ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность, цели и виды фиск. Политики. Особенности реал. Фиск. Пол. В РБ.



Для выполн.своих ф-ций гос-во нужны денежные сред-ва, основн.источ. которых явл.налоги. Фиск.политика-сис-ма методов и способов взымания налогов для покрытия бюдж.расходов. Налоги-важные инстр.воздействия гос-ва на экономику; представляет собой обяз.платежи,взыскаемые гос-вом с юридических и физ.лиц для удовлет.общ.потребностей. Налоги эконом.выполняют фиск., регулир. и соц.функции.

1)Фиск.функ.-обеспеч.получение средств в гос.бюджет.

2)Регул. – через сис-му налог ставок и льгот можно влиять на процесс воспроизв.,т.е. стимул.развитие одних отраслей и сдерживать развитие других.

3)Соц. – позволяет гос-ву с помощью сис-мы налогообложения смягчать дифференциацию доходов в обществе с помощью прогрессивной шкалы.

В мировой практике испол.различные виды фиск.политики:1)дискреционная,2) автоматическая(политика встроенных стабилизаторов)

Фиск. политика-сов. мер, предприним. правоводством по изменению гос. расходов и налогообложению. Активная политика правительства в сис-ме налогообложения называется дискреционной. Автом. фикс. политика – вид политики, когда налоговые поступления могут изменяться даже если правоводство не принимает соответствующих решений. Это объясняется существованием встроенных стабилизаторов- механизмы, которые автоматич. реагируют на измен. состояния экономики, увелич. или сокращ. гос. расходы и налоговые поступления. К ним относ. соц. трансферты (пенсии, выплаты по безработ., стипендии),сбережения корпораций, личные сбереж. Встроен. стаб. смягчают колебания совокуп. спроса и тем самым помогают стабилиз. выпуск нац. продукта. Выделяют: стимул(экспонсионистскую) и сдержив(рестрикционную). Стим. фикс. политика – провод. в периоды спада произв. Пытаясь смягчить спад, прововодство снижает налоги. Сдер. фиск. политика использ. для сниж. темпов информ., приней увелич. налоги и сокращ. гос. налоги.

Цели фиск. полит. 1) сглажив. колебаний эконом. цикла.2) обеспеч. устойч. темпов эконом. роста.3) достиж. выс. уровня занятости.4) сниж. инфляции.

Особен. реал. фиск. полит. в РБ явл. то, что бел. налог. сис-ма в большей мере выполн. фиск. функцию, нежели стим.

Принципы и формы налогооблож. основ. тенденции и пути совер. налог. сис-мы в РБ.

В основе постр. налог. сис-мы лежат след. принципы:1) принцип всеобщ. т.е. налогами охватыв. все юрид и физ. лица, располагающие доходами и имущ.2) принцип обязат.: налогоплательщики обязаны уплачив. налоги в сторого устан. сроки и по устан. ставкам.3) принц. равнонапряженности: налоги взымаются по единым ставкам, независ. от субъекта налогооблож. 4) прин. стабильности: ставки налогов не должны часто изменяться. 5) принцип гибкости: налог. сис-ма должна стим. развит. приоритетных отраслей.

Классиф. налогов: 1) по объекту обложения-прямые(налог с прибыли, подоходный налог, на имущество)2) косвенные налоги (акцизы, НДС, тамож. пошлины). Прямые- налоги на доходы физ. и юрид. лиц и налоги на объекты имущества:1) налог на прибыль организ.2)подох. налог с физ. лиц. 3) поимущ. налоги. Косвенные- налоги, которые включ. в цену товара или услуги, оплачивает их потреб. : 1) НДС(налог на добав. стоим.)2)акцизы мин. вода, табак) 3) тамож. пошлины.

2) по принципам построения -1) пропорц. налоги – налоги, в которых ставка остается постоян. при измен. дохода налогоплат. 2) прогрессивные- в которых ставки возрастают с увелич. дохода налогоплат. и по мере его сокращ. 3) регрессивные- в котрых ставки уменш. по мере увелич. доходов.

Классиф. налог. в зависим. от цели использ.: 1) общие налоги- поступлен. в казну гос-ва и использ. для общегосуд. нужд. 2) местные- налоги поступ. в регион. и муницип. бюджеты

Классиф. налог. в зависим. от вида плательщика.: 1) с физ. лиц 2) с юрид. лиц.

Объективн. основы возникн. миров. хозяйства. и его эволюция.

Мир хоз. – совокупн. нац. экономик отдельных стран и регион. эконом. объединен., взаимод. на осн. междун. разд. труда (МРТ). Современ. мир. хоз. основано на интернацион-ии эк-и (процесс преодоления разрозненности экономик и обособленность нац. хозяйств). МРТ – объективная основа возникн. мир. хоз., МРТ осуществл. в 2 формах: 1. междунар. специализац. 2. международ. кооперирован.

Растущая целостность мир. хоз определ.-ся: 1. интернационализац. мирохозяйств. связей. 2. всеобщим хар-ом НТР. 3. возросшей ролью ср-в инфы и коммуникации (ин-ет) 4. необходим. решения проблем, вых. за рамки национ. интересов глобализации.

В осн. мир. хоз. лежат важнейши. формы междунар. эк. Отношений:

1. международ. торговля товарами и услугами (сис-ма междунар. торговли сложилась на 1 этапе эволюц. мир. хоз-ва). 2. Движение капиталов и зарубежн. мнвестиц(сис-ма сложил. На 2 этапе эвол. мир. хоз) 3. Отношения в сфере миграции раб. силы (на 3 этапе). 4. Отношения в сфере обмена в области науки и техники, сис-ма функциониров. на современ. этапе эволюции мир. хоз. 5. отношения в сфере валютно-кредитных связей. Сис-ма функц. На современ. этапе эволюц.

Мир. хоз. вступило в этап развития на осн. глобализации эк-ки и интернационализ-ии производства (современ. этап мир хоз – конец 19-нач 21 вв)

 

Характерн. черты современ. мир. хоз.

1. глобализац. мир. эк. – предполагает активное включение стран(особенно после распада СССР) в сис-му мирохоз. связей. глобал. эк. предполаг. применение единых д/всех стран стандартов в бухгалт. отчетности, стандартах по охране окруж. Среды, применен. Единых страндартов на технологиях.

2. региональная интеграция – характ. черта мир. хоз., кот. основыв. на активн. действии регион. торговых и эк. соглашений и договоренности.(сегодня 130 договоров). Наиболее значимые союзы – Евросоюз, СНГ на тер. Бывш. СССР. С сев. Ам. НАФТА, в азиатско-Тихоокеан. Регионе – АТЭС, АСЕАН (нефть).

3. открытость эк-ки – черта мир. хоз, кот. предполаг. эк. рост большиства стран мира за счет либерализации внешн. торговли

4. Возросшая роль гос-ва – характерная черта эк. большинства стран мира , в кот. гос-во активного вмешив. в эк-ку и рассматрив. как гарант законности, стабильности эк. обстановки и соц. обеспечения населения.

5.усиление значения соц. сферы- хар. Черта мир. хоз.. выражается в приоритетности проблем чел. капитала в нац. эк-ах (безработица, уровень жизни, пособия, стипендии).

6. появление новой эк-ки – хар. черта мир хоз., кот. связан. с развитием новейш. технологий в сфере информац. и телекоммуникаций.

7.постиндустриализ-ия – хар. черта совр. мир хоз-ва, кот. проявл. в изменении структуры производства и потребления и усиления роли и значен. сферы услуг.

 

Классификация стран в мировой экономике. Беларусь и ее место в

Мировом сообществе.

Группы стран (группируются по 3-м критериям):

А.Достигнутый уровень экономического развития - по достигнутому уровню

развития ООН выделяет:

- Развитые страны;

- Развивающиеся страны: подтипы:

1.Новые индустриальные страны (Латинская Америка и Юго-Восточные страны);

2.Страны-экспортеры энергоресурсов;

3.Беднейшие страны мира (Африка);

- Страны с переходной экономикой;

Пр.: Развитые (Новая Зеландия); развивающиеся (Южная Корея (новая индустриальная страна), Бразилия, Мексика, Сингапур (н.инд.стр.), Китай); переходные (Румыния, Польша, РБ).

Б.Уровню доходов на душу населения - по этому критерию мировой банк выделяет 4-е группы:

- С низким доходом (менее 755$);

- С уровнем дохода ниже среднего (756-2995$);

- С уровнем дохода выше среднего (2996-9256$);

- С высоким доходом (более 9226$).

В.Степень открытости экономики - мировой банк выделяет 5 групп:

- Низкая группа стран, 2 причисляют к закрытой экономике, имея долю

экспорта ВВП менее 10%;

- Высшая группа - более 35%;

Сущность и показатели открытости экономики.

С точки зрения участия в международных отношениях можно выделить 2

типа хозяйств:

- Полностью замкнутая (авторкхическое);

- Полностью открытая;

Авторкхия предполагает полную самообеспеченность страны жизненными средствами. Открытая экономика развивается в условиях свободного доступа на внутренний рынок иностранных товаров и факторов производства.

Виды открытой экономики:

- Малая открытая экономика - экономика, процессы, которой не влияет на общие мировые тенденции (РБ);

- Большая открытая экономика - экономика, процессы которой влияют на общие мировые тенденции и уровень цен (США).

На практике не существуют ни полностью замкнутых, ни полностью открытых нац. экономик. Для оценки степени их открытости применяется ряд показателей:

- Экспортная квота определяется как доля стоимости годового экспорта в ВВП;

- Импортная квота. Доля стоимости импорта в ВВП;

- Объем экспорта на душу населения;

- Внешний торговый оборот - общая стоимость экспорта и импорта страны;

- Внешнеторговая квота - внешнеторговый оборот к ВВП в %;

- Соотношение %-ой доли страны в мировом производстве и %-ой доли страны в мировой торговле;

Участие страны в международном движении капитала характеризуется след. показателями:

- %-ая доля зарубежных инвестиций в ВВП страны;

- Отношение экспорта прямых инвестиций к их импорту;

- Объем внешнего долга страны, его соотношение с ВВП и экспортом данной страны;

- Объем прямого кредитования зарубежных стран и его для в ВВП страны.

К числу факторов, определяющих степень открытости экономики, можно отнести:

- объем внутреннего рынка. Доля внешнеэкон. связей у крупных стран

ниже, чем у мелких;

- уровень экон. развития страны;

- обеспеченность природными ресурсами;

- отраслевая структура нац.эк-ки;

- социокульт. фактор (этнические, социальные, культурные аспекты);

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.213.192.104 (0.014 с.)