Понятия, особенности и виды бюджетных правоотношений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятия, особенности и виды бюджетных правоотношений.



Бюджетные правоотношения возникают в процессе бюджетной деятельности государства, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, т.е. деятельности по образованию, распределению (перераспределению) и использованию финансовых средств бюджетов различных уровней бюджетной системы РФ и государственных внебюджетных фондов.

Бюджетные правоотношения рассматриваются как правоотношения, в которых проявляется воля государства, устанавливающая условия для успешной реализации гражданами и юридическими лицами своих прав, гарантий защиты их прав и законных интересов, вследствие чего субъекты бюджетных правоотношений наделяются правами и обязанностями; реализуется бюджетно-правовая политика государства, осуществляется образование, распределение и использование государственных фондов денежных средств, т.е. осуществляется финансовая деятельность государства.

В соответствии со ст. 1 БК РФ к бюджетным правоотношениям относятся:

- отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

- отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

К бюджетным отношениям относятся правоотношения, которые возникают при установлении правового статуса участников бюджетного процесса, правовых основ порядка и условий привлечения к ответственности за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации.

К бюджетным правоотношениям относятся также отношения, связанные с бюджетным устройством; разграничением доходов и расходов между бюджетами различных уровней бюджетной системы Российской Федерации; формированием, принятием и исполнением бюджетов и государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга и т.д.

Бюджетные правоотношения складываются на основании норм международных договоров, норм Бюджетного кодекса РФ, принимаемых в соответствии с ним законов (решений) о бюджетах разных уровней, актов Президента РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принимаемых ими в пределах своей компетенции.

Бюджетные правоотношения довольно разнородны, в них проявляются различные элементы бюджетного устройства государства.

Классификация бюджетных правоотношений осуществляется по различным основаниям.

Так, с позиции структуры бюджетной системы страны рассматриваются бюджетные отношения относительно федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований.

С позиции федеративного устройства Российской Федерации различают вертикальные (чаще всего это межбюджетные отношения) и горизонтальные (например, совместные инвестиционные расходы двух и более равноправных регионов, правоотношения между исполнительными органами одного уровня) бюджетные правоотношения.

С точки зрения количественного состава участников различают:

- двусторонние (проверка Корпорации по вопросу эффективности реализации Программы стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства аудитором Счетной палаты РФ);

- многосторонние (отношения по государственному долгу с участием населения) правоотношения.

Существуют также имущественные (отношения по зачислению доходов в бюджет) и неимущественные (составление проекта бюджета) отношения.

По содержательному признаку принято выделять отношения по поводу доходов, расходов, бюджетного процесса, контроля за исполнением бюджета и применением мер ответственности за нарушения бюджетного законодательства.

Отдельную группу составляют бюджетные отношения по поводу формирования доходов и осуществления расходов государственных внебюджетных фондов. Возможна и иная классификация бюджетных правоотношений.

Бюджетные правоотношения имеют особый специфический характер, обусловленный характером бюджетной деятельности государства, муниципального образования, а также особенностями, присущими финансовым правоотношениям, поскольку они являются их разновидностью.

Бюджетные правоотношения носят властно-распорядительный характер, они реализуются в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.

Бюджетные правоотношения являются разновидностью имущественных отношений, отличительная особенность которых выражается следующими критериями:

1) обязательным объектом являются соответствующие денежные фонды – бюджеты различных уровней;

2) одной из сторон всегда выступает государство или его уполномоченный орган, орган местного самоуправления;

3) характерно наличие финансового плана, т.е. бюджета, поскольку данные правоотношения складываются по поводу образования, распределения и использования централизованных денежных фондов государства и муниципального образования[45].

Такие отношения обусловлены образованием, распределением и использованием денежных фондов государства, а также муниципальных образований в форме соответствующих бюджетов, которые имеют общее (публичное) значение для государства или его территориальных образований. Одной из особенностей бюджетных правоотношений является то обстоятельство, что непосредственными участниками выступают государство, государственные или муниципальные образования, а также органы государственной власти или местного самоуправления, представляющие их интересы или интересы соответствующих органов в сфере бюджета.

Большая часть бюджетных правоотношений являются процессуальными, поскольку складываются в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов и отчетов об их исполнении. Однако бюджетно-правовые нормы, устанавливающие, например, бюджетно-правовой статус казенных учреждений и закрепляющие их бюджетные полномочия, являются материальными.

Разновидностью бюджетных отношений выступают также межбюджетные отношения – взаимоотношения между публично-правовыми образованиями, включая регулирование бюджетных правоотношений, организации и при осуществлении бюджетного процесса, обеспечивая ее функционирование и объединяя их в три уровня (федеральный, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований). Как следует из законодательной трактовки, межбюджетные отношения возникают только между Российской Федерации, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями по поводу реализации ими возложенных на них бюджетных полномочий.

Структура бюджетного правоотношения, как и любого другого правоотношения, представлена следующими элементами: объект, субъект, субъективное право и юридическая обязанность.

В качестве объекта бюджетных правоотношений рассматриваются доходы и расходы бюджетов, законы о федеральном бюджете и бюджетах субъектов РФ, деятельность по осуществлению бюджетного контроля, бюджетного учета, нематериальные блага.

Каждый субъект обладает своим статусом, имеет в сфере бюджетных правоотношений свои права и обязанности.

Субъективные права и юридические обязанности представляют собой бюджетное полномочие, под которым понимается установленные Бюджетным кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.217.134 (0.009 с.)