Факторы развития культурно-познавательного туризма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы развития культурно-познавательного туризма



 

Факторы [13] развития культурно-познавательного туризма. В данной статье исследуются факторы, влияющие на современное состояние и развитие культурно-познавательного туризма, цели и особенности которого оцениваются как потребности духовного освоения и присвоения культуры мира через непосредственное постижение и переживание разных культур в различных местах. Оценивается роль культурно-познавательного туризма как важного средства создания культурных связей и международного сотрудничества. Также оценивается тот факт, что развитие культурных факторов внутри региона является средством расширения ресурсов для привлечения туристских потоков.

Factors of development of cultural and cognitive tourism. This article examines the factors affecting the current state and development of cultural tourism, the goals and features of which are assessed as the needs of spiritual development and appropriation of a culture of peace through direct comprehension and experience of different cultures in different places. The role of cultural tourism as an important means of creating cultural ties and international cooperation is assessed. Also, the development of cultural factors within the region is a means of expanding resources to attract tourist flows.

Анализ последних исследований и публикаций. В последние годы в России растет интерес к исследованию особенностей формирования рынка услуг вообще и туристского рынка в частности, к поиску соответствующих направлений его развития. Наибольший интерес представляют работы следующих авторов, как А. Агеев, А. Блинов, П.И. Бурак, А. Бусыгин, Г. Егиазарян, А. Иоффе, В.Н. Казаков, А.Н. Кирилова, В.Ю. Морозов, А.Г. Новицкий, Н.С. Перекалина, Н.А. Платонова, И. Прусс, И.А. Рождественская, В. Савченко, Л.Б. Сульповар, В. Супян, В. Хруцкий, А. Чепуренко и др.

 Общеэкономические проблемы развития туризма в условиях рыночных отношений исследованы в трудах российских ученых Азара В.И., Александровой А.Ю., Васильевой В.А., Веденина В.С., Гуляева В.Г., Жильцова Е.Н., Зорина И.В., Зайцевой Н.А., Исмаева Д.К., Квартального В.А., Мироненко Н.С., Палиряна Г.А., Поповой Р.Ю., Путрика Ю.С., Сенина В.С., Чилилова А.М. и др.

Несмотря на то, что туризм как таковой исторически начался именно с культурного туризма, культурологический подход к изучению данной сферы только начинается. Так, вопросы изучения культурного туризма отражены в работах Л.П. Воронковой, О.И. Корпухина, Т.Г. Богатыревой, Е.Н. Селезневой, Г.А. Аваиесовой, Н.П. Ващекина, Н.М.Мамедова и др.

Выделение нерешенной проблемы. Вместе с тем, многие вопросы функционирования культурно-познавательного туризма остаются неизученными, несистематизированными и необобщенными. Это и предопределило выбор темы исследования.

Цель статьи – изучить факторы, влияющие на развитие культурно-познавательного туризма.

Изложение основного материала. Культурно-познавательный туризм является очень сложной концепцией и одним из самых популярных видов туризма. Это касается всех посетителей, путешествующих для знакомства с культурой. Поскольку культура содержит материальные и нематериальные элементы, культурно-познавательный туризм направлен на то, чтобы узнать их, путешествуя по выбранным местам.

Одним из самых популярных определений культурно-познавательного туризма является путешествие от места постоянного проживания к культурным достопримечательностям для получения знаний, опыта и удовлетворения своих потребностей.

Этот тип туризма тесно связан с городским туризмом, так как многие исторические места, события, фольклор и верования возникли в прошлом и настоящем в городах. Рост посещений культурных объектов является следствием окультуривания общества. Люди ищут что-то новое, необычное для них, а туризм позволяет им получать знания о мире за пределами своих домов [2].

ЮНВТО дает другое определение, в котором культурно-познавательный туризм – это любое движение людей, включая исполнительское искусство, культурные туры, поездки на культурные мероприятия, посещение мест, памятников, поездки для изучения природы, фольклора или искусства или паломничества.

Основные направления деятельности культурно-познавательного туризма, это мероприятия, учитываемые как часть культурного туризма, к ним относятся: посещение культурных мероприятий; посещение музеев, художественных галерей, археологических памятников; посещение исторических мест; посещение городов и мест, связанных с жизнью известных художников; участие в различных семинарах, связанных с местной культурой.

Источниками роста культурно-познавательного туризма являются развитие транспорта, окультуривание общества, технологический прогресс, развивающиеся потребности туристов (например, сосредоточиться на опыте, подлинности).

Культурно-познавательный туризм в настоящее время рассматривается как важный фактор роста туризма. Многие туристические направления сосредоточены на создании культурного предложения, которое привлечет туристов нового типа. Культурно-познавательный туризм позволяет людям отличать свою культуру от других и формирует у них большую терпимость.

В этом смысле, становится очевидным наличие не только в теории и на практике также достаточного объема и качества научной информации, а также причина для выявления и дифференциации основных определяющих характеристик культурного туризма и на международном уровне:

- это самостоятельный вид туризма, место которого в базовой классификационной схеме туризма можно определить по признаку – причинам и целям визита;

- поездки и временное проживание за пределами места постоянного проживания туриста с доминирующими целями и задачами, установленными конкретными духовными потребностями;

- потребление материальных и духовных ценностей (соответствующих специализированных туристских продуктов) для посещения мест с определением культурно-исторического контекста туристического предложения;

- совокупность всех организаций, учреждений и субъектов, предоставляющих специализированные информационные, транспортные, торговые и иные виды обслуживания, приема, размещения, питания и сопровождения туристов;

- специфическая ниша туристического спроса и самостоятельная часть современной туристической индустрии [5].

Основные факторы, отличающие развитие культурно-познавательного туризма, проявляются в следующем:

Культурно-познавательный туризм удовлетворяет определенные туристские потребности, которые носят объективный характер и возникают на определенной стадии социально-экономического развития общества, соответствующей произошедшим изменениям образа жизни. Их можно определить как совокупность требований, направленных на восстановление и улучшение личности человека посредством туристической поездки.

Культурные ценности, которые являются специфической предпосылкой развития культурного туризма. По своей сути они представляют собой совокупность объектов и явлений, когнитивные и эмоциональные эффекты которых предназначены для удовлетворения культурных потребностей туристов. Культурные ценности можно сгруппировать как:

- культурно-исторические памятники и места-археологические памятники, памятники и архитектурные комплексы, монастыри и церкви, этнографические памятники, музеи и другие;

- произведения искусства – движимые материальные культурные ценности: коллекция предметов искусства, произведений живописи, скульптуры, народных промыслов, вышивки, костюмов, культовых предметов, шедевров кино и литературы и т. д.;

- периодические и эпизодические события – фестивали, шоу, конгрессы, ярмарки, праздники и более.

Влияние на долгосрочную жизнеспособность культурных ценностей оказывает их размер, уникальность, управление, способность сохранять интерес туристов, конкуренция и другие характеристики. Присутствие культурных ценностей, однако, не представляет собой путешествие. Они должны быть вовлечены в экономический оборот – предложение на рынке культурного туризма как части туристического продукта [1].

Культурно-познавательный туризм характеризуется особым туристическим продуктом, который определяется как набор (пакет) материальных товаров и услуг, предлагаемых туристам с культурной мотивацией, по общей цене с момента, когда они покинули свой дом, до возвращения домой. Он предназначен для удовлетворения потребностей культурных туристов.

Исходя из конкретной природы культурного туризма, анализ отдельных элементов показывает, что, например, фестивали могут быть чрезвычайно надежным инструментом не только для взаимопонимания и сотрудничества между нациями, но и для социально-экономического роста регионов. Благодаря своей специфике, фестивали создают естественную среду и разворачивают различные бизнес-инициативы, связанные с рекламой, маркетингом, записью, производством аудио- и видеопродукции, различными видами услуг, и это является хорошей основой для развития туризма малого и среднего бизнеса на основе изменения общего социально-экономического профиля региона и улучшения качества жизни [4].

Во всем мире музеи являются основными туристическими объектами. В крупных городах наряду с традиционными музеями, такими как Национальный исторический музей, Национальная художественная галерея и другие, его место занимают небольшие музеи со специфическими темами: Музей военной истории, Музей истории музыки, искусства, ремесла, авиации, различных видов промышленности, спорта, флагов, частных лиц и другие. И любой конкретный музей может привлечь определенную целевую группу.

Религиозные памятники – соборы, церкви, монастыри и другие также могут привлекать туристов. Реликвии, которые хранятся в них, являются частью богатого культурного наследия города и государства в целом. Многие из этих памятников также функционируют как музеи. Благодаря своей великолепной акустике они часто являются площадками и концертными мероприятиями.

Посещение культурных и исторических мест зависит от многих факторов, включая: особенности интересов туристов; степень их собственных общих знаний и уровень образования; предварительные знания о стране или ее частях, а также о ее культурном и историческом наследии; финансовые возможности; психологическое восприятие своей религии; обычаи и образ жизни и т. д. Большое значение имеет степень достройки инфраструктуры вокруг недвижимых культурных и исторических объектов и их коммунальных служб. Все эти факторы напрямую связаны с термином «туристическая привлекательность» мест и направлений, которому в последнее время многие авторы пытаются дать характеристику.

Очевидно, что при всей деятельности, связанной с интенсивным стимулированием развития культурно-познавательного туризма, следует учитывать множество других факторов, например таких, как: 1) факторы самого места назначения; 2) факторы, связанные с регионами и странами, создающими туристический спрос; 3) факторы, обеспечивающие связь между генетическими районами и районами назначения; 4) факторы, связанные с большим количеством заменителей с точки зрения туристов, конкурирующих по направлениям [3].

На международном уровне отношение к культурному туризму имеют Всемирная туристская организация (ЮНВТО), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), ИКОМОС, ИКОМ, Организация мировых исторических городов, ЕС и его учреждения культуры. Эти организации проводят обследования, результаты которых служат только конкретным целям и задачам исследования.

Выводы. Важными факторами, способствующими развитию культурно-познавательного туризма, являются изменение осознания важности культурного наследия, доходов и продолжительности отдыха. Этот вид туризма является одним из самых популярных в рамках краткосрочных путешествий: выходные «вдали от города» или сочетание традиционного отдыха на берегу моря и в горах с однодневными экскурсиями по интересным культурным и историческим местам.

Список использованных источников:

 

1. Чеглазова, М.Е. Перспективы развития культурно-познавательного туризма в Республике Крым на примере г. Симферополь [Текст] / М.Е. Чеглазова // Таврические студии. – 2016. – № 8. – С. 115-121.

2. Чеглазова, М.Е. Культурно-познавательный туризм в Крыму на примере города Севастополя [Текст] / М.Е. Чеглазова // Приоритетные направления и проблемы развития внутреннего и международного туризма в России: Сборник материалов I Всероссийской с международным участием научной конференции (г. Алушта, 26-27 апреля 2018 г.). – Симферополь: ИТ «Ариал», 2018. – С. 225-229.

3. Чеглазова, М.Е. Современное состояние культурно-познавательного туризма в Крыму [Текст] / М.Е. Чеглазова, Л.М. Арзуманян // Приоритетные направления и проблемы развития внутреннего и международного туризма в России: Сборник материалов I Всероссийской с международным участием научной конференции (г. Алушта, 26-27 апреля 2018 г.). – Симферополь: ИТ «Ариал», 2018. – С. 212-217.

4. Чеглазова, М.Е. Культурно-познавательный туризм – приоритетное направление развития туризма в Крыму [Текст] / М.Е. Чеглазова, Е.С. Демина // Приоритетные направления и проблемы развития внутреннего и международного туризма в России: Сборник материалов I Всероссийской с международным участием научной конференции (г. Алушта, 26-27 апреля 2018 г.). – Симферополь: ИТ «Ариал», 2018. – С. 221-225.

5. Чеглазова М.Е. Оценка значения культурного туризма для устойчивого развития туристского региона [Текст] / М.Е. Чеглазова, А.С. Перескоков // Приоритетные направления и проблемы развития внутреннего и международного туризма в России: Сборник материалов II Всероссийской с международным участием научно-практической конференции (г. Бахчисарай, 25-26 апреля 2019 г.). – Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2019. – С.74-79.

6. Тимошина, Ю.В. Тематические экскурсии как способ решения проблемы сезонности в Крыму [Текст] / Ю.В. Тимошина, Д.В. Смирнов // Экономические исследования и разработки. – 2017. - № 8. – С. 73-81.

 

Ключевые слова: туризм, культура, культурно-познавательный туризм, факторы.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-10; просмотров: 444; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.162.216 (0.02 с.)