В условиях пандемии covid-19 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В условиях пандемии covid-19



 

Актуальные [27] тренды профессиональной сферы туризма. В данной статье рассматриваются специфика и перспективы стабилизации и развития социально-экономической ситуации в сфере туризма в условиях пандемии COVID-19. Особенностями сложившейся ситуации являются ее глобальный характер, неопределенная продолжительность во времени, масштабные последствия для смежных отраслей экономики и тотальный отрицательный социальный эффект. Особенно тревожными представляются перспективы профессиональной сферы туризма, устойчивость профессионального сообщества, в том числе, востребованность специалистов в данной отрасли. Потери будут связаны не только с уходом специалистов в другие сферы экономической деятельности, но и со снижением популярности образования в сфере туризма и гостеприимства.

В сохранении и развитии туризма как сферы экономической деятельности и социальной практики традиционно и обоснованно заинтересованы такие социальные институты как государство, профессиональные сообщества сферы туризма и образовательные учреждения соответствующего профиля. Одно из перспективных направлений поддержки и развития туристской отрасли – онлайн-туризм. Основная его задача – поддержать интерес к туризму как социальной и рекреационной практике у различных представителей потребительских сегментов. При этом задачей является не только сохранение лояльности у сегментов реальных потребителей, но и ее формирование у потребителей потенциальных. Только комплексность предпринятых усилий всех заинтересованных сторон по предотвращению стагнации такой отрасли экономики как туризм, продуманных и реализованных всеми представителями социальных институтов, для которых данная сфера является профессиональной и инвестиционно-привлекательной, позволят сформировать траекторию ее развития в позитивном направлении, сохраняя и приумножая традиции и открывая новые перспективы.

Current trends in the professional sphere of tourism. This article discusses the specifics and prospects of stabilization and development of the socio-economic situation in the tourism sector in the context of the COVID-19 pandemic. The current situation is characterized by its global nature, indefinite duration in time, large-scale consequences for related sectors of the economy, and total negative social effect. The prospects for the professional tourism sector and the sustainability of the professional community, including the demand for specialists in this industry, are particularly alarming. Losses will be associated not only with the departure of specialists to other areas of economic activity, but also with the decline in the popularity of education in the field of tourism and hospitality.

Social institutions such as the state, professional communities in the tourism sector and educational institutions of the relevant profile are traditionally and reasonably interested in preserving and developing tourism as a sphere of economic activity and social practice. One of the most promising areas of support and development of the tourism industry is online tourism. Its main task is to support interest in tourism as a social and recreational practice among various representatives of consumer segments. At the same time, the task is not only to maintain loyalty among segments of real consumers, but also to form it among potential consumers. Only the integrated efforts of all stakeholders to prevent stagnation of such industries as tourism, well-planned and implemented by all representatives of the social institutions for which this area is professional and attractive, will form the trajectory of its development in a positive direction, preserving and multiplying the traditions and opening new perspectives.

Анализ последних исследований и публикаций. Тема исследования состояния индустрии туризма и его стабилизации в условиях пандемии COVID-19 недостаточна исследована и проработана. Данному вопросу уделяли внимание такие авторы, как П.И. Ананченкова [1], М.Ю. Белякова и А.С. Заболотный, Е.С. Сахарчук [6], Е.Г. Теличева и В.А.Чернов, и др.

Основным содержанием их работ является современное состояние, проблематика и перспективы развития различных направлений и видов туризма в Российской Федерации в современных условиях.

Выделение нерешенной проблемы. В условиях не только неблагоприятной, но и во многом неопределенной, эпидемиологической обстановки под вопросом оказалось дальнейшее развитие туризма как сферы профессиональной и коммерческой деятельности. Уже в настоящее время очевидно – туризм как социальная практика, а, следовательно, и как бизнес-пространство, уже никогда не будет прежним. Необходим поиск новых путей сохранения и развития профессиональной сферы туризма, продуцирующей и продвигающей туристский продукт, соответствующий объективным социально-экономическим условиям и специфическим запросам целевых аудиторий [5].

Цель статьи: рассмотреть актуальные тренды сферы туризма в условиях пандемии COVID-19 и меры по стабилизации ситуации.

Изложение основного материала. Сфера туризма как отрасль экономики одна из основных отраслей, которая пострадала в условиях пандемии COVID-19. Мировой рынок туристских услуг в лице абсолютно всех его субъектов понес серьезные убытки. Все компании, осуществляющие туроператорскую, турагентскую деятельность, трансфер, размещение, питание и так далее, пострадали в значительной степени, а многие прекратили свое существование. Кризис в сфере туристской индустрии, разразившийся в этом году, сопоставим разве что с последствиями мировых войн.

После закрытия границ большинством стран – объектов наибольшей туристской привлекательности, где въездной туризм в то же время являлся основной отраслью экономики, туристские потоки сократились практически до нуля. После некоторого ослабления мер, направленных на противодействие распространению COVID-19, наметилось определенное оживление туристских потоков, однако их объемы несопоставимы с допандемийным периодом.

Еще в мае текущего года в ходе проведения круглого стола АНТОР-АТОР «О туризме после пандемии COVID-19», были выделены четыре этапа развития туристской индустрии в условиях пандемии:

- «страх и паника» (когда никто не знает, чем обернется эпидемия, чего ждать);

- «полная темнота» (поиски решений);

- «колебание пламени свечи» (намеки на выход);

- «свет в конце тоннеля» (еще не выход, но уже прямой путь к нему).

В докладе утверждалось, что на тот момент субъекты туриндустрии находились на этапе «колебания пламени свечи», однако прошедшие четыре месяца, на наш взгляд, показали, что, продолжая метафору авторов доклада, свет этого пламени оказался скорее неверным и выход пока не найден.

Особенно тревожными представляются перспективы профессиональной сферы туризма, устойчивость профессионального сообщества. Как известно, именно «спрос рождает предложение», а в условиях отсутствия спроса необходимость в предложении услуги неизбежно падает, что приводит к сокращению востребованности специалистов в данной отрасли. Нам еще только предстоит оценить масштабы потерь в профессиональной сфере туризма. Потери будут связаны не только с уходом специалистов в другие сферы экономической деятельности, но и со снижением популярности образования в сфере туризма и гостеприимства. Последствия этого тренда будут отсрочены, но весьма ощутимы уже в ближайшие 5-10 лет и то, только в том случае, если второй волны пандемии либо не будет, либо она будет более слабой.

Для того, чтобы избежать фатальных последствий сложившейся ситуации в обществе и экономике, на наш взгляд, необходимо осуществление социальными институтами ряда мер по определенным и согласованным направлениям.

К социальным институтам, традиционно и обоснованно заинтересованным в сохранении и развитии туризма как социальной практики и сферы экономической деятельности относятся следующие. В первую очередь, это государство. Степень заинтересованности государства определяется не только наличием и развитостью туристских дестинаций, расположенных на его территории, но и значимостью туризма как социальной и рекреационной практики. На текущий момент государством принят целый ряд мер, направленных на поддержку туризма как экономической отрасли, они широко популяризированы и хорошо известны всем заинтересованным субъектам. Обоснованную экономическую их оценку можно будет сделать уже в ближайшем будущем.

Со стороны профессиональных организаций сферы туризма могут быть также сделаны определенные шаги, направленные на поддержку своих специалистов и партнеров. Прежде всего – это переориентация (пусть и временная) на внутренний туризм с акцентом на детский и санаторный отдых, дотируемые государством. Кроме того, особое внимание может быть уделено деловому туризму, который пострадал значительно меньше, чем рекреационный.

Но особое внимание, на наш взгляд, должно быть уделено развитию онлайн-туризма. Первоначально данное направление может развиваться как социальный, некоммерческий проект при поддержке государства и заинтересованных профессиональных организаций и ассоциаций. Основная его задача – поддержать интерес к туризму как социальной и рекреационной практике у разнообразных представителей потребительских сегментов. При этом задачей является не только сохранение лояльности у сегментов реальных потребителей, но и ее формирование у потребителей потенциальных. Онлайн-туры должны быть продуманы и созданы с учетом потребностей и запросов целевых аудиторий и с использованием современных мультимедийных возможностей.

Субъект проявляет (демонстрирует) потребительскую лояльность исключительно в процессе осуществления какой-либо деятельности, активно взаимодействуя с другими субъектами или воздействуя на объект, удовлетворяя при этом собственные потребности или, иначе говоря, разрешая возникающие проблемы или противоречия. В случае отсутствия необходимой социальной практики, или неактуализированности определенной потребности потребителем будет утрачиваться побуждение к потреблению туристских услуг. Ведь только осознанная (или неосознанная) потребность продуцирует состояние активности, которое естественно предваряется аффективным и психологическим подъемом – побуждением к осуществлению деятельности.

Современный потребитель достаточно активен в интернет-пространстве. Онлайн-активность осуществляется, практикуется, и, что имеет решающее значение, осознается как реальная деятельность. Следовательно, потребитель туристского онлайн-продукта, не только удовлетворяет актуальную потребность, но и формирует соответствующий динамический стереотип потребления туристского продукта. Туристические онлайн-практики формируют и поддерживают интерес и лояльность к данному виду деятельности.

Образовательные учреждения всех уровней должны усилить профориентационную и агитационную работу с абитуриентами, направленную на привлечение внимания и формирование интереса к профессиональной сфере туризма. Требуется создание соответствующих программ и пособий, которые дадут возможность максимально доступно и привлекательно показать все преимущества и перспективы данной профессиональной деятельности в ближайшем будущем.

Таким образом, меры по предотвращению стагнации такой отрасли экономики как туризм, продуманные и реализованные всеми представителями социальных институтов, для которых данная сфера является профессиональной и инвестиционно-привлекательной, позволят сформировать траекторию ее развития в позитивном направлении, сохраняя и приумножая традиции и открывая новые перспективы.

Список использованных источников:

1. Ананченкова, П.И. Влияние коронавирусной пандемии на мировой рынок туризма [Текст] / П.И. Ананченкова // Труд и социальные отношения. – 2020. – № 4. – С. 27-35.

2. Ключевская, Н. Туризм-2020 и COVID-19: туристическая отрасль в условиях пандемии и после нее [Электронный ресурс]. – URL: https://www.garant.ru/article/1376805/.

3. Макринова, Е.И. Рынок услуг в системе устойчивого экономического развития региона: мониторинг и оценка конкурентоспособности [Текст] / Е.И. Макринова, В.В. Лысенко // Журнал фундаментальные исследования. – 2017. – № 11-2. – С. 419-424.

4. Нюренбергер, Л.Б., Карицкая И.М., Леушина О.В. Мотивационные аспекты формирования потребительской лояльности [Текст] / Л.Б. Нюренбергер, И.М. Карицкая, О.В. Леушина // Общественные науки. – 2016. – № 2-2. – С. 201-206.

5. Петренко, Н.Е. Инновации как фактор развития индустрии туризма [Текст] / Л.Б. Нюренбергер, Н.Е. Петренко // Двадцать шестые апрельские экономические чтения. – Омск, 2020. – С. 229-232.

6. Сахарчук, Е.С. Актуальные информационные потребности субъектов профессиональной туристской деятельности [Текст] / Е.С. Сахарчук // Культура: теория и практика. – 2020. – № 3 (36). – С. 14.

7. Теличева, Е.Г., Чернов В.А. Устойчивое развитие туризма: контент-обзор конъюнктуры туристского рынка в период пандемии [Текст] / Е.Г. Теличева, В.А. Чернов // Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке. – 2020. – Т. 2. – С. 136-140.

Ключевые слова: туризм, профессиональная сфера туризма, туризм в условиях пандемии, туристская услуга.

УДК 338.48                                                                                                        Козлова В.А.,

кандидат экономических наук, доцент,

доцент кафедры туризма и гостиничного дела,

ФГБОУ ВО «Орловский государственный

университет имени И.С. Тургенева»,

г. Орёл, Россия

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-10; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.125.7 (0.02 с.)