Медицинский туризм как приоритетное направление развития мирового рынка медицинских услуг 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Медицинский туризм как приоритетное направление развития мирового рынка медицинских услуг



 

Медицинский [8] туризм как приоритетное направление развития мирового рынка медицинских услуг. В данной статье проанализированы особенности и тренды в развитии медицинского туризма как основного направления развития мирового рынка медицинских услуг. Медицинский туризм, зародившийся на стыке двух важнейших отраслей – здравоохранения и туризма, сегодня сам представляет приоритетную в плане экономического развития отрасль мировой и национальных экономик. Используя принятую терминологию, под медицинским туризмом следует понимать «организацию медицинского обслуживания пациента-туриста в одном лице за пределами страны постоянного проживания» [1]. Благодаря чему становится возможным своевременно получить современную (высокотехнологичную, высококвалифицированную и пр.) медицинскую помощь в самых передовых медицинских центрах мира, при этом отдыхая за границей. При этом для «принимающей» страны или региона это один из существенных источников дохода.

Medical tourism as a priority area for the development of the world market for medical services. This article analyzes the features and trends in the development of medical tourism as the main trend in the development of the world market of medical services. Medical tourism, which originated at the junction of two most important industries – health care and tourism, today itself is a priority sector of the world and national economies in terms of economic development. Using the accepted terminology, medical tourism should be understood as «the organization of medical care for a patient-tourist in one person outside the country of permanent residence» [1]. Thus, the possibility of obtaining modern (high-tech, highly qualified, etc.) medical care in the best world centers is realized, combining with rest abroad. Moreover, for the «host» country or region, this is one of the significant sources of income.

Анализ последних исследований и публикаций. В российской экономической литературе тема медицинского туризма как драйвера мирового рынка медицинских услуг исследована недостаточно. Отдельные вопросы развития рынка медицинских услуг были рассмотрены в трудах П.А. Герасимова, А.Д. Доники, Э. Тополя и др. В целом вопросам развития медицинского туризма посвящены работы О.А. Никитиной; Т.Е. Лебедевой; С.Б. Болдыревой, В.Б. Дорджиевой, Д.С. Мучкиновой и др. Вопросами изучения мирового опыта развития медицинского туризма занималась С.А. Каленова [1], И. Грошев, А. Краснослободцев и др.

В данных работах рассматриваются современное состояние и перспективы как рынка медицинских услуг в целом, так и рынка международного туризма как важнейшей составляющей мирового рынка медицинских услуг. 

Выделение нерешенной проблемы. Несмотря на то, что развитие медицинского туризма является приоритетным направлением развития экономики во многих странах и России в том числе, наблюдается значительная дифференцированность стран по развитию медицинского туризма. Во многом на это влияет не только уровень экономического развития страны, но и уровень развития национального здравоохранения.

Цель статьи заключается в рассмотрении особенностей медицинского туризма как приоритетного направления развития мирового рынка медицинских услуг.

Изложение основного материала. Сегодня медицинский туризм, как одна из основных форм предоставления медицинских услуг, является новым, но динамично развивающимся направлением во многих странах. Это связано, прежде всего, с тем, что развитие данной отрасли позволяет раскрывать конкурентные преимущества страны и ее регионов, позволяя повышать доходную часть бюджета. По данным медицинского портала UNIMED, объем отрасли медицинского туризма в мире в целом сегодня составляет «около 30 млн. поездок в год» [2]. Причем лидерами являются такие страны как Германия, принимающая «около 70 000 зарубежных пациентов в год» [2] и Израиль – «около 30 000 пациентов в год» [2]. Это объясняется тем, что система здравоохранения Германии занимает 4 место в мире и является одной из наиболее высокотехнологичных. Израиль, является бесспорным лидером по развитию медицинского туризма (учитывая размеры страны) вследствие высокого уровня развития медицины, а также, что не менее важно, более низких цен, чем в Германии или в США. При этом каждый год «более 1,5 млн. жителей США выезжают на лечение за рубеж» [2]. Среди стран СНГ безусловным лидером отрасли является Россия, принимающая 72% медицинских туристов [2].

Однако в последнее время наметилась тенденция «смещения центра медицинского туризма из западных стран (Европы и США) в страны АТР – Азиатско-Тихоокеанского Региона (Корея, Таиланд, Сингапур, Китай)» [2]. Это связано с государственной политикой в странах АТР, направленной на улучшение качества оказываемой медицинской помощи. Результатом реализации этой политики стал приток иностранных медицинских туристов. «Так, только в Индии принято за истекший год 175 000 зарубежных пациентов, а тайские клиники за этот период обслужили 1,4 млн. иностранцев» [2].

Среди основных преимуществ медицинского туризма следует отметить такие, как: высокий уровень «уникальной медицинской помощи, предоставляемой медицинскими работниками высочайшей квалификации, применяющих современные медицинские технологии и оборудование» [3]. Причем помощь эта оказывается по более низким (по сравнению с родной страной) ценам. Дополнительным стимулом медицинского туризма выступает дополнительная возможность «отдыха и ознакомления с достопримечательностями страны, принимающей медицинских туристов» [3]. А также использование природных факторов, в том числе климатических и бальнеологических в стране пребывания.

Медицинский туризм представляет собой сложную систему. Прежде всего, комплекс таких услуг как непосредственное обследование и лечение в зарубежной клинике, а также сопровождение в клинике больного, размещение в гостинице, в том числе сопровождающих лиц, решение сопряженных бытовых проблем. А, следовательно, разнообразны и участники рынка медицинских услуг (пациенты и сопровождающие их лица, медицинские организации, страховые организации, турфирмы, структуры обслуживающие туристическую индустрию (кафе, рестораны и пр.). В этом и состоит одна из особенностей рынка медицинского туризма.

Как мы уже отметили, медицинский туризм, прежде всего, направлен на диагностику и лечение самого туриста в зарубежной клинике. Поэтому, развитие рынка медицинского туризма возможно в двух направлениях: диагностика (уточнение диагноза, проведение дополнительного исследования) и непосредственно лечение пациента-туриста (оперативное, консервативное, профилактическое, реабилитационное и пр.).

Можно выделить экономический и социальный эффекты медицинского туризма, причем эти эффекты можно выделить как для пациента и страны-потребителя, так и для клиник и принимающей страны. Так, для страны-потребителя положительные эффекты проявляются в улучшении здоровья своего населения, получении современной, своевременной и высокоэффективной медицинской помощи, причем в полном объеме. Для принимающей страны эффект будет выражен в развитой инфраструктуре (прежде всего, медицинской и туристической), росте занятости населения, повышении макроэкономических показателей.

Выводы. Таким образом, медицинский туризм и в мире, и в России является основным направлением развития мирового рынка медицинских услуг. Причем в России развитие медицинского туризма имеет активную поддержку со стороны государства.

Список использованных источников:

1. Каленова, С.А. Мировой опыт развития медицинского туризм [Текст] / С.А. Каленова // Вестник университета Туран. – 2018. – № 4 (80). – С. 142-146.

2. Медицинский туризм в цифрах [Электронный ресурс]. – URL: https://ru.unimed.org/статьи/медицинский-туризм-в-цифрах.

3. Савельева, Н.А. Медицинский туризм: тенденции и перспективы развития в Краснодарском крае [Текст] / Н.А. Савельева, М.В. Россинская // Социальные, экономические, технологические и экологические аспекты устойчивого развития регионов России: Сборник научных статей всероссийской научной конференции, посвящённой 30-летию СНИЦ РАН и СГУ. – Сочи: Издательство: ИП Кривлякин С.П., типография «Оптима», 2018. – С. 73-76

Ключевые слова: медицинский туризм, медицинские услуги, мировой рынок медицинских услуг.

 

УДК 338.482.22                                                                                      Севрюков И.Ю.,

кандидат экономических наук,

доцент кафедры бизнеса в сфере услуг,

Лучина Н.А.,

кандидат технических наук, доцент,

доцент кафедры бизнеса в сфере услуг,

Якшигулов Р.А.,

аспирант кафедры бизнеса в сфере услуг,

ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный

университет экономики и управления «НИНХ»,

г. Новосибирск, Россия

 

    СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО ТУРИЗМА

Сущность [9] и особенности гастрономического туризма. В данной статье рассматриваются сущность и особенности развития гастрономического туризма как в России, так и за рубежом. Обосновано, что основной целью гастрономического туризма является удовлетворение потребностей туристов в получении удовольствия от потребления блюд кухни той или иной страны. Также гастрономический туризм способствует формированию интереса к уже устаревшим видам путешествий и привлекает туристов в уже знакомые им страны, регионы, города. В гастрономических путешествиях туристы знакомятся с культурой посещаемой страны путем потребления кулинарных блюд, при этом информации, интересной туристу, поступает намного больше, чем от обычного отдыха.

В современном мире гастрономический туризм представляет собой молодое и быстроразвивающееся направление, которое в последние годы завоевывает признание у самых разных потребительских сегментов. В нашей стране данный вид туризма пока явление уникальное: нет продуманных гастрономических маршрутов, немного туристов, готовых платить деньги за подобное путешествие и т.д. Однако, и у нас все большее количество путешественников и специалистов индустрии туризма и гостеприимства начинают осознавать перспективность этого направления турбизнеса. Одной из существенных проблем, снижающих динамизм развития гастротуризма, является отсутствие законодательной базы, что не позволяет в полной мере использовать потенциал данного вида туризма на рынке туристских услуг, снижает потребительский интерес и не даёт должного синергетического эффекта.

The essence and features of gastronomic tourism. This article discusses the essence and features of the development of gastronomic tourism, both in Russia and abroad. It is proved that the main goal of gastronomic tourism is to meet the needs of tourists in getting pleasure from the consumption of dishes of a particular country's cuisine. Gastronomic tourism also contributes to the formation of interest in outdated types of travel and attracts tourists to countries, regions, and cities that are already familiar to them. In gastronomic trips, tourists get acquainted with the culture of the visiting country by consuming culinary dishes, and information interesting to the tourist comes much more than from a normal holiday.

In the modern world, gastronomic tourism is a young and rapidly developing direction, which in recent years has gained recognition from various consumer segments. In our country, this type of tourism is still a unique phenomenon: there are no well-thought-out gastronomic routes, tourists who are willing to pay money for such a trip, etc. However, an increasing number of travelers and specialists in the tourism and hospitality industry are beginning to realize the prospects of this area of tourism business. One of the significant problems that reduce the dynamism of the development of gastrotourism is the lack of a legal framework that does not allow the full use of the potential of this type of tourism in the market of tourist services, reduces consumer interest and does not give a proper synergistic effect.

Анализ последних исследований и публикаций. Термин «кулинарный туризм» был введен в обращение в 1998 году доцентом кафедры народной культуры в государственном университете Bowling Green (Боулинг Грин, США) Люси Лонгом. В 2003 году Эриком Вульфом была основана Международная ассоциация гастрономического туризма (The International Culinary Tourism Association), президентом которой он является на данный момент. В 2012 году термин «кулинарный туризм» заменили на «гастрономический туризм» из-за того, что исследование, которое провела Международная ассоциация гастрономического туризма, показало, что большинство американских жителей, среди которых проводилось исследование, посчитали, что кулинарный туризм подходит только для элиты [4].

В нашей стране также существует Ассоциация гастрономического туризма России (АГТР), которая функционирует с 12 января 2015 г. Вступление в Ассоциацию позволяет туристическим организациям пользоваться отработанными методами развития гастрономического туризма в регионах, позволяет участвовать в международных и национальных проектах гастрономического туризма, а также обмениваться идеями, знаниями, опытом и развивать отношения с другими членами Ассоциации [1].

Основная цель гастрономических туров заключается в том, чтобы получить удовольствие от потребления блюд кухни той или иной страны. При этом данная цель не сводится к тому, чтобы попробовать какое-то редкое, экзотическое блюдо или перепробовать бесчисленное количество блюд. Основная задача заключается в том, чтобы попробовать блюда, которые сочетают в себе рецепты, сделанные в соответствии с традициями, обычаями местных жителей, с их культурой приготовления пищи.

Российские ученые трактуют понятие гастрономического туризма как вид туризма, основанный на потребности людей знакомства со страной или регионом путем потребления разных национальных блюд.

Во время путешествия турист пробует разные кулинарные изыски, напитки страны временного пребывания, посещает места выращивания и производства отдельных продуктов.

Ряд исследователей считают, что гастрономический туризм подразумевает не только дегустацию национальных блюд, но и полноценное знакомство с технологией их приготовления.

Выделение нерешенной проблемы. Следует отметить, что практически отсутствует правовое регулирование новых и специфических видов туризма, таких, как гастрономический туризм.

Международно-правовое регулирование туризма и туристических услуг основывается на международных договорах и международных обычаях, а также актах специализированных международных организаций.

Можно выделить следующие многосторонние международные договоры:

1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года.

2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 года.

3. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года.

4. Варшавская конвенция о воздушном транспорте от 12 октября 1929 года.

5. Чикагская международная конвенция о гражданской авиации от 7 декабря 1944 года, а также принятые в связи с ней Токийская, Гаагская и Монреальская конвенции.

6. Конвенция о таможенных льготах для туризма от 4 июля 1954 года и соответствующий, Протокол к ней (Дополнительный протокол к Конвенции о таможенных льготах для туристов, касающийся ввоза относящихся к туризму осведомительных документов и материалов (Нью-Йорк, 4 июня 1954 г.) [5].

7. Конвенция о защите мирового культурного и природного наследия от 23 ноября 1972 года.

Целями гастрономического туризма являются:

- ознакомиться с традициями местной кухни;

- продегустировать необычные напитки и блюда;

- обменяться народными рецептами;

- узнать технологию приготовления разных блюд;

- посетить гастрономические фестивали и праздники.

Функциями гастрономического туризма является:

- регулятивная функция;

- функция маркирования статуса индивида;

- коммуникативная функция;

- функция самоидентификации;

- функция интеграции.

Задачами гастрономического туризма являются:

- повышение роли культурного восприятия разных народов путем знакомства с национальной кухней;

- увеличение турпотока и привлечение новых регионов к посещению города Новосибирск;

- развитие этнографического туризма [3].

Цель статьи. Для более полного представления проведем сравнительный анализ гастрономического и исторического туризма.

Изложение основного материала. Сходства: Знакомство с культурой и обычаями разных народов и этносов. Одинаковая целевая аудитория.

Отличия: в случае с гастрономическим туризмом знакомство с культурой и обычаями происходит через национальную кухню, национальные костюмы, традиционную подачу блюд. В случае с историческим туризмом знакомство с культурой и обычаями происходят через историю и посещение исторических мест с использованием гидов историков.

Гастрономический туризм это нечто большее, чем просто услуга, он имеет определенные особенности, например, разработка туров, процесс дегустации блюд, обработка продуктов питания для получения цельного блюда, которое впечатлит и не оставит равнодушными не одного гостя [4].

Выделим объекты гастрономического туризма:

- страна, имеющая кулинарную привлекательность;

- регионы, которые популярны продуктами, производимыми на данной территории;

- рестораны, меню которых предлагает, эксклюзивное меню и обладает оценкой ведущих критиков мира в области кулинарии;

- предприятия, которые известны своей производимой кулинарной продукцией, например, шоколадные фабрики;

- учреждения, которые предоставляют программы обучения для усовершенствования кулинарных навыков, которые выпускают лучших поваров мира;

- различные конференции, посвященные гастрономическому туризму, фестивали, ярмарки и т.д.

Гастрономический туризм – это отличный способ разнообразить уже устаревшие виды путешествий и привлечь туристов в уже знакомые им страны.

Отличным плюсом является то, что данный вид туризма уменьшает негативное воздействие сезонности, в какое бы время года турист не посещал бы страну, его всегда встретят и вкусно накормят.

В таких путешествиях гость узнает историю и культуру посещаемой страны путем потребления кулинарных блюд, и информации, интересной туристу, поступает намного больше, нежели, чем от обычного отдыха. Во время тура люди не только удовлетворяют свои биологические потребности, но и знакомятся со знатоками кулинарного дела, например, с семьями, которые из поколения в поколение занимаются виноделием или готовят сыр.

В тур также входит проживание, питание и экскурсии по самым красивым и необычным местам региона. Продолжительность варьируется от трех до четырнадцати дней. Ценовая политика гастрономического путешествия зависит от выбранной страны, времени года и наличия экскурсионных объектов в программе. Нельзя не отметить, что у такого отдыха отсутствует понятие «горячие туры» [2].

Гастрономическим туристом можно назвать человека, который приобретает местную еду и напитки в стране временного пребывания и отдает предпочтение преимущественно высокой кухне, а не кухне общественного питания. Также к этой категории относят шеф-поваров, сомелье, ресторанных критиков, семьи с детьми, корпоративных клиентов, работников туристических компаний, которые отправляются в гастротуры для того, чтобы набраться опыта и открыть для себя новые вкусы и ароматы. Такие туристы очень активны и любознательны, они хотят попробовать на вкус как можно больше стран, через блюда познают историю и культуру.

Выводы. Гастрономический туризм представляет собой очень молодое и только развивающееся направление, но уже сегодня многие люди предпочитают обычному отдыху на пляже познание традиций и обычаев другой страны, через дегустацию национальных блюд и напитков.

Список использованных источников:

1. Нюренбергер, Л.Б. Теоретические подходы к определению и классификации бизнес-процессов в сфере туристских услуг [Текст] / Л.Б. Нюренбергер, Н.Е. Петренко // Национальные экономические системы в контексте формирования глобального экономического пространства: Сборник научных трудов. – Симферополь, 2020 г. – С. 500-502

2. Севрюков, И.Ю. Характеристика и особенности сферы услуг гостеприимства мегаполиса (на примере г. Новосибирска) [Текст] / И.Ю. Севрюков, А.В. Курнявкин // Экономика и менеджмент в XXI веке: информационные технологии, биотехнологии, физкультура и спорт: Сборник научных статей по итогам работы IV международного круглого стола. – Москва, 2020. – С. 139-140.

3. Сфера туризма и гостеприимства: инфраструктура, организационно-экономические и технологические инновации: монография [Текст] / кол. авторов; под ред. Л.Б. Нюренбергер, И.Ю. Севрюкова. – М.: РУСАЙНС, 2019. – 188 с.

4. Leser H. Diercke Wörterbuch Allgemeine Geographie. -München: Braunschweig, 1997. – P. 25.

5. World Tourism Organization UNWTO: Specialized agency of the United Nations [Электронный ресурс]. – URL: http://www2.unwto.org/ (дата обращения: 09.07.2019).

 

Ключевые слова: гастрономический туризм, турист, экскурсионные маршруты, национальная кухня, проектирование тура, путешествие.

 

                       

 

 

УДК  338.482.224                                                                                               Селиванов В.В.,

кандидат экономических наук, доцент

кафедры менеджмента и туристского бизнеса,

 Гуманитарно-педагогическая академия

ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет

 им. В.И. Вернадского»,

г. Ялта, Россия

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-10; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.15.94 (0.047 с.)