Распределение часов по темам и видам учебной работы. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Распределение часов по темам и видам учебной работы.



Стр.

1. Цели и задачи изучения дисциплны................................................................................................................................. 4

2. Требования к уровню освоения дисциплины................................................................................................................... 5

3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля............................................................................. 6

4. Распределение часов по темам и видам учебной работы................................................................................................ 8

5. План лекционного курса.................................................................................................................................................. 11

6. Темы практических и семинарских занятий..................................................................................................................... 14

7. Тематика контрольных работ и рефератов...................................................................................................................... 20

8. Учебно-методическое обеспечение курса...................................................................................................................... 26

9. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины 28

10. Методические указания студентам................................................................................................................................. 30

11. Методические рекомендации для преподавателя.......................................................................................................... 30

12. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения

промежуточных и итоговых аттестаций........................................................................................................................ 32


1. Цели и задачи изучения дисциплины

В государственных образовательных стандартах перед вузами поставлена задача подготовки специалистов, обладающих не только высокими профессиональными качествами, но и способных к целостному и системному анализу сложных проблем современной жизни общества, к творчеству, гибкости мышления, умению принимать оптимальные решения с учетом экологических, экономических и социальных факторов. Чтобы обеспечить воспитание таких качеств у специалиста, сегодня педагог Высшей профессиональной школы должен научить студента учиться, т. е. самостоятельно и активно добывать свои знания, отдавая отчет о результатах своих действий, проявляя максимум инициативы. Такой подход к процессу обучения требует переориентации дидактической системы с преимущественно информационного типа на обучение, позволяющее выявлять и развивать познавательные и творческие способности студентов. Только такое обучение создает условия для формирования «самости» и в этом процессе совершенствует волевые и профессиональные свойства личности, обеспечивающие самостоятельную, активную и профессиональную деятельность студентов. Достижение указанных качеств возможно при внедрении в учебный процесс современных методов активного обучения, технологии коллективной мыследеятельности в виде проектного обучения, исследовательских методов.

Главной целью курса «Концепции современного естествознания» является знакомство студентов с основными теоретическими положениями в области современного естествознания, формулировка общих представлений о тенденциях и направлениях развития естественных наук.

Задачи курса:

· усвоение фундаментальных законов современного естествознания;

· изучение научных методов познания природы;

· обучение приемам и методам решения конкретных задач, диктуемых потребностями соответствующих отраслей;

· привитие навыков работы с современными исследовательскими приборами и оборудованием, обучение математическим методам обработки результатов экспериментов;

· формирование естественнонаучного мировоззрения и современного мышления.

Знания, полученные студентами при изучении курса, будут использованы ими как теоретический естественнонаучный фундамент в процессе профессиональной деятельности.

Изучение представленных в программе разделов курса концепций современного естествознания предполагает реализацию следующих целей:

· дать знания о научных методах познания и научить применять их в своей профессиональной деятельности;

· познакомить студентов с представлениями об основных достижениях и перспективах развития современного естествознания как фундамента наукоемких технологий; знать фундаментальные законы и методы исследования современного естествознания, лежащие в основе прогрессивных отраслевых технологий;

· дать возможность овладеть инструментальной базой современного естествознания и методами обработки результатов измерения применительно к специфике технологии отрасли;

· ввести будущих специалистов в курс научных знаний о здоровом образе жизни, активизировать умения и навыки самосовершенствования, научить применять основные концепции современного естествознания для создания идей прогрессивных технологических процессов;

 

 

2. Требования к уровню освоения дисциплины

Для реализации этих задач курс «Концепции современного естествознания» должен:

· всесторонне раскрыть каждую предметную область в развитии мирового естественно-научного процесса, сформировав по каждому разделу курса отдельные содержательные и методические блок-модули;

· обеспечить методическую преемственность разделов курса, сохранив на всем его протяжении единые методологические установки, подходы и требования;

· реализовать в общей методологии курса достижения отечественного и зарубежного современного естествознания.

В результате освоения курса «Концепции современного естествознания» студент должен иметь понятие:

· об основных этапах развития естествознания, особенностях современного естествознания;

· ньютоновской и эволюционной парадигмах;

· концепции пространства и времени;

· принципах симметрии и законах сохранения;

· традициях дискретного и континуального описания природы;

· динамических и статистических закономерностях в естествознании;

· соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядоченности строения физических объектов, переходах из упорядоченных состояний в неупорядоченные, и наоборот;

· самоорганизации в живой и неживой природе;

· иерархии структурных элементов материи от микро- до макро- и мегамира;

· взаимосвязях между физическими, химическими и биологическими процессами;

· специфике живого, принципах эволюции, воспроизводства и развитии живых систем и их целостности в гомеостазе;

· иерархичности, уровнях организации и функциональной асимметрии живых систем;

· биологическом многообразии, его роли в сохранении устойчивости биосферы и принципах систематики;

· физиологических основах психологии, социального поведения, экологии и здоровья человека;

· взаимодействии организма и среды, сообществах организмов, экосистемах, принципах охраны природы и рационального природопользования;

· месте человека в эволюции Земли, о ноосфере и парадигме единой культуры.



3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля

 

Очная форма обучения

  Юриспруденция Соц. работа
№№ семестров   2,3
Аудиторные занятия:    
лекции    
практические и семинарские занятия    
Самостоятельная работа    
ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ    
Виды промежуточного контроля Практич. работа №1-5 Практич. работа №1-5
Виды итогового контроля (экзамен, зачет, №№ семестров) Зач - 7 Зач – 2,3

 

Заочная форма обучения

 

  Юриспруденция Соц. работа
№№ семестров 6, 8 4, 5
Аудиторные занятия:    
лекции    
практические и семинарские занятия    
Самостоятельная работа    
ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ    
Виды итогового контроля (экзамен, зачет, №№ семестров) Зач – 6,8 Зач -4,5

План лекционного курса

Введение.

Естественнонаучная и гуманитарная культуры *. В. Дильтей и Г. Риккерт о соответствующем разделении наук на две сферы. Специфика той и другой сферы.

Логика и закономерности развития науки: Формирование мировоззренческих представлений об общих закономерностях развития науки. Основные направления генезиса науки. Закономерности научных открытий. Методы научного познания.

Научный метод. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.

Эвристическая роль математики в науке. Е. Вигнер: «Непостижимая эффективность математики в естественных науках». Математика, естествознание и экономическая наука.

Тема 1. Философия и математическое естествознание XVII века.

Г. Галилей: идея математизации природы. Принцип относительности Галилея.

Р. Декарт и Ф. Бэкон: две эпистемологические парадигмы современного естествознания.

Экспериментальная философия Ньютона. Механика как геометрия. Законы Ньютона. Концепция абсолютного пространства и абсолютного времени. Описание взаимодействий на языке «сил». Закон всемирного тяготения. Ньютоновская концепция дальнодействия.

Начало арифметизации геометрии Декартом и возможность арифметизации механики.

Тема 9. Кибернетика.

Кибернетика как наука об управлении. Определение и основные понятия кибернетики. Общее значение кибернетики. Общие закономерности управления в биологических, технических и социальных системах. Принцип и значение обратной связи. Отрицательная и положительная обратная связь. Л. фон Берталанфи «Общая теория систем».

Тема 10. Синергетика.

Порядок и беспорядок в природе. Энтропия открытых неравновесных систем. Характер уравнений синергетики. Анализ устойчивости состояний. Хаос. Самоорганизация в живой и неживой природе. Бифуркации, аттракторы, структуры. Бифуркации и нарушение симметрии. Асимметрия, отбор и информация. Необратимость времени. Иерархия структур. Структурные уровни организации материи. Принципы универсального эволюционизма.

Заключение.

Путь к единой культуре.

 


Тема IX. Основные понятия синергетики.

 

Семинар 17.

1. Диалог науки и природы в Новое время.

2. Преодоление современной наукой представлений классической науки.

3. Основные понятия и представления науки о сложном.

4. Термодинамическая необратимость и проблема времени.

5. Роль культурного контекста для естественных наук.

 

Литература.

1. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986. — С. 40-66.

 

 


Практическая работа № 1

Практическая работа № 2

Антропосоциогенез

Цель: Углубление понимания того, что сознание – это свойство высокоорганизованной материи, способной к самопознанию и саморазвитию.

Задачи:

1. Изучить особенности индивидуально-психологических свойств человека (сознания) и его потенциальных возможностей

2. Определить профиль функциональной асимметрии человека и его роль в формировании качеств личности

Темы для обсуждения:

1. Особенности эволюции нервной системы

2. Сознание – свойство высокоорганизованной материи

3. Материальные основы сознания и индивидуальные особенности его проявления

Литература:

1. Горелов А. А. Концепции современного естествознания: Учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

2. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов/ В. Н. Лавриненко, В. П. Ратников, Г. В. Барабанов и др.; Под ред. проф. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

3. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации/ под ред. А. Ф. Кудряшова. Петрозаводск: ПЕТРОКОМ, 1992.

4. Практикум по психофизиологической диагностике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

5. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1996.

Учебно-материальная база:

Индивидуальная тетрадь для выполнения практических работ по дисциплине «Концепции современного естествознания».

 


Практическая работа № 5

Темы для обсуждения

1. Понятие об экологических факторах и их классификация

2. Адаптация организма, ее виды. Пределы адаптации.

3. Критерии здоровья человека, уровни здоровья, способы увеличения резервов здоровья

Литература:

1. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. – М., 1987.

2. Белов В. И. Энциклопедия здоровья. – М., 1993.

3. Брехман И. И. Валеология – наука о здоровье. – М., 1990.

4. Концепции современнного естествознания: Учебник для вузов/ В. Н. Лавриненко, Г. В. Баранов и др.; под ред. проф. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратникова. – 2-е изд., перераб. и доп. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

5. Практикум по психофизиологической диагностике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 128 с.

6. Чумаков Б. Н. Валеология: Учеб. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 407 с.

 

Учебно-методическая база:

Индивидуальная тетрадь для проведения практических занятий по дисциплине «Концепции современного естествознания», методическая разработка Войтенко «Расчетный метод описания интегрального описания здоровья человека», весы напольные, тонометр, секундомер, калькулятор, бланк анкеты.

 


Учебно-методическое обеспечение курса

Литература

Основная литература.

Дубнищева Т. Я. Концепции современного естествознания. М., 2006.

Дополнительная литература.

Горелов А. А. Концепции современного естествознания. М., 2006.

Карпенков С. Х. Основные концепции естествознания. М., 2000.

Рузавин Г. И. Концепции современного естествознания. М., 2005.

Андреев И. Л. Происхождение человека и общества. М., 1988.

Бондарев В. П. Концепции современного естествознания. М., 2003.

Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. М., 1991.

Вернадский В. И. Проблемы биогеохимии. М., 1980.

Горохов В. Г. Концепции современного естествознания и техники. М., 2000.

Камшилов М. М. Эволюция биосферы. М., 1979.

Моисеев Н. Н. Человек и ноосфера. М., 1990.

Найдыш В. М. Концепции современного естествознания. М., 1999.

Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986.

Пригожин И., Стенгерс И. Время, хаос и квант: К решению парадокса времени. М., 1994.

Тулинов В. Ф. Концепции современного естествознания. М., 2004.

 

Рекомендуемая литература.

Алексеева Т. И. Географическая среда и биология человека. М., 1977.

Баблоянц А. Молекулы, динамика и жизнь. Введение в самоорганизацию материи. М., 1990.

Балашов Ю. В. «Антропные аргументы» в современной космологии // Вопросы философии. 1988, № 7.

Вернадский В. И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М., 1965.

Вернадский В. И. Живое вещество и биосфера. М., 1994.

Волькенштейн М. В. Биофизика. М., 1988.

Волькенштейн М. В. Энтропия и информация. М., 1986.

Гарднер М. Теория относительности для миллионов. М., 1967.

Голдсмит Д., Оуэн Т. Поиски жизни во Вселенной. М., 1983.

Грибов Л. А., Прокофьева Н. И. Основы физики. М., 1995.

Девис П. Суперсила. (Поиски единой теории природы.) М., 1989.

Дубинин Н. П., Шевченко Ю. Г. Некоторые вопросы биосоциальной природы человека. М., 1976.

Зельдович Я. В. Современная космология // Природа,1983, № 9.

Казначеев В. П. Очерки теории и практики экологии человека. М., 1983.

Казютинский В. В., Балашов Ю. В. Антропный принцип: история и современность // Природа. 1989, № 1.

Кемп П., Армс К. Введение в биологию. М., 1986.

Кеньон Д. Биохимическое предопределение // Происхождение жизни и эволюционная биохимия. М., 1975.

Кесарев В. В. Эволюция вещества Вселенной. М., 1976.

Клайн М. Математика. Поиск истины. М., 1988.

Климишин И. А. Релятивистская астрономия. М., 1983.

Климишин И. А. Открытие Вселенной. М., 1987.

Климонтович Н. Ю. Без формул о синергетике. Минск, 1986.

Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М.,

1994.

Кузнецов Б. Г. Пути физической мысли. М., 1968.

Логунов А. А., Петров В.А. Как устроен электрон? М., 1988.

Медников Б. М. Аксиомы биологии. М., 1982.

Медников Б. М. Биология: формы и уровни жизни. М., 1995.

Мигдал А. Б. Квантовая физика для больших и маленьких. М., 1989.

Мухин Л. М. Мир астрономии. 1987.

Новиков И. Д. Эволюция Вселенной. М., 1983.

Пригожин И. Переоткрытие времени // Вопросы философии. 1989, № 8.

Розенталь И. Л. Элементарные частицы и структура Вселенной. М., 1984.

Розенталь И. Л. Геометрия, динамика, Вселенная. М., 1987.

Седов Е. А. Эволюция и информация. М., 1976.

Сержантов В. Ф. Философские проблемы биологии человека. М., 1974.

Сетров М. И. Организация биосистем. М.,1971.

Тейлер Р. Дж. Происхождение химических элементов. М., 1975.

Тимофеев-Ресовский Н. В., Воронцов Н. Н., Яблоков А. В. Краткий очерк теории эволюции.

М., 1966.

Утияма Р. К чему пришла физика. (От теории относительности к теории калибровочных полей.) М., 1986.

Фейнман Р. Характер физических законов. М., 1987.

Хакен Г. Синергетика. М., 1980. Гл. 1.

Хокинг С. От большого взрыва до черных дыр. Краткая история времени. М., 1990.

Шкловский И. С. Вселенная, жизнь, разум. М., 1977.

Шкловский И. С. Звезды: их рождение, жизнь и смерть. М., 1984.

Шмальгаузен И. И. Пути и закономерности эволюционного процесса. М., 1983.

Эбелинг В. Образование структур при необратимых процессах. М., 1979. — Гл.1-3.

Яблоков А. В., Юсуфов А. Г. Эволюционное учение. М., 1981.

 

 


9. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины

Глоссарий

Адекватный - вполне соответствующий

Адроны - элементарные частицы, подверженные сильному

взаимодействию

Анализ - метод исследования, состоящий в мысленном или

фактическом разделении целого на составные части

Аналогия - подобие, сходство предметов в каких- либо

свойствах/отношениях

Античастица - двойник частицы: масса и спин частицы и

античастицы одинаковы, заряд, магнитный момент противоположны

Апория - безвыходное положение, непреодолимые логические

затруднения

Апостериорное знание - знание, приобретенное из опыта

Аппроксимация - приближенное выражение какой- либо величины

через другие, более простые величины

Априорный - предшествующий опыту

Аргумент - довод доказательства, основание вывода, с помощью

которого обосновывается высказывание

Аннигиляция - превращение частицы и античастицы при

взаимодействии в другие частицы

Биосфера - область распространения жизни на Земле

Вероятность - степень возможности какого- либо определенного

события

Вывод - последовательность высказываний или формул, состоящая

из аксиом, посылок и ранее доказанных высказываний (теорем).

Последняя формула последовательности представляет собой

доказуемую формулу.

Высказывание - логический термин, которым обозначается смысл

простого повествовательного предложения естественного языка

Герменевтика - раздел методологии науки, связанный с

истолкованием текстов, их пониманием, смыслом

Гипотеза - предположение о причине какого- либо явления,

достоверность которого еще не доказана

Гомеостаз - способность природы компенсировать антропогенное

давление

Дедукция - способ рассуждения от общих положений к частным

выводам

Детерминизм - теория определенности, однозначности

Живое вещество - совокупность растений и животных, включая

человечество

Индукция - способ рассуждения от частных фактов к общим

выводам

Интерпретация - истолкование, раскрытие смысла, содержания

чего-либо

Классификация - разбиение предметов на классы по существенным

признакам

Линейность - пропорциональность

Моделирование - замена объекта исследований копией, сходной с

объектом в существенных признаках

Нуклон - общее название для протона и нейтрона

Объем понятия - множество предметов, отвечающих данному

понятию

Ограничение - логическая операция перехода от понятия с

некоторым объемом и содержанием к понятию с меньшим объемом, но

большим содержанием

Обобщение - логическая операция обратная ограничению

Парадигма - пример, образец

Понимание - метод познания, раскрывающий смысл события

Понятие - форма мышления, отображающая существенные признаки

предмета

Самоорганизация - процесс образования нового порядка в системе

Силлогизм- форма логического умозаключения

Симметрия- равновесие, баланс

Смысл- содержание выражения; мысль, содержащаяся в выражении

Соединение - система, совокупность элементов

Содержание понятия - совокупность признаков, присущих понятию

Статистика - функция выборочных значений

Суждение - форма мысли, в которой что-либо утверждается или

отрицается

Тавтология - повторение ранее сказанного в той или иной форме

Телеология - теория, полагающая всякому развитию

предопределенные цели

Умозаключение - логический вывод из совокупности посылок

Фактор - момент, существенное обстоятельство в каком- либо

явлении

Фермент - катализатор в живых клетках

Энтропия - мера упорядоченности системы: чем выше энтропия, тем больше хаос

10. Методические указания студентам

 

При работе с материалами пособий по дисциплине «Концепции современного естествознания» первое, на что необходимо обращать внимание студентов - на даты открытий, их основное содержание и фамилии ученых их совершивших (закон сохранения энергии, рентгеновское излучение, преобразования Галилея и т.д.). Само открытие может представлять собой сложную последовательность математических формул, и вызывать реакцию «непонимания», а «непонимание» влечет за собой отторжение предмета. Потому, рекомендуется усваивать научную персонифицированную информацию по схеме: автор открытия – год открытия (век) – какое значение имеет – культурная ситуация того времени. Важно акцентировать внимание на культурный аспект времени открытия, с целью построения логических рядов, лучшего запоминания и большего интереса при изучении материала.

Студенту необходимо также осознать важный момент, характерный для науки в целом: понятия, определения имеют свойство быть описанными различными терминами, но при этом нести одну и ту же смысловую нагрузку: автотрофы – самопитающиеся организмы – продуценты – в данном случае эти три определения равноценны и относятся к растениям (растения – самопитающиеся организмы, или автотрофы, производят энергию из энергии солнца, потому их называют продуцентами).

Эффект от предмета «Концепции современного естествознания» – это значительное повышение коммуникативных способностей студента. Курс включает в себя разделы затрагивающие все сферы человеческой жизни «в мире», например, экология как наука о взаимодействии человека и мира вокруг него, тесно связана с экономическими проблемами тех или иных стран, с юридическими аспектами, психологическими, этическими.

Студент должен также осознавать, что наука и техника развиваются быстрыми темпами, и что бы не потеряться в массиве информации, газетных, журнальных, интернет-публикациях, чтобы сформировать свою позицию и мировоззрение, необходимо объективно оценивать поступающую информацию, это возможно лишь при наличии у студента информационной базы по предметам затрагивающим его существование на планете земля. (Вопросы клонирования, генной инженерии, физики микроуровня и исследования космоса, глобальных проблем, наличии внеземных цивилизаций и многое другое из разделов Естествознания, что становится частым предметом спекуляций средств массовой информации.)

 

11. Методические рекомендации для преподавателя

 

Как известно, ведущей организационной формой обучения студента является лекция. Лекционное преподавание предполагает концентрированное изложение преподавателем изучаемой дисциплины, творческое общение лектора с аудиторией, со студентами. Для активизации освоения материала лекций применяются лекции-дискуссии, проблемные лекции, лекции «вдвоем». При чтении лекции «вдвоем» партнерами по общению у преподавателя выступают наиболее подготовленные студенты. На таких лекциях формируется опыт совместного решения изучаемой проблемы, создается эффект диалоговой вовлеченности студентов, особенно важно это в случае, когда преподаваемый предмет не является профильным.

Активизация работы студентов в ходе лекций достигается «путем контрольной проверки», которая осуществляется в начале или в конце лекции. Письменные ответы даются студентами в течение 8-10 минут. При контрольном опросе студенты могут пользоваться конспектами лекций, учебниками. 2-3 контрольных вопроса каждому студенту составляются так, что за короткий промежуток времени без самостоятельной подготовки трудно найти прямой ответ в учебнике или справочнике. Проверка ответов позволяет преподавателю сделать анализ, как усвоен учебный материал студентами. Эффективно выстраивать содержание лекции на базе принципов когнитивной визуализации. При когнитивнографическом конструировании учебной информации лекций используются такие приемы, как: составление блок схем теоретических вопросов; «дерева» темы, раздела; «здания» темы; фрейма проблемы; сжатие информации в конспект-схемы. На практических и семинарских занятиях полезно внедрять метод активного обучения – «вовлечение в диалог».

Также, в целях укрепления остаточных знаний, периодически необходимо проводить интенсивный опрос по ранее изученной теме. Для этого, возможно, поделить группу на три равные по численности подгруппы. Одна подгруппа должна быстро формировать вопросы по теме в устной форме и ставить их второй подгруппе. На каждый вопрос и ответ дается ограниченное время. Третья подгруппа выставляет экспертную оценку вопросов и ответов, ведет учет индивидуального вклада каждого участника в процедуру интенсивного опроса.

Особая роль в активизации учебной деятельности студента на практических занятиях отводится учебно-творческим и ситуационным задачам. Применяются учебно-творческие задачи: с явно выраженным противоречием; не корректно представленной информацией; на прогнозирование; на оптимизацию; на рецензирование; на обнаружение противоречия и формулировку целей; исследовательские; на изобретение; логические; на управление. Решение задач позволяет студенту выявить достоинства и недостатки своих знаний, умений, навыков.

Стр.

1. Цели и задачи изучения дисциплны................................................................................................................................. 4

2. Требования к уровню освоения дисциплины................................................................................................................... 5

3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля............................................................................. 6

4. Распределение часов по темам и видам учебной работы................................................................................................ 8

5. План лекционного курса.................................................................................................................................................. 11

6. Темы практических и семинарских занятий..................................................................................................................... 14

7. Тематика контрольных работ и рефератов...................................................................................................................... 20

8. Учебно-методическое обеспечение курса...................................................................................................................... 26

9. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины 28

10. Методические указания студентам................................................................................................................................. 30

11. Методические рекомендации для преподавателя.......................................................................................................... 30

12. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения

промежуточных и итоговых аттестаций........................................................................................................................ 32


1. Цели и задачи изучения дисциплины

В государственных образовательных стандартах перед вузами поставлена задача подготовки специалистов, обладающих не только высокими профессиональными качествами, но и способных к целостному и системному анализу сложных проблем современной жизни общества, к творчеству, гибкости мышления, умению принимать оптимальные решения с учетом экологических, экономических и социальных факторов. Чтобы обеспечить воспитание таких качеств у специалиста, сегодня педагог Высшей профессиональной школы должен научить студента учиться, т. е. самостоятельно и активно добывать свои знания, отдавая отчет о результатах своих действий, проявляя максимум инициативы. Такой подход к процессу обучения требует переориентации дидактической системы с преимущественно информационного типа на обучение, позволяющее выявлять и развивать познавательные и творческие способности студентов. Только такое обучение создает условия для формирования «самости» и в этом процессе совершенствует волевые и профессиональные свойства личности, обеспечивающие самостоятельную, активную и профессиональную деятельность студентов. Достижение указанных качеств возможно при внедрении в учебный процесс современных методов активного обучения, технологии коллективной мыследеятельности в виде проектного обучения, исследовательских методов.

Главной целью курса «Концепции современного естествознания» является знакомство студентов с основными теоретическими положениями в области современного естествознания, формулировка общих представлений о тенденциях и направлениях развития естественных наук.

Задачи курса:

· усвоение фундаментальных законов современного естествознания;

· изучение научных методов познания природы;

· обучение приемам и методам решения конкретных задач, диктуемых потребностями соответствующих отраслей;

· привитие навыков работы с современными исследовательскими приборами и оборудованием, обучение математическим методам обработки результатов экспериментов;

· формирование естественнонаучного мировоззрения и современного мышления.

Знания, полученные студентами при изучении курса, будут использованы ими как теоретический естественнонаучный фундамент в процессе профессиональной деятельности.

Изучение представленных в программе разделов курса концепций современного естествознания предполагает реализацию следующих целей:

· дать знания о научных методах познания и научить применять их в своей профессиональной деятельности;

· познакомить студентов с представлениями об основных достижениях и перспективах развития современного естествознания как фундамента наукоемких технологий; знать фундаментальные законы и методы исследования современного естествознания, лежащие в основе прогрессивных отраслевых технологий;

· дать возможность овладеть инструментальной базой современного естествознания и методами обработки результатов измерения применительно к специфике технологии отрасли;

· ввести будущих специалистов в курс научных знаний о здоровом образе жизни, активизировать умения и навыки самосовершенствования, научить применять основные концепции современного естествознания для создания идей прогрессивных технологических процессов;

 

 

2. Требования к уровню освоения дисциплины

Для реализации этих задач курс «Концепции современного естествознания» должен:

· всесторонне раскрыть каждую предметную область в развитии мирового естественно-научного процесса, сформировав по каждому разделу курса отдельные содержательные и методические блок-модули;

· обеспечить методическую преемственность разделов курса, сохранив на всем его протяжении единые методологические установки, подходы и требования;

· реализовать в общей методологии курса достижения отечественного и зарубежного современного естествознания.

В результате освоения курса «Концепции современного естествознания» студент должен иметь понятие:

· об основных этапах развития естествознания, особенностях современного естествознания;

· ньютоновской и эволюционной парадигмах;

· концепции пространства и времени;

· принципах симметрии и законах сохранения;

· традициях дискретного и континуального описания природы;

· динамических и статистических закономерностях в естествознании;

· соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядоченности строения физических объектов, переходах из упорядоченных состояний в неупорядоченные, и наоборот;

· самоорганизации в живой и неживой природе;

· иерархии структурных элементов материи от микро- до макро- и мегамира;

· взаимосвязях между физическими, химическими и биологическими процессами;

· специфике живого, принципах эволюции, воспроизводства и развитии живых систем и их целостности в гомеостазе;

· иерархичности, уровнях организации и функциональной асимметрии живых систем;

· биологическом многообразии, его роли в сохранении устойчивости биосферы и принципах систематики;

· физиологических основах психологии, социального поведения, экологии и здоровья человека;

· взаимодействии организма и среды, сообществах организмов, экосистемах, принципах охраны природы и рационального природопользования;

· месте человека в эволюции Земли, о ноосфере и парадигме единой культуры.



3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля

 

Очная форма обучения

  Юриспруденция Соц. работа
№№ семестров   2,3
Аудиторные занятия:    
лекции    
практические и семинарские занятия    
Самостоятельная работа    
ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ    
Виды промежуточного контроля Практич. работа №1-5 Практич. работа №1-5
Виды итогового контроля (экзамен, зачет, №№ семестров) Зач - 7 Зач – 2,3

 

Заочная форма обучения

 

  Юриспруденция Соц. работа
№№ семестров 6, 8 4, 5
Аудиторные занятия:    
лекции    
практические и семинарские занятия    
Самостоятельная работа    
ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ    
Виды итогового контроля (экзамен, зачет, №№ семестров) Зач – 6,8 Зач -4,5

Распределение часов по темам и видам учебной работы.

Таблица составлена для специальности «Юриспруденция»; очной формы обучения.

 

Темы лекций и семинаров Лекции Семинары Самостоятельная работа студентов
Естественнонаучная и гуманитарная культуры.      
Философия и математическое естествознание XVII века.      
Аналитическая ме<


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.42.196 (0.004 с.)