ТОП 10:

МИР ДРЕВНОСТИ: ДАЛЕКИЙ И БЛИЗКИЙ



У р о к 36.

МИР ДРЕВНОСТИ: ДАЛЕКИЙ И БЛИЗКИЙ

Цели:

1. Познакомить учащихся с Древним Египтом, Грецией и Римом.

2. Развивать устную речь.

3. Воспитывать интерес к истории.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Чтоб историю узнать,

Книги надо нам читать.

Учитель. Сегодня на уроке мы отправимся в мир древности. Узнаем о самых древних цивилизациях.

II. Проверка домашнего задания.

Учитель предлагает нескольким ученикам письменные задания по карточкам.

Тест «первобытные люди»

1. Первый ученый-историк – это:

а) Геродот; в) Ломоносов.

б) Ньютон;

2. «Следы» древнейших людей обнаружены:

а) в Азии; в) Африке;

б) Австралии; г) Антарктиде.

3. Мужчины охотились:

а) на слонов; в) львов.

б) мамонтов;

4. Первобытные люди жили:

а) группами;

б) в одиночку.

5. Ученые, которые ведут раскопки, – это:

а) математики; в) астрономы.

б) археологи;

О т в е т ы: 1(а), 2(а, в), 3(б), 4(а), 5(б).

Остальные учащиеся слушают пересказ текста (домашнее задание).

IV. Закрепление изученного материала.

Учитель предлагает учащимся решить кроссворд и прочитать выделенные слова.

Вопросы к кроссворду:

1. Царь Египта.

2. Гроб, куда клали умерших фараонов в Древнем Египте.

3. Река, на берегах которой возникло Египетское государство.

4. Особые знаки для письма.

5. Гробница фараона в Древнем Египте.

6. Столица Греции.

7. Высокая гора на севере Греции.

8. Греческий бог моря.

9. Главный греческий бог.

10. Знаменитый храм Акрополя.

11. Сердце Афин.

12. Амфитеатр в Древнем Риме, который служил для гладиаторских боев.

13. Столица Италии.

14. Храм всех богов в Древнем Риме.

15. Вулкан, погубивший город Помпеи.

Учитель демонстрирует репродукцию картины К. П. Брюллова «Последний день Помпеи» и рассказывает об изображенных на ней событиях.

Событие, изображенное живописцем, произошло в 79 году до н. э., когда в результате извержения вулкана Везувий погибли цветущие города Геркуланам, Помпеи и Статий. Брюллов писал картину в течение шести лет в Италии, после посещения развалин Помпеи. Тщательное изучение раскопок и литературных источников, богатая творческая фантазия помогли ему создать шедевр, в котором тема гибели и разрушения переплетается с темой противостоящего ей высокого человеческого духа. Не теряя нравственной силы, достоинства и мужества, обреченные на гибель жители Помпеи думают не столько о себе, сколько о близких. В правой части картины мы видим сына, уговаривающего свою старую мать собрать силы и бежать с ним; рядом воин и мальчик спешат вынести немощного старика, а жених спасает потерявшую сознание невесту.

Картина была горячо принята современниками художника как в Италии и Франции, так и на родине. Показанная в Одессе, Москве и Петербурге, она вызвала всеобщий восторг. А. С. Пушкин под впечатлением увиденного написал: «Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя широко развилось, как боевое знамя. Земля волнуется – с шатнувшихся колонн кумиры падают! Народ, гонимый страхом, под каменным дождем и воспаленным прахом, толпами стар и млад бежит из града вон».

V. Итог урока. Выставление оценок.

Ученики читают вывод на с. 14 учебника.

Домашнее задание.

С. 8–14; выполнить задания 1–3.

 

У р о к 37.

СРЕДНИЕ ВЕКА: ВРЕМЯ РЫЦАРЕЙ И ЗАМКОВ

Цели:

1. Формировать представление о Средневековье.

2. Познакомить учащихся с мировыми религиями: христианством, исламом, буддизмом.

3. Развивать кругозор учащихся, устную речь, творческое мышление.

О б о р у д о в а н и е: иллюстрации с изображением рыцарей, средневековых замков, церквей, соборов, мечетей, храмов.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Хочу пригласить вас сегодня

В Средние века.

Берлин, Амстердам, Копенгаген

Возникли уже тогда.

Учитель. Эпоха Средневековья скрывает много тайн, которые предстоит нам открыть на уроке сегодня.

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся выступают с сообщениями об одном из государств древнего мира. Несколько учащихся выполняют работу по индивидуальным карточкам.

I вариант

Вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания:

Главная площадь Рима – … (форум). «Жилище» для богов в Древнем Египте – … (храм). Гробница фараона в Древнем Египте – … (пирамида). Гроб, куда клали умерших фараонов в Древнем Египте, называется … (саркофаг). Египетское государство возникло на берегу реки… (Нил).

II вариант

Вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания:

Существо с телом льва и головой человека, «охраняющее» гробницы египетских фараонов, – … (сфинкс). Бог мудрости в Древнем Египте, научивший людей читать и писать, – … (Тот). Египетский фараон, которому была построена самая большая пирамида, – … (Хеопс). Первым царем Рима, согласно легенде, был … (Ромул). В римском амфитеатре проводились … (гладиаторские бои). Холм в Афинах, где находились главные храмы города, называется … (Акрополь).

III. Изучение новой темы.

Учитель. Сегодня на уроке у нас речь пойдет об эпохе, которая продолжалась с V века до конца ХV века. называется она Средние века, или Средневековье.

Средние века охватывают 12 столетий между древним миром и новым временем. Когда речь идет о таком большом временном отрезке, трудно назвать точные даты его начала и конца. Одна эпоха постепенно переходила в другую. Но началом Средневековья принято считать 476 год, когда был свергнут с престола последний римский император и произошло крушение великого государства древности – Западной Римской империи.

Многое изменилось в жизни людей в Средние века. Люди стали обрабатывать больше земли и собирать большие урожаи, в Европе – выращивать растения, которых раньше не знали: рис и хлопчатник, чай и кофе, картофель и кукурузу, апельсины, помидоры, какао.

В Средние века у людей появились фарфоровая посуда, вилки, мыло, очки, пуговицы, механические часы. Были изобретены порох и огнестрельное оружие. Средневековые мореплаватели открыли Америку и Австралию. В Средние века образовались многие государства, существующие и поныне: Англия, Франция, Италия, Россия. Вот какое интересное время мы называем Средними веками.

Во все времена люди старались осмыслить то, что их окружало, понять себя, человеческую жизнь и смерть. Люди невольно очеловечивали природу. Им казалось, что она полна каких-то таинственных сил, которые правят миром и судьбами людей. Поклоняясь этим силам, люди устанавливали правила жизни. Так появились традиции, обряды, ритуалы.

С развитием общества изменились и верования людей. Появились новые боги, старых забывали. Многобожие, или политеизм, уступало место единобожию – монотеизму. Это было связано с экономическим развитием общества и изменениями в образе жизни людей. Немалую роль сыграло и географическое положение стран, их связи друг с другом. Все шире стали распространяться три основные мировые религии.

Учитель предлагает учащимся прочитать текст на с. 15–17 учебника.

Учитель. Какие веры возникли в Средние века?

Ученики. В Средневековье распространяется христианство, возникает ислам и буддизм.

Учитель. Где распространяются эти веры?

Ученики. Христианство – по всей Европе, ислам – на Ближнем Востоке у арабов, буддизм – в Индии, Китае, Японии.

Учитель. Как назывались здания для молитв у людей каждой веры?

Ученики. В христианстве – церкви, соборы. В исламе – мусульманские мечети. В буддизме – буддистские храмы.

Учащиеся рассматривают иллюстрации на с. 16, 17 учебника, сравнивают христианский собор, мусульманскую мечеть и буддистский храм.

Учитель (дает сравнительную характеристику мировым религиям). Христианство появилось в I веке в восточной провинции Римской империи – Палестине, где была распространена религия древних иудеев. Христиане верят в Иисуса Христа как Богочеловека и Спасителя мира. Главный источник вероучения – Библия.

Ислам (это слово по-арабски означает «покорность») возник в Аравии в VII веке. Основал его пророк Мухаммед. Последователи религии, мусульмане, поклоняются единому Богу – Аллаху. Основы учения изложены в священной книге мусульман – Коране.

Раньше возник буддизм. Это было в Индии, в V–VI вв. до нашей эры. Имя Будда получил основатель религии Сиддхартха Гаутама, достигший состояния высшего духовного совершенства.

К о м п л е к с упражнений гимнастики для глаз:

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4–5 раз.

2. В среднем темпе проделать 3–4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза.

Учитель. Из Средневековья пришло к нам прекрасное слово «рыцарь».

Учитель демонстрирует рисунок с изображением средневекового рыцаря и предлагает прочитать текст на с. 18–19 учебника.

Учитель. Каким вы представили себе замок? Чем занимались обитатели замка?

Ученики. Хозяин замка охотился, принимал гостей, устраивал пиры, женщины занимались рукоделием.

Учитель дополняет текст учебника.

Слово «рыцарь» первоначально означало «всадник». Рыцарями могли быть только люди «благородного» происхождения, достаточно богатые, чтобы приобрести коня и вооружение – меч, щит, латы.

Рыцари несли службу в войске короля или других знатных людей, хозяев больших земельных владений – герцогов, графов, баронов.

Для того чтобы стать настоящим воином-рыцарем, требовалось много времени и сил. К военной службе рыцари готовились с детства. В возрасте семи лет мальчики покидали родительский дом и становились пажами (личными слугами) знатных феодалов (землевладельцев) или короля. Там они обучались фехтованию, борьбе, верховой езде, метанию копья, пению и танцам. Умение читать и писать для рыцаря считалось необязательным.

Когда юноше исполнялось 15 лет, он поступал на службу к рыцарю, становился его оруженосцем. В его обязанности входило ухаживать за лошадьми и собаками рыцаря. Он встречал гостей и прислуживал им за столом. В походе оруженосец вез доспехи (снаряжение) рыцаря, а во время боя должен был находиться за спиной рыцаря, чтобы в нужный момент подать ему запасное оружие.

И только после нескольких лет службы отличившихся в боях оруженосцев посвящали в рыцари. Происходило это обычно в праздник, в присутствии других рыцарей, оруженосцев и, конечно, прекрасных дам. Посвящаемый в рыцари должен был встать на колени перед самым знатным из гостей. Тот наносил будущему рыцарю удар ладонью по затылку или щеке.

А чтобы в мирное время не притупилось их военное искусство, рыцари участвовали в специально организованных военных состязаниях, которые назывались турнирами. На турнире два рыцаря скакали навстречу друг другу верхом на конях и, нанося удары длинными копьями, старались выбить противника из седла.

Рыцарь обычно носил ленту, эмблему или платок своей возлюбленной дамы. Это был ее знак. Если рыцарь побеждал, он приносил славу не только себе, но и даме.

Жили рыцари в замках. Замок – это дворец и крепость феодала. Замки Европы, Ближнего Востока, Кавказа, Средней Азии возводились в хорошо защищенных местах: главная башня окружалась валами, рвами, стенами. Суровые, мощные замки с XI–XII вв. становятся более живописными, свободными по планировке, с XIII–XIV вв. превращаются в сложные комплексы построек и, наконец, в дворцовые ансамбли.

Замки знати представляли собой не очень удобные жилища. В них было сыро,холодно, гуляли сквозняки. Первые замки не имели стекол в окнах и водопровода. Помещения освещались факелами из веток дерева или пучков тростника. Короли и знать строили себе замки для защиты от врагов.

Учитель. Очень много появилось в Средние века новых вещей. Решите филворд и вы узнаете, что изобрели люди в Средневековье.

(В филворде слова читают по горизонтали, вертикали, вправо, влево. Здесь слова не пересекаются.)

Учащиеся читают слова: пуговицы, мыло, очки, часы, порох, вилки.

Учитель. Верно. Все эти вещи появились в Средние века. Но главным изобретением было книгопечатание. Прочитайте текст на с. 20 учебника.

Учитель. Кто открыл способ, как быстрее и легче создать книги?

Ученики. Этот способ открыл немец Иоганн Гутенберг.

IV. Закрепление изученного.

Учитель. Как ученые узнали о жизни людей в Средневековье?

Ученики. В Средние века создавались первые книги.

Учитель. Как изменился облик Европы за время Средневековья?

Ученики. За время Средневековья было построено множество замков, церквей, соборов, мечетей, храмов. Некоторые сохранились до наших дней.

Учитель. Какие религии возникли в эту эпоху?

Ученики. Христианство, ислам и буддизм.

Учитель. Как назывались здания для молитв?

Ученики. У христиан – соборы, церкви, у мусульман – мечети, в буддизме – храмы.

Учитель. Кого называли рыцарем?

Ученики. Рыцарь – воин на коне, закованный в латы, в шлеме, с мечом и щитом.

Учитель. Для чего строили замки?

Ученики. Замки служили надежной защитой.

Учитель. Где строили замки?

Ученики. Их воздвигали на высоком холме, обрывистом утесе, острове посреди реки.

Учитель. Какие укрепительные сооружения были у замков?

Ученики. Замки были окружены глубоким рвом с водой. У ворот был подземный мост. В жилище вели тяжелые дубовые ворота, окованные железом. Вход в замок преграждала металлическая решетка с острыми зубьями наверху.

Учитель. Это было удобное жилье?

Ученики. Оно было не очень удобным. Стекол на окнах не было. В замке было холодно, сыро, сквозняки гуляли по комнатам и коридорам.

Учитель. Чем занимались жители замка?

Ученики. Женщины занимались рукоделием, хозяин охотился, принимал гостей, устраивались рыцарские турниры.

Учитель. Кто первым нашел способ создать книгу? Что этот человек предложил использовать?

Ученики. Немец Иоганн Гутенберг предложил использовать разборный шрифт.

Учитель. Как назывались металлические буквы?

Ученики. Литеры.

Учитель. Какой год считается годом рождения книгопечатания?

Ученики. 1445 год.

У р о к 38.

Ход урока

IV. Закрепление изученного.

Учитель. Какую эпоху историки называют Новым временем?

Ученики. XIX век – время выдающихся географических открытий.

Учитель. Назовите знаменитых людей Нового времени.

Ученики. Х. Колумб, Ф. Ф. Беллинсгаузен, М. Лазарев, Ф. Магеллан, Д. Дефо, Ж. Верн, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти.

Учитель. Какое открытие сделал Х. Колумб?

Ученики. Открыл Америку.

Учитель. Что доказал своей экспедицией Фернан Магеллан?

Ученики. Он доказал, что Земля имеет форму шара.

Учитель. Какой след оставили в истории Беллинсгаузен и Лазарев?

Ученики. Открыли Антарктиду.

Учитель. Назовите технические изобретения XIX века.

Ученики. Пароход, паровоз, фотография, автомобиль, телеграф, электрическое освещение, радио, телефон, метро.

У р о к 39.

НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ: ИСТОРИЯ
ПРОДОЛЖАЕТСЯ СЕГОДНЯ

Цели:

1. Познакомить учащихся с открытиями ученых, знаменитыми людьми ХХ века, их успехами.

2. Воспитывать интерес к истории.

О б о р у д о в а н и е: портреты известных путешественников, карта полушарий, портрет Ю. Гагарина.

Ход урока

IV. Закрепление изученного.

Учитель проводит дидактическую игру «Историческое лото». Карточки заготавливаются в 3 экземплярах, играют 3 группы. Кто быстрее соберет верно цепочку. Карточки разрезать по толстым линиям.

 

I мировая война Роберт Пири Покорил Северный полюс Юрий Гагарин
Покорил космос Руаль Амундсен Покорил Южный полюс Октябрь 1917 г.
Октябрьская революция в России Самая короткая историческая эпоха Новейшее время Алексей Леонов
Первый вышел в открытый космос Открытие ученых ХХ в. Мир атомов 1 сентября 1939 г.
II мировая война 12 апреля 1961 г. Полет в космос человека 1914–1918 гг.

 

Далее учитель проводит закрепление изученного по в о п р о с а м:

– Когда началась история Новейшего времени?

– Сколько времени она длится?

– Какие достижения ХХ века ты знаешь?

– Какая важная международная организация была создана после Второй мировой войны? Чем она занимается?

У р о к 40.

ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ
«СТРАНИЦЫ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ»

Цели:

1. Обобщить знания детей по теме «Страницы всемирной истории».

2. Проверить усвоение материала по теме.

О б о р у д о в а н и е: лента времени, карта полушарий, карточки со словами.

Ход урока

V. Станция «Средневековье».

Учитель проводит игру «Найди лишнее».

а) христианство, ислам, буддизм, сфинкс;

б) Афины, Москва, Амстердам, Копенгаген;

в) башня, камин, пещера, бойницы;

г) мечеть, собор, храм, пирамида;

д) пуговицы, очки, фотография, часы;

е) паровоз, автомобиль, книги, телеграф.

VI. Станция «Новое время».

Учитель проводит работу по карте полушарий.

Учитель.Найдите на карте Магелланов пролив.

– Покажите материк, который открыл Колумб.

– Покажите континент, который открыли Беллинсгаузен и Лазарев.

– Покажите на карте порт Рио-де-Жанейро, в который заходили Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев.

Далее учитель проводит игру «Что оставило нам Новое время?». Надо соединить с помощью стрелок слова из каждого столбика так, чтобы они были связаны между собой:

О т в е т ы:

Д. Дефо – писатель – Робинзон Крузо.

Магеллан – мореплаватель – форма шара.

Рафаэль Санти – художник – Сикстинская мадонна.

Беллинсгаузен – путешественник – Антарктида.

Колумб – мореплаватель – Америка.

Леонардо да Винчи – художник – Джоконда.

Ж. Верн – писатель – 20000 лье под водой.

У р о к 41.

ЖИЗНЬ ДРЕВНИХ СЛАВЯН

Цели:

1. Сформировать у учащихся представление о жизни древних славян.

2. Совершенствовать умение работать по карте.

3. Развивать устную речь.

О б о р у д о в а н и е: карта «Расселение древних славян»; иллюстрации с изображением языческих богов древних славян.

Ход урока

У р о к 42.

ВО ВРЕМЕНА ДРЕВНЕЙ РУСИ

Цели:

1. Сформировать представление о Древней Руси, русских князьях.

2. Развивать умение работать с исторической картой.

3. Развивать устную речь.

4. Воспитывать интерес к истории.

О б о р у д о в а н и е: историческая карта, родословное дерево первых русских князей, рисунки с изображением языческих богов древних славян, русских богатырей.

Ход урока

Тест «Жизнь древних славян»

1. Русские, украинцы, белоруссы произошли:

а) от восточных славян;

б) западных славян;

в) южных славян.

2. Древние славяне жили:

а) в одиночку;

б) семьями;

в) племенами.

3. Богом грома и молнии у древних славян был:

а) Зевс;

б) Перун;

в) Марс.

4. Праздник Ивана Купалы проводили в честь:

а) солнца;

б) земли;

в) воды.

5. Свои дома славяне строили:

а) из камня;

б) кирпича;

в) столбов деревьев.

6. Жили славяне племенами, чтобы сообща заниматься:

а) земледелием;

б) рыболовством;

в) охотой.

IV. Закрепление изученного.

Учитель проводит опрос.

– Что являлось главными дорогами в Древней Руси?

– С какими морями древних славян связывали водные пути?

– На берегу какой реки возник город Киев, столица Древней Руси?

– Кто был главой Руси?

– Кто помогал ему?

– Чем занимались князья?

– Какой русский князь знаменит своими воинскими походами и победами?

– Почему князя Олега народ прозвал вещим?

– Какого князя на Руси называли Красным Солнышком?

– С какой целью князь Владимир крестил Русь?

– Как происходило крещение Руси?

– Как народ принял новую веру?

– Чем христианство отличается от язычества?

У р о к 43.

СТРАНА ГОРОДОВ

Цели:

1. Сформировать у учащихся представление о городах X–XI вв. в Киеве и Новгороде.

2. Познакомить учащихся с архитектурными памятниками Древнего Киева и Древнего Новгорода.

3. Развивать воображение и фантазию, устную речь.

4. Воспитывать любовь к истории.

О б о р у д о в а н и е: физическая карта России, карточки с именами русских князей для дидактической игры.

Ход урока

IV. Закрепление изученного.

Учитель. Что объединяет древнерусские города Киев и Новгород?

Ученики. Это поселки-крепости, окруженные крепкими бревенчатыми стенами и глубокими рвами.

Учитель. Как назывался центр древнерусского города? Что располагалось внутри кремля?

Ученики. Центр города был укреплен и назывался кремлем. Здесь возвышалась главная церковь города и княжеский дворец.

Учитель. Кто жил за пределами кремля?

Ученики. За пределами кремля жили ремесленники, торговцы и простые люди.

Учитель. Какой город расположился на берегах реки Волхов?

Ученики. Древний Новгород.

Учитель. Кто управлял городом?

Ученики. Городом управляли посадники, которых выбирали из знатных бояр на вече.

Учитель. Что стало известно о жизни Древнего Новгорода благодаря находкам археологов?

Ученики. Новгородцы ходили по деревянным мостовым. Их настилали с Х по XV век – 500 лет. Древние новгородцы писали на берёсте.

Учитель. Что такое берёста? Чем писали на берёсте?

Ученики. Берёста – это березовая кора. Буквы выцарапывали специальными острыми палочками – писалами.

Далее учитель проводит дидактическую игру «Имена, прозвища и даты».

Учащиеся с помощью стрелок должны соединить прозвища русских князей, сопоставить даты и деятелей, связанных с событиями, происшедшими в указанные даты.

Долгорукий Мудрый Вещий Красное Солнышко Рюрик Владимир Ярослав Олег Юрий 882 год 862 год 988 год 1147 год 1036 год

О т в е т ы.

Рюрик → 862 год;

Владимир → Красное Солнышко → 988 год;

Ярослав → Мудрый → 1036 год;

Олег → Вещий → 882 год;

Юрий → Долгорукий → 1147 год.

У р о к 44.

Ход урока

Вопросы к кроссворду.

1. Первые древнерусские города представляли собой поселки-… .

2. Как назывался стольный град великих князей?

3. Какое слово произошло от слов «городить, огораживать»?

4. У какого озера стоит город Новгород?

5. Центр древнерусского города назывался…

6. На берегах какой реки расположился Великий Новгород?

7. Как назывались заостренные палочки для письма на бересте?

8. Богатый торговец, владелец торгового предприятия.

9. Березовая кора, которую использовали для письма.

К л ю ч е в о е с л о в о: кириллица.

IV. Закрепление изученного.

Учитель. Что обнаружили археологи при раскопках курганов близ города Смоленска? Что ученые смогли установить благодаря этой находке?

Ученики. Археологи обнаружили глиняный сосуд. Надпись на нем была сделана славянскими буквами и относится к началу Х века.

Учитель. Кто создал славянскую азбуку?

Ученики. Византийские монахи Кирилл и Мефодий, которые жили в IX веке.

Учитель. Почему азбука получила название кириллицы?

Ученики. В честь Кирилла.

Учитель. Когда на Руси распространилась письменность? Кто княжил тогда в Киеве?

Ученики. После принятия христианства по приказу князя Владимира.

Учитель. Что такое летопись? Где и кем велись эти записи?

Ученики. Летопись – записи о важнейших исторических событиях. Их вели монахи в монастырях или при княжеских дворцах.

Учитель. Назовите самую известную летопись Древней Руси.

Ученики. «Повесть временных лет».

Учитель. Кто написал ее? О чем она рассказывает?

Ученики. Эту летопись написал монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Он рассказывал о восточных славянах, нашествиях кочевников, первых русских князьях.

Учитель. Что использовали для письма до XIV века?

Ученики. Пергамент – писчий материал из телячьей кожи. Он дорого стоил. Ненужные записи соскабливали и снова писали на очищенном месте.

Учитель. Кто трудился над созданием рукописной книги?

Ученики.Несколько мастеров: переписчики текста, художники, украшающие книгу рисунками, переплетчики.

Учитель. Чем писали? Что использовали для украшения рукописей?

Ученики. Писали коричневыми и черными чернилами. А для украшения использовали краски: киноварь (краска оранжево-красного цвета) и охра (краска желтого цвета).

Учитель. Какие орудия для письма использовали?

Ученики. Очищенные птичьи перья, чаще гусиные.

Учитель. Что служило обложкой книги? С какой целью приделывали застежки-ремешки с петлями?

Ученики. Переплет делался из досок и обтягивался кожей или тканью. Переплеты дорогих книг были роскошно отделаны золотом и драгоценными камнями. Чтобы листы книг не скруживались, приделывали застежки-ремешки.

Учитель проводит дидактическую игру «Древние книги». С помощью стрелок надо показать связь слов в столбиках. На доске запись:

У р о к 45.

Ход урока

IV. Закрепление изученного.

Учитель проводит беседу по в о п р о с а м:

– Кто напал на Русь в XIII веке?

– Кто возглавил поход монголо-татарского войска на Русь?

– Какой первый русский город оказался на их пути?

– Какой город оказал Батыю серьезное сопротивление?

– Что случилось с Киевом?

– Как стало называться государство монголо-татар?

– Почему монголо-татарские воины захватили древнерусские города?

Учащиеся заполняют с х е м у:

– Какая появилась угроза с северо-запада для Руси?

– Кто выступил против них?

– Как разбил шведов Александр?

– Какое прозвище он получил за эту победу?

– Под каким названием вошла в историю битва на льду Чудского озера?

– Как строились крестоносцы? С какой целью?

– Как разбил крестоносцев Александр?

Далее учитель проводит дидактическую игру «Ледовое побоище».

Учитель. Два летописца, принадлежащие к разным воюющим сторонам, описывают одну и ту же битву.

Разделитесь на две команды, и пусть первая команда описывает сражение за одно войско, а вторая – за другое. Сравните описание в классе. В чем есть различие?

У р о к 46.

РУСЬ РАСПРАВЛЯЕТ КРЫЛЬЯ

Цели:

1. Сформировать представления учащихся о возрождении Руси.

2. Показать заслуги Ивана Калиты.

3. Развивать умение работать с картой.

4. Воспитывать интерес к истории.

О б о р у д о в а н и е: историческая карта; родословное дерево московских князей; фотографии Троице-Сергиева монастыря.

Ход урока

IV. Закрепление изученного.

Учитель проводит фронтальный о п р о с:

– Какие земли Руси оказались более безопасными для жизни в начале XIV века?

– Какие города располагались в Северо-Восточной Руси?

– Чем занимались князья этих городов?

– Какие ремесла возродились в этих городах?

– Какой монастырь возник около города Радонежа?

– Кто его основал?

– Кто правил в Москве в те времена?

– Что происходило с Москвой при его правлении?

– Какую политику вел Иван Калита с ханом Золотой Орды?

– Что получили в наследство от Ивана Калиты московские князья?

– Каковы заслуги Ивана Калиты в истории?

Далее учитель проводит дидактическую игру – историческое домино «Древняя Русь».

Необходимо заранее подготовить 3 комплекта карточек, разрезать на прямоугольники по жирным линиям.

 

кириллица князь Александр Невский Шапка Мономаха
символ власти Батый монголо- татарский хан Калита
сумка, мешок, карман Троице- Сергиев монастырь князь Ярослав
Мудрый 5 апреля 1242 год Ледовое побоище князь Олег
Вещий Красное Солнышко князь Владимир 988 год
крещение Руси Нестор монах, летописец славянская азбука

 

Класс делится на 3 команды. Побеждает команда, быстрее всех составившая верную цепочку из карточек домино.

Подводятся итоги игры.

У р о к 47.

КУЛИКОВСКАЯ БИТВА

Цели:

1. Сформировать представления учащихся о подвигах защитников Руси.

2. Познакомить с деятельностью князя Дмитрия Ивановича.

3. Развивать умение учащихся работать с исторической картой.

4. Развивать интерес к истории.

О б о р у д о в а н и е: историческая карта, иллюстрации с изображением вооружения русских воинов, карта-схема расположения русских полков перед боем.

Ход урока

IV. Закрепление изученного.

Учитель проводит беседу по вопросам:

– Кто из русских князей бросил вызов Золотой Орде?

– Что происходило в ту пору в Орде?

– Почему Мамай выступил против Руси?

 

– Что предпринял Дмитрий Иванович?

– Кто благословил князя Дмитрия Ивановича на борьбу с врагом?

– Где произошла битва?

– Посмотрите внимательно на карту и попробуйте объяснить, что помогло князю Дмитрию выиграть Куликовскую битву.

– В чем проявился его талант как полководца?

Ученики. По центру поставил передовой полк и большой полк, а отборная русская рать стояла в засаде.

– Как после битвы стали называть Дмитрия Ивановича?

У р о к 48.

ИВАН III

Цели:

1. Сформировать представления учащихся о Москве времен Ивана III.

2. Познакомить учащихся с подвигами защитников Руси.

3. Сравнить Москву времен Ивана III со временем правления Ивана Калиты и Дмитрия Донского.

4. Развивать устную речь.

О б о р у д о в а н и е: фотографии Московского Кремля времен Ивана Калиты, Дмитрия Донского и Ивана III, схема расположения русских войск в Куликовской битве, иллюстрации с изображением музейных ценностей Кремля (Царь-пушка, Царь-колокол, Успенский собор и др.)

Ход урока

IV. Закрепление изученного.

Учитель проводит дидактическую игру «Историческое домино».

Заранее необходимо подготовить 3 комплекта карточек, разрезать на прямоугольники по жирным линиям.


 

царь- колокол Деревянный Кремль Юрий Долгорукий 1480 г.
«Стояние на Угре» Деревянный Кремль с дубо-выми стенами Иван Калита Куликовская битва
8 сентября 1380 г. Белокаменный Кремль Дмитрий Донской Ледовое побоище
5 апреля 1242 г. Кирпичный Кремль Иван III Иван IV
Грозный Царь- пушка Андрей Чохов Иван Моторин

 

Класс делится на 3 команды. Побеждает команда, быстрее всех составившая верную цепочку из карточек домино.

Подведение итогов игры.

У р о к 49.

МАСТЕРА ПЕЧАТНЫХ ДЕЛ

Цели:

1. Сформировать представления учащихся о книгопечатании на Руси.

2. Познакомить учащихся с первыми книгами, изданными в XVII веке на Руси.

3. Развивать воображение, устную речь.

4. Воспитывать любовь к истории.

О б о р у д о в а н и е: карточки для дидактических игр, фотографии первых печатных книг Древней Руси.

Ход урока

IV. Закрепление изученного.

Учитель проводит беседу по в о п р о с а м:

– Кто велел открыть типографию в Москве?

– Где она находилась?

– Кто был первопечатником России?

– Какую первую книгу он выпустил?

– Как она выглядела? Опишите ее.

– Где установлен памятник Ивану Федорову?

– Какое значение имело начало книгопечатания в России?

– Кто мог обучаться грамоте?

– Кого обучали чаще всего?

– Как бедняки использовали полученные знания грамоты?

– Кто был автором «грамматики»?

– Кто учился по этим учебникам?

Ученики. Иван IV велел открыть типографию в Москве около стены Китай-города.

Первопечатник в России – Иван Федоров. Он выпустил первую религиозную книгу «Апостол». После напечатал первый русский букварь.

Памятник Ивану Федорову расположен в Москве около места, где находилась первая типография.

С началом книгопечатания в России стало больше грамотных людей. Грамоте обучались не только знать и служители церкви, но и горожане. Грамотные бедняки за плату писали письма, составляли различные документы.

Василий Бурцов – автор первой русской азбуки.

Мелентий Смотрицкий – автор «грамматики».

М. В. Ломоносов учился по этим книгам и называл их «вратами учености».

Далее учитель проводит дидактическую игру «Узнай книгу». (Учащиеся по описанию узнают название книги.)

Описание первое:

Эта книга была составлена так, чтобы сделать обучение грамоте быстрым и легким. От изучения букв ученики переходили к чтению слогов. Приводились в этой книге и изречения, начинающиеся на каждую букву, и тексты для чтения.

(Первый русский букварь.)

Описание второе:

Эта книга заключена в тяжелый переплет из досок, обтянутый кожей. Поражают четкий шрифт, красивые заставки в виде трав и веток, кедровых шишек и виноградных листьев. В книге нет ни одной опечатки!

(Религиозная книга «Апостол».)

Описание третье:

Эта книга – самая известная летопись Древней Руси. Написана она в начале XII века монахом Киево-Печерского монастыря.

(«Повесть временных лет».)

Описание четвертое:

По этой книге постигал грамоту наш великий ученый Михаил Васильевич Ломоносов.







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.204.189.171 (0.1 с.)