Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Подсистем и их взаимоотношений.
1. Структура общества как целостного социального организма. 2. Основные сферы жизни общества. 3. Выявите особые свойства общества как целого. 1. Ответ на этот вопрос предполагает раскрытие и объяснение такого общенаучного понятия как структура. Общество представляет собой единство и многообразие структурной организации. Это не простая сумма составляющих его индивидов, но, в первую очередь, их многообразные связи и реальные отношения, которые объединяют людей в роды, племена, этносы, семьи, народности, нации, государства и в человеческое сообщество в целом. Структура общества многомерна и отличается от других, природных, систем как биологических, так и физических своей особой сложностью. Студенту следует проанализировать, как формировался понятийный аппарат для описания общества как единого организма. 2. Анализ общества с позиции выделения основных сфер, подсистем общества не вызывает особых трудностей у студентов. При рассмотрении материально-производственной сферы общества надо уделить внимание науке как непосредственной производительной сфере общества. При анализе социальной сферы определенные трудности возникают в связи с определением нации, следует обратить особое внимание на этот вопрос. Политическая сфера затрагивает область властных отношений, в связи с чем, встает вопрос о соотношении социальной и политической сфер жизни общества. Духовная сфера представляет собой совокупность духовных явлений, взятая в единстве с ее носителями, творцами, трансляторами. Все они одновременно создают предпосылки жизнеспособности общества в целом и обеспечивают условия человеческой деятельности. 3. При выполнении задания, прежде всего, необходимо раскрыть особые свойства общества как целостного организма. Проанализировать главное отличие общества – самодостаточность, от его составных частей. Обратить внимание на тот факт, что ни один из типов деятельности не может самостоятельно функционировать, ни одна из социальных групп не может выжить «в одиночку», обеспечить себя всем необходимым. Такой способностью обладает только общество в целом. Здесь огромная роль принадлежит совокупности всех видов деятельности людей, социальных групп и институтов. Литература 1. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. (Серия «Золотой фонд российских учебников»). С. 439-459. 2. Философия. В вопросах и ответах. Учебн. пособие для вузов /Лавриненко В.Н., Ратников В.П., Юдин В.В.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2003. – С. 390-396. 3. Барулин В.С. «Социальная философия» Ч. 1 и П. М., 2002. 4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1998. 5. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Культура. – М.: Политиздат, 1992. 6. Тойнби А. Постижение истории. – М.: Прогресс, 1991. С. 80, 214, 469. 7. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., СПб., 2003. 8. Шпенглер О. Закат Европы: Очерки мифологии мировой истории. Мн.: ООО «Попурри», 1999. – 720 с. 9. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2001. – 719 с. Тема 13. Общественное сознание – главный элемент духовной сферы Общества. 1. Духовная реальность как составная часть и отражение общественного бытия. 2. Структура общественного сознания: его уровни, формы и функции. 3. Каково соотношение общественной психологии и идеологии в обществе?
1. Отвечая на первый вопрос, необходимо объяснить, что главным элементом духовной сферы является общественное сознание, обладающее структурной целостностью. Следует отличать понятие «общественное сознание» от суммы индивидуальных сознаний. Надо обозначить его историчность и относительную самостоятельность от общественного бытия. Раскрыть социальную природу общественного сознания и показать, что его роль в жизни современного общества постоянно повышается. 2. Необходимо выделить в структуре общественного сознания его стороны, раскрыть их сущность и значение. Особое внимание следует уделить обыденному и теоретическому сознанию людей, идеологической мотивации их социальной деятельности, показать социально-классовую природу идеологии и ответить на вопрос, обладает ли она научным содержанием? Студент должен знать критерии выделения и разграничения между собой форм общественного сознания, которые по-своему отражают общественную жизнь. 3. Показать, что общественная психология и идеология – это специфические проявления общественного сознания. В них выражается уровень понимания существующей социальной реальности и отношение к ней со стороны различных социальных групп и национальных общностей. Это выражается в объективных потребностях и интересах людей. Как общественная психология, так и идеология выражают проявление сознания больших масс людей: классов, наций, целых народов, их потребностей и интересов. Они могут приводить к серьезным социальным преобразованиям. Студенту следует раскрыть их функции и особенности на примере современного российского общества. Литература 1. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. (Серия «Золотой фонд российских учебников»). С. 439-458. 2. Философия. В вопросах и ответах. Учебн. пособие для вузов /Лавриненко В.Н., Ратников В.П., Юдин В.В.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2003. С. 390-396. 3. Барулин В.С. «Социальная философия» Ч. 1 и П. М., 2002. 4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 1999. С. 701- 719. 5. Франк С.Л. Сочинения. М., 1990. С. 81. 6. Философия и ценностные формы сознания. – М., 1998. 7. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2001. – 719 с. Тема 14. Философские проблемы экономической жизни общества. 1. Основные проявления экономической жизни общества (экономический цикл). 2. Роль способа производства и объективных экономических законов в функционировании общества. 3. Важен ли в реалиях современного российского общества труд, как форма созидательной деятельности и выражение высокого предназначения человека? Свой ответ аргументируйте.
1. Студенту следует знать важнейшие компоненты экономической сферы общества, а именно: материальные потребности, блага (товары и услуги), удовлетворяющие эти потребности, экономические ресурсы, наличие хозяйствующих субъектов (люди с их навыками и умениями труда) Все перечисленное задействовано в экономическом цикле, обеспечивающем базисные условия жизни общества. 2. Обратите внимание на решающую роль способа производства в функционировании общества. Укажите на тот факт, что именно общественно необходимая человеческая деятельность по созданию материальных благ является проводником объективных экономических законов. Какую роль в ней играет орудийная составляющая труда, на которой делал акцент К. Маркс, анализируя поступательное движение экономики и меняющиеся экономические отношения участников труда и работодателей. Экономическая жизнь есть социальный процесс, в котором люди выступают и в качестве непосредственных деятелей конкретного хозяйства, и опосредованно в качестве «частей» общехозяйственного организма. 3. Обратите внимание, что в современном производстве, в котором все большую роль играет система управления, немалое значение приобретают отношения, складывающиеся в результате подбора и расстановки кадров с учетом их способностей, опыта, интересов, кадровая политика в целом. Здесь труд как форма созидательной деятельности и выражение высокого предназначения человека, проявления его сущностных сил выступает как нравственный долг. К феномену вложенного труда человек относится многомерно. Обратите внимание, что труд никогда не бывает обособленной деятельностью. Ценность труда особенно остро ощущается, когда человек оказывается безработным. Укажите причины безработицы в России. Литература 1. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. (Серия «Золотой фонд российских учебников»). С. 459-475. 2. Философия. В вопросах и ответах. Учебн. пособие для вузов /Лавриненко В.Н., Ратников В.П., Юдин В.В.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2003. С. 400-419. 3. Барулин В.С. «Социальная философия» Ч. 1 и П. М., 2002. 4. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990. С. 104-105, 108-109, 239, 405. 5. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 1999. С. 592-657. 6. Автономов В.С. Человек в зеркале экономической теории. М.: Наука, 1993. 7. Бастиа Ф. Экономические гармонии (обращение к французскому юношеству). М.: Солдатенков. 1896. С. 173, 205. 8. Вебер М. Основные социологические понятия / Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 602-603, 625-626 и др. 9. Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984. С. 139-140, 200-206 и др. 10. Сен А. Об этике в экономике. М.: Наука, 1996. 11. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2001. – 719 с. Тема 15. Человек в системе экономических отношений. 1. Философско-экономический образ мышления. 2. Экономические отношения и экономические интересы. 3. Необходимы ли в современной российской жизни нравственно- психологические устои экономики и реабилитация ценности труда? Свой ответ аргументируйте.
1. Отвечая на первый вопрос, студент должен уяснить, что основой экономических отношений являются человеческие потребности, которые представляют собой стержень разнообразной человеческой деятельности и труда как такового. Экономические отношения и экономический образ мышления зародились первоначально под знаком прагматизма. Они были направлены на выработку принципов эффективной хозяйственной деятельности людей. Затем появились различные теории политической экономии. Экономическая жизнь общества подчинена объективным законам, которые выражают господствующие тенденции развития экономики. Экономическая философия входит в систему социальной философии, составляя ее существенную часть. 2. Следует раскрыть диалектическое взаимодействие экономических интересов людей и их экономических отношений. Надо показать роль экономических интересов как побудительных сил экономической деятельности людей и их экономических отношений. 3. Отвечая на третий вопрос, нужно проанализировать состояние зарождающейся рыночной экономики в нашей стране. Большая роль в этом процессе принадлежит экономическому сознанию. Можно говорить об истинной и ложной (иллюзорной) сознательной экономической заинтересованности людей в труде и вознаграждении за труд. В условиях экономических реформ творческое сознание индивидов проявляется в сочетании интересов общественных и частных. Следует указать на противоречия в развитии экономической жизни современной России и указать на тот факт, что нравственные ориентиры (принципы и нормы) должны быть приоритетными в экономической деятельности.
Литература 1. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. (Серия «Золотой фонд российских учебников»). С- 459-475. 2. Философия. В вопросах и ответах. Учебн. пособие для вузов /Лавриненко В.Н., Ратников В.П., Юдин В.В.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2003. С. 400-419. 3. Барулин В.С. «Социальная философия» Ч. 1 и П. М., 2002. 4. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990. С. 104-105, 108-109, 239, 405. 5. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 1999. С. 592-657. 6. Автономов В.С. Человек в зеркале экономической теории. М.: Наука, 1993. 7. Бастиа Ф. Экономические гармонии (обращение к французскому юношеству). М.: Солдатенков. 1896. С. 173, 205. 8. Вебер М. Основные социологические понятия / Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 602-603, 625-626 и др. 9. Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Прогресс, 1984. С. 139-140, 200-206 и др. 10. Сен А. Об этике в экономике. М.: Наука, 1996. 11. Сб. Этика в меняющемся мире. – М. 1992. 12. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2001. – 719 с. Тема 16. Политическая жизнь общества. 1. Основные факторы, определяющие политическую жизнь общества. 2. Государственная власть и виды политических режимов. 3.Возможно ли на практике полное единство морали и политики и, какова политическая роль интеллигенции в обществе?
1. Следует раскрыть факторы, обусловливающие политическую жизнь общества и обосновать феномен власти, а также диалектичность в соотношении таких явлений, как власть и политика. Отметить тот факт, что политическая власть стабильна при условии ее легитимности, то есть признается большинством народа законной и справедливой. Подчеркнуть взаимозависимость экономики, морали и правовых институтов в политической жизни общества, а так же наличие «этики ответственности» среди политиков. 2. Отвечая на этот вопрос, необходимо раскрыть политические институты и политическую систему общества, в которой основным институтом является государство. Подчеркнуть вопрос о его происхождении и функциях. Дать определение политического режима. Раскрыть их многообразие и основные черты. 3. Ответ на вопрос надо начать с обоснования проблемы политического сознания в обществе, выделив массовое, групповое и индивидуальное политическое сознание, а также наличие в нем обыденного и теоретического уровней. Подчеркнуть, что в формировании политической идеологии важную роль играет интеллигенция. Раскрыть роль либерально-демократической, консервативной и радикальной идеологий. Попробовать ответить на вопрос о единстве морали и политики и возможно ли их соединение в современном российском обществе? Литература 1. Философия: Учебник для вузов/Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. (Серия «Золотой фонд российских учебников»). С. 476-490. 2. Философия. В вопросах и ответах. Учебн. пособие для вузов /Лавриненко В.Н., Ратников В.П., Юдин В.В.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2003. С. 390-396. 3. Барулин В.С. «Социальная философия» Ч. 1 и П. М., 2002. 4. Виндельбанд В. О свободе воли. СПб., 1994. С. 55. 5. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990. С. 104-105, 108-109, 239, 405. 6. Ильин И.А. Наши задачи. Париж; М., 1992. Т. «. С. 5, 94-96 7. Кант И. К вечному миру // Трактаты о вечном мире. М., 1963. С. 185. 8. Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955. С. 100, 169, 225, 290-294, 424- 426. 9. Печчеи А. Человеческие качества. – М., 1985. 10. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 1999. С. 658-722. 11. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2001. – 719 с.
Тема 17. Правовая сфера жизни общества. 1. Сущность права: традиционный и либеральный подходы. 2. Взаимоотношение права и политической власти. 3. Объясните понятие «правовое государство». Охарактеризуйте современное правовое состояние нашего общества.
1. Отвечая на вопрос о сущности права, необходимо знать, что правовой институт относится к регулятивной сфере общественной жизни. Сущность права составляют не сами правила поведения (нормы, законы, кодексы) а то, что они призваны регулировать взаимные притязания индивидов, их ожидания и требования адекватного общественного ответа на свои действия и усилия. Если традиционный подход отождествляет право с законом, то есть с его запретительной характеристикой, то либеральный, возникший во второй половине ХУШ века, отвечает принципу «разрешено все, что не запрещено». И здесь первичными оказываются не запреты и ограничения поведения индивида, а его права и свободы. Социальный институт права обязан своим происхождением процессам разделения труда и развития товарного производства, когда между людьми установились отношения взаимозависимости и определенный баланс интересов. Внешним регулятором правовых отношений выступает закон. Студент должен проследить динамику исторического развития права и обосновать его классовый характер. 2. Студенту надо знать, что важной особенностью сферы права является его теснейшая связь с политическим устройством общества и с его главным институтом – государством. Необходимо раскрыть динамику правообразующих принципов в историческом контексте, а так же особенности правосознания, его обыденную и практическую области. А на теоретико-идеологическом уровне правосознания правовые отношения людей, которые выстраиваются через определенные социальные институты. 3. Этот вопрос должен содержать сущностные характеристики правового государства, разработанные первоначально либерально-просветительской мыслью Запада. Студенту надо проиллюстрировать различение права и закона и принципы правового состояния государства и как «работают» эти принципы в современном российском обществе? Литература 1. Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. (Серия «Золотой фонд российских учебников»). С. 491-500. 2. Философия. В вопросах и ответах. Учебн. пособие для вузов /Лавриненко В.Н., Ратников В.П., Юдин В.В.; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2003. С. 390-396. 3. Барулин В.С. «Социальная философия» Ч. 1 и П. М., 2002. 4. Виндельбанд В. О свободе воли. СПб., 1994. С. 55. 5. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990. С. 104-105, 108-109, 239, 405. 6. Ильин И.А. Наши задачи. Париж; М., 1992. Т. 2. С. 5, 94-96. 7. Ильин И.А. Путь к очевидности. М. 1993. 8. Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1955. С. 417. 9. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. – М.: Пресса. 1991. 10. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарики, 1999. С. 722- 726. 11. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Республика, 2001. – 719 с.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.118.237 (0.012 с.) |