Субъекты финансовых правоотношений: основные классификации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Субъекты финансовых правоотношений: основные классификации



Динамичное развитие финансового нормативно-правового регулирования, появление новых субъектов финансовых правоотношений (например, неучастники бюджетного процесса) породили необходимость уточнения понятия «субъект финансового правоотношения», современной классификации субъектов финансовых правоотношений, обоснования их функциональной взаимосвязи.

Субъект финансовых правоотношений – это участник финансовых правоотношений, который на основании финансово-правовых норм обладает субъективными правами и юридическими обязанностями.

    Субъектный состав финансовых правоотношений достаточно традиционен для публичных отраслей права и включает в себя публично-территориальные образования, коллективных субъектов и индивидуальных субъектов.

    Важнейшим субъектом финансовых правоотношений является государство, формируя финансово-правовую политику, организуя международные финансовые отношения, обеспечивает единое финансовое пространство, в том числе и путем принятия финансового законодательства.

    В отдельных нормативно-правовых актах закреплены полномочия государства как самостоятельного субъекта финансовых правоотношений. Так, ст. 9. БК РФ закрепляет бюджетные полномочия Российской Федерации. 

    Аналогичные бюджетные полномочия субъектов РФ и муниципальных образований закреплены в ст. 10 и ст. 11 БК РФ соответственно.

    Научный интерес вызывают отдельные публично-правовые образования, которые имеют особую финансовую правосубъектность.

    Особые экономические зоны функционируют на основании Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ (в ред. от 18 июля 2017 г.) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее – Закон № 117-ФЗ) и представляют собой часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.

    Законом № 116-ФЗ закреплены 4 вида особых экономических зоны:

    - зоны промышленно-производственного типа;

    - зоны технико-внедренческого типа;

    - зоны туристско-рекреационного типа;

    - портовые зоны.

    Особенность их участия в финансовых правоотношениях заключается в возможности получения резидентами особых экономических зон определенного комплекса налоговых льгот, зависящего от вида последних. В общем, в соответствии со ст. 5.1 Закона № 116-ФЗ налогообложение резидентов особых экономических зон осуществляется в соответствии с законодательством о налогах и сборах. НК РФ предоставляет указанным субъектам льготы по НДС, налогу на прибыль организаций, налогу на имущество организаций, транспортному налогу, земельному налогу, а также пониженные тарифы страховых взносов.

    Территории опережающего социально-экономического развития (далее – ТОСЭР) функционируют на основании Федерального закона от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ (в ред. от 3 августа 2018 г.) «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» (далее – Закон № 473-ФЗ) и представляют собой часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.

    В настоящее время все ТОСЭР делятся на:

- ТОСЭР, созданные на территориях моногородов[9];

- ТОСЭР, созданные на территориях ЗАТО[10];

- иные ТОСЭР[11].

    ТОСЭР создаются на основании Постановления Правительства РФ. В течение 30 дней со дня принятия подобного Постановления уполномоченный федеральный орган, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации и исполнительно-распорядительный орган муниципального образования или исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований, на территориях которых создается ТОСЭР, заключают соглашение о создании ТОСЭР, которым могут устанавливаться, в том числе, условия предоставления резидентам территории опережающего социально-экономического развития налоговых льгот по уплате налогов на имущество организаций, земельного налога, в том числе сроки предоставления этих льгот.

    Говоря о публично-территориальных образованиях как субъектах финансовых правоотношений, необходимо отметить возможность в соответствии с НК РФ реализации региональных инвестиционных проектов[12]. При этом непосредственными участниками финансовых правоотношений (например, конкретными получателями налоговых льгот) будут являться участники рассматриваемых региональных инвестиционных проектов.

    К коллективным субъектам финансовых правоотношений относятся уполномоченные органы государственной власти и местного самоуправления, юридические лица, а также общественные объединения[13].

    Особый интерес вызывают юридические лица публичного права, которые вступают в финансовые правоотношения. Особенность указанных субъектов состоит в том, что с одной стороны, они наделены властными полномочиями, а с другой – являются юридическими лицами, имеющими возможность осуществлять предпринимательскую деятельность. К таким субъектам можно отнести Центральный банк Российской Федерации, государственные внебюджетные фонды, государственные корпорации[14]. 

    Понятие государственных корпораций дано в ст. 7.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (в ред. от 29 июля 2018 г.) «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ). В соответствии с ч. 1 ст. 7.1 Закона № 7-ФЗ государственная корпорация - это некоммерческая организация. Однако ч. 3.2 указанной статьи государственные корпорации имеют право осуществлять инвестирование ее временно свободных средств на условиях возвратности, прибыльности и ликвидности приобретаемых ею активов.

    Отдельные корпорации получают субсидии из федерального бюджета[15], финансовое обеспечение других осуществляется в целом за счет средств федерального бюджета[16].

    Индивидуальные субъекты финансовых правоотношений – физические лица, принимающие в них участие. Физические лица как субъекты финансовых правоотношений – это граждане РФ, иностранные граждане, лица с двойным гражданства и лица без гражданства. Объем их прав и обязанностей изменяется в зависимости от отношений, в которые они вступают.  

Особой правосубъектностью наделены физические лица – индивидуальные предприниматели. Так, например, индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов как в случае осуществления ими выплат и иных вознаграждений другим лицам, так и не осуществляющих таких выплат. При этом законодательно установлена обязанность индивидуальных предпринимателей, не осуществляющих выплат и иных вознаграждений иным лицам, уплачивать страховые взносы в следующих размерах:

1) на обязательное пенсионное страхование:

- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;

- в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода[17] плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период;

2)  на обязательное медицинское страхование:

- в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.

То есть можно сделать вывод о том, что даже если в расчетном периоде индивидуальный предприниматель не получил дохода либо претерпевал убытки, обязанность по уплате страховых взносов за ним сохраняется.

Особым субъектом финансовых правоотношений следует признать самозанятых граждан. Фактически определить, кто является самозанятыми гражданами, можно на основании анализа действующего гражданского и налогового законодательства[18].

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 23 ГК РФ в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии с п. 70 ст. 217 и подп. 3 п. 3 ст. 422 НК РФ не подлежат налогообложению и обложению страховыми взносами доходы в виде выплат (вознаграждений), полученных физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, от физических лиц за оказание им следующих услуг для личных, домашних и (или) иных подобных нужд:

- по присмотру и уходу за детьми, больными лицами, лицами, достигшими возраста 80 лет, а также иными лицами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе по заключению медицинской организации;

- по репетиторству;

- по уборке жилых помещений, ведению домашнего хозяйства.

Указанная норма действует в 2017 и 2018 годах.

К самозанятым граждан не могут относиться:

- иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность по найму у физических лиц для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью;

- иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность по найму в организациях или у индивидуальных предпринимателей, а также у занимающихся частной практикой нотариусов, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и других лиц, занимающихся в установленном законодательством РФ порядке частной практикой[19].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 290; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.125.219 (0.007 с.)