Выживание туристов в различных климатических условиях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выживание туристов в различных климатических условиях



 

Выживание [6] туристов в различных климатических условиях. В данной статье рассматриваются вопросы, посвящённые выживанию туристов в различных климатических условиях в туристских походах. В условиях пандемии COVID-19 гражданам России безопаснее путешествовать в своей стране. Да и правительство Российской Федерации предложило некоторые льготы, если наши граждане остановят свой выбор на путешествии по России. А в Российской Федерации имеются различные климатические условия для путешествий. В статье предложены некоторые рекомендации, как вести себя в тех или иных климатических условиях.

Survival of tourists in various environmental conditions. In given article the questions devoted to a survival of tourists in various environmental conditions in tourist campaigns are considered. In the conditions of pandemic COVID-19 it is more safe to citizens of Russia to travel in the country. And the government of the Russian Federation has offered some privileges if our citizens stop the choice on travel across Russia. And in the Russian Federation there are various environmental conditions for travel. In article some recommendations are offered how to behave in those or other environmental conditions.

Анализ последних исследований и публикаций. Тема, предложенная в статье, недостаточно исследована на современном этапе развития туризма в Российской Федерации.

Выделение нерешённой проблемы. За последние десятилетия в Российской Федерации туризм начал набирать обороты. Появились новые маршруты как в европейской части страны (Карелия, Крым), так и за Уралом, например, Алтай, Байкал, Камчатка, Северное Заполярье.

Цель статьи заключается в помощи туристам в выживании в различных климатических условиях в туристских походах.

Изложение основного материала. Выживание– это способность жить в экстремальных условиях [1, 2].

Туристы, оказавшиеся в условиях автономного существования, с первых же минут сталкиваются с необходимостью решения целого ряда неотложных задач, важнейшими из которых являются следующие:

- преодолеть стресс, вызванный экстремальной ситуацией;

- оказать пострадавшим туристам первую медицинскую помощь;

- защититься от негативного влияния окружающей среды;

- обеспечить себя запасами воды и пищи;

- определить собственное местоположение;

- установить связь и подготовить средства сигнализации [2].

От находчивости и изобретательности туриста, его умения эффективно использовать подручные средства и аварийное снаряжение зависит разрешение этих и ряда других задач.

В арктическом климатическом поясе туристов подстерегают такие опасности, как сильные ветры, очень низкая температура, местность, представляющая собой абсолютную пустыню.

«К холоду привыкнуть нельзя» – с этими словами норвежского путешественника-полярника Руаля Амундсена нельзя не согласиться, оказавшись в низкотемпературных климатических условиях. К ветру тоже нельзя привыкнуть. Сильнейшие и продолжительные морозы могут вызвать жестокие простудные заболевания, обморожения, даже стать причиной летального исхода [4].

В значительной степени холод причиняет серьёзный вред здоровью туристов в зонах тундры и лесотундры; зимой в таёжной зоне, степной, а также в высокогорье.

Во всех этих зонах неоднородны температурные характеристики. Одна и та же местность в одно и то же время может характеризоваться различной температурой. Понижение температуры значительно ощутимей в ущелье, долине реки, нежели на возвышенности.

Важной характеристикой является влажность воздуха. Например, на Оймяконе – полюсе холода Северного полушария, – температура опускается до -70°С (минимальную –77,8°С – зарегистрировали в 1938 г.) [5], однако из-за сухого воздуха переносить такую низкую температуру достаточно легко. И, напротив, при влажном морозе, температура воздуха всегда воспринимается более низкой, чем есть на самом деле.

Ветер не только охлаждает, но и обладает механическим воздействием, тем он и опасен. Двигаясь по заснеженной скале или обледенелому склону во время сильного порывистого ветра, необходимо соблюдать особые меры предосторожности и страховки. Одной из причин переохлаждения организма является длительное пребывание на ветру. Помимо этого, под действием продолжительного и сильного ветра человек становится чрезмерно возбуждённым и раздражительным.

На местности, где нет естественного укрытия, сильный ветер при низкой температуре воздуха способен значительно сократить время выживания туристов – порой до нескольких часов. Продолжительность выживания при отрицательной температуре во многом зависит от того, насколько качественно сооружено жилище, в каком состоянии находятся одежда и обувь на момент аварии, каковы запасы еды и горючего, насколько устойчиво моральное и физическое состояние туристов.

Обычно в экстремальной ситуации одежда защищает туристов от холода на время, достаточное для сооружения убежища. В зимних условиях большое значение имеет добротная обувь. В туристических походах зимой 9 туристов из 10 отмораживают именно ноги. Поэтому турист, в экстремальной ситуации в зимний период времени, прежде всего, должен позаботиться о состоянии своих ног.

В летний период возможно обеспечение продуктами питания за счёт собирания ягод, лишайников, в прибрежной зоне морей – водорослей, охоты на полярных морских и перелётных птиц, сбора яиц с гнездовий, рыбалки.

Наиболее вероятна гибель туристов в зоне Арктики от общего переохлаждения, утопления, простудных заболеваний.

В пустыне туристы чаще всего погибают от обезвоживания организма, теплового и солнечного ударов, реже от укусов ядовитых змей и паукообразных.

Выживание зимой в пустыне сводится к организации перехода к ближайшему населённому пункту. Благодаря плотным почвам в большинстве районов пустынь, обилию малооблачных дней, переход в зимне-весеннее время доступен слабо подготовленному туристу. В случае удалённости от населённых пунктов необходимо на хорошо просматриваемом месте разбить лагерь. Для приготовления пищи, обеспечения ночного отдыха, аварийной костровой сигнализации с успехом может применяться древесина саксаула и другая сухая растительность.

В летний период продолжительное выживание в пустыне сводится к возведению в закрытом от прямых солнечных лучей месте хорошо затенённого убежища. Необходимо заняться установкой аварийных сигналов, добычей и опреснением воды, организовать круглосуточное наблюдение, периодически подавать сигналы бедствия. Ночью хорошо заметны световые сигналы – горящий костёр или фонарный луч [2].

Тактика выживания в горах диктуется условиями поясной зоны, в которой находится турист, и в целом соответствует тактике и приёмам выживания в аналогичных природных зонах равнины. В условиях высокогорья выживать труднее. Туристы должны обладать специальной альпинистской подготовкой и иметь специальное оборудование.

Главная аксиома выживания: турист может и должен сохранить здоровье и жизнь в самых суровых климатических условиях, если он сумеет использовать в своих интересах всё, что даёт окружающая среда. Но для этого необходимы определённые знания и опыт, в том числе необходимы знания характеристик различных климатических зон, влияния низких и высоких температур, условий высокогорья на организм туристов, а также, какие необходимо проводить профилактические мероприятия в ходе повседневной деятельности с целью предотвращения переохлаждения, обморожения и перегрева организма [1].

Выводы. Таким образом, исходя из выше изложенных рекомендаций, можно понять, что, необходимо делать туристу в пешем походе при попадании в экстремальную ситуацию.

Список использованных источников:

1. Козар, А.Н. Выживание как составная часть жизнедеятельности туристов в походе [Текст] / А.Н. Козар, Н.К. Козар // Сборник научных трудов Второй заочной международной конференции профессорско-преподавательского состава «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук». ККИ. – Казань: Изд-во ККИ, 2018. – С. 124-125.

2. Козар, А.Н. Сигналы бедствия и способы ориентирования туристов в походе [Текст] / А.Н. Козар, Н.К. Козар // Сборник научных трудов международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития туризма и индустрии гостеприимства». ККИ. – Казань: Изд-во ККИ, 2018. – С. 66-70.

3. Козар, А.Н. Факторы риска и выживания туристов / А.Н. Козар, Н.К. Козар [Текст] // Сборник научных трудов Второй заочной международной конференции профессорско-преподавательского состава «Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук». ККИ. – Казань: Изд-во ККИ, 2018. – С. 125-127.

4. Козар, Н.К. Безопасность в туризме: Учебно-методическое пособие. [Текст] / Н.К. Козар, А.Н. Козар. – Казань: Казанский кооперативный институт, 2016. – 132 с.

5. Козар, Н.К. Организация туристской деятельности: Монография [Текст] / Н.К. Козар, А.Н. Козар. – М.: РУСАЙНС, 2019. – 139 с.

 

Ключевые слова: выживание туристов, климатические условия.

УДК 338.48                                                                                                         Лешкевич С.А.,

старший преподаватель кафедры «Физвоспитание и спорт»,

Лешкевич А.С.,

обучающаяся 2 курса направления подготовки

«Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм»,

ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»,

г. Севастополь, Россия

ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕКРЕАЦИИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ

 

Применение [7] средств физической рекреации для повышения уровня здоровья студентов. В данной статье изложен аналитический аспект физической рекреации человека: понятийная методология, вид, функция, средства, формы и методы. Представлен взгляд ученых и педагогов вузов России. Детально уделено внимание функциям рекреации: медико-биологической, воспитательной, экономической.

Заболеваемость населения, в том числе и студентов, в настоящее время остается на высоком уровне. Причиной можно считать несоблюдение молодежью здорового образа жизни и понижение двигательной активности, что отрицательно сказывается на её физическом развитии, функциональной подготовленности и здоровье.

Сущность физической рекреации заключается в том, что благодаря активному отдыху у студента повышается производительность обучения, увеличивается выносливость полноценной работоспособности, сокращается заболеваемость.

Use of physical recreation facilities to increase the level of student health. This article describes the analytical aspect of human physical recreation: conceptual methodology, type, function, means, forms and methods. The article presents the view of scientists and teachers of Russian universities. Detailed attention is paid to the functions of recreation: medical and biological, educational, and economic.

The morbidity rate of the population, including students, currently remains at a high level. The reason can be considered non-compliance with a healthy lifestyle by young people and a decrease in motor activity, which negatively affects their physical development, functional fitness and health.

The essence of physical recreation is that thanks to active recreation, the student's learning productivity increases, the endurance of full-fledged performance increases, and the incidence of diseases decreases.

Анализ последних исследований и публикаций. Исследованию вопроса о влиянии физической рекреации на организм человека посвящены работы таких ученых как Н.С. Мироненко, И.Т. Твердохлебов, Т.В. Николаенко, А.С. Кусков, В.Л. Голубева, Т.Н. Одинцова. Но, несмотря на большое количество работ в этом направлении и на их теоретическое и практическое значение, понятие «физическая рекреация» не является однозначным из-за своей многогранности и представляет системную сложность, поэтому требует дальнейшего исследования и уточнения.

Выделение нерешенной проблемы. Как отмечает основатель физической рекреации в России ученый и педагог В.М. Выдрин, этот вид физической культуры удовлетворяет потребности людей в перемене вида деятельности, в активном отдыхе, в свободном общении в процессе занятия физической культурой [1]

Многие ученые считают, что физическая рекреация представляет собой большой теоретический и практический интерес для студентов. Они этот вид деятельности определяют как отдых, восстановление сил с помощью средств физического воспитания (занятия физическими упражнениями, подвижные и спортивные игры, туризм и др.), а также естественных сил природы, в результате которых получают удовольствие, достигают хорошего самочувствия и настроения, восстанавливают умственную и физическую работоспособность [3].

На данный момент средства физической рекреации для оздоровления молодого организма студентов в Республике Крым и г. Севастополь применяются недостаточно.

Цель статьи заключается в исследовании специфики применения средств физической рекреации для оздоровления и восстановления организма студентов.

Изложение основного материала. В советский период времени слово «рекреация» исчезла из письменной и устной речи и только в 1975 году в Большой советской энциклопедии (Т.21. – С.616-617) рекреацию характеризуют как отдых, восстановление сил человека, израсходованных в процессе труда.

Более подробно и широко этот термин получил определение в Большой медицинской энциклопедии (Т.22. – С.141-145): это «деятельность человека в свободное от работы и учебы время с целью восстановления, укрепления физических, духовных сил и всестороннего развития личности в основном с помощью природных факторов на специально предназначенных для этого территориях, находящихся вне места постоянного жительства».

Стремление обогатиться, ускоренный ритм жизни, современный учебный процесс вызывает утомление, переутомление и требует дополнительно физической и психической энергии.

Функции физической рекреации направленны на формирование, восстановление, укрепление и сохранения здоровья студента. Рекреация имеет три основных функции: медико-биологическую, воспитательную, экономическую. Они взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга.

В медико-биологической функции обычно выделяют два аспекта: санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых в различных условиях. Такие мероприятия помогают человеку восстановить работоспособность и снять нервно-психическое напряжение естественными факторами природы, физической рекреацией, физиотерапевтическими и психотерапевтическими методами, дието- и фитотерапией и другими средствами.

Санаторно-курортное лечение – это основа активного отдыха людей и, в то же время, необходимый фактор в их восстановлении и укреплении здоровья, повышения трудоспособности.

По общепринятой практике, санатории и курорты подразделяются на бальнеологические, грязевые, бальнеогрязевые, бальнеоклиматические и др.

Основной лечебный фактор бальнеологических санаториев и курортов – это минеральные воды различного физико-химического состава, грязевых – лечебные иловые и торфяные грязи, бальнеогрязевых – минеральные воды и лечебные грязи, бальнеклиматических – минеральные воды и климат.

Одним из центров реабилитации и лечения в Крыму является специализированный санаторий имени академика Н.Н. Бурденко, расположенный в г. Саки. Это один из лучших санаториев по уровню оснащенности не только в нашей стране, но и в Европе.            Специалисты санатория используют для лечения пациентов иловую минеральную грязь, рапу Сакского озера, минеральную воду. Уникальным целебным фактором является климат черноморского побережья степной зоны Крыма.

Также одним из основных лечебно-профилактических мероприятий является физическая рекреация. В этих условиях применяются все средства лечебной физической культуры: утренняя гигиеническая зарядка, лечебная гимнастика, дозированное плавание, терренкур, массаж и другие.

Как известно, у студента имеется не менее 100 выходных дней в году и не менее 3-4 свободных часов ежедневно. Их можно использовать для активного отдыха.

 К сожалению, мы до сих пор не овладели культурой и искусством отдыха и напрашивается вопрос: как и где с максимальной пользой для здоровья проводить активный отдых? Как избежать хронического переутомления?

По мнению В.Н.Сергеева, к нему приводят следующие факторы: бесцельность учебы и отсутствие заинтересованности в ней, малоподвижный образ жизни, вредные привычки, недостаточное чувство ответственности [2].

 К этому следует добавить, что около двух часов тратится на внеурочные разговоры и «посиделки» в сети интернет. Однако 25-30 мин. ежедневно на активный отдых не хватает.

Предлагаем примерный комплекс для восстановления и укрепления здоровья, который включает: утреннюю гигиеническую зарядку (10-12 мин.); дозированную ходьбу (2-3 км.); дополнительно – посещение физкультурно-спортивной секции (2-3 раза в неделю); ходьба по лестнице на 4-5 этажи в общежитии (2-3 раза в день); в выходной день – прогулки вдоль моря и посещение городских парков.

Важным лечебно-оздоровительным фактором в здравницах является вторая функция рекреации – это социально-культурная или воспитательная. Она отражает познавательную рекреационную деятельность отдыхающих, связанную с ознакомлением с новым природным ландшафтом, памятниками, посещение выставок, театров, библиотек.

Социально-экономическая функция рекреации состоит в том, что она, вследствие рекреационных мероприятий, обеспечивает простое расширенное воспроизводство трудовой деятельности.

Благодаря активному отдыху у студента повышается производительность обучения, увеличивается выносливость полноценной работоспособности, сокращается заболеваемость, следовательно рекреация становится экономической функцией.

       Выводы:

1. Физическая рекреация – это активный вид физической культуры, благодаря которому во время активного отдыха формируется, восстанавливается, укрепляется и сохраняется здоровье, как для больного человека, так и для здорового.

2. Физическую рекреацию в полной мере можно широко использовать не только в санаторно-курортных условиях, но и в городских – парках, садах, оздоровительных центрах, и т.д.

3. В данном направлении можно применять все средства физической культуры, формы и методы ее занятий, также предлагаем ввести в учебный процесс дисциплину «Физическая рекреация».

Список использованных источников:

1. Выдрин, В.М. Физическая рекреация – вид физической культуры (историко-теоретический анализ предмета исследования) [Текст] / В.М. Выдрин // Культура физическая и здоровье. – 2004. – № 2. – С. 18-21.

2. Сергеев, В.Н. Умеете ли вы отдыхать [Текст] / В.Н. Сергеев. – М.: Знание, 2008. – С. 3-99.

3. Смородинов, А.С. Физическая рекреация как средство сохранения и укрепления здоровья студентов [Текст] / А.С. Смородинов, В.И. Смородинова // Культура физическая и здоровье. – 2004. – № 1. – С.30-32.

Ключевые слова: физическая рекреация, здоровье, активный отдых, восстановление, физическая культура.

 

УДК 332.1                                                                                                             Мохова Е.А.,

старший преподаватель

кафедры философии и гуманитарных дисциплин,

ФГБОУ ВО «Ставропольский государственный

медицинский университет Министерства

здравоохранения Российской Федерации»,

г. Ставрополь, Россия

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-10; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.64.47 (0.032 с.)