Общественный финансовый контроль 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественный финансовый контроль



В настоящее время большое внимание уделяется общественным институтам, вовлеченным в различные социальные процессы. Как правило, такие общественные институты представляют собой объединения граждан, создаваемые для наблюдения за общественно значимыми процессами, непосредственного выражения мнений и позиций по вопросам, требующим общественного участия.

    Общественный финансовый контроль – это осуществляемая общественными организациями, гражданами, их объединениями независимая проверка соблюдения субъектами финансовых правоотношений норм финансового законодательства.

Свое правовое начало общественный финансовый контроль берет из положений ч. 1 ст. 32 Конституции РФ, предусматривающей право граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через представителей. Соответственно, осуществление мероприятий общественного финансового контроля следует рассматривать в качестве участия граждан в деятельности, изначально возложенной на соответствующие органы исполнительной власти.

Базовые идеи общественного финансового контроля регламентированы в Федеральном законе от 21июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (далее – Закон № 212-ФЗ). В соответствии с ч. 2 ст. 5 Закона № 212-ФЗ к задачам, решаемым посредством общественного контроля, относят:

1) формирование и развитие гражданского правосознания;

2) повышение уровня доверия граждан к деятельности государства, а также обеспечение тесного взаимодействия государства с институтами гражданского общества;

3) содействие предупреждению и разрешению социальных конфликтов;

4) реализация гражданских инициатив, направленных на защиту прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;

5) обеспечение прозрачности и открытости деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия;

6) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

7) повышение эффективности деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.

Преимущество общественного финансового контроля заключается в отсутствии необходимости соблюдения сроков и планов контрольных мероприятий, четкого оформления результатов.

Одной из форм общественного финансового контроля следует считать публичные слушания, общественные обсуждения, предусмотренные ст. 28 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

На публичные слушания в обязательном порядке выносится проект местного бюджета и отчет о его исполнении.

В целях осуществления общественного финансового контроля начиная с 2013 г. Минифном России осуществляется деятельность в формате «Бюджет для граждан». Пункт 3 Методических рекомендаций по представлению бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и отчетов об их исполнении в доступной для граждан форме, утвержденных Приказом Минфина России от 22 сентября 2015 г. № 145н закрепляет возможность использования бюджета для граждан в ходя проведения публичных слушаний по проекту бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) и годовому отчету о его исполнении, а также при проведении мероприятий, направленных на реализацию проектов инициативного бюджетирования.

Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ (в ред. от 29 июля 2018 г.) «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» (далее – Закон № 111-ФЗ) закреплен институт Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений (далее – Общественный совет), который является примером осуществления общественного финансового контроля.

Членами Общественного совета, формируемого на паритетной основе в соответствии с Указом Президента РФ от 23 июля 2003 г. № 827 (в ред. от 25 июля 20013 г.) «Об Общественном совете по инвестированию средств пенсионных накоплений», являются представители общероссийских объединений профессиональных союзов и общероссийских объединений работодателей. Также его членами в соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона № 111-ФЗ могут быть граждане РФ, представляющие различные общественные объединения и организации, в том числе объединения и организации профессиональных участников рынка ценных бумаг. При этом членами Общественного совета не могут быть государственные гражданские служащие, а также должностные лица и сотрудники государственных внебюджетных фондов. При этом численность и персональный состав членов Общественного совета определяется Президентом РФ.

Указанные члены Общественного совета осуществляют деятельность на безвозмездной основе.

Заседания Общественного совета проходят не реже одного раза в квартал.

В рамках финансового контроля Общественный совет имеет право на:

1) на запрос и получение от Министерства финансов РФ и Банка России информации о деятельности по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, в том числе включая отчетность субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, в том числе включенных в выплатной резерв, а также отчеты аудиторских организаций по указанной отчетности, в порядке, определяемом федеральными законами и Положением об общественном совете, утвержденном Президентом РФ;

2) заслушивание докладов Банка России о результатах проверок деятельности субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений;

3) обращение в Банк России с требованиями об устранении выявленных нарушений, о проведении дополнительных расследований и проверок деятельности специализированного депозитария, управляющих компаний, принятии иных неотложных мер, устраняющих выявленные факты нарушения прав и законных интересов собственника средств пенсионных накоплений;

4) создание экспертных групп из числа российских и международных специалистов в области пенсионного обеспечения, рынка ценных бумаг, формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, актуарного и финансового моделирования, а также для решения иных вопросов, относящихся к формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений.

Аналогичный совет создан в рамках Федерального закона от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ (в ред. от 29 июля 2017 г.) «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».

С 2009 г. функционирует действующий на общественных началах Общественный совет при ФНС России, который является площадкой для выработки предложений и инициатив в сфере налогового администрирования. Основными задачами Общественного совета при ФНС России являются:

- подготовка предложений по развитию нормативной базы, обеспечивающей реализацию конституционных прав и обязанностей граждан по уплате налогов и функционирование системы контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;

- содействие ФНС России в разработке и подготовке предложений по совершенствованию практики налогового контроля, направленной на формирование налоговой культуры населения.

В рамках общественного финансового контроля Общественный совет при ФНС России выполняет следующие функции по:

- привлечению граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в налоговой сфере;

- проведению общественных экспертиз проектов, разрабатываемых ФНС России;

- осуществляет общественный контроль деятельности ФНС России;

- взаимодействует с федеральными органами государственной власти Российской Федерации и общественными советами, действующими при них, по вопросам, находящимся в сфере деятельности ФНС России;

- участвует в мероприятиях по противодействию коррупции и другим правонарушениям в налоговых органах;

- иные функции.

Одним из ведущих гражданских институтов в настоящее время является Общественная палата, действующая на основании Федерального закона от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ (в ред. от 5 декабря 2017 г.) «Об Общественной палате Российской Федерации» (далее – Закон № 32-ФЗ).

В соответствии со ст. 2 Закона № 32-ФЗ деятельность Общественной палаты осуществляется в форме:

1) привлечения граждан, общественных организаций и иных некоммерческих организаций;

2) выдвижения и поддержки гражданских инициатив, имеющих общероссийское значение и направленных на реализацию конституционных прав, свобод и законных интересов граждан, прав и интересов общественных объединений и иных некоммерческих организаций;

3) проведения общественной экспертизы (экспертизы) проектов федеральных законов и проектов законов субъектов Российской Федерации, а также проектов нормативных правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации и проектов правовых актов органов местного самоуправления;

4) осуществления в соответствии с Законом № 32-ФЗ общественного контроля (контроля) за деятельностью Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также за соблюдением свободы слова в средствах массовой информации;

5) выработки рекомендаций органам государственной власти Российской Федерации при определении приоритетов в области государственной поддержки общественных объединений, иных некоммерческих организаций и иных объединений граждан Российской Федерации, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации;

6) оказания информационной, методической и иной поддержки общественным палатам, созданным в субъектах Российской Федерации, общественным объединениям и иным некоммерческим организациям, деятельность которых направлена на развитие гражданского общества в Российской Федерации;

7) привлечения граждан, общественных объединений, иных некоммерческих организаций и представителей средств массовой информации к обсуждению вопросов, касающихся соблюдения свободы слова в средствах массовой информации, реализации права граждан на распространение информации законным способом, обеспечения гарантий свободы слова и свободы массовой информации, и выработки по данным вопросам рекомендаций;

8) осуществления международного сотрудничества в соответствии с целями и задачами, определенными настоящей статьей, и участия в работе международных организаций, а также в работе международных конференций, совещаний и других мероприятиях.

В качестве примера организации, принимающей активное участие в осуществлении мероприятий финансового контроля, можно назвать созданный в 2013 г. Общенародный фронт «За честные закупки», который основной целью своей работы видит осуществление общественного контроля за закупками органами государственной (муниципальной) власти и государственных компаний. Участие в данном проекте физических лиц способствует, в первую очередь, экономии средств бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Основным направлением дальнейшего реформирования системы общественного финансового контроля является совершенствование процессов взаимодействия общественных финансово-контрольных институтов с контрольно-счетными органами государства и муниципальных образований.

Контрольные вопросы

1. В чем заключается сущность и основное назначение финансового контроля в настоящее время?

2. Какое место занимает правовое регулирование финансового контроля в системе финансового права? Приведите собственные аргументы для обоснования позиции.

3. Охарактеризуйте цели финансового контроля с учетом современного уровня развития экономики в Российской Федерации.

4. Дайте определение финансового контроля. Как оно будет видоизменяться в зависимости от субъектов, осуществляющих его?

5. Раскройте сущность принципов финансового контроля.

6. В чем заключаются особенности аудита и мониторинга как форм финансового контроля?

7. Перечислите источники правового регулирования института аудита эффективности.

8. Дайте авторское определение понятиям «бюджетный мониторинг», «налоговый мониторинг», «финансовый мониторинг».

9. Приведите основные классификации видов финансового контроля. Какие явления положены в основание таких классификаций?

10. Приведите примеры законодательного дистанционного финансового контроля?

11. Перечислите ФОИВы, уполномоченные в области финансового контроля.

12. Охарактеризуйте основные задачи финансового контроля, осуществляемого Министерством финансов РФ.

13. Какие ведомства, уполномоченные в области финансового контроля, находятся в ведении Министерства финансов РФ?

14. Назовите основные функции ФНС России в рамках финансового контроля.

15. Перечислите направления реформирования контрольно-надзорной деятельности ФНС России.

16. Охарактеризуйте основные направления финансово-контрольной деятельности Счетной палаты РФ.

17. Перечислите источники правового регулирования финансового контроля, осуществляемого Счетной палатой РФ.

18. В чем заключается особенность финансового контроля, осуществляемого Центральным банком Российской Федерации?

19. Перечислите некредитные финансовые организации.

20. Перечислите источники правового регулирования финансового контроля, осуществляемого Росфинмониторингом.

21. Имеются ли особенности в процессе осуществления финансового контроля на муниципальном уровне?

22. Назовите характерные черты независимого финансового контроля. Имеются ли особенности в его субъектном составе?

23. Перечислите международные и национальные источники правового регулирования аудиторской деятельности.

24. Дайте определение аудита и аудиторской деятельности в соответствии с действующим законодательством.

25. Каким критериям должна соответствовать аудиторская организация?

26. Перечислите требования к членству аудиторской организации в саморегулируемой организации аудиторов.

27. Опишите процедуру аннулирования квалификационного аттестата аудитора.

28. В чем состоит разница между сопутствующими аудиту услугами, обеспечивающими разумную уверенность, и услугами, не обеспечивающими уверенность?

29. Какие законодательные требования предъявляются к аудиторскому заключению?

30. Как соотносятся государственный финансовый контроль и общественный финансовый контроль?

31. Приведите законодательные примеры общественного финансового контроля в Российской Федерации.

32. Охарактеризуйте институт публичных слушаний в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

33. Перечислите полномочия Общественного совета по инвестированию средств пенсионных накоплений.

34. В чем заключаются основные цели деятельности Общественного совета при ФНС России?

35. Назовите основные формы деятельности Общественной палаты Российской Федерации.

36. Что такое «Бюджет для граждан»? Назовите его основные цели и задачи.

Глава 4. Бюджетное право как подотрасль финансового права



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 2486; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.160.14 (0.028 с.)