Основные критерии стратификации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные критерии стратификации



1. доход

2. власть

3. престиж

4. образование

 

 

Социальный статус личности и социальные роли.

Социальный статус – это положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением. Это определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.

Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором.

Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Он — мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор паук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т. д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын.

В статусном наборе обязательно найдется главный статус. Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его идентифицируют (отождествляют) другие люди или с которым он сам себя идентифицирует. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.

Социальные статусы бывают предписанные и приобретённые.

К первой категории относится национальность, место рождение, социальное происхождение и т.п.,

ко второй – профессия, образование и др. Отдельные статусы являются престижными, другие – наоборот.

 

Престиж – это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов:

1. реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек;

2. системы ценностей, характерных для данного общества.

 

Социальный статус личности, прежде всего, оказывает влияние на её поведение.

Социальная роль личности – это совокупность усвоенных и выполняемых человеком социальных функций и соответствующим им образцов поведения. Социальная роль — модель поведения, ориентированная на данный статус. Ее можно определить иначе — как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу.

Каждый человек обладает не одной, а целым набором социальных ролей, которые он играет в обществе.

Их совокупность называется ролевой системой (ролевым набором).

Социальная роль невозможна без таких условий, как:

1. ожидания членов группы, функционально связанных с данным статусом;

2. социальные нормы, фиксирующие круг требований к выполнению этой роли.

 

 

Социальная мобильность

Человек, занимающий определённое место в этой структуре, имеет возможность переходить с одного уровня на другой, Такой переход называется социальной мобильностью.

Виды социальной мобильности

горизонтальная   вертикальная
переход в группу одного уровня (переход из католичества в православие, из одного гражданства в другое)   переход с одной ступени социальной иерархии на другую. А) вертикальная восходящая (рабочий стал главным бухгалтером) Б) вертикальная нисходящая (разжалование генерала в солдаты)

 

индивидуальная групповая
Причинами групповой мобильности являются социальные революции, иностранные интервенции, нашествия, межго­сударственные и гражданские войны, военные перевороты, смена политических режимов, замена старой конституции новой. К факторам индивидуальной мобильности, т.е. причинам, позволяющим одному человеку достичь больших успехов, чем другому, относятся: социальный статус се­мьи, уровень образования, национальность, физические и ум­ственные способности, внешние данные, полученное воспи­тание, место жительства, выгодный брак.

 

Высокий показатель вертикальной социальной мобильности при иных равных условиях считают важным свидетельством демократичности общества.

Социальные лифты (каналы социальной мобильности) – это социальные механизмы, позволяющие людям перемещаться из одного социального слоя в другой.

П. Сорокин (американский социолог русского происхождения) выделял:

1. Армия (Наполеон)

2. Церковь (патриарх Никон)

3. Школа, образование (Ломоносов)

Другие каналы социальной мобильности:

1. Семья и брак (Екатерина Первая)

2. Партийная деятельность (Сталин)

3. СМИ (Малахов, Ксения Собчак)

 

Семья как малая группа.

Виды семей

1. По родственной структуре бывают:

семьи расширенные (многопоколенные), которые объединяют под одной крышей супружескую пару с детьми и кого-то из родителей супружеской пары

семьи нуклеарные - супружеские парыс одним или двумя детьми.

2. Ученые выделяют семьи полные (двое родителей) и не­полные (где по каким-либо причинам отсутствует один из родителей или родительское поколение, а дети живут с ба­бушками-дедушками).

3. В зависимости от количества детей различают семьи бездетные, однодетные, мало- и много­детные.

4. По характеру распределения семейных обязанностей, по тому, как решается в семье вопрос о лидерстве, традици­онно выделяют два типа семьи.

Традиционная, или патриархальная, семья предпола­гает главенство мужчины. Такая семья объединяет под одной крышей представителей, как минимум, трех поко­лений. Женщина экономически зависит от супруга, се­мейные роли четко регламентированы: муж (отец) — добытчик и кормилец, жена (мать) — домохозяйка и вос­питатель детей.

К характеристикам партнерской, или эгалитарной, се­мьи (семьи равных) можно отнести справедливое, пропор­циональное распределение семейных обязанностей, взаимо­заменяемость супругов в решении бытовых вопросов, обсуждение основных проблем и совместное принятие важ­ных для семьи решений, а также эмоциональную насы­щенность отношений. Социальные психологи особо отмеча­ют именно этот признак, подчеркивая тем самым, что только в семье партнерского типа можно говорить о взаи­моуважении, взаимопонимании и эмоциональной потреб­ности друг в друге.

5. По занятости в общественном производстве:

однокарьерная модель (в традиционном обществе отец был занят в общественном производстве, мать занималась домашним хозяйством)

двухкарьерная модель

Функции семьи

Под функциями семьи понимается ее деятельность, име­ющая определенные социальные последствия.

1. Репродуктивная функция связана с биологическим воспроизводством членов общества.

2. Новое поколение, при­ходящее на смену старому, должно освоить социальные роли, получить багаж накопленных знаний, опыта, мо­ральных и других ценностей. В этом проявляется воспи­тательная функция.

3. Хозяйственно-экономическая функ­ция охватывает различные аспекты семейных отношений: ведение домашнего хозяйства и семейного бюджета; орга­низацию семейного потребления и проблему распределения домашнего труда; поддержку и опеку над престарелыми и инвалидами.

4. Семья помогает человеку обрести спокойствие и уверенность, создает чувство безопасности и психологи­ческого комфорта, обеспечивает эмоциональную поддерж­ку и сохранение общего жизненного тонуса (эмоциональ­но-психологическая функция). Ученые особо говорят о рекреационной функции, которая включает в себя духов­но-эстетические моменты, в том числе и организацию про­ведения свободного времени.

5. Кроме того, семья предостав­ляет своим членам социальный статус, способствуя тем самым воспроизводству социальной структуры общества (социально-статусная функция).

6. Семья регулирует сексу­альное поведение людей, определяя, кто, с кем и при ка­ких обстоятельствах может вступать в сексуальные отно­шения (сексуальная функция).

 

Молодёжь как социально-демографическая возрастная группа

Социологи относят к молодёжи людей в возрасте от 16 до 25 лет. Возрастные границы определяются конкретно-историческими условиями, социально экономической ситуацией, поэтому могут быть подвижны.

Переход от молодости к зрелости характеризуют критерии

Социологические Правовые Психолого-педагогические
1 Сам себя обеспечивает средствами существования 2 Проживает независимо от родителей 3 Самостоятелен в выборе образа жизни 1 Способность отвечать перед законом 2 Допуск к голосованию на выборах 3 Разрешение на вступление в брак 1 Готовность к участию в общественно-производственной деятельности 2 Готовность к гражданской ответственности 3 Психическоя и нравственно-эстетическая зрелость

 

Основные черты молодёжной субкультуры

1. вызов ценностям взрослых и эксперименты с собственным образом жизни

2. включение в различные группы сверстников (неформальные молодёжные группы)

3. своеобразные вкусы, особенно в одежде, музыке

4. культ силы, радикализм

5. это скорее культ досуга, чем работы (некоторые представители старшего поколения считают, что значительная часть современной молодёжи не живёт, а проживает, не работает, а подрабатывает, не делает, а делает вид, что делает)

6. открытость к новациям

Социальные функции молодёжи

1. освоение новых профессий. Закономерность: чем новее профессия, тем моложе возраст её представителей

2. освоение новых территориально-производственных комплексов. Терииториальная подвижность молодёжи в 5 раз выше, чем у других возрастных групп (примеры: освоение целины, БАМ)

3. культурно-интеллектуальная мобильность. Молодёжь – наиболее активный потребитель новейшего научного знания.

 

Этнические общности. Нации и межнациональные отношения

Этнос (греч. – народ) – совокупность людей, обладающих общностью языка, культуры, осознающих своё историческое единство. В современном мире существует не менее двух тысяч различных этносов.

Формы этносов:

в первобытное время - племя

в древности и средневековье - народность

в новейшее время, наиболее развитая и устойчивая общность -нация

Нация — автономная, не ограниченная территориальными рамками этническая общность, члены которой привержены общим ценностям и институтам. Представители одной нации уже не имеют общего предка и общего происхождения. У них не обязательно должен быть общий язык, религия, но объединяющая их национальность сформировалась благодаря общей истории и культуре.

Нация возникает в период зарождения капитализма. В этот период складываются классы, внутренний рынок и единый хозяйственный уклад, собственная литература, искусство. На почве единых территории, языка и экономики формируется единый национальный характер и психический склад. Возникает очень сильное чувство солидарности со своей нацией. Национально-патриотические и национально-освободительные движения, межнациональная рознь, войны и конфликты возникают как признак того, что нация сформировалась и борется за свой суверенитет.

Признаки нации:

1. общности территории;

2. общность языка;

3. общность экономической жизни;

4. общие черты психического склада;

5. национальная профессиональная культура;

6. национальное самосознание. Осознание личностью себя как неотъемлемой частицы нации, сопричастности к общей исторической судьбе и культуре нации, переживания за её прошлое, настоящее и будущее, ориентации на цели и ценности национального развития.

 

Как определить национальность человека? Национальная самоидентификация.

Национальная принадлежность является частным (личным) делом самих граждан. Конституция РФ, ст. 25, п. 1: «Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принуждён к определению и указанию своей национальной принадлежности»

Национализм и шовинизм

Национализм — идеология, суть которой в проповеди особенности и/или исключительности своего народа, приоритета национальных ценностей и т.д.

Крайней формой национализма является шовинизм, проповедующий исключительность своей нации, противопоставление интересов своей нации интересам остальных наций, разжигающий национальную вражду и ненависть.

 

Межнациональные отношения

Межнациональные взаимоотношения всегда отличались своим противоречивым характером — тяготением к сотрудничеству и периодическими конфликтами.

Причины межнациональных конфликтов:

1. территориальные споры;

2. исторически возникшая напряжённость в отношении между народами;

3. политика дискриминации, проводимая господствующей нацией;

4. попытки национальных политических элит использовать национальные чувства в целях собственной популярности;

5. стремление народов к созданию собственной государственности (СЕПАРАТИЗМ)

 

При решении этих конфликтов необходимо соблюдать гуманистические принципы политики в области национальных отношений:

1. отказ от насилия и принуждения;

2. поиск согласия на основе консенсуса всех участников;

3. признание прав и свобод человека важнейшей ценностью;

4. готовность к мирному урегулированию спорных проблем.

 

Тенденции в развитии наций

Характер национальных отношений определяют две взаимосвязанные тенденции:

дифференциация   интеграция
Каждая нация стремится к саморазвитию, к сохранению национального своеобразия, языка, культуры. Эти стремления реализуются в процессе их дифференциации, которая может принимать форму борьбы за национальное самоопределение и создание самостоятельного национального государства.   С другой стороны, саморазвитие наций в условиях современного мира невозможно без их тесного взаимодействия, сотрудничества, обмена культурными ценностями, преодоления отчуждения, поддержания взаимовыгодных контактов. Тенденция к интеграции усиливается в связи с необходимостью решения глобальных проблем, стоящих перед человечеством, с успехами научно-технической революции. Необходимо иметь в виду, что эти тенденции взаимосвязаны: многообразие национальных культур не ведет к их изоляции, а сближение наций не означает исчезновения различий между ними.

 

Национальная политика

Национальная политика— со­вокупность мер всех ветвей власти в области национальных отношений.

Национальная по­литика различается по целям, направленности, исходящим из приоритетов политики государства.

Цели, направленность ан­тигуманной тоталитарной политики   Цели и содержание демократической национальной политики
1. отстаивание так называ­емой этнической «чистоты» 2. разжигание расовой ненависти 3. насилие в интересах господства своего государства. Эти цели реализуются законами, организацией и поощрением соответству­ющего группового поведения. Фашизм наиболее человеконена­вистническое выражение этой антидемократической политики.   1. законодательное закрепление уважительного от­ношения к людям всех национальностей, этносов к их самосоз­нанию, самобытности, 2. создание наиболее благоприятных усло­вий для свободного развития всех народов, 3. согласование наци­ональных интересов, 4. предупреждение и гуманное разрешение межнациональных конфликтов. Государство, демократичес­кие партии способствуют тому, чтобы эти цели разделялись на­селением страны.

 

Основные принципы государственной национальной поли­тики в России таковы:

1. равенство прав и свобод человека и граж­данина независимо от его расы, национальности, языка, отно­шения к религии, принадлежности к социальным группам и об­щественным объединениям;

2. запрещение любых форм ограниче­ния прав гражданина по признакам социальной, расовой, наци­ональной, языковой или религиозной принадлежности;

3. сохране­ние исторической целостности страны, равноправие всех субъек­тов федерации, гарантия прав коренных малочисленных наро­дов;

4. право каждого гражданина определять и указывать свою национальность;

5. содействие развитию национальных культур и языков народов РФ;

6. своевременное и мирное разрешение про­тиворечий и конфликтов;

7. запрещение деятельности, направлен­ной на подрыв безопасности государства, возбуждение социаль­ной, расовой, национальной и религиозной розни, ненависти либо вражды;

8. защита прав и интересов граждан России за ее преде­лами, поддержка соотечественников, проживающих в зарубеж­ных странах, в сохранении и развитии родного языка, культуры и национальных традиций, в укреплении их связей с родиной

 

Социальная структура российского общества



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.217.134 (0.064 с.)