2003.

4. Киршина М.В. Коммерческая логистика: Учебное пособие. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2001.

5. Кристофер М. Логистика и управление цепочками поставок /Под общ. ред. В.С.Лукинского. – СПб.: Питер, 2004.

6. Кузьбожев Э.Н., Тиньков С.А. Логистика: Учебное пособие. – М.:КНОРУС, 2004.

7. Логистика в примерах и задачах: Учеб. пособие / B.C. Лу-Л69 кинский, В.И. Бережной, Е.В. Бережная и др. - М.: Финансы и статистика, 2007.

8. Неруш Ю.М. Логистика в схемах и таблицах: Учебное пособие. – М.: Проспект, 2007.

9. Основы логистики: Учебник для вузов./ Под ред. В.А.Гудкова. – М.: Горячая линия-Телеком, 2004.

10. Уотерс Д. Логистика. Управление цепью поставок. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

Цели и задачи курса

 

В условиях широкого развития частной инициативы и предпринимательства новые требования предъявляются к подготовке специалистов - коммерсантов, менеджеров, профессиональная деятельность которых осуществляется в сфере товарного обращения. Специалист в области коммерции должен обеспечить эффективную коммерческую деятельность предприятий всех организационно-правовых форм.

Учебный курс «Информационное обеспечение логистики» является одним из базовых предметов в подготовке специалистов коммерции по специализации коммерция в сфере логистики.

Предмет курса «Информационное обеспечение логистики» – деятельность субъектов рыночной экономики по формированию и развитию оптимальных хозяйственных связей и созданию эффективных каналов товародвижения.

Основные цели дисциплины – подготовка специалистов, обладающих теоретическими знаниями и практическими навыками в области коммерческой деятельности в условиях рынка.

Формирование у студентов знаний, умений и профессиональных навыков в области информационного обеспечения логистики, направленной на оптимизацию материальных потоков в соответствии с основными правилами логистики.

Задачи дисциплины - научить студентов:

- анализировать законодательные и нормативные акты правительства РФ и местных органов самоуправления, направленных на информационное обеспечение коммерческой деятельности;

- понимать роль и значение информационного обеспечения логистики коммерческой деятельности предприятий в рыночных условиях хозяйствования.

- владеть методами и методическими приемами организации и ведения информационного обеспечения логистики для повышения конкурентоспособности фирмы за счет создания информационной логистической системы управления материальными, финансовыми потоками;

- понимать и использовать, на основе анализа соответствующих информационных потоков, существующие в различных объектах экономической, производственно-сбытовой деятельности сведения о производстве, распределении и потреблении товаров и услуг;

- использовать информационные потоки для выработки стратегии и политики принятия логистических управленческих решений в коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов.

 

Содержание курса

РАЗДЕЛ 1. Концептуальные и методологические основы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.180.175 (0.193 с.)