И ее применение для развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И ее применение для развития



Сандра Бем

Теория гендерной схемы

И ее применение для развития

Ребенка: воспитание ребенка,

Свободного от гендерной

Схематизации, в обществе

Гендерной схематизации

Каждый родитель, учитель и возрастной психолог знает, что мальчики и девочки становятся маскулинными и фемининными в очень раннем возрасте. К четырем—пяти годам дети начинают предпочитать типичные игры, которые определены культурой как соответствующие их полу. Они также предпочитают играть с детьми своего пола.

Приобретение соответствующих полу предпочтений, навыков, личностных установок, поведения, «я-концепции» называется в психологии процессом полотипизации — типизации по полу (sex-typing).

Важность и универсальность этого процесса по-разному рассматривается в трех психологических теориях развития, которые проясняют, как развивающийся ребенок начинает сопоставлять шаблоны, определяемые как соответствующий полу в его/ее культуре.

Три теории типизации по полу являются наиболее влиятельными:

психоаналитическая теория, теория социального научения и теории когнитивного развития. Совсем недавно четвертая

308

теория типизации по полу была представлена в психологической литературе — теория гендерной схемы.

Эта статья написана, чтобы представить теорию гендерной схемы феминистской аудитории, которая незнакома с психологией.

Для того, чтобы ознакомить с предысторией проблем, которые способствовали созданию теории гендерной схемы, я бы начала с обсуждения трех теорий полотипизации, которые преобладают в современной психологии.

Психоаналитическая теория

Первым психологом, который задался вопросом, как мужское и женское трансформируется в маскулинное и фемининное, был Фрейд. Поэтому практически все предыдущие источники по психологии развития начинались с обсуждения проблемы полотипизации в психоаналитической теории. Психоаналитическая теория подчеркивает идентификацию ребенка с родителем своего пола как первичный механизм, посредством которого ребенок становился полотипизированным. Идентификация происходит из результатов исследования ребенком своих гениталий как половых различий: через зависть к пенису и страха кастрации, которые это исследование порождает в мальчиках и девочках, — к успешному разрешению Эдипова конфликта.

Хотя часть феминистских школ обнаруживают плодотворность обращения к психоаналитическим рамкам в последние годы, взгляд на то, что анатомия — это судьба, исторически ассоциируется с достаточно консервативным заключением относительно неизменности процесса полотипизации.

Среди всех лидирующих теорий полотипизации психоаналитическая наиболее известна среди непсихологов, в то время как у психологов она стала не так популярна. Частично из-за того, что эту теорию трудно эмпирически проверить. И, более важно, из-за того, что эмпирические доказательства просто не подтверждают, что исследования детьми различий гениталий и идентификация детей с родителем своего пола являются основополагающей детерминантой полотипизации.

Теория социального научения

В отличие от психоналитической теории, теория социального научения подчеркивает, во-первых, значение поощрения

309

и наказания, которое дети получают за соответствующее или не соответствующее полу поведение, и, во-вторых, роль обучения, которое основано на процессах наблюдения и моделирования.

Таким образом, теория социального научения помещает источник полотипизации в дифференцированную по полу сферу социализации.

Возможно, что основное достоинство теории социального научения для психологов заключается в том, что к развитию психологии женщин и мужчин она применяет тот же общий принцип научения, который уже хорошо известен в отношении развития множества других видов поведения.

Таким образом, если это касается формальной теории, ген-дер не должен требовать каких-то специальных положений; то есть не нужно специального психологического механизма или процесса, который можно постулировать для объяснения того, как дети становятся типичными по полу, помимо общего объяснения о том, что дети обучаются другим видам социализированного поведения.

Интересно, что обобщения теории формируют основу, к которой обращаются особенно феминистские психологи. Если нет ничего специфического в отношении гендера, тогда сам по себе феномен полотипизации не является ни неизбежным, ни неизменным. Дети становятся типизированными по полу, потому что пол является основой для дифференциальной социализации в культуре.

В принципе, любая категория может стать основой для различий в социализации.

Хотя, с одной стороны, теория социального научения принимает во внимание освоение ребенком множества различных моделей поведения, которое стереотипизируется культурой как соответствующее полу, с другой стороны, она рассматривает ребенка скорее как относительно пассивного реципиента окружающих воздействий, нежели как активного участника этого процесса, пытающегося организовать и, таким образом, понять социальный мир.

Представление о пассивной роли ребенка не соответствует общим утверждениям о том, что часто ребенок сам конструирует и предлагает свои собственные версии гендерных правил.

Это также не соответствует факту, что гибкость, с которой дети интерпретируют гендерные правила, изменяется с возрастом.

В одном исследовании, например, 73% 4-х летних и 80% 9-летних детей верят, — проявляя при этом гибкость — что не

310

должно быть ограничений по полу в отношении выбора профессии.

В период между 4 и 9 годами дети начинают обретать более ри гидные мнения, и в середине этого периода дети демонстрируют наименьшую гибкость. Так, 33% пятилетних, 10% шестилетних, 11% семилетних, 44% восьмилетних считают, что не должно быть ограничений по полу в отношении профессионального выбора.

Этот специфический поведенческий паттерн не уникален в интерпретации детьми гендерных правил. Даже если перейти от гендера к синтаксису, дети сначала обучаются особенным грамматическим формам через усиление (подкрепление) и моделирование. По мере взросления, однако, они начинают конструировать свои собственные грамматические правила на основе того, что они слышат вокруг себя, и только позже они способны принимать во внимание исключения из этих правил.

Таким образом, только более старшие и самые младшие дети говорят: бежал (правильную форму глагола ran в прошедшем времени), а дети в среднем возрасте говорят неправильную форму глагола бежать в прошедшем времени (ranned)*.

Это все доказывает, что ребенок не является пассивным наблюдателем Скорее, она/он активно формируют правила для организации и понимания направления информации в его/ее мире.

Теория гендерной схемы

Теория гендерной схемы содержит черты как теории социального научения, так и теории когнитивного развития в понимании полотипизации. Теория гендерной схемы предполагает, что полотипизация возникает в большей степени из процесса гендерной схематизации, из обобщенной способно-

313

сти части детей кодировать и организовывать информацию — включая информацию о себе — в соответствии с культурными определениями мужского и женского. Как и теория когнитивного развития, теория гендерной схемы предполагает, что по-лотипизация происходит посредством собственных когнитивных процессов у детей. Однако, далее, теория гендерной схемы предполагает, что процессы гендерной схематизации, в свою очередь, сами происходят из социальной практики дифференцирования по полу.

Таким образом, теория гендерной схемы, как и теория социального научения, предполагает, что половая типизация является результатом научения. А, следовательно, не является неизбежным, неминуемым и не поддающимся изменению явлением. В этой дискуссии я впервые объясняю в деталях, что из себя представляют процессы гендерной схематизации и как они способствуют типизации по полу. Затем необходимо будет исследовать условия, при которых формируются процессы гендерной схематизации. Именно они обеспечивают основы того, чтобы категория «пол» начала обладать приоритетом над другими социальными категориями в процессе познания окружающей действительности.

Сандра Бем

Теория гендерной схемы

и ее применение для развития



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.165.246 (0.007 с.)