Транспортная безопасность детского экскурсионного туризма в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Транспортная безопасность детского экскурсионного туризма в России



Транспортная [11] безопасность детского экскурсионного туризма в России. Организация школьных экскурсий является важной составляющей внеурочной деятельности и способствует реализации требований федеральных стандартов системы образования. Детский экскурсионный туризм имеет социально-педагогические функции: повышает эффективность учебного процесса и способствует комплексному подходу к умственному, трудовому и нравственному воспитанию. В ходе познавательных экскурсий учащиеся наиболее успешно осваивают школьную программу, решаются задачи культурного развития и социализации [6].

Обеспечение транспортной безопасности лежит в основе организации любых туристических поездок, особенно школьных экскурсий. В нашей стране на законодательном уровне совершенно обоснованно уделяется повышенное внимание перевозке несовершеннолетних пассажиров, начиная от поездок на легковых автомобилях с использованием специальных удерживающих устройств, заканчивая групповыми школьными экскурсиями. В данной статье рассмотрены главные аспекты обеспечения безопасности перевозки организованных детских групп автобусами.

Transport safety of children’s excursion tourism in Russia. The organization of school excursions is an important component of extracurricular activities and contributes to the requirements implementation of Federal education system standards. Children's excursion tourism has social and pedagogical functions: it increases the effectiveness of the educational process and promotes a comprehensive approach to mental, labor and moral education. During educational excursions, students most successfully master the school curriculum, solve problems of cultural development and socialization of children [6].

Ensuring transport security is at the heart of organizing any tourist trips, especially school excursions. In our country, at the legislative level, it is quite reasonable to pay increased attention to the transportation of underage passengers, starting from trips in passenger cars using special restraints, ending with group school excursions. This article discusses the main aspects of ensuring the safety of transportation of organized children's groups by buses.

Анализ последних исследований и публикаций. Вопросы транспортной безопасности в туризме освещены, в первую очередь, в законодательных актах, Российской Федерации. Вклад в систематизирование информации, касающейся регулирования и безопасности детского туризма, внес Ю.С. Константинов [6]. Также среди современных исследований можно выделить работы А.Г. Бобковой [5] и Е.В. Аигиной [4].

Постановка нерешенной проблемы. В современных условиях обеспечение безопасности является одним из главных государственных вопросов. В индустрии детского экскурсионного туризма особое место занимает соблюдение и выполнение правил безопасной перевозки организованных групп. При изучении законодательного обеспечения транспортной безопасности путешествий ощущается необходимость в систематизации основных требований к организации и осуществлению перевозки детей автобусами.

Цель статьи – анализ законодательства в области организации и осуществления автобусной перевозки детских организованных групп, с целью обеспечения безопасности школьных экскурсионных поездок.

Изложение основного материала. К детским экскурсия предъявляются особые требования, которые связаны с обеспечением повышенной безопасности перевозки организованных групп детей без сопровождения законных представителей. Каждая компания-перевозчик, туроператор, турагент, школа или другая детско-юношеская организация должны изучать основные аспекты нормативно-правового регулирования детских перевозок и организовывать автобусные экскурсии строго в соответствии с требованиями законодательства РФ. Безопасность детей и уменьшение рисков во время туристической поездки зависят от соблюдения требований нормативно-правовых актов РФ к техническому состоянию транспортных средств, оформлению документов, посадке и высадке пассажиров, страхованию, а также от координации работы служб МЧС, ГИБДД и медицинской помощи, своевременного информирования о существующих угрозах [8]. Политика государства и требования законодательства оказывают основное регуляторное влияние на транспортную безопасность во время экскурсий.

Согласно определению, указанному в «Правилах дорожного движения», организованная перевозка группы детей – это перевозка в автобусе, не относящемся к маршрутному транспортному средству, группы детей численностью 8 и более человек, осуществляемая без их родителей или иных законных представителей [7]. Межрегиональное управление Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю в рекомендациях по организованной перевозке четко определяет, что к организованной перевозке групп детей относится поездка, при которой автобус не является маршрутным, а среди пассажиров минимум 8 детей едут без родителей. Таким образом, к организованной перевозке детской группы не относят поездки на маршрутных транспортных средствах, а также перевозки группы, в которой без родителей едут менее 8 детей [9].

 

Таблица 1 – Перечень документов для организованной перевозки группы детей

Перечень документов, которые должны быть в наличие у водителя, для осуществления организованной перевозки группы детей (Постановление № 1177 от 13.09.2019)

Документы Комментарии
Копия или оригинал договора фрахтования заключенного в соответствии с ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»
Копия уведомления об организованной перевозке группы детей уведомление подается не позднее 48 часов до начала перевозки в междугородном сообщении, не позднее 24 часов до начала перевозки в городском и пригородном сообщениях
Копия решения о назначении сопровождения автомобилями подразделения Госавтоинспекции колонна не менее 3 автобусов
Список набора пищевых продуктов (сухих пайков, бутилированной воды) в случае нахождения детей в пути следования более 3 часов
Список (списки) всех пассажиров см. таблицу 2
Документ, содержащий сведения о водителе (фамилия, имя, отчество, телефон) кроме случая, если в составе документов есть копия уведомления об организованной перевозке группы детей, содержащего такие сведения
Документ, содержащий порядок посадки пассажиров установленный руководителем или должностным лицом, ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения
Маршрут перевозки с указанием пункта отправления и прибытия, промежуточных пунктов посадки (высадки) всех пассажиров, мест остановок для приема пищи, кратковременного и ночного отдыха

Организованная перевозка группы детей должна осуществляться в соответствии с Правилами дорожного движения, а также «Правилами организованной перевозки групп детей автобусами», которые являются основным документом, регулирующим автобусную перевозку детей. Данный документ утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2013 года № 1177. Последняя редакция вступила в силу 13 сентября 2019 года. Правительство внесло поправки и дополнения в комплект документов необходимых для детской перевозки автобусами (Таблица 1), уточняющие требования к водителям и обязанности сопровождающего группы (Рисунок 1), содержание перечня пассажиров, правила и сроки подачи в ГАИ уведомления о перевозке [3].

В соответствии с последними изменениями для осуществления организованной перевозки группы детей с 30 июня 2020 г. должны будут использоваться автобусы, с даты выпуска которых прошло не более 10 лет. Переход на использование «молодых» транспортных средств для Крыма и Севастополя происходит плавно. С 01.04.2019 г. организованные группы детей нельзя перевозить на автобусах категории М2, с года выпуска которых прошло более 10 лет [9]. Автобусы категории М3 старше 10 лет запрещено использовать для детской перевозки с 30.06.2020 г.

Для организованной перевозки групп детей допускаются автобусы, соответствующие по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров, допущенные в установленном порядке к участию в дорожном движении. Транспортные средства должны быть оснащены тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS, оборудованы ремнями безопасности. При движении автобуса на его крыше или над ней должен быть включен маячок желтого или оранжевого цвета [3].

С 1 марта 2019 года все транспортные компании, которые перевозят пассажиров автобусами и микроавтобусами, должны иметь лицензию. Данное нововведение положительно повлияет на обслуживание детских групп, так как избавляет туристический рынок от недобросовестных перевозчиков, которые осуществляют свою деятельность с нарушением требований законодательства. Лицензия выдается при обеспечении в ежедневном процессе работы безопасности дорожного движения, наличии системы ГЛОНАСС и тахографа, заполнении в установленной форме путевых листов, прохождении водителями медицинского контроля, привлечении к работе водителей категории D и нанятых по трудовому договору, проведении техосмотра в заданные сроки и других следующих условий в соответствии с законодательством [2].

 

Рисунок 1 – Требования к организованной перевозке группы детей автобусами

 

Для осуществления перевозки группы детей назначается ответственный за организованную перевозку, который координирует действия водителей и других сопровождающих. Организованная перевозка группы детей без назначенных сопровождающих не допускается. Сопровождающие обязаны выполнять требования заказчика, доведенные до их сведения при проведении инструктажа. Количество сопровождающих на 1 автобус назначается из расчета их нахождения у каждой двери автобуса, ответственный – один на автобус. Ответственный за организованную перевозку обязан иметь при себе список всех пассажиров (Таблица 2) с указанием информации о сопровождающих, медработнике и других физических лиц, участвующих в поездке.

 

Таблица 2 – Содержание списка пассажиров при организованной перевозке группы детей

Содержание списка пассажиров при организованной перевозке группы детей

Список детей с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), возраста или даты рождения каждого ребенка, номера контактного телефона родителей (законных представителей)
Пункты посадки и (или) высадки каждого ребенка в случае если такие пункты являются промежуточными – не совпадают с пунктом отправления и (или) пунктом назначения маршрута
Список сопровождающих с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) каждого сопровождающего, номера его контактного телефона
Данные о медицинском работнике (движение колонной более 12 часов) с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), должности, с копией его лицензии или копией договора с медицинской организацией, имеющей соответствующую лицензию
Список работников, участвующих в организованной перевозке группы детей с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) каждого, номера контактного телефона, пунктов посадки и (или) высадки каждого
Список других физических лиц, участвующих в организованной перевозке группы детей с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии) каждого, номера контактного телефона, пунктов посадки и (или) высадки каждого

Ответственный за перевозку обязан иметь при себе список мест размещения для детей на отдых в ночное время, содержащий также наименование юридического лица или фамилию, имя и отчество ИП, размещающих детей или осуществляющих деятельность в области оказания гостиничных услуг, либо реестровый номер туроператора. осуществляющего организацию поездки. Организованная перевозка группы детей должна осуществляться исключительно с использованием ремней безопасности. Перед началом движения сопровождающие должны убедиться, что дети пристегнуты, контролировать использование ремней безопасности в пути следования, обеспечивать порядок в салоне во время движения, не допуская подъем детей с мест и передвижение по салону.

В ночное время (с 23 часов до 6 часов) не допускается организованная перевозка группы детей, за исключением: к железнодорожным вокзалам, аэропортам и от них, завершение организованной перевозки группы детей (доставка до конечного пункта назначения) при задержке в пути. При этом после 23 часов расстояние перевозки не должно превышать 100 километров.

При неблагоприятном изменении дорожных условий или иных обстоятельствах, влекущих изменение графика движения автобуса, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения обеспечивает принятие мер по своевременному оповещению родителей детей, сопровождающих, медицинского работника и ГИБДД о появлении таких обстоятельств. Ответственность за нарушение требований к организованной перевозки групп детей автобусами установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Выводы и предложения. Исследование транспортной безопасности детского туризма показало, что в целях предупреждения дорожных происшествий при организованных перевозках групп детей автобусами в Российской Федерации законодательно утверждены специальные правила таких перевозок. При подготовке школьных экскурсий особые требования предъявляются не только к техническим характеристикам и оборудованию автобусов, но и к водителю, сопровождению, а также к организационной работе туроператоров и турагентов. Исследования транспортной безопасности доказывают, что только совместно с органами государственной власти туроператоры и профессиональные объединения способны обеспечить условия безопасной перевозки, а соответственно и развитие детского экскурсионного туризма [4].

Совершенствование действующего законодательства в области детской перевозки, а также подготовка и применение эффективных механизмов организационной деятельности, остаются актуальными вопросами. Важно продолжать анализ и систематизацию законодательных актов, регулирующих организованную перевозку детских групп, проводить социологические исследования и оценку качества обслуживания, наладить взаимодействие государственных ведомств, таких как МЧС, Роспотребнадзор, Ространснадзор, ГИБДД и других с целью обеспечения безопасности детского туризма на всех этапах экскурсионной поездки.

Немаловажной составляющей системы мер безопасности организованной перевозки групп детей является обеспечение удобных парковочных мест для школьных экскурсионных автобусов, удобных подъездов к объектам туристической инфраструктуры, качественного дорожного покрытия, своевременной организации ремонтных работ на дорогах. Таким образом, следует контролировать не только деятельность транспортных компаний и туроператоров, которые участвуют в организации экскурсий, но и дорожных служб от действий или бездействий которых зависит безопасность на дорогах.

Список использованных источников:

  1. Федеральный закон № 132-ФЗ от 24.11.1996 (ред. от 18.04.2018) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.russiatourism.ru/ (дата обращения: 26.12.2019 г.).
  2. Постановление Правительства РФ от 27.02.2019 года № 195 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами» [Электронный ресурс]. – URL: https://rostransnadzor.ru (дата обращения: 05.01.2020 г.).
  3. Постановление Правительства РФ от 13.09.2019 г. № 1177 «Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами» [Электронный ресурс]. – URL: https:// http:// http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102170019 (дата обращения: 04.01.2020 г.).
  4. Аигина, Е.В. Современное состояние развития детского туризма в Российской Федерации [Текст] / Е.В. Аигина, Н.И. Тульская // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). – 2015. – № 10 (54).
  5. Бобкова, А.Г. Безопасность туризма: учебник [Текст] / А.Г. Бобкова, С.А. Кудреватых, Е.Л. Писаревский; под общ. ред. д-ра юрид. наук. Е.Л. Писаревского. – М.: Федеральное агентство по туризму, 2017. – 272 с.
  6. Константинов, Ю.С. Детско-юношеский туризм: учеб. пособие для академического бакалавриата [Текст] / Ю.С. Константинов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 455 с.
  7. Организованная перевозка детей автобусами [Электронный ресурс]. – URL: https://гибдд.рф/corp/children-traffic (дата обращения: 04.01.2020 г.).
  8. Рекомендации Конференции-Форума по вопросам безопасности туризма от 15.05.2018 года [Электронный ресурс]. – URL: https://www.tourismsafety.ru/. (дата обращения: 26.12.2019 г.).
  9. Рекомендации по организованной перевозке групп детей различными видами транспорта в период новогодних праздников и зимних школьных каникул [Электронный ресурс]. – URL: http://82.rospotrebnadzor.ru/directions/sanoxrana/147499/ (дата обращения: 04.01.2020 г.).
  10. Шарина, Е. Ю. Методические рекомендации по организации детского туризма [Текст] / Е.Ю. Шарина, О.А. Санаева, С.В. Старцева, Н.В Кисельникова – М.: Федеральное агентство по туризму, 2017. – 209 с.
  11. Одарюк, Е.В. Современное состояние и перспективы развития автобусного туризма в Крыму [Текст] / Е.В. Одарюк, Д.В. Смирнов, Г.М. Эбралидзе // Современные проблемы и перспективы развития туризма и сферы услуг в условиях глобализации: Сборник статей I Всерос. науч.-практ. конференции. – Владимир: Атлас. – С. 256-260.

Ключевые слова: экскурсионный, детский туризм, группы детей, безопасность, правовое регулирование, перевозка автобусами, методические рекомендации.

 

УДК 368.023.41                                                                                                   Умяров Р.А.,

руководитель отдела продаж,

агентство недвижимости «Эксперт»,

Валиев Р.Н.,

обучающийся 4 курса направления подготовки «Экономика»,

ФГБОУ ВО «Башкирский

государственный аграрный университет»,

г. Уфа, Россия

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-10; просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.138.230 (0.017 с.)