Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные звенья етс (8 видов трансп. , трансп. Узлы, тр. Центры и магистрали)
1. Ж/д. транспорт – перевозка массовых грузов и пассажиров на дальние и средние расстояния 2. Автомобильный транспорт – массовые, разовые и мелкосерийные перевозки грузов и пассажиров на короткие расстояния. 3. Морской транспорт – 1)каботажные перевозки – между отечественными портами перевозка грузов: малый (в одном море), большой (в разных морях); 2) внешнеэкономические торговые связи. 4. Речной (внутреводный) транспорт (сезонный д/России) – перевоз объемных грузов, не требующих скорой доставки. 5. Воздушный транспорт – перевозка пассажиров, ценных грузов, почты. 6. Трубопроводный - перевозка нефти, газа Электронный транспорт Гужевой транспорт (лошади) Они отличаются по себестоимости: возд. → автомоб.→ ж/д. и речн. → морск. → трубопров. ЕТС предполагает такое объединение транспорта, которое объединяет все виды транспорта. Все виды транспорта страны объединяет ЕТС - экономическая и техническая, сбалансированная совокупность всех видов транспорта, призванная оптимально при минимальных издержках обслуживать экономику. Создание ЕТС необходимо для: ~ устранения транспортных тупиков, ~ изменения грузопотоков с одного вида транспорта на другой, ~ изменения грузооборота в зависимости от сезонности. Звенья ЕТС: транспортные узлы и пункты, где пересекаются несколько видов транспорта (бывают ж/д-водн; ж/д-авто;) Транспортный баланс: у страны, у федерального округа, у субъекта федерации: а) активный – больше вывозится, чем ввозится б) пассивный – больше завозят, чем вывозят Грузонапряженность – размеры грузовых потоков, которые проходят ч/з определенный период времени в каждом направлении или густота движения поездов на средний вес. Грузооборот – совокупность всех грузовых перевозок, которые измеряются общим весом транспортируемых грузов в тоннах и перевозочных работах в км. Обеспеченность транспортными путями плохая (1место-ЦФО, 2место-ПФО, 3место-ЮФО). По перевозке грузов: 1 место - ж/д 2 место - трубопроводы 3 место - автомобили 4 место - внутренневодный 5 место - морской 6 место – воздушный По перевозке пассажиров: 1 место – автомобильный 2 место – трамваи 3 место – метро 4 – троллейбусы 5 – ж/д 6 – воздушный 7 – речной
8 – морской По грузообороту (тонн/км): 1 – трубопроводный 2 – железнодорожный 3 – внутренневодный 4 – морской 5 – автомобильный По пассажирообороту: 1 – ж/д 2 - воздушный КТС - коэффициент транспортной слагающей – это суммарные транспортные издержки (износ оборудования, подвижного состава, дороги, з/п) деленные на стоимость товара у потребителя. КТС колеблется от 12-13% в промышленности, а по другим отраслям КТС составляет 30-35% Обеспеченность дороги чрезвычайно слабое: в Западной Сибири в 10 раз ниже, чем в Центральном районе дороги. В России 1 млн. км дороги. По обеспеченности в целом среди стран мира: по скорости движения в 2-3 раза ниже; по качеству в 3-5 раз хуже Транспортный коридор – объединение всех видов транспорта в транспортную сеть с целью скорейшей доставки груза. В 1994 г. Критское соглашение гос-в Зап. Европы о строительстве 9 Критских коридоров, в т.ч. 1, 2, 9 проходят через Прибалтику, С.-Петербург и Москву. В 2002 г. РФ разработала и приняла схему транспортных коридоров на территории РФ: 3 широтных: ü Арктически (сев. морской путь) трансп. коридор ü Северный (от Баренцева моря до порта Ванино – и по сушу, и по морю) ü Транссиб 4 мередиональных: ü Север-Юг (канал Волго-Балтийский, Беломорский) ü Уральский (р.Кама, притоки Оби) ü Енисей ü Дальневосточный (вдоль Тихоокеанских морей)
34. Развитие и размещение железнодорожного транспорта России. Основные магистрали и грузопотоки. Удельный вес в грузообороте (сравнить со странами мира) Анализ транспортного баланса районов по ввозу и вывозу. Привести конкретные примеры. Ж/д. транспорт – главный вид транспорта для России. По эксплуатационной длине ж/д – 2 место в мире (после США), на РФ приходится около 8 %. По грузообороту ж/д РФ – 1 место в мире – около 60% По протяженности электрофицированных ж/д – 46% По программе «Развитие транспортной системй» (с 2010 до 2040) ж/д необходимо увеличить на 20 тыс. км (или 25%) протяженность: ü в Кызыл (Тыва) ü в Ненецком авт. округе ü на Алтае ü в Магаданской обл. Будут строить скоростные ж/д: ü Москва – С.-Петербург (230 км/ч) ü Москва – Нижний Новгород
Основные грузы, α перевозят по ж/д: 17% - уголь (из Восточных р-нов на Запад) 13% (2 место) – нефть около 13% - минеральное сырье Основные ж/д магистрали: от Москвы – 12 направлений. Наиболее загруженные: в страны ЕС, Беларуссию, Украину, Южное направление. Восток страны транспортной системы не имеет. Основная магистраль – Транссиб (от Москвы до Владивостока). Строили с 1898 г. Трасса: Челябинск – Курган – территория Казахстана – Омск – Новосибирск – Тайга – Анжеро-Судженск – Мариинск – Красноярск – Иркутск – Улан-Уде (с юга Байкала) –Чита – Благовещенск – Хабаровск – Владивосток. // с Транссибом 2 ж/д (идут от Челябинской обл.) – 1) Среднесибирская (1975): Троицк – Казахстан – Барнаул; 2) Южносибирская (чуть раньше): Магнитогорск – Новокузнецк – Абакан – связь с Транссибом. Задача: разгрузить Транссиб. За последние годы большое кол-во ж/д в Сибири: - от Уренгоя до р.Оби (в устье порт Лобымнанги). Здесь замкнем дорогу на Севере (Европейская часть + Сибирь на севере) - Байкало-Амурская магистраль: г.Усть-Кут(Иркутская обл.) – север Байкала – Бурятия на севере – Забайкальский край на севере –Амурская обл. (станция Тында) – Хабаровский край (до Комсомольска-на-Амуре) – порт Ванино. БАМ получила выход в Татарский пролив. ü от Тынды (на юг) идет до Транссиба ü от Тынды (на север) строительство продолжено - АЯМ (Амуро-Якутская): станц. Сковородина – Тында – Нерюнгри – Алдан – Томмот – до середины Якутска. 3 варианта продолжения успешного строительства: ü в сторону Магадана (Якутск – Магадан) ü В сторону Чукотского п-ова ü Предполагается строительство паромной переправы через Беренгов пролив (или туннель) Сущ. соглашение о строительстве Транссиба в Северную Корею через Манчжурию в Китай. Договор о строительстве до Монголии (Путин) Проблемы ж/д транспорта: реконструкция путей; комфортабельность вагонов; точность работы
35. Понятие территориально-производственный комплекс (ТПК). Экономические преимущества создания ТПК. Классификация ТПК. География формирующихся ТПК. Отличия ТПК и кластеров. ТПК (территориально производственный комплекс) – совокупность предприятий на какой-либо территории, которые связаны между собой технологически и экономически. Кузбасский ТПК: уголь, металлургия, химия Выгода составляет 20%, т.к. не тратим деньги на производственные ифраструктуры, технологическую связь. ТПК классифицируются: 3. традиционные ТПК, α образуются исторически (Кемеровская Область) 4. программно-целевые, α расчитываются (Братско-Усть-Илимский ТПК в Иркутской области): 3) экстенсивного хар-ра (например, только добывающие) 4) интенсивного хар-ра (добывающие + переработка) ТПК создаются либо у богатейших источников сырья, либо у дешевых источников электроэнергии. Места для строительств ТПК: 3) крупные скопления ПР (Пример: Курская, Белгородская обл. – магнитные руды) 4) крупные источники э/энергии (каскады ГЭС, или большие, мощные ГЭС, пр: Саянский ТПК- Хакасия) Таким образом в настоящее время идет формирование нескольких мощных ТПК: Северо-западный ф.о.: - Тимано-Печорский ТПК (респ. Коми, Ненецкий авт. Округ): нефть, газ, уголь, лес. Развитие экстенсивное. Центральный ф.о.: - ТПК КМА (Курская, Липецкая, Воронежская, Белгородская обл.), отрасли специализации: ЧМ
Приволжский ф.о. (территория респ. Татарстан) - Нижнекамский ТПК (в основном Респ. Татарстан): нефть,, э/энергия → МС и т.д. Сибирский ф.о: - Кузбасский ТПК - Саянский ТПК (Хакасия) - Братско-Усть-Илимский (Иркутская обл.) - КАТЭК –Канско-Ачинский топливно-энергетический комплекс (юг Красноярского края + Тяжинский район КО) Дальневосточный ф.о.: - Южно-Якутски ТПК (г. Нерюнгри)
Кластер – новая форма организации произ-ва, включает в себя сеть независимых произ-ных и сервисных фирм, включающих поставку сырья, создателе ноухау (университеты, НИИ), рыночные институты (биржи, консалтинговые фирмы, брокерские фирмы). Главное в структуре кластера – распространение инноваций на всю цепочку создания продукции. В КО преступают к созданию угольно-энергетического кластера в Беловском районе, поселок Менчереп (2 шахты, угольный разрез, обогатительная фабрика, тепловая станция). Различия: ТПК - группа отраслей,α оптимально сочетаются в пределах административно-территориальной единицы; кластер – группа отраслей, α являются наиболее конкурентоспособными и взаимосвязанными отраслями хозяйства страны или региона. ТПК появились в результате проведения учеными теоретических исследований в условиях плановой экономики. Кластеры – в результате пространственного проявления действий рыночных вил. Кластеры обычно образуются в староосвоенных р-нах, ТПК применялись д/районов нового освоения.
Экономико-географическая характеристика развития и размещения производительных сил Северо-Западного Ф.О. Причины различий в уровне развития и специализации Северо-Западного и Северного экономических районов. Северо-Западный Ф.О. 4 место (9,8%) по территории, по численности населения – 5 место (9,9%). Экономика округа развивается в сложных природных условиях, поэтому и низкий уровень жизни. ВРП – 5 место (10%). объем промышленного произ-ва – 5 место (около 12%); с/х произ-во – 6 место (6%). Активный транспортный баланс. Коэффициент естественного прироста = 6 место, ожидаемая продолжительность жизни = 71год, плотность заселения тоже низка = 8чел/км² Высокий процент урбанизации = 81%. Преобладают средние и малые города, но есть город федерального значения - Санкт - Петербург. Северо-Западный район индустриальный. Главные отрасли специализации: машиностроение, химич. промышленность, ЧМ, ЦМ, лесной комплекс, топливная промышленность.
Древние русские земли, первая рос-кая гос-ность – Новгородская республика, развитие древней Русской культуры и мореходства. В 13 в. уже активные связи через моря с др. странами. 1242 г. – великая битва Александра Великого на Чутском озере → становление гос-ва. Экономич. развитие: выход к Балтики и др. морям. В 1703 г. – «Окно в Европу», стали строить С.-Петербург → развитие под эгидой столичного региона. Был таковым 200 лет до 1917 г. Это отразилось на территориальной структуре региона, она не однородна → несколько разных по уровню развития территорий: 1) С.-Петербург и его окружение (Новгородская, Псковская, Ленинградская обл.) → формирование машиностроения – главн. отрасль. Череповецкий метал. комбинат. Разностороннее МС, крупнейший центр. С.-Петребург – старейший, исторический, культурный центр. 2) Центральная часть ФО: Архангельская обл., Вологодская обл., Респ. Коми – внутренние районы: лен, животноводство. Живут плохо, мало транспортных связей. 3) Баренц Регион: Карелия, север Архангельской обл., север Коми: добыча нефти, газа. Р-н имеет огромные капиталовложения из вне. Быстро развивается. Р-н лесоэкспортный (Карелия, Коми, Ленингр. обл., Калининградская обл.). Формирование Тимано-Печерского ТПК. Портовое хоз-во по объемам перевозок уступает только Дальневосточному ФО. Химич. промышленность и ЦМ. Факторы размещения: наличие сырья (Кольский п-ов, + бокситы). Специализируется: лен, молочное животноводство, оленеводство. Проблема: малые народности севера. Задача: сохранить их, создать условия д/развития культуры. По лову рыбы занимает 2 место. Лесное хоз-во (30%) География ЧМ: ü Мурманская обл.: Оленегорский, Ковдорский ГОКи. ü Респ. Карелия: «Северсталь» (месторожд. железной руды: в карелии, Костомукша) География ЦМ География Ал: ü Мурманская обл. (нефилины) ü Ленинградская обл., Архангельская обл. (Североонежское местор.), Респ. Коми (Тиманский кряж) (бокситы) Произ-во глинозема: ü Бакситогорск ü Волхов ü Пиколево Произ-во Ал: ü Респ. Карелия, г.Надвойцы ü на р. Волхов (Новгородская и Ленинградская обл.) ü Кандалакша География МС Тяжелое: ü Электроэнергетическое: - С.-Петербург: Колкино, Ижорский завод (оборудов. д/атомных электростанций, гидротурбины) ü Произ-во электровозов, тепловозов, вагонов: С.-Петербург Среднее: ü Тракторостроение: - С.-Петербург: Кировский завод («Кировец»), Путиловский завод - Респ. Карелия, г. Петрозаводск ü Автомобилестроение (только сборка): - Калининградская обл., Калининград Топливная промышленность: Нефть: ü Республика Коми: Ухта, Усинское, Возейское, Пашнинское месторождения ü Ненецкий авт.округ: Ардалинское, Харьягинское …в Баренцевом море: Прилазломное, Новогуляевское …о.Калгуев: Песчано-Каменские Газ: ü Республика Коми: Вуктыл, Войвож, Ухта, Уса(старые); Василковое(новое) ü в Баренцевом море: Новогуляевское, Прилазломное, Истокмановское, Песчано-Озерские
Уголь: ü Республика Коми: Варкута, Инта, Варгашор(шахта) - Варкутинский бассейн
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 616; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.59.231 (0.047 с.) |