Точки роста внутреннего туризма в России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Точки роста внутреннего туризма в России.



Ключевыми конкурентными преимуществами развития туризма в Российской Федерации являются наличие множества точек притяжения для внутреннего туризма, ориентированных практически на любые группы потребителей. Согласно концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)», в России разработано несколько перспективных туристских укрупненных инвестиционных проектов. Они реализуются в рамках целевого региона, представляющего собой совокупность особенностей социально-географической местности субъектов РФ, которая может стать основой интегрированного комплексного продукта, объединенного через бренд, и которая уже сегодня является центром притяжения туристов, предпочитающих конкретный вид туризма. Рассмотрим данные перспективные туристские инвестиционные проекты.

В настоящее время можно выделить 15 перспективных туристских укрупненных инвестиционных проектов, привлекающих туристов и обладающих высоким потенциалом расширения туристского предложения по конкретным приоритетным для современной России видам туризма (Рисунок 2).

Развитие данных проектов позволит заострить внимание именно на тех регионах, где имеется высокий потенциал развития конкретного вида приоритетного туризма в четкой увязке с действующими центрами притяжения туристов.

Из уже состоявшихся проектов ФЦП (2011-2018 гг.), мы можем наблюдать курорт «Завидово» с большой перспективой развития круизного туризма, новый быстрорастущий кластер на берегах Волги «Ярославское взморье», туркластер «Медовые водопады» в Карачаево-Черкесии, куда можно доехать из Кисловодска, Ессентуков и Пятигорска благодаря появлению всей необходимой инфраструктуры, также развивается горнолыжный комплекс Архыз (Карачаево-Черкесия) и курорт «Шерегеш» на склоне Алтайских гор [2, c. 118].

Проблема точек роста внутреннего туризма также была затронута в Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года (Распоряжение Правительства РФ от 20 сентября 2019 г. № 2129-р), где были определены отдельные виды туризма, для развития которых требуется формирование специальных мер государственной поддержки, снятие административных и социально-экономических ограничений развития. К таким видам туризма отнесли детский культурно-познавательный, горнолыжный, круизный, экологический и деловой [8].

Рисунок 2 – Перспективные туристские укрупненные инвестиционные проекты по концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)» [6]

 

На тему основных точек притяжения внутреннего туризма также проводились опросы населения России. В начале 2020 года Всероссийский центр изучения общественного мнения предоставил результаты исследования «Внутренний туризм в России: основные точки роста», в котором участвовали жители около 80 регионов России, 500 городов и пгт, и 100 сел [5]. Согласно исследованию, с целью отдыха и развлечений большинство опрошенных предпочли бы посетить Крым (29%), Байкал (19%), Алтайский край и Сочи (по 17%); с целью осмотра культурных достопримечательностей – г. Санкт-Петербург (58%), Москву (23%), города Золотого кольца (13%); с целью отдыха на природе – оз. Байкал и Алтай (по 19%), а также Камчатку (12%); с целью восстановления здоровья – Кавказ/Минеральные воды (13%) и Крым (12%). Наиболее желаемыми для поездок среди обладающих высоким, но пока не в полной мере реализованным туристским потенциалом регионов являются: Волгоградская область (65% россиян было бы интересно посетить данный регион с туристскими целями), Сахалин (64%), Шантарские острова (67% среди 18-24-летних, 75% среди 25-34-летних, 66% среди 35-44-летних), Таймыр (54% среди 18-24-летних, 57% среди 25-34-летних), Якутия (49% среди 18-24-летних), Кольский полуостров (56% среди 18-24-летних, 44% среди 25-34-летних), Магадан (45% среди 18-24-летних, 42% среди 25-34-летних). К числу интересных людям старше 45 лет относятся: Волгоград, Астрахань (65% среди 45-59-летних), Соловки (54% среди 45-59-летних, 51% среди старше 60 лет).

На основании полученных результатов выделяются наиболее перспективные регионы, где приток туристов можно было бы обеспечить уже в ближайшей перспективе: это Волгоград, Сахалин, Хабаровский край, Астрахань и Тыва. Остальные регионы на данный момент интересуют меньше 50% потенциальных туристов. Архангельской области, Калмыкии, Красноярскому краю, Пермскому краю, Якутии, Марий Эл, Башкирии, а также Воронежской и Мурманской областям следует поработать в направлении повышения своей туристской привлекательности — при условии, что они заинтересовали около 30-40% опрошенных. Бурятия может поработать над улучшением информированности о других достопримечательностях, помимо Байкала, связанных с культурными и природными особенностями.

Таким образом, можно сделать вывод, что в России располагается множество точек роста внутреннего туризма, как уже реализованных, так и только запланированных перспективных проектов. Регионам необходимо приложить большие усилия и решить ряд вышеописанных проблем для их успешной реализации [3, 4].

Выводы. Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы. Анализ современного состояния внутреннего туризма в Российской Федерации показал, что по большинству туристских показателей за последние годы наблюдается положительная динамика, однако внутренний туризм значительно отстает в развитии от выездного. На данный момент в туриндустрии России наблюдаются серьезные проблемы, мешающие развитию внутреннего туризма. Основными из них оказались нехватка качественных средств размещения, высокие цены на транспортировку при низком качестве услуг и слабое продвижение внутреннего туризма среди населения. Решениями этих и других перечисленных проблем может послужить оптимизация цен на сопутствующие услуги, увеличение инвестиционной привлекательности туристских проектов в России, а также стимулирование предпринимателей на рынке внутреннего туризма. На сегодняшний момент в Российской Федерации существует множество точек развития внутреннего туризма. Их территориальное размещение обосновано наличием определенных факторов и условий туристской привлекательности территории. Среди уже реализованных проектов выделяются туристские кластеры на Северном Кавказе и Алтае, а также многие проекты в Центральном федеральном округе и на Черноморском побережье России. Большой потенциал имеют также запланированные туристские проекты по концепции федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)», поэтому необходимо приложить большие усилия для их успешной реализации. В целом, разработанные туристские проекты и перспективные направления развития туризма, определенные Правительством РФ, во многом соответствуют потребительским ожиданиям и удовлетворяют спрос на них. Однако для увеличения их туристской привлекательности необходимо уделить внимание решению ряда вышеописанных проблем и повысить туристскую активность населения страны.

Список использованных источников:

1. Абдулкеримов, К.К. Современные проблемы и перспективы развития туризма в России [Текст] / К.К. Абдулкеримов, К.Р. Давудов // Прорывные научные исследования: проблемы, закономерности, перспективы: Сборник статей XIII Международной научно-практической конференции. – Пенза: Наука и просвещение, 2019. – С. 153-154.

2. Бушуева, И.В. Итоги реализации федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.): успехи и проблемы [Текст] / И.В. Бушуева // Стратегии и современные тренды регионального туризма и гостеприимства: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – М.: Русайнс, 2019. – С. 118-123.

3. Закиров, И.В. Туризм в России: тенденции и география [Текст] / И.В. Закиров, Й.И. Мазитова // Курортно-рекреационный комплекс в системе регионального развития: инновационные подходы. – 2016. – № 1. – С. 178-181.

4. Закиров, И.В. Региональные особенности развития туризма в России [Текст] / И.В. Закиров, Г.А. Саттарова // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. География. Геология. – 2018. – Том 4 (70). – № 2. – С. 86-98.

5. Исследование ВЦИОМ «Внутренний туризм в России: основные точки роста» 2019 год [Электронный ресурс]. – URL: https://wciom.ru/fileadmin/file/reports_ conferences/2020/2901_Vnutrennyi_turism.pdf (дата обращения: 03.04.2020).

6. Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)» (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2018 г. № 872-р. [Электронный ресурс]. – URL: http://static.government.ru/media/files/FoFftF1dhGs4GZzEBPQtLCFVtBl2hHQD.pdf (дата обращения: 02.04.2020).

7. Косолапов, А.Б. География российского внутреннего туризма: учебное пособие [Текст] / А.Б. Косолапов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2014. – 272 с.

8. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 года №2129-р) [Электронный ресурс]. − URL: https://www.russiatourism.ru/upload/iblock/298/ Стратегия%20развития%20туризма%20на%20период%20до%202035года.pdf (дата обращения: 02.04.2020).

9. Федеральная служба государственной статистики РФ [Электронный ресурс]. – URL: https://www.gks.ru/ (дата обращения: 24.03.2020).

10. Фролова, М.И. К вопросу о развитии внутреннего туризма в России [Текст] / М.И. Фролова, А.А. Вершинина // Экономическое развитие в XXI веке: тенденции, вызовы, перспективы: Сборник научных трудов VII Международной научно-практической конференции студентов. – Казань: КНИТУ, 2019. – С. 148-151.

11. The Travel & Tourism Competitiveness Report 2019 – World Economic Forum [Электронный ресурс]. – URL: http://www3.weforum.org/docs/WEF_TTCR _ 2019.pdf (дата обращения: 05.04.2020).

 

Ключевые слова: внутренний туризм, проблемы туризма, основные показатели туризма, точки роста.

 

 

УДК 348                                                                                                               Зюляев Н.А.,

кандидат экономических наук, доцент,

доцент кафедры сервиса и туризма,

Зайнуллина И.Ф.,

обучающаяся 2 курса магистратуры

направления подготовки «Туризм»,

ФГБОУ ВО «Поволжский государственный технологический университет»,

г. Йошкар-Ола, Россия

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-10; просмотров: 198; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.229 (0.014 с.)