Предмет и метод бюджетного права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и метод бюджетного права



Важным звеном финансовой системы, отражающим ее основные качественные признаки, выступает бюджетная система, состоящая из нескольких уровней: федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов.

Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6 БК РФ).

Бюджет является комплексной категорией бюджетного права, которому свойственны следующие его признаки:

1) акт высшей юридической силы (утверждается представительными органами государственной власти или решением местного самоуправления и принимается в форме закона или форме муниципального правового акта представительных органов муниципальных образований);

2) это централизованный фонд денежных средств (концентрирует финансовые ресурсы, необходимые для осуществления задач и функций государства, доходы по источникам, расходы направляются по функциям государства и муниципальных образований);

3) это финансовый план, который предусматривает доходы и расходы государства на определенный период времени, а именно с 1 января по 31 декабря на очередной финансовый год и плановый период

4) это не просто финансовый план, а основной финансовый план государства (наряду с ним и на его основании реализуются финансовые планы предприятий, организаций, учреждений, сметы и т.д.);

5) целевое назначение бюджета – это финансовое обеспечение публичных обязательств соответствующих публично-правовых образований.

Бюджет – базовый элемент бюджетного устройства, в его сущности проявляется суверенный статус государства, носящий публично-правовой характер, обусловливающий направленность регулятивного воздействия на сферу финансов.

Бюджет является центральным институтом финансовой системы и финансового права, а совокупность норм, регламентирующих бюджетную деятельность, – бюджетное право – составляет самую крупную группу финансово-правовых норм – подотрасль финансового права.

Подотрасль – это укрупненное подразделение, которое включает группу правовых институтов, регулирующих в рамках отрасли права однородную группу общественных отношений и имеющих видовые особенности в рамках регулируемых отраслью права общественных отношений. Бюджетное право как подотрасль финансового права включает в себя следующие правовые институты: институт бюджета, бюджетной классификации, бюджетного устройства, бюджетных прав, бюджетного процесса, бюджетной ответственности и некоторые другие.

Бюджетная подсистема является важнейшим элементом финансовой системы страны.

Таким образом, бюджетное право рассматривается в качестве центральной и общепризнанной подотрасли финансового права, без которого немыслимо существование последнего в качестве самостоятельной отрасли.

До настоящего времени не выработано единого понимания бюджетного права. Так, например, Н.И. Химичева рассматривала бюджетное право как «совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по организации бюджетной системы Российской Федерации, определению состава и порядка разграничения доходов и расходов в бюджетной системе, бюджетную компетенцию государства и муниципальных образований, а также бюджетный процесс»[35].

Наиболее широко понятие бюджетного права трактуют Е.Ю. Грачева и Э.Д. Соколова, которые полагают, что бюджетное право включает в себя «финансово-правовые нормы, устанавливающие структуру бюджетной системы Российской Федерации, перечень бюджетных доходов и расходов, порядок распределения их между различными видами бюджетов, бюджетные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления, регулирующие формирование и использование государственных внебюджетных фондов, регламентирующие бюджетный процесс, устанавливающие государственный и местный финансовый контроль и ответственность за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации»[36].

Бюджетное право – этосовокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности, а также устанавливающих правовой статус участников бюджетного процесса, виды бюджетных нарушений и бюджетные меры принуждения, применяемые за их совершение.

Бюджетное право регулирует отношения между различными государственными и муниципальными органами, возникающие в связи с формированием и исполнением бюджетов всех уровней.

Первичным элементом бюджетного права выступает бюджетно-правовая норма, под которой следует понимать установленное и охраняемое государством правило поведения участников бюджетных правоотношений.

Бюджетно-правовые нормы могут быть классифицированы следующим образом:

1) в зависимости от способа воздействия на участников бюджетных правоотношений:

а) обязывающие – возлагают на субъекта обязанность совершить те или иные действия (например, в соответствии с частью 1 ст. 47.1 БК РФ Министерство финансов Российской Федерации, органы управления государственными внебюджетными фондами, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований обязаны вести реестры источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации);

б) запрещающие – возлагают на субъекта обязанность воздерживаться от совершения тех или иных действий (например, субъект Российской Федерации не вправе осуществлять размещение бюджетных средств на банковских депозитах при наличии обязательств (задолженности) по бюджетному кредиту на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъекта Российской Федерации (часть 6 ст. 93.6 БК РФ));

в) управомочивающие – предоставляют субъекту право на совершение тех или иных действий (например, Минфин России вправе признать исполненными обязательства по государственным ценным бумагам Российской Федерации, выкупленным или полученным в результате обмена до наступления даты погашения (часть 6 ст. 98.1 БК РФ)).

2) по характеру регулируемых отношений:

а) материальные нормы – устанавливают бюджетное устройство и бюджетную систему Российской Федерации, состав доходов и направления расходов бюджетной системы, бюджетные полномочия и т.д.

б) процессуальные нормы – регламентируют порядок осуществления бюджетного процесса: составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов и отчетов об их исполнении.

На федеральном уровне действуют бюджетно-правовые нормы федерального уровня, на уровне субъекта РФ – многие нормы федерального уровня, а также нормы субъекта РФ (региональные); на уровне местного самоуправления действуют бюджетно-правовые нормы федерального уровня, многие нормы субъекта РФ, а также бюджетно-правовые нормы местного уровня.

Предмет бюджетного права составляют общественные отношения, возникающие в бюджетной сфере и связанные с:

- формированием доходов бюджетов;

- осуществлением расходов бюджетов;

- осуществлением государственных и муниципальных заимствований;

- регулированием государственного и муниципального долга;

- осуществлением бюджетного процесса;

- проведением финансового (бюджетного) контроля;

- применением бюджетных мер принуждения.

Для регулирования указанных отношений применяются различные методы правового регулирования, свойственные финансовому праву в целом. Применяемый в бюджетном праве метод характеризуется сложным сочетанием различных способов воздействия на участников общественных отношений, возникающих в бюджетной сфере.

Основным методом правового регулирования выступает императивный метод, заключающийся в создании властных предписаний, обязательных для исполнения. Использование данного метода позволяет государству своевременно и в полном объеме получать денежные средства в свое распоряжение и использовать их по целевому назначению. Для бюджетного права характерно неравенство субъектов, выражающееся в преобладании властных полномочий у одних субъектов по отношению к другим.

В последнее время в регулировании общественных отношений, составляющих предмет бюджетного права, распространение получает договорной метод правового регулирования. Например, в соответствии со ст. 93.2 БК РФ бюджетный кредит предоставляется на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Однако использование диспозитивного метода регулирования в бюджетных правоотношениях имеет ограниченный и специфичный характер.

Поскольку помимо Российской Федерации субъектами бюджетных правоотношений выступают также субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, регулирование бюджетных отношений осуществляется посредством метода рекомендации.

Для бюджетного права свойственен также метод согласования. Например, при составлении и (или) утверждении бюджета субъекта Российской Федерации по согласованию с представительными органами муниципальных образований дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов могут быть полностью или частично заменены дополнительными нормативами отчислений в бюджеты муниципальных районов от налога на доходы физических лиц (ч. 5 ст. 138 БК РФ). При этом согласование каких-либо условий бюджетных отношений возможно только в случаях, прямо оговоренных бюджетным законодательством.

Особенности юридической природы предмета и методов бюджетного права свидетельствуют о невозможности признания бюджетного права самостоятельной отраслью права, поскольку правовое регулирование бюджетных отношений не ограничивается лишь бюджетным законодательством, а осуществляется в рамках всего финансового права.

Основные понятия бюджетного права

В бюджетном праве используется собственный понятийный аппарат. Основные понятия и термины приведены в ст. 6 БК РФ.

Каждое государство имеет свою организацию бюджетной системы и принципы ее построения, т.е. бюджетное устройство. Бюджетное устройство определяется государственным устройством и административно-территориальным делением страны, действующими нормативными правовыми актами, ролью бюджетной системы государства в общественном воспроизводстве и социальных процессах. Бюджетное устройство включает принципы разграничения бюджетных полномочий, порядок формирования и исполнения бюджетов всех уровней, межбюджетные отношения и меры ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Бюджетное устройство должно быть ориентировано на достижение экономической эффективности и политической стабильности, на господство закона и укрепление единства государства, на обеспечение сбалансированности бюджетной системы.

Составной частью бюджетного устройства является бюджетная система, под которой понимается основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В соответствии со ст. 10 БК РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов трех уровней (таблица 1).

Таблица 1. Структура бюджетной системы Российской Федерации

БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1уровень ðфедеральный бюджет, ðбюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации
2 уровень ðбюджеты субъектов Российской Федерации, ðбюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов
3 уровень ðбюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, ðбюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов.

В состав бюджетов государственных внебюджетных фондов входят бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. Бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации по представлению Правительства РФ принимаются в форме федеральных законов не позднее принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

В бюджетах субъектов Российской Федерации в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения.

Местные бюджеты в соответствии со ст. 10 БК РФ подразделяются на несколько групп.

В первую включены как муниципальные районы, так и городские округа, в том числе с внутригородским делением, а также внутригородские муниципальные образования городов федерального значения – Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.

Вторая группа местных бюджетов представляет собой бюджеты городских и сельских поселений, а с недавнего времени и бюджеты внутригородских районов.

В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.

Бюджет каждого территориального уровня как инструмент реализации финансовой политики государства служит для распределения и перераспределения финансовых ресурсов на определенной территории, посредством чего происходит финансовое обеспечение публичных функций, а сами бюджетные отношения выступают в таком случае существенным элементом социально-экономического развития государства и муниципальных образований. Бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно: они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации.

Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга.

В целях обеспечения достоверности бюджетного планирования, проведения качественного анализа доходов и расходов всех бюджетов, получения полной информационной базы о доходах и расходах для формирования и реализации бюджетно-налоговой политики региона или страны составляется консолидированный бюджет – свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами. Консолидированный бюджет используется для свода статистических показателей и анализа показателей бюджетной системы, в частности, при установлении нормативов отчислений от федеральных налогов в бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований, для анализа экономического потенциала.

Консолидированный бюджет как свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории рассчитывается без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.

Указанные бюджеты в бюджетную систему не включаются, так как по своей сути являются не бюджетами, а просто отчетами о совокупности результатов исполнения бюджетов на определенной территории.

Все субъекты бюджетных правоотношений обладают определенными бюджетными полномочиями, т.е. установленными БК РФ и принятыми в соответствии с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, правами и обязанностями по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса. Исходя из легального определения бюджетных полномочий можно выделить их признаки:

- наличие конкретных субъектов правоотношений (органов государственной власти (местного самоуправления) и иных участников);

- закрепление за субъектами правоотношений прав и обязанностей;

- установление отношений материального (регулирование бюджетных правоотношений) и процессуального (организация и осуществление бюджетного процесса) характера.

Бюджетные полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований закреплены в ст. 7-9 БК РФ.

Финансовой базой деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления выступают доходы бюджета – поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета. Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.

В соответствии со ст. 41 БК РФ к доходам бюджетов относятся:

1) налоговые доходы – доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных налогов, местных налогов и сборов, а также пеней и штрафов по ним;

2) неналоговые доходы, к числу которых относятся:

- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере;

- от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, используемых единым институтом развития в жилищной сфере;

- доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;

- средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

- средства самообложения граждан;

- иные неналоговые доходы;

3) безвозмездные поступления, к которым относятся:

- дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);

- субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;

- иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, иных поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными гл. 7-9 БК РФ, законами (решениями) о бюджете, между федеральным, региональными и местными бюджетами.

Финансовое обеспечение выполнения функций, возложенных на органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляется посредством расходов бюджета. Расходы бюджета – это выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета. Формирование и выплата указанных средств является расходным обязательством органа власти соответствующего уровня.

Расходные обязательства – обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

Расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате:

1) принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

2) заключения Российской Федерацией (от имени Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

3) заключения от имени Российской Федерации договоров (соглашений) федеральными казенными учреждениями;

4) принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ, в том числе:

- субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации, бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им отдельных государственных полномочий Российской Федерации;

- субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации.

Расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате:

1) принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации;

2) принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения

3) заключения от имени субъекта Российской Федерации договоров (соглашений) казенными учреждениями субъекта Российской Федерации;

4) принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ, в том числе субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации;

5) принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации.

Расходные обязательства муниципального образования возникают в результате:

1) принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам;

2) принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий;

3) заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями.

Расходные обязательства исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего бюджета, а в случаях, установленных федеральными законами, расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны вести реестры расходных обязательств. Под реестром расходных обязательств понимается используемый при составлении проекта бюджета перечень законов и нормативных правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства, с оценкой объемов бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения включенных в реестр обязательств.

Расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году, именуются бюджетными обязательствами. Денежные средства для их исполнения в соответствующем финансовом году предусматриваются законом о бюджете. Предельные объемы таких средств называются бюджетными ассигнованиями, к которым в соответствии со ст. 9 БК РФ относятся ассигнования на:

- оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд

- социальное обеспечение населения;

- предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями;

- предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам;

- предоставление межбюджетных трансфертов;

- предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;

- обслуживание государственного (муниципального) долга;

- исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

Бюджетное устройство Российской Федерации предполагает самостоятельность бюджетов всех уровней бюджетной системы, однако указанные бюджеты взаимосвязаны между собой, что порождает возникновение межбюджетных отношений, под которыми понимаются взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса. Основополагающим принципом межбюджетных отношений является принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Федеративное устройство Российской Федерации, наличие самостоятельных федерального, региональных и местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов предопределяет необходимость распределения и перераспределения бюджетных доходов между звеньями бюджетной системы Российской Федерации, осуществляемого с использованием различных инструментов, среди которых особо выделяются межбюджетные трансферты, широко используемые в процессе осуществления бюджетной деятельности.

Под межбюджетными трансфертами понимаются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. Межбюджетные трансферты являются одним из наиболее эффективных инструментов фискальной политики.

Межбюджетные трансферты имеют целевой характер и не могут быть направлены на иные цели. В случае их нецелевого использования подлежат взысканию в бюджет в установленном порядке. Целью трансфертов является перераспределение доходов от регионов-доноров в регионы-реципиенты бюджетов либо отчисление определенной доли налоговых платежей, взимание которых более эффективно на федеральном и региональном уровне.

Межбюджетные трансферты предоставляются из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в форме:

- дотаций – трансфертов, предоставляемых на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и условий их использования;

- субсидий – трансфертов, предоставляемых в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

- субвенций – трансфертов, предоставляемых в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Характеристика дотаций, субсидий, субвенций представлена ниже.

Таблица 2. Характеристика межбюджетных трансфертов

Форма Кому предоставляется Сущность Цель Особенности применения
Дотация Субъектам Российской Федерации, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает установленного критерия Финансовая помощь вышестоящего бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе Выравнивание бюджетной обеспеченности нижестоящего бюджета, финансирование текущих расходов Направления и условия использования не устанавливаются, рассчитывается в соответствии с утвержденной методикой
Субвенция Отдельным субъектам Российской Федерации Бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов Реализация широких социальных программ различного характера в рамках территории. Помощь в финансировании социально значимых расходов Расчет субсидий производится путем определения доли субсидирования и перечня конкретных получателей субсидий
Субсидия Всем субъектам Российской Федерации пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих государственных (муниципальных) услуг Форма государственной помощи бюджетам низших уровней на осуществление определенных целевых расходов Финансовое обеспечение расходных обязательств бюджетов В случае неиспользования по назначению подлежит возврату. Может финансировать инвестиционные и прочие нужды, связанные с расширением хозяйственной деятельности

Помимо дотаций, субсидий и субвенций допускаются иные межбюджетные трансферты, не соответствующие трем указанным формам. Порядок предоставления указанных межбюджетных трансфертов регулируется гл. 16 БК РФ.

 

Принципы бюджетного права

Бюджетная деятельность государства как вид его деятельности осуществляется в соответствии с принципами, основными положениями, которые закреплены Конституцией РФ и в БК РФ и на которых основывается вся деятельность государства.

На сегодняшний день в науке бюджетного права отсутствует единый взгляд на понятие и систему принципов бюджетного права. Последние рассматриваются в одних трудах как обязательные и закрепленные в законодательстве правила функционирования бюджетной системы; в других – как правила составления и исполнения бюджета или формирования бюджета государства.

Основополагающие начала бюджетного права содержатся в его принципах, которые закреплены в теории бюджетного права и получили развитие в БК РФ, а также в других законодательных актах, регулирующих отношения в бюджетной сфере.

Принципы бюджетного права создают правовую основу бюджетно-правового регулирования, объясняют устройство бюджетной системы страны, организацию бюджетного процесса, являются руководящими началами бюджетной деятельности государства.

Бюджетному праву свойственны как общеправовые, так и специальные принципы, выражающие сущность бюджетного права и носящие регулирующий характер.

Особое значение для регулирования бюджетных отношений, функционирования бюджетного устройства, организации бюджетного процесса играют провозглашенные Конституцией РФ требования. К ним относятся принципы: федерализма и плановости, принцип разделения властей, проявляющийся в распределении функций органов власти в сфере бюджетной деятельности, конституционные положения единства экономического пространства нашли свое отражение в принципе единства управления бюджетными средствами, также можно выделить принцип равноправия, закрепивший равноправие субъектов Российской Федерации в области финансовой деятельности, включая бюджетную деятельность.

Являясь основополагающим, имеющим общеправовое значение, принцип законности обеспечивает равенство всех участников бюджетной деятельности перед законом, неотвратимость ответственности. Данный принцип основан на неукоснительном соблюдении и исполнении Бюджетного кодекса РФ и других федеральных законов, принятых на основе него всеми публично-правовыми образованиями.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 392; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.30 (0.082 с.)