Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Документальный поток об А. А. Ахматовой.

Поиск

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине Информационно-аналитические технологии

на тему: Анализ документального потока о жизни и творчестве Анны Андреевны Ахматовой

Выполнил студент 4 курса 21414 группы Баскакова Татьяна Олеговна
  _____________________________________ (подпись, дата)
Направление подготовки (специальность) 071900 Библиотечно-информационная деятельность
Профиль подготовки (специализация) Информационно-аналитическая деятельность фирмы
Форма обучения Очная
Научный руководитель Александрова Оксана Александровна кандидат педагогических наук, доцент кафедры документоведения и информационной аналитики
  _____________________________________ (подпись, дата)

Санкт-Петербург

2013

Оглавление

Введение. 3

Глава 1. Документальный поток об А.А.Ахматовой. 6

1.1 Биография А.А. Ахматовой. 6

1.2 История изучения творчества А.А.Ахматовой. 12

1.3 Основные этапы изучения документального потока. 15

1.4 Структура и свойства документального потока. 18

Глава 2. Многоаспектный анализ документального потока. 20

2.1 Методы изучения первичного документального потока. 20

2.2. Результаты анализа ДП. 24

2.2.1 Динамика и видовая структура потока. 24

2.2.2 Авторская структура документального потока. 29

2.2.3. Издательская структура документального потока. 32

2.2.4. Видовая структура документального потока. 33

2.3. Характеристика сайтов. 35

2.3.1 Ахматова Анна Андреевна. 35

2.3.2.Анна Ахматова. 37

2.3.3."Ты выдумал меня..." Анна Ахматова. 39

2.3.4. Deus conservat Omnia. Бог сохраняет все. Творческий архив Анны Ахматовой. 41

Заключение. 44

Список использованных источников. 46

Приложение 1. Список литературы по теме за 2008- 2013 годы.. 49

Приложение 2. Динамика роста ДП.. 70

Приложение 3. «Авторская структура ДП о жизни и творчестве А.Ахматовой за 2008-2013 годы» 71

Приложение 4. Видовая структура ДП.. 76

Приложение 5. Издательская структура ДП.. 78

Приложение 6 Список персональных сайтов об А.А. Ахматовой. 79

 

Введение.

Актуальность темы моей курсовой работы заключается в том, что творчество Ахматовой как поэта, долго было недоступно для широкой публики, хотя поэт не прерывал своей деятельности. Творчество крупнейшего русского поэта XX века А. Ахматовой в полном объеме лишь недавно пришло к читателю. Теперь мы можем представить творческий путь Ахматовой без купюр и изъятий, по-настоящему ощутить драматизм, напряженность ее исканий в литературе.

Целью курсовой работы является выявление и анализ особенностей развития документального потока о жизни и творчестве Анны Ахматовой за период с 2008 по 2013 годы.

В ходе работы следует выполнить ряд задач:

· проанализировать понятие документальный поток, описать его свойства и методику анализа.

· выявить документальный поток по теме «Жизнь и творчество Анны Андреевны Ахматовой» за период с 2008 по 2013 годы.

· проанализировать типовую, видовую, тематическую, издательскую, географическую, языковую структуры и общую динамику развития документального потока.

· выявить и проанализировать наиболее полезные электронные ресурсы по теме.

После выполнения указанных задач будет необходимо сделать выводы о закономерностях развития этого документального потока. Так как основой исследования является документальный поток литературы персонального характера, первым делом необходимо представить биобиблиографическую справку об Анне Андреевне Ахматовой.

В работе рассмотрены русскоязычные печатные и электронные ресурсы посвященные теме жизни и творчества Анны Ахматовой. При выявлении данных для анализа использовались электронные тематические базы данных ИНИОН РАН, а также электронные каталоги следующих библиотек: Российской Национальной Библиотеки, Центральной городской
публичной библиотеки имени В.В. Маяковского и библиотеки Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств.

В ходе работы использовались различные методы исследования информационного потока:

1. Информационный поиск

2. Мониторинг данных за несколько лет

3. Библиометрический анализ ДП

4. Сравнительный анализ данных

Тема жизни и творчества Ахматовой уже много лет не теряет актуальности, потому что ее творчество по своей тематике находится вне исторических изменений жизни общества. Ее произведения являются значимой частью русской и мировой поэзии.

Практическая значимость данной курсовой работы заключается в выявлении современных тенденций развития микропотока по теме «Жизнь и творчество Анны Андреевны Ахматовой». Результаты данного исследования могут потребоваться для работы современным ахматоведам и литературоведам.

Источниковая база. Особенно ценны для нас воспоминания друзей и знакомых А.А.Ахматовой - Л.К. Чуковской, А.Г. Наймана, Н.Я. Мандельштама, И. Бродского и других мемуаристов, близко знавших Ахматову и оставивших живые свидетельства ее творчества. Н.В.Королева в обстоятельных комментариях к ахматовскому шеститомнику указала важные биографические и текстологические источники.

Степень разработанности темы. Литературоведы и критики старшего поколения В.М. Жирмунский, К.И. Чуковский, В.В. Виноградов, а также Л.Я. Гинзбург, А.И. Павловский и др. в своих трудах, ставших классикой ахматоведения, блистательно проанализировали многие аспекты творчества поэта. Значительную часть потока также занимают работы молодых ученых и публицистов, выражающих свой взгляд на творчество великой поэтессы: С.В., И.Н. Крайнева, Р.Д. Тименчик.

Структура курсовой работы обусловлена целями и задачами исследования. Она включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.


Глава 1. Документальный поток об А.А.Ахматовой.

Биография А.А. Ахматовой.

Горенко Анна Андреевна (Ахматова) родилась в Одессе 23 июня 1889 года. Отец Андрей Антонович Горенко был инженером-механиком флота; в 1890 г. семья поселилась в Царском Селе. В столичном Морском Ведомстве и учебных заведениях отец занимал различные административные и преподавательские должности. В семье было шестеро детей. Отец вскоре ушел из семьи. К ранним поэтическим занятиям своей дочери относился весьма скептически и раздраженно. По этой причине первая публикация ("На руке его много блестящих колец...") в издававшемся Н. Гумилевым в Париже журнале "Сириус" появилась под инициалами "А. Г.". Затем она придумала себе псевдоним, выбрав фамилию своей прабабки, ведшей род от татарского хана Ахмата. Впоследствии Ахматова рассказывала: "Только семнадцатилетняя шальная девчонка могла выбрать татарскую фамилию для русской поэтессы... Мне потому пришло на ум взять себе псевдоним, что папа, узнав о моих стихах, сказал: "Не срами мое имя".—"И не надо мне твоего имени!"— сказала я...".

В отличие от отца мать Ахматовой была неизменно чуткой, внимательной к занятиям дочери. Поэтический талант шел, по-видимому, именно от нее. В родне матери были люди, причастные к литературе. Например, ныне забытая, а когда-то известная Анна Бунина (1794—1829) (названная Ахматовой "первой русской поэтессой") приходилась теткой отцу матери Эразму Ивановичу Стогову, оставившему "Записки", опубликованные в свое время в "Русской старине".

В Царском Селе Ахматова училась в Мариинской гимназии, а лето обычно проводила вместе с семьей под Севастополем. Впечатления от Причерноморья впоследствии отразились в различных произведениях, в т. ч. в ее первой поэме "У самого моря" (1914). Духовной и поэтической родиной оставалось до конца жизни Царское Село, неотрывное от имени Пушкина. Стихи начала писать рано и в девические годы написала их около двухсот; отдельные стихи, дошедшие до нашего времени, относятся к 1904—1905 гг. В 1903 г. Ахматова познакомилась с Н. Гумилевым — он был старше ее на три года и тоже учился в Царскосельской гимназии. (Они поженились в 1910 г.) После развода родителей Ахматова вместе с матерью переезжает в Евпаторию — ей грозил туберкулез, бывший бичом семьи. Гимназический курс она проходила на дому. Но уже в 1906—1907 гг., несколько оправившись, стала учиться в выпускном классе Фундуклеевской гимназии в Киеве, а в 1908—1910 гг. на юридеском отделении Высших женских курсов. Все это время не переставала писать стихи. Судя по немногим из них сохранившимся, а также по высказываниям самой Ахматовой, на нее оказывали тогда заметное влияние В. Брюсов, А. Блок, несколько позднее М. Кузмин, а также французские символисты и "проклятые" (П. Верлен, Ш. Бодлер и др.), из прозаиков К. Гамсун. Весной 1910 г. Ахматова вместе с Н. Гумилевым уезжает в Париж. Там произошло ее знакомство с А. Модильяни, запечатлевшим облик двадцатилетней Ахматовой в карандашном портрете. После первой публикации в "Сириусе" Ахматова печаталась во "Всеобщем журнале", журнале "Gaudeamus", а также в "Аполлоне". Последняя публикация вызвала сочувственный отклик В. Брюсова. Стихи же в "Аполлоне" вызвали пародию В. П. Буренина. В том же году состоялось и первое публичное выступление Ахматовой с чтением своих стихов в Обществе ревнителей художественного слова. Получила она и одобрение своей поэтической работы от Н. Гумилева, до того относившегося к стихотворным опытам своей невесты и жены с некоторой сдержанностью и осторожностью. Каждое лето, вплоть до 1917 г., Ахматова проводила в имении своей свекрови Слепнево (Тверская губерния), которое сыграло в ее творчестве значительную роль. Земля этого края дала ей возможность прочувствовать и познать потаенную красоту русского национального пейзажа, а близость к крестьянской жизни обогатила знанием народных обычаев и языка. В ахматовском творчестве Слепнево занимает наряду с Царским Селом, Петербургом, Москвой и Причерноморьем особое и безусловно важное место. В том же 1911 г. Ахматова была введена в состав организованного Н. Гумилевым "Цеха поэтов", где исполняла обязанности секретаря. В 1912 г. "Цех поэтов" сформировал внутри себя группу акмеистов, которая провозгласила в своих манифестах и статьях опору на реалистическую конкретность, начав тем самым творческую полемику с символистами. Появившаяся в 1912 г. первая книга Ахматовой "Вечер" не только отвечала требованиям, сформулированным вождями акмеизма Н. Гумилевым и С. Городецким, но в какой-то степени и сама послужила художественным обоснованием для акмеистических деклараций. Книге предпослал предисловие М. Кузмин, отметивший характерные для ахматовской поэзии черты: острую восприимчивость, приятие мира в его живой, солнечной плоти и — одновременно — внутреннюю трагедийность сознания. Он также подметил в художественном мире Ахматовой и связь конкретных предметов, вещей, "осколков жизни" с "переживаемыми минутами". Сама Ахматова эти особенности своей поэтики связывала с воздействием на нее И. Анненского, которого она называла "учителем" и чей "Кипарисовый ларец" был для нее в те годы настольной книгой. Акмеистическая эстетика, верность которой Ахматовой подчеркивала и в поздние свои годы, противостояла символизму. Поэтесса писала:

"Наш бунт против символизма совершенно правомерен, потому что мы чувствовали себя людьми 20 века и не хотели оставаться в предыдущем..." В 1912—1913 гг. она выступала с чтением стихов в кабаре "Бродячая собака", во Всероссийском литературном обществе, на Высших женских (Бестужевских) курсах, в Тенишевском училище, в здании Городской думы и имела исключительно большой успех. 18 сентября 1912 г. у Ахматовой и Н. Гумилева родился сын Лев (будущий историк и географ, автор одного из крупнейших достижений XX в.— этнологической теории). Слава Ахматовой после появления "Вечера", а затем "Четок" оказалась головокружительной — на какое-то время она явно закрыла собою многих своих современников-поэтов. О "Четках" (1914) высоко отзывались М. Цветаева ("Анне Ахматовой"), В. Маяковский, Б. Пастернак. Ее называли "русской Сафо", она сделалась излюбленной моделью для художников, стихотворные посвящения составили антологию "Образ Ахматовой" (Л., 1925), куда вошли произведения А. Блока, Н. Гумилева, О. Мандельштама, М. Лозинского, В. Шилейко, В. Комаровского, Н. Недоброво, В. Пяста, Б. Садовского.

И критика, и поэты, и читатели отмечали "загадочность" ее лирики; при всем том, что стихи казались страничками писем или оборванными дневниковыми записями, крайнее немногословие, скупость речи оставляли впечатление немоты или перехвата голоса. Перед читателями 1910-х гг. возник художник большой и своеобразной силы. Ахматова в своих стихах, как и в жизни, была очень женственна, но в нежности ее поэтического слова выявлялась властность и энергия. Ее лирика, внешне непохожая ни на чью из современников и ни на чью из предшественников, была тем не менее достаточно глубоко укоренена в русской классике. Лирическая тема у Ахматовой была шире и многозначнее обозначенных конкретных ситуаций. В стихи Ахматовой входила эпоха.

После революции Ахматова издала сборник "Подорожник" (1921), "Anno Domini MCMXXI" (1921). В отличие от многих своих друзей и знакомых она не эмигрировала. Знаменитой стала ее поэтическая инвектива "Мне голос был. Он звал утешно..." (1917), подтвержденная через пять лет стихотворением такого же смысла: "Не с теми я, кто бросил землю..." (1922). Часть эмиграции отнеслась к этим стихам с большим раздражением. Но и в своей стране Ахматова после революции не находила должного понимания — в глазах многих она оставалась поэтом старой России, "обломком империи". Эта версия преследовала Ахматову всю жизнь — вплоть до печально известного Постановления ЦК ВКП(б) "О журналах "Звезда" и "Ленинград"" (1946). На протяжении последних четырех десятилетий она стала много заниматься пушкинской эпохой, в том числе и архитектурой Петербурга; зарождается ее исследовательский интерес к Пушкину и работы Ахматовой в этой области: "Последняя сказка Пушкина", "Сказка о золотом петушке", "Адольф" Бенжамена Констана в творчестве Пушкина", "„Каменный гость" Пушкина", "Гибель Пушкина", "Александрина", "Пушкин и Невское взморье" и другие были высоко оценены авторитетными учеными-пушкинистами.

1930-е гг. были в жизни Ахматовой временем тяжелейших испытаний. Предвоенные стихи (1924—1940), собранные в "Тростнике" и "Седьмой книге" (сборники подготавливались поэтессой, но отдельно изданы не были), свидетельствуют о расширении диапазона ее лирики. Трагедийность вбирает в себя беды и страдания миллионов людей, ставших жертвами террора и насилия в ее собственной стране. Репрессии коснулись и ее семьи — был арестован и сослан сын. Народная трагедия, ставшая и ее личной бедой, давала новые силы ахматовской Музе. В 1940 г. А. пишет поэму-плач "Путем всея земли" (начата в марте 1940, впервые опубликована целиком в 1965). Эта поэма—с образом похоронных саней в центре, с ожиданием смерти, с колокольным звоном Китежа — непосредственно примыкает к "Реквиему", создававшемуся на протяжении всех 30-х годов. "Реквием" выразил великую народную трагедию; по своей поэтической форме он близок к народному причету. "Сотканный" из простых слов, "подслушанных", как пишет Ахматова, в тюремных очередях, он с потрясающей поэтической и гражданской силой передал и время и душу народа. "Реквием" не был известен ни в 1930-е гг., ни много позже (опубликован в 1987), как, впрочем, не были известны сопутствовавшие ему "Черепки" и многие другие произведения поэтессы.

В годы Великой Отечественной войны, эвакуировавшись из осажденного Ленинграда в начале блокады, Ахматова интенсивно работала. Широко известными стали ее патриотические стихи "Клятва" (1941), "Мужество" (1942): Час мужества пробил на наших часах, и мужество нас не покинет.

Все военные годы и позже, вплоть до 1964 г., шла работа над "Поэмой без героя", которая стала центральным произведением в ее творчестве. Это широкое полотно эпико-лирического плана, где Ахматова воссоздает эпоху "кануна", возвращаясь памятью в 1913 г. Возникает предвоенный Петербург с характерными приметами того времени; появляются, наравне с автором, фигуры Блока, Шаляпина, О. Глебовой-Судейкиной (в образе Путаницы-Психеи, бывшей одной из ее театральных ролей), Маяковского. Ахматова судит эпоху, "пряную" и "гибельную", грешную и блестящую, а заодно и себя. Поэма широка по размаху времени — в ее эпилоге возникает мотив воюющей с фашизмом России; она многопланова и многослойна, исключительно сложна по своей композиции и подчас зашифрованной образности. В 1946 г. известное постановление о журналах "Звезда" и "Ленинград" вновь лишило Ахматову возможности печататься, но поэтическая работа, по ее словам, все же никогда не прерывалась. Постепенно происходило, хотя и медленно, возвращение на печатные страницы. В 1964 г. ей была вручена в Италии премия "Этна Таормина", а в 1965 г. присуждена в Оксфорде почетная докторская степень. Последней книгой Ахматовой оказался сборник "Бег времени" (1965), ставший главным поэтическим событием того года и открывший многим читателям весь огромный творческий путь поэта — от "Вечера" до "Комаровских набросков" (1961).

Ахматова умерла в поселке Домодедово, под Москвой; похоронена в поселке Комарово в 50 км от Петербурга. [1]


 

Результаты анализа ДП.

Характеристика сайтов.

2.3.1 Ахматова Анна Андреевна [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. — 2009-2014. — Режим доступа: http://www.anahmatova.ru, свободный. — Загл. с экрана.

«Новая Литературная Сеть» представляет сайт об Анне Андреевне Ахматовой — первой женщине-поэте, "царице русской поэзии". Контрастность — отличительная черта её поэзии. Здесь вы найдете полные тексты произведений этой великой поэтессы, биографию, информацию о музеях, фотографии. Проект является некоммерческим и собирает все возможные материалы, чтобы предоставить наиболее полную информацию.

Структура сайта.

Биография:

-Царское село

-Комарово

-Санкт-Петербург

-Париж

-Киев

Музей

Произведения

Фотогалерея

О проекте

Из творчества

-Избранные произведения

«Из творчества» - ссылка на изменяемый сборник стихов. Каждый раз кликая на эту ссылку пользователь получает доступ к другому сборнику стихотворений в случайном порядке.

Биография поэта на сайте разделена по географическому признаку.

В разделе «Музей» размещена краткая историческая справка о 2 музеях посвященных поэту Музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме и Филиале Музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме – музее-квартире Л.Н. Гумилева.

«Фотогалерея» - 6 портретов А.А.Ахматовой различных художников.

«Произведения» - тексты произведений А.А.Ахматовой.

Дизайн сайта скучный, но удобный. Цвета светлые, шрифт достаточно крупный, навигация продумана и понятна.

 

 

 

2.3.2.

Анна Ахматова

[Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа: http://anna.ahmatova.com/. – Загл. с экрана Творчество Анны Ахматовой.

Сайт посвящен Анне Ахматовой: сборники стихов, поэмы, проза, биография, статьи, рецензии, воспоминания, фото, портреты, посвящения.

Структура сайта:

- главная

- поэмы

- сборники стихов

- проза

- биография

- критика

- воспоминания

- музеи

- памятники

- портреты

- фотографии

- аудиозаписи

«Коротко о себе»\ «Анна Ахматова о себе» - страница, на которой дана краткая биографическая справка об А.А.Ахматовой, написанная от первого лица. Название меняется, с каждым обновлением страницы.

«Фотографии» - обширный фотоархив, разбитый по хронологическому признаку.

«Памятники» - ссылки на фотографии и краткую историческую справку о 8 памятниках связанных с А.А.Ахматовой в Москве, Санкт-Петербурге, Одессе и Бежецке.

«Портреты» - множество портретов А.А.Ахматовой кисти различных художников, расположены в хронологическом порядке, снабжены короткими справками об авторах и их отношениях с поэтессой.

«Музеи» - краткая информационная справка о 6 музеях Ахматовой.

«Критика» - критические статьи о творчестве А.А.Ахматовой.

«Воспоминания» - 3 раздела: «Анна Ахматова о себе», «Беседы с Анной Ахматовой (Вяч. Вс. Иванов)», «Несколько страниц воспоминаний (Лидия Гинзбург)» - небольшие статьи.

«Аудиозаписи» - ссылки на скачивание некоторых стихотворений в исполнении А.А.Ахматовой.

На сайте в свободном доступе размещены полные тексты произведений Ахматовой, они разделены по жанровому принципу.

Дизайн сайта выполнен в серых тонах с редкими яркими пятнами, не везде хорошо читается текст (мелкий шрифт\ неудачные цвета фона).

Сайт достаточно информативен и содержит достаточно интересных и полезных для исследователя данных. Главный его плюс в грамотной организации и подаче информации пользователю.


2.3.3.

"Ты выдумал меня..." Анна Ахматова[Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа: http://www.akhmatova.org/. – Загл. с экрана. "Ты выдумал меня..." Анна Ахматова.

Очень информативный регулярно обновляемый сайт с лаконичным, не мешающим восприятию информации дизайном. Сайт включает в себя следующие разделы:

Стихи - "Вечер", "Четки", "Белая стая", "Подорожник", "Anno Domini", "Тростник", "Седьмая книга".

Поэмы - "У самого моря", "Путем всея земли" ("Китежанка"), "Реквием", 4 редакции "Поэмы без героя".

Проза - автобиографическая проза, воспоминания о Блоке, Модильяни, Лозинском, исследовательские статьи о Пушкине, проза о Поэме.

Театр - драма "Энума Элиш".

Переводы - поэтические переводы Анны Ахматовой с армянского, идиш, с литовского, латышского, осетинского, корейского, итальянского, румынского, болгарского, грузинского, сербского, польского и др.

Письма - переписка Ахматовой с Н.С. Гумилевым и Н.Н. Пуниным, письма Блока, Глёкина, Харджиева...

Автограф - автографы Ахматовой, надписи на книгах, и все, что написано ее рукой.

Биография - биографические данные о поэте, есть несколько книг: А. Хейт, Е. Добин, Н. Попова, О. Рубинчик, В.М. Жирмунский, А. Найман, А.И. Павловский, В.В. Корона, Дм. Хренков, В.А. Черных и др.

Статьи - исследовательские и мемуарные статьи. Некоторые из них интересны, некоторые - не очень, одни правдивы, другие - нет. Мнение авторов статей не всегда совпадает с нашим мнением.

Зеркала - стихи, адресованные и посвященные Анне Ахматовой.

Фото - фотографии Ахматовой; родственников и друзей Ахматовой; фотографии ахматовских мест.

Звук - записи стихов, а также песни на стихи.

Видео - видеофайлы и фильмы об Анне Ахматовой.

Чтения - информация об ахматовских чтениях. Раздел находится в стадии разработки.

Авторефераты - Авторефераты.

Ахматоведы - материалы о тех, кто изучает творчество Ахматовой.

Пародии и Подражания - Ахматова вызывала не только восхищение, но довольно часто становилась объектом пародий, что касается подражаний, то их очень много, есть даже такой термин "подахматовки" - особы женского пола, писавшие стихи, вроде: "Я на правую ногу надела Калошу с левой ноги..."

Музеи и Дома - информация о музеях Анны Ахматовой и домах, где она жила.

Памятники - мемориальные доски и памятники Анне Ахматовой. Раздел в стадии разработки.

Персоналии - материалы о родственниках, друзьях и адресатах Анны Ахматовой.

История - информация об обновлениях на сайте.

События - информация о концертах, вечерах, книгах, посвященных творчеству Анны Ахматовой.

Ссылки - ссылки на сайты, посвященные творчеству Ахматовой и другие литературные сайты.

Гостевая – отзывы о работе сайта.

Вместо форума - сайт в Живом Журнале.

Друзья и коллеги - о людях, которые помогают нам ценными материалами.


 

2.3.4.

Deus conservat Omnia. Бог сохраняет все. Творческий архив Анны Ахматовой [Электронный ресурс]. – Электрон. Дан. – Режим доступа: http://www.akhmatova.org/. – Загл. с экрана. "Ты выдумал меня..." Анна Ахматова.

Творческий архив Анны Ахматовой принадлежит к числу редких сокровищ мировой культуры. Тем не менее, получить полное представление о нём непросто: рукописи поэта рассредоточены по фондам различных учреждений и частным собраниям, находящимся в разных городах России и за рубежом. Наш проект призван объединить в виртуальном пространстве творческое наследие поэта, сделав его доступным ученым. Мы надеемся, что он будет способствовать как решению научных проблем ахматоведения, так и популяризации творческого наследия поэта.

В рамках проекта планируется представить на сайте электронные образы материалов, хранящиеся в крупнейших архивных собраниях: фондах Российского государственного архива литературы и искусства, Музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Российской национальной библиотеке, Российском государственном архиве кинофотодокументвов, Российском государственном архиве фонодокументов, Центральном государственном архиве кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга. В этих собраниях сосредоточен основной массив творческого наследия Анны Ахматовой: рукописи стихотворений и поэм, записные книжки, статьи и дневниковые записи, воспоминания, «библиотека поэта» (книги с правкой и заметками А.А. Ахматовой), переписка, фотографии, кадры кинохроники, аудиозаписи, биографические материалы. Оригиналы опубликованных цифровых изображений находятся в собрании РГАЛИ.

Одна из целей проекта – создать общую для ученых-ахматоведов исследовательскую площадку. Сайт только начинает наполняться материалами.

Сайт предназначен исключительно для научно-исследовательской работы. Все права на размещенные здесь материалы принадлежат предоставившим их архивохранилищам или ученым.

Описи

Этот раздел содержит архивные описи документов Анны Ахматовой, содержащихся в государственных и частных собраниях. Материалы раздела сохраняют нумерацию и структуру, принятую в каждом архивохранилище. Раздел в ближайшие годы будет пополняться.

В Российском государственном архиве литературы и искусства сосредоточено крупнейшее собрание архивных документов Анны Ахматовой. Фонд поэта состоит из четырёх описей, включающих более 300 единиц хранения. Большая часть материалов А.А. Ахматовой находится в других фондах РГАЛИ, в т.ч. Н.С. Гумилева, Ф.Г. Раневской, М.А. Кузмина, В.Е. Ардова и др..

В Государственном литературно-мемориальном музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме находится одно из наиболее представительных архивных собраний Анны Ахматовой, включающее 506 единиц хранения. Среди них автографы стихотворных произведений, проза, переводы, переписка (в т.ч. письма к И.А. Бродскому и письма Н.С. Гумилева), библиотека поэта, портреты и фотографии А.А. Ахматовой. К размещению на сайте готовятся рукописи поэмы «Реквием».

В Российской национальной библиотеке находится крупнейшее собрание автографов Анны Ахматовой – фонд № 1073. Только рукописные материалы составляют более 500 единиц хранения. Это рукописи поэтических и прозаических произведений, планы сборников, переводы и литературоведческие статьи.

В Российском государственном архиве кинофотодокументов сохранились уникальные кадры кинохроники: Анна Ахматова в 1946 г. (незадолго до постановления «О журналах “Звезда” и ”Ленинград”») и несанкционированные съемки отпевания, гражданской панихиды и похорон А.А. Ахматовой (10 марта 1966 г., реж. С.Д. Аранович, оператор А.Д. Шафран).

В Российском государственном архиве фонодокументов хранятся аудиозаписи авторского чтения стихотворений А.А. Ахматовой и воспоминаний о ней.

В Центральном государственном архиве кинофотофонодокументов г.Санкт-Петербурга хранится собрание фотографий Анны Ахматовой и её круга, рассредоточенных по разным фондам. В настоящее время более 30 единиц хранения готовятся к размещению на сайте.

Архив Анны Ахматовой

  В разделе размещены цифровые копии архивных документов: рукописей, записных книжек, фотографий и портретов А.А. Ахматовой. Каждый документ снабжен архивным шифром. Аналитические материалы
  В разделе размещены научные статьи и книги, посвященные творчеству Анны Ахматовой и исследований, связанных с архивом поэта и публикацией ее наследия. Редакция сайта заинтересована в размещении исследовательских работ на сайте. Электронная текстология
  Это одно из наиболее перспективных направлений исследования художественного текста, которое открывается благодаря работе с цифровыми копиями архивных материалов. Мы будем рады, если этот раздел послужит импульсом к работе с виртуальным архивом Анны Ахматовой.

Это самый научный из всех выявленных в ходе исследования сайтов. От него есть ссылки к аналогичным сайтам посвященным Варламу Шаламову, Ивану Бунину и другим писателям.


 

Заключение

Было проанализировано понятие «Документальный поток», дано его определение, описаны основные свойства и методы анализа.

Была дана краткая биографическая справка об Анне Андреевне Ахматовой.

В ходе исследования был проведен анализ документального потока по теме «Жизнь и творчество Анны Андреевны Ахматовой» за 2008-2013 годы. Было выявлено 192 публикации. Источниками для выявления публикаций по теме послужили базы данных ИНИОН РАН, электронные каталоги государственной публичной библиотеки В.В.Маяковского, Российской национальной библиотеки и библиотеки СПбГУКИ. Кроме того, была задействованная помощь библиографов публичной библиотеки Маяковского. Также некоторые публикации были выявлены на сайте Сводного каталога библиотек России.

Были проанализированы авторская, издательская и видовая структуры документального потока.

В результате анализа структуры и динамики развития документального потока можно сделать выводы: тема жизни и творчества А.А.Ахматовой не является актуальной, однако, стабильно изучается узкоспециализированными учеными. Наибольшие количества публикаций издаются в годы юбилеев и им предшествующие.

Большая часть документального потока состоит из журнальных статей и статей в научных сборниках. Наиболее продуктивными издательствами являются «АСТ: Астрель» и «Время». Ведущие ученые в данной отрасли это Бурдина С.В., Слабких К.Э., Тименчик Р., Бердникова Т.В., Ермакова А.Н. чья доля в потоке составила от 4 до 6 публикаций. В основной массе, наибольшее количество авторов пишет до 2 статей по данной теме.

Также в ходе работы был проведен анализ 4 сайтов посвященных жизни и творчеству Анны Андреевны Ахматовой. Была обозначена структура и содержание каждого сайта и выявлен самый информативный и полезный из них.

В заключении можно сказать, что тема жизни и творчества Анны Андреевны Ахматовой останется актуальной и будет изучаться еще долгие годы, также как остается актуальным ее творческое наследие.

 

 


 

Приложение 1. Список литературы по теме за 2008- 2013 годы

1. Алексееева Т. С. Ахматова и Гумилёв. С любимыми не расставайтесь. Москва: Эксмо, 2013. — 342 с. — (Истории, восхитившие мир).

2. Бояджиева, Л. В. Анна Ахматова. Гумилев и другие мужчины "дикой девочки": биография отдельного лица - Литературный материал / Людмила Бояджиева. - Москва: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2011. - 443, [1] с. - (Кумиры. Истории Великой Любви).

3. Далош,Д. Гость из будущего. Анна Ахматова и сэр Исайя Берлин = Vendég a jövőbők: история одной любви / Дьердь Далош; пер. с венг. Юрия Гусева. - Москва: Текст, 2010. - 219, [2] с. - (Коллекция / Текст).

4. Коваленко, С.А. Анна Ахматова / Светлана Коваленко; [под общ. ред. А. Н. Николюкина; вступ. ст. Л. Калюжной]. - Москва: Молодая гвардия, 2009. - 344, [3] с., [16] л. ил., факс.: портр. - (Жизнь замечательных людей)

5. Коваленко, С.А. Анна Ахматова: биография отдельного лица / Светлана Коваленко; [под общ. ред. А. П. Николюкина; вступ. ст. Л. Калюжной]. - [2-е изд.]. - Москва: Молодая гвардия, 2009. - 344, [3] с., [16] л. ил.: портр. - (Жизнь замечательных людей)

6. "Я не такой тебя когда-то знала.": Анна Ахматова: материалы к творческой истории / [Рос. нац. б-ка]; изд. подгот. И. Н. Крайнева. - Санкт-Петербург: Мiръ, 2009. - 1487 с., [6] л. ил. - Материалы к библиогр.: с. 1475-1486. - Библиогр. в тексте и в подстроч. примеч.

7. Королева, Н.В. Собеседник Анны Ахматовой - Андрей Сергеев // Вопр. лит. - М., 2008. - Вып. 1. - С. 296-322

8. Служевская, И. Китежанка: Поэзия Ахматовой: тридцатые годы. - М.: Новое лит. обозрение, 2008. - 135 с.

9. Шевчук, Ю. В. Тема судьбы поэта и истории отечества в поздней лирике Анны Ахматовой / Ю. В. Шевчук // Анна Ахматова: эпоха, судьба, творчество: Крымский Ахматовский научный сборник. Вып. 6. - Симферопль, 2008. - С. 97 - 115.

10. Ботанова, Е. С. Петербург — Петроград Ленинград в лирике А. А. Ахматовой и в переводах ее стихотворений на английский язык: автореф. дис.. канд. филол. наук / Е.С. Ботанова. — Самара, 2009 - 22 с.

11. Гроссман, Л.П. Литературные портреты: [А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Достоевский, А. Григорьев, М.Салтыков-Щедрин, В. Брюсов, А. Ахматова, А. Блок]/ Л. Гроссман; [вступ. ст., примеч. С. Ф.Дмитренко]. - Москва: РИПОЛ классик, 2010. - 492,[1] с.

12. Есипов, В. М. Божественный глагол: Пушкин, Блок, Ахматова / В. М. Есипов. - Москва: Языки славянской культуры, 2010. - 360 с.: ил.

13. Катаева, Т. Отмена рабства. Анти-Ахматова-2 / Тамара Катаева. - Москва: АСТ: Астрель, 2011. - 507 с.

14. Поташов, С.Н. Немеркнущее слово: эссе о поэтах: [Александр

Блок, Сергей Есенин, Борис Пастернак, Анна Ахматова, Марина Цветаева, Николай Панченко, Василий Федоров] / Сергей Поташов. - Москва: Московский Парнас, 2011. - 239 с., [1] л. портр.:ил., портр.

15. Попова, Н. И. Анна Ахматова в Фонтанном Доме / [Н.И. Попова,

О.Е. Рубинчик]. - Санкт-Петербург: Невский диалект, 2011. - 60, [3] с.: ил., портр.

16. Марченко, А.М. Ахматова: жизнь / Алла Марченко. - Москва: АСТ: Астрель, 2009. - 668, [2] с., [8] л. ил.,факс., портр.

17. Найман, А. Г. Рассказы о Анне Ахматовой / Анатолий Найман. -

Москва: Zebra E: АСТ, 2009. - 413, [2] с., [16]л. ил., портр., факс.; 22. - (Личный архив.Письма, мемуары, дневники).

18. Столяров, О. О. Библейская символика в творчестве Б. Пастернака, А. Ахматовой, А. Тарковского / Олег Олегович Столяров; М-во образования РФ, Московский гос. открытый ун-т. - Москва: Линкор,2009. - 150, [1] с.: ил., портр.

19. Шевчук, Ю.В. Поэзия А. Ахматовой и проблема катарсиса в художественном произведении // Словесное искусство Серебряного века и Русского зарубежья в контексте эпохи: Сб. тр. по итогам междунар. науч. конф.15-16 сент. 2011 г. -М., 2012. -Ч. 1: Серебряный век. - С. 214-227

20. Овсянникова, С.В. Сюитное начало книги стихов Анны Ахматовой "Четки" // Словесное искусство Серебряного века и Русского зарубежья в контексте эпохи: Сб.тр. по итогам междунар. науч. конф., 15-16 сент. 2011 г. -М., 2012. -Ч. 1: Серебряный век. - C. 207-214

21. Боброва, С.В. Картина мира А.С. Пушкина в языковом сознании Анны Ахматовой и Иосифа Бродского // Актуальные проблемы стилистики, риторики и лингводидактики. -М., 2012. -Вып. 1. - С. 20-25

22. Кулиева, Р.Г. Анна Ахматова: от восточных контекстов к восточным переводам // Русский язык и культура в зеркале перевода. -М., 2012. -С. 294-297

23. Яхьяпур, М.; Карими-Мотаххар, Д.; Мохаммади, Ф. Категории времени и пространства в лирике А.А.Ахматовой и С.Сепехри // Вестн. НГУ. Сер.: История, филология. -Новосибирск, 2012. -Т. 11, вып. 2. - С. 179-187

24. Куняев, С. Ю. "Любовь, исполненная зла...". - Москва: Голос- пресс, 2012. - 253, [2] с.: ил., портр.; 16.

25. Черных, В. А. Летопись жизни и творчества Анны Ахматовой, 1889-1966 / Черных Вадим Алексеевич; Рос. акад. наук, Археогр. комис. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Москва: Индрик, 2008. – 767 с.: ил. – Указ. имен: с. 711-765.

26. Алексеева, А. И. Красно-белый роман. Лариса Рейснер в судьбе Николая Гумилева и Анны Ахматовой / Алексеева Адель Ивановна. – Москва: Алгоритм, 2008. – 296с.: ил. – (Мистика любви)

27. Катаева, Т. Анти-Ахматова / Тамара Катаева. - Москва:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 423; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.183.186 (0.012 с.)