Государственный финансовый контроль 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственный финансовый контроль



Государственный финансовый контроль является приоритетным видом финансового контроля. Он ориентирован не только на своевременное обнаружение, но и на устранение недостатков в деятельности субъектов в области образования, распределения и использования соответствующих фондов денежных средств государства, а также на объяснение причин, порождающих причины совершения правонарушений, и осуществление мер, предотвращающих их.

В настоящее время необходимо повысить эффективность государственного финансового контроля, поскольку ее снижение обусловлено перманентными изменениями системы органов исполнительной власти и передачей финансово-контрольных полномочий от одного органа к другому, отсутствием системы специализированной подготовки к осуществлениям мероприятий финансового контроля и т.д. Еще одним направлением политики в области государственного финансового контроля должна стать его либерализация вследствие предоставления подконтрольным субъектам большей самостоятельности, в том числе и в рамках взаимодействия с органами государственной власти.

Сфера государственного финансового контроля очерчена в государственной программе Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года № 320, и ограничивается контролем за соблюдением бюджетного законодательства участниками бюджетного процесса, а также юридическими лицами, созданными на основе государственного (муниципального) имущества (бюджетные и автономные учреждения, унитарные предприятия, государственные корпорации, хозяйственные общества), с применением административной ответственности и (или) бюджетных мер принуждения в случае выявления бюджетных нарушений.

Государственный финансовый контроль осуществляется уполномоченными на то ФОИВами и РОИВами. Учитывая положения Основного закона государства о местном самоуправлении финансовый контроль осуществляется и на муниципальном уровне.

    Ведущим органом, уполномоченным в области государственного финансового контроля, является Министерство финансов РФ (Минфин России). Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» определяет Минфин России как орган, наделенный функциями по выработке государственной политики в бюджетной, налоговой, страховой, валютной и прочих сферах, то сеть орган, осуществляющий общее руководство и управление названными сферами.

    В ведении Минфина России находятся Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральное казначейство и Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, которые непосредственно наделены финансово-контрольными полномочиями.

    К публичным целям Минфина России, в частности, на 2018 г. в целом относят:

    - обеспечение стабильных экономических условий и структурная трансформация экономики;

- улучшение условий ведения бизнеса и конкурентной среды через повышение качества администрирования доходов бюджета;

- справедливое распределение национального дохода через повышение эффективности управления бюджетными расходами;

- обеспечение сбалансированного регионального развития через совершенствование межбюджетных отношений;

- формирование долгосрочных финансовых ресурсов для развития экономики и обеспечение стабильности финансового рынка;

- формирование надежных источников финансирования и развитие национального рынка заемного капитала.

Достижению указанных целей служит решение следующих задач в области финансового контроля:

1) повышение подотчетности (подконтрольности) бюджетных расходов, что включает в себя:

- реализацию Программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора на 2018 год;

- внедрение новой системы мониторинга качества финансового менеджмента главных администраторов средств федерального бюджета, учитывающей роль внутреннего финансового контроля и аудита главных администраторов средств федерального бюджета;

2) повышение эффективности управления бюджетными расходами посредством:

- регламентации процедур контроля, учета и оценки эффективности налоговых льгот на основе концепции «налоговых расходов», апробации механизма оценки их эффективности;

- разработки концепции мониторинга использования средств, представленных из бюджета.

Непосредственно Минфин России уполномочен на осуществление внутреннего финансового аудита в подведомственных Минфину России федеральных казенных учреждениях осуществляется подразделением Минфина России, наделенным полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита.

Федеральная налоговая служба России (далее – ФНС России) функционирует на основании Положения о Федеральной  налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 (в ред. от 14 июня 2018 г.). По информации официального сайта ФНС России[32] ее миссия заключается в эффективной контрольно-надзорной деятельности и высоком качестве предоставляемых услуг для законного, прозрачного и комфортного ведения бизнеса, обеспечения соблюдения прав налогоплательщиков и формирования финансовых основ деятельности государства.

Основные цели деятельности ФНС России заключаются в[33]:

1) обеспечении соблюдения законодательства о налогах и сборах. Указанная цель достигается посредством решения следующих задач:

- противодействие уклонению от уплаты налогов и страховых взносов, в том числе за счет развития аналитических инструментов выявления налоговых правонарушений, стимулирования налогоплательщиков (плательщиков страховых взносов), налоговых агентов к добровольному исполнению налоговых обязанностей (обязанностей по уплате страховых взносов) и применения в сделках цен, соответствующих рыночным;

- обеспечение законности, обоснованности и мотивированности решений, принимаемых налоговыми органами при реализации своих полномочий, и развитие системы досудебного урегулирования споров;

2) создании комфортных условий для исполнения налогоплательщиками налоговых обязанностей. Указанная цель достигается посредством решения следующих задач:

- сокращение времени на подготовку и подачу налоговой отчетности (отчетности по страховым взносам) налогоплательщиком (плательщиком страховых взносов), налоговым агентом;

- расширение спектра сервисных услуг и повышение качества обслуживания налогоплательщиков (плательщиков страховых взносов), налоговых агентов;

- совершенствование электронного взаимодействия и удаленного доступа, максимальный переход на телекоммуникационные каналы связи;

- сближение налогового и бухгалтерского учетов;

3) снижении административной нагрузки и упрощении процедур, развитии открытого диалога с бизнесом и обществом. Указанная цель достигается посредством решения следующих задач:

- совершенствование процедур государственной регистрации;

- развитие системы досудебного урегулирования споров в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- совершенствование системы контроля и надзора за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации;

- обеспечение открытого диалога с бизнесом и обществом в части актуальных вопросов законодательства о налогах и сборах и в процессе подготовки проектов нормативных правовых актов;

- развитие информационной открытости;

- популяризация открытых финансовых данных, повышение уровня информационной культуры, прозрачности и доступности финансовой информации;

4) укреплении и совершенствовании кадрового потенциала. Указанная цель достигается посредством решения следующих задач:

- повышение профессиональных и коммуникативных компетенций сотрудников налоговых органов;

- развитие внутрикорпоративной культуры;

5) оптимизации деятельности налоговых органов с учетом эффективности затрат на ее осуществление. Указанная цель достигается посредством решения следующих задач:

- совершенствование организационно-функциональной модели ФНС России;

- совершенствование риск-ориентированной системы внутреннего аудита;

- развитие централизованной обработки данных и внедрение передовых IT-технологий;

- реализация Политики ФНС России в области качества предоставления государственных услуг и реализации государственных функций.

В области финансового контроля на ФНС России возложены следующие функции:

1. Контроль и надзор за:

- соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов, сборов и страховых взносов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;

- соблюдением резидентами (за исключением кредитных организаций, некредитных финансовых организаций, предусмотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)») и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации, требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (за исключением контроля за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации), соответствием проводимых валютных операций, не связанных с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением резидентами, не являющимися уполномоченными банками, обязанности уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии, изменении реквизитов) счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и представлять отчеты о движении средств по таким счетам (вкладам);

- соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения;

- полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

- исполнением организациями, содержащими тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующими и проводящими лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме, Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией и осуществлением внутреннего контроля;

2. Учет организаций и физических лиц в целях проведения налогового контроля;

3. Устанавливает форму и требования к составлению акта налоговой проверки, акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам и прочее.

Реформирование контрольно-надзорной деятельности ФНС России осуществляется по следующим направлениям:

1) внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности. Так, например, камеральная налоговая проверка может быть завершена до истечения 3-хмесячного срока в случае наличия низкого или среднего уровня налогового риска, что следует из Письма ФНС России от 13 июля 2017 г. № ММВ-20-15/112 «О проведении оценки налогоплательщиков, представивших налоговые декларации по НДС»;

2) систематизация, сокращение количества и актуализация обязательных требований. Приказом ФНС России от 3 апреля 2017 г. № ММВ-7-2/278@ закреплен перечень нормативно-правовых актов, соблюдение которых подлежит оценке в рамках контрольных мероприятий;

3) профилактика нарушений обязательных требований. В качестве одного из инструментов профилактики рассматриваются публичные обсуждения результатов правоприменительной практики;

4) оценка результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности осуществляется на основании следующих документов:

- Стандарт зрелости управления результативностью и эффективностью контрольно-надзорной деятельности, утвержденный протоколом заседания проектного комитета от 13 февраля 2018 г.;

- Приказ ФНС России от 9 ноября 2011 г. № ММЫ-7-1/846@ «О показателях результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности»;

5) внедрение эффективных механизмов кадровой политики;

6) профилактика коррупционных правонарушений осуществляется на основании Приказа ФНС России от 25 октября 2017 г. № ММВ-7-4\821 @ «Об утверждении Карты коррупционных рисков и мер по их минимизации Федеральной налоговой службы».

В ведении Минфина России находится еще один финансово-контрольный орган – Федеральное казначейство России, функционирующее на основании Положения о Федеральном казначействе от 1 декабря 2004 г. № 703. Казначейство России осуществляет контроль и надзор в бюджетной сфере по следующим направлениям:

1. Внутренний государственный финансовый контроль, включающий в себя:

- контроль соблюдения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регламентирующих бюджетные правоотношения;

- государственный финансовый контроль в отношении главных распорядителей (распорядителей, получателей) бюджетных средств, главных администраторов (администраторов) доходов бюджета, главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицита бюджета;

- государственный финансовый контроль в отношении финансовых органов (главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) (в части, определенной БК РФ);

- государственный финансовый контроль в отношении кредитных организаций, осуществляющих отдельные операции с бюджетными средствами, в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации;

- государственный финансовый контроль в отношении государственных (муниципальных) учреждений; государственных (муниципальных) унитарных предприятий; государственных корпораций и государственных компаний; хозяйственных товариществ и обществ с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах, а также коммерческих организаций с долей (вкладом) таких товариществ и обществ в их уставных (складочных) капиталах; юридических лиц (за исключением вышеперечисленных), индивидуальных предпринимателей, физических лиц (в части, определенной БК РФ);

- государственный финансовый контроль в отношении органов управления государственными внебюджетными фондами; юридических лиц, получающих средства из бюджетов государственных внебюджетных фондов по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования;

- контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных программ Российской Федерации, в том числе об исполнении государственных заданий;

- контроль использования специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, средств, полученных в качестве государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора;

- контроль использования средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйств, направленных на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда и предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местном бюджете на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда и модернизации системы коммунальной инфраструктуры.

2. Контроль в области закупок, в рамках которого можно выделить:

- контроль соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», и обоснованности закупок;

- контроль соблюдения правил нормирования в сфере закупок, предусмотренного статьей 19 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

- контроль обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график и другие направления в соответствии Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1092 «О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере» (вместе с «Правилами осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере»).

3. Реализация результатов контроля, а именно

- осуществление контроля своевременности и полноты устранения объектами контроля нарушений законодательства Российской Федерации и (или) возмещения причиненного такими нарушениями ущерба Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

- осуществление в рамках своей компетенции производства по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- представление в установленном порядке в судебных органах прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к компетенции Федерального казначейства.

4. Анализ осуществления внутреннего финансового контроля, что включает в себя:

- проведение анализа осуществления главными администраторами средств федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;

- формирование и направление главным администраторам бюджетных средств рекомендаций по организации внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

5. Анализ осуществления бюджетных полномочий, который заключается в:

- осуществлении анализа исполнения бюджетных полномочий органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций);

- формировании докладов и предложений о совершенствовании методического обеспечения деятельности органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами (должностными лицами) исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций) по осуществлению государственного (муниципального) финансового контроля.

Особое место в системе финансово-контрольных полномочий Казначейства России занимает внешний контроль качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Являясь постоянно действующим высшим органом внешнего государственного аудита (контроля), подотчетным Федеральному Собранию Российской Федерации, Счетная палата РФ основной миссией признает контроль управления и распоряжения государственными ресурсами в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Счетная палата РФ обладает организационной самостоятельностью и финансовой независимостью, что вытекает из Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (далее – Закон о Счетной палате РФ).

Задачи Счетной палаты РФ заключаются в:

- организации и осуществлении контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета и средств бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- определении эффективности и соответствия НПА РФ порядка формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, в том числе для целей стратегического планирования в Российской Федерации;

- аудите реализуемости и результативности достижения стратегических целей социально-экономического развития РФ;

- анализе выявленных недостатков и нарушений в процессе формирования, управления и распоряжения федеральными и иными ресурсами в пределах компетенции Счетной палаты, выработке предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного процесса в целом в пределах компетенции;

- оценке эффективности предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств федерального бюджета, а также оценке законности предоставления государственных гарантий и поручительства или обеспечения исполнения обязательства другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет федеральных и иных ресурсов, в пределах компетенции Счетной палаты РФ;

- определении достоверности бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ и годового отчета об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ;

- контроле за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов в Банке России, уполномоченных банках и ирных кредитных организациях РФ;

- обеспечении в пределах своей компетенции мер по противодействию коррупции.

Счетная палата РФ осуществляет свою контрольную деятельность, непосредственно основываясь на следующих принципах:

- законности;

- эффективности;

- объективности;

- независимости;

- открытости и гласности.

Согласно информации, представленной на официальном сайте Счетной палаты РФ[34], вся ее деятельность осуществляется по трем направлениям – проверки, экспертиза законопроектов, аудит федерального бюджета.

Основными видами аудита федерального бюджета являются предварительный аудит, оперативный анализ, последующий контроль.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 Закона о Счетной палате РФ предварительный аудит формирования федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации  осуществляется Счетной палатой РФ в целях установления их соответствия законодательству Российской Федерации, а также определения обоснованности показателей проектов бюджетов. Непосредственным предметом предварительного аудита является проекты федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Результатом предварительного аудита являются заключения на проекты федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, которые представляются палатам Федерального Собрания.

К источникам правового регулирования предварительного аудита Счетной палатой РФ также относятся «СГА 204. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля). Предварительный аудит формирования бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации», утвержденный Коллегией Счетной палаты РФ, протокол от 5 сентября 2014 г. № 43К (989) и «СГА 201. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля). Предварительный аудит формирования федерального бюджета», утвержденный Коллегией Счетной палаты РФ, протокол от 23 июля 2014 г. № 37К (983) (в ред. от 14 сентября 2016 г.).

В соответствии со ст. 19 Закона о Счетной палате РФ оперативный анализ заключается в анализе полноты и своевременности поступлений доходов федерального бюджета, кассового исполнения федерального бюджета в сравнении с утвержденными показателями федерального закона о федеральном бюджете, выявлении отклонений и нарушений, их анализе, внесении предложений по их устранению. Счетной палатой РФ ежеквартально палатам Федерального Собрания представляется оперативный доклад о ходе исполнения федерального бюджета, в котором приводится анализ данных о доходах, расходах и об источниках финансирования дефицита федерального бюджета по форме, утверждаемой Государственной Думой по согласованию с Советом Федерации.

К источникам правового регулирования оперативного анализа Счетной палаты РФ также относится «СГА 202. Оперативный анализ исполнения и контроль за организацией исполнения федерального бюджета», утвержденный Коллегией Счетной палаты РФ, протокол от 25 декабря 2013 г. № 55К (946) (в ред. от 19 февраля 2016 г.).

Целями последующего контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в соответствии со ст. 20 Закона о Счетной палате РФ являются определение соответствия фактических показателей исполнения бюджетов показателям, утвержденным соответствующими законами о бюджете, полноты и своевременности исполнения показателей бюджета, а также установление законности исполнения бюджетов, достоверности учета и отчетности, эффективности использования средств бюджетов. Заключения на отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации представляются в Государственную Думу и Совет Федерации, а также направляются в Правительство Российской Федерации.

К источникам правового регулирования последующего контроля Счетной палаты РФ также относятся «СГА 203. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля). Последующий контроль за исполнением федерального бюджета», утвержденный постановлением Коллегии Счетной палаты РФ от 21 апреля 2017 г. № 3ПК (в ред. от 18 мая 2018 г.) и «СГА 205. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля). Последующий контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов», утвержденный Коллегией Счетной палаты РФ, протокол от 26 ноября 2010 г. № 57К (759).

Также Счетная палата РФ осуществляет:

- внешний государственный аудит (контроль) состояния государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, бюджетных кредитов, предоставленных из федерального бюджета;

- контроль за поступлением в федеральный бюджет средств от распоряжения и управления федеральной собственностью;

- внешний государственный аудит (контроль) банковской системы.

К актам реагирования Счетной палаты РФ относятся:

1) представления для принятия мер по устранению выявленных недостатков и нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации, направляемые при выявлении в ходе контрольных мероприятий нарушений в хозяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности объектов аудита (контроля), наносящих ущерб государству и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения, при создании препятствий для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, а также по результатам проведенных контрольных мероприятий;

2) обязательные для выполнения предписания для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации, направляемые в случае невыполнения представлений Счетной палаты, несоблюдения сроков их выполнения;

3) уведомление о применении бюджетных мер принуждения, направляемое при выявлении в ходе контрольного мероприятия бюджетного нарушения.

Являясь финансовым мегарегулятором, Банк России наделен достаточно широкими полномочиями в области финансового контроля. Так, на основании главы Х.1 Банк России осуществляет контроль и надзор в сфере финансовых рынков в отношении некредитных финансовых организаций в целях, обозначенных в ст. 76.1 Федерального закона от 10 июля 2002 г № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее – Закон № 86-ФЗ).

К некредитным финансовым организациям относятся профессиональные участники рынка ценных бумаг; управляющие компании инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда; специализированные депозитарии инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда; акционерные инвестиционные фонды; лица, осуществляющие клиринговую деятельность; лица, осуществляющие деятельность организатора торговли; лица, осуществляющие деятельность центрального депозитария; субъекты страхового дела; негосударственные пенсионные фонды, микрофинансовые организации; кредитные потребительские кооперативы; жилищные накопительные кооперативы, бюро кредитных историй, лица, осуществляющие актуарную деятельность, кредитные рейтинговые агентства, сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, ломбарды.

Контрольные и надзорные функции Банка России в сфере финансовых рынков осуществляются постоянно функционирующим в его структуре Комитетом финансового надзора на основании Положения о Комитете финансового надзора Банка России от 30 августа 2013 г.

Также одним из структурных подразделений Банка России, уполномоченных в области финансового контроля, является Департамент финансового мониторинга и валютного контроля.

В соответствии со ст. 45.2 Закона № 86-ФЗ в полномочия Банка России входит осуществление мониторинга состояния финансового рынка Российской Федерации, в том числе для выявления ситуаций, угрожающих финансовой стабильности Российской Федерации.

Базовой задачей Росфинмониторинга, находящейся непосредственно в ведении Президента РФ,следует считать реализацию полномочий в рамках Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ).

Исходя из Публичной декларации целей и задач Росфинмониторинга на 2017 – 2020 годы, стратегическими целями указанного ведомства являются:

1. В области деятельности финансовых институтов:

- повышение эффективности финансовых институтов как субъектов первичного финансового мониторинга, для чего необходимо решить задачу повышения уровня законопослушности финансовых институтов с использованием механизма дистанционного контроля и качества информации, предоставляемой в Росфинмониторинг;

- нивелирование рисков использования кредитно-финансовой сферы для проведения сомнительных операций, для чего необходимо решить задачу обеспечения реализации комплекса мероприятий во взаимодействии с Банком России, надзорными органами, направленных на снижение уровня вовлеченности финансовых институтов в совершении незаконных и подозрительных финансовых операций.

2. В области бюджетной сферы:

- обеспечение сохранности средств бюджетов бюджетной системы и устойчивости бюджетной системы, для чего необходимо решить задачу повышение прозрачности использования бюджетных средств путем выявления и минимизации рисков хищения либо нецелевого использования бюджетных средств, направленных на реализацию государственного оборонного заказа (в рамках межведомтсвенной системы контроля); выявления и минимизации рисков хищения либо нецелевого использования государственных средств в рамках казначейского сопровождения государственных контрактов; выявления и минимизации рисков хищения либо нецелевого использования государственных средств в рамках федеральных целевых программ и крупных инфраструктурных проектов; повышение прозрачности финансовых операций хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для российской экономики.

Финансово-контрольные функции Росфинмониторинга регламентированы Указом Президента РФ от 13 июня 2012 г. № 808 «Вопросы федеральной службы по финансовому мониторингу». Так, в полномочия Росфинмониторинга входит:

1. Сбор, обработка и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иной информации, направляемой в Росфинмониторинг.

2. Контроль за операциями (сделками) с денежными средствами или иным имуществом, а именно операциями с денежными средствами или иным имуществом, подлежащими обязательному контролю в соответствии со ст. 6 Закона № 115-ФЗ.

3. Анализ и прогнозирование состояния исполнения организациями, осуществляющими операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

4. Иные полномочия, предусмотренные действующим законодательством.

Следует обратить внимание, что системность государственного финансового контроля обеспечивается взаимодействием всех его органов, что регламентируется отдельными нормативными правовыми актами:

- Соглашение Росфинмониторинга № 01-01-14/22440, ФНС России № ММВ-23-2/77@ от 15 октября 2015 г. «О сотрудничестве и организации информационного взаимодействия Федеральной службы по финансовому мониторингу и Федеральной налоговой службы»;

- Соглашение Счетной палаты РФ № С-03-01-108, ФНС России № ММВ-23-3/16 от 14 ноября 2014 г. «О сотрудничестве между Счетной палатой Российской Федерации и Федеральной налоговой службой»;

- Соглашение об информационном взаимодействии Счетной палаты Российской Федерации и Федерального казначейства от 16 мая 2014 г. и другие.

Учитывая высокую опасность легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, их возможный межгосударственный характер, Росфинмониторинг осуществляет активное сотрудничество с рядом международных организаций, среди которых Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), Комитет экспертов Совета Европы по оценке мер противодействия легализации преступных доходов (МАНИВЭЛ), Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), Азиатско-Тихоокеанская группа по типу ФАТФ (АТГ) и другие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.219.65 (0.101 с.)