Управление спросом на туристическом предприятии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление спросом на туристическом предприятии



С УЧЁТОМ ФАКТОРА СЕЗОННОСТИ

 

[1] Управление спросом на туристическом предприятии с учётом фактора сезонности. Данная статья посвящена решению задачи углубления теоретических принципов и разработки практических рекомендаций по управлению спросом на туристическом предприятии с учетом фактора сезонности.

Проведена оценка влияния сезонности на работу туристического предприятия «Sun Travel» за счет расчёта коэффициентов сезонности тремя методами. На основании полученных значений построены графики неравномерности туристического потока, которые позволили отметить тенденцию изменения спроса.

Ввиду тенденции изменения спроса разработана и предложена целевая комплексная программа преодоления сезонности туристической деятельности на туристическом предприятии «Sun Travel», включающая в себя расширение и корректировку ассортимента туристических услуг, внедрение программы лояльности и работу с постоянными клиентами, а также проведение активной рекламной компании в течение года.

Demand management at a tourism company, taking into account the seasonality factor. This article is devoted to solving the problem of deepening theoretical principles and developing practical recommendations for managing demand in a tourism enterprise, taking into account the seasonality factor.

An assessment of the influence of seasonality on the operation of the tourist enterprise «Sun Travel» was carried out by calculating the seasonality coefficients by three methods. On the basis of the obtained values, graphs of the unevenness of the tourist flow were built, which made it possible to note the trend of changes in demand.

In view of the trend of changing demand, a targeted comprehensive program has been developed and proposed to overcome the seasonality of tourist activity at the tourism company «Sun Travel», which includes expanding and adjusting the range of travel services, introducing a loyalty program and working with regular customers, as well as conducting an active advertising campaign throughout the year.

Анализ последних исследований и публикаций. Существенный вклад в исследование влияния фактора сезонности на развитие туристического бизнеса сделали такие авторы: Цехла С.Ю., Окуловский А.С., Лебедев М.А., Ушаков Д.Н. Проблемы управления сезонностью и обеспечения сглаживания сезонных колебаний изучались учеными Николаевым С.В., Афанасьевой Э.П., Квартальновым В.А.

Выделение нерешенной проблемы. Несмотря на глубину современных наработок по преодолению сезонности и уменьшению влияния сезонных колебаний на деятельность туристической компании, вопрос остается недостаточно освещенным и раскрытым, что обусловливает актуальность исследования. Современные условия функционирования туристической отрасли требуют четкого определения путей преодоления сезонности в деятельности туристических предприятий и предложения реальной программы, которая способна сгладить сезонные колебания спроса.

Цель статьи заключается в углублении теоретических принципов и разработке практических рекомендаций по управлению спросом на туристическом предприятии с учетом фактора сезонности.

Изложение основного материала. Сезонность спроса играет важную роль при реализации туристических услуг. Это явление имеет как положительные, так и отрицательные последствия. С одной стороны, сезонность является причиной неравномерного распределения рабочего времени. Это значит, что в высокий туристический сезон обслуживающий туристическую отрасль персонал имеет много сверхурочной работы. В тоже время для межсезонья характерна недостаточная загруженность. Однако по сравнению с курортными предприятиями размещения и питания, туристические фирмы не так страдают от фактора сезонности. Туроператоры и турагенты – это довольно гибкие организации, которые достаточно быстро приспосабливаются к изменениям спроса.

Важнейшей особенностью туристического бизнеса является подверженность резким сезонным колебаниям спроса на туристический продукт. Под туристическим спросом принято понимать подтверждение платежеспособности рекреационных потребностей людей, выраженных в определенном количестве турпродукта и туруслуг, которые потребители могут приобрести при определенных ценах на турпродукт. Другими словами, туристический спрос можно определить, как совокупность туристических благ, услуг и товаров, которые туристы склонны купить при определенном уровне цен. Для определения понятия сезонности в туризме проанализированы разные подходы авторов, которые дают возможность всесторонне раскрыть суть этого многогранного термина [2-6,9]. Обобщив данные подходы, можно сказать, что сезонность в туризме – это свойство туристических потоков концентрироваться в определённых местах на протяжении небольшого периода времени, которое является проявлением рыночного механизма сбалансированности спроса и предложения и повторяется из года в год для конкретной местности.

Для того, чтобы оценить какое влияние имеет сезонность на деятельность туристического предприятия «Sun Travel», необходимо рассчитать коэффициенты сезонности и проследить, как меняется сезонная волна в течение года. Существует несколько методов вычисления коэффициентов сезонности: простой средней, аналитического выравнивания, подвижной средней, относительных чисел и метод Персонса. Но чаще всего используют первые три.

Для выявления устойчивой, а не случайной закономерности внутригодовой динамики объема реализованных услуг туризма в разрезе отдельных месяцев расчеты должны производиться за ряд лет не менее трех последних [8]. В начале, используем метод простой средней для расчета коэффициентов сезонности туристического предприятия «Sun Travel».

Исходя из графика сезонной волны (рисунок 1), коэффициенты сезонности показывают, что наименьшее отклонение от среднего уровня спроса на туристические услуги наблюдалось в январе (40,2%), а наибольшее – в августе (297,7%).

Рисунок 1 – График сезонной волны спроса на туристические услуги на туристическом предприятии «Sun Travel»

 

Вообще, сезон пика и высокий сезон держится на протяжении 3 месяцев: июнь, июль, август. Небольшой рост также в ноябре. Низкий сезон начинается с сентября и длится до мая.

Следовательно, тенденция к изменениям в спросе резко выражена, поэтому целесообразно рассчитать коэффициенты сезонности методом аналитического выравнивания [7]. Для выравнивания спроса на туристические услуги используется уравнение прямой:

Yx = A 0 + A 1 t,            (1)

где:

Y х – количество туристов, человек;

t – фактор времени;

А0 + А1 – параметры уравнения.

Выравнивание уровней ряда характеризует помесячное количество туристов методом аналитического выравнивания.

Имеем систему уравнений:

                   (2)

Имеем уравнение линии связи:

Yx =70+(-2,16)* t,         (3)

По данным этого уравнения вычисляем выровненные показатели спроса (Ух) и заносим их в таблицу 1.

 

Таблица 1 – Выравнивание уровней ряда, характеризуя помесячный спрос на туристические услуги предприятия «Sun Travel» (фрагмент)

Месяц

Кол-во туристов, У

t

У*t

t2

Уx

1

102,0

-29,5

-3009,0

870,3

134,0

2

120,0

-28,5

-3420,0

812,3

132,0

3

115,0

-27,5

-3162,5

756,3

129,0

4

109,0

-26,5

-2888,5

702,3

127,0

5

97,0

-25,5

-2473,5

650,3

125,0

6

134,0

-24,5

-3283,0

600,3

123,0

7

253,0

-23,5

-5945,5

552,3

121,0

8

339,0

-22,5

-7627,5

506,3

119,0

9

150,0

-21,5

-3225,0

462,3

116,0

10

108,0

-20,5

-2214,0

420,3

114,0

11

110,0

-19,5

-2145,0

380,3

112,0

12

105,0

-18,5

-1942,5

342,3

110,0

13

7,0

-17,5

-122,5

306,3

108,0

14

47,0

-16,5

-775,5

272,3

106,0

15

37,0

-15,5

-573,5

240,3

103,0

16

37,0

-14,5

-536,5

210,3

101,0

17

45,0

-13,5

-607,5

182,3

99,0

18

85,0

-12,5

-1062,5

156,3

97,0

19

186,0

-11,5

-2139,0

132,3

95,0

20

254,0

-10,5

-2667,0

110,3

93,0

21

85,0

-9,5

-807,5

90,3

91,0

22

14,0

-8,5

-119,0

72,3

88,0

23

66,0

-7,5

-495,0

56,3

86,0

24

72,0

-6,5

-468,0

42,3

84,0

25

10,0

-5,5

-55,0

30,3

82,0

26

25,0

-4,5

-112,5

20,3

80,0

27

30,0

-3,5

-105,0

12,3

78,0

28

12,0

-2,5

-30,0

6,3

75,0

29

43,0

-1,5

-64,5

2,3

73,0

30

76,0

-0,5

-38,0

0,3

71,0

Всего

4199,0

0,0

-38929,5

17995,0

4201,0

 

Закончив расчеты коэффициентов сезонности в соответствии с методом аналитического выравнивания, можем сделать вывод, что общая картина спроса на туристические услуги практически не изменилась (Рисунок 2).

Итак, сезоны роста и спада спроса на туристический продукт остались те же.

Показатель, который отражает сезонность деятельности туристического предприятия, это коэффициент неравномерности туристического потока. Он рассчитывается тремя способами [10].

Для начала, проанализируем некоторые данные. В таблице 2 приведена статистика количества туродней за 2015-2019 годы, то есть, сколько дней было проведено туристами в той или иной стране за год (для примера отобраны самые популярные страны среди туристов). Кроме данных (годовое количество туродней), в таблице присваивается показатель среднего абсолютного прироста, который помогает лучше понять и представить, как происходили изменения в течение 2015-2019 годов.

 

Рисунок 2 – График сезонной волны выровненного спроса на туристические услуги на туристическом предприятии «Sun Travel»

 

Средний абсолютный прирост рассчитывается двумя способами: цепным и базисным, с помощью абсолютного прироста по каждому году. Следовательно, общая формула среднего абсолютного прироста базисным способом:

= ,                  (4)

где:

Уі – количество туродней за последний год;

Уо – количество туродней за первый год;

m – общее количество лет.

 

Общая формула среднего абсолютного прироста цепным способом:

= ,            (5)

где:

∆л – абсолютный прирост, чел.-дней;

  n – количество лет кроме базисного.

Рассчитав средний абсолютный прирост с помощью обеих формул, мы увидим, что результаты совпадают. Поэтому в таблицу 2 занесены результаты общего среднего абсолютного прироста.

Анализируя данные приведенные в таблице можно сказать, что для туристического предприятия характерна тенденция к снижению времени пребывания туристов в той или иной стране. И предприятие ищет другие направления для удовлетворения потребностей туристов (Тунис, Черногория, Хорватия, и тому подобное).

Имея количество туродней, можем рассчитать коэффициент неравномерности туристического потока тремя способами за каждый год. В дальнейшем эти данные следует сравнить между собой, что позволит наглядно увидеть разницу и отследить результат.

 

Таблица 2 – Динамика количества туродней по странам за 2015-2019 годы, чел.-дней

Страна

2015

2016

2017

2018 2019

Турция

12938,0

4403,0

3123,0

883,0 686,0 -3063

Венгрия

2239,0

0,0

85,0

18,0 0,0 -559,75

Чехия

1155,0

77,0

236,0

117,0 150,0 -251,25

Египет

1744,0

1960,0

747,0

168,0 98,0 -411,5

Болгария

2040,0

0,0

1065,0

515,0 40,0 -500

ОАЭ

56,0

70,0

86,0

0,0 0,0 -14

Польша

216,0

0,0

310,0

6,0 56,0 -40

Черногория

0,0

0,0

14,0

315,0 105,0 26,25

Хорватия

0,0

0,0

7,0

15,0 91,0 22,75

Франция

0,0

35,0

158,0

30,0 3,0 0,75

Тунис

22,0

0,0

0,0

13,0 84,0 15,5

С помощью этих расчетов, сравним, в какой год был наиболее ярко выражен неравномерный спрос на туристические услуги, что позволит в дальнейшем грамотнее оперировать с аналитикой результатов (Таблица 3).

 

Таблица 3 – Коэффициенты неравномерности туристического потока на туристическом предприятии «Sun Travel»

Годы

Способ

Способ

Способ

2015

518,4

20,1

240,8

2016

3628,6

27,2

326,0

2017

1715,9

24,6

294,8

2018

3260,0

33,5

402,5

2019

509,1

19,4

232,8

 

Рассмотрев результаты расчетов, видим, что по первому способу наиболее неравномерный туристический поток был в 2019 году. Но по другим способам большая неравномерность была в 2017 году. Для четкого представления этих результатов, ниже построены графики, отражающие состояние туристической деятельности туристического предприятия в каждом году (Рисунки 3-5).

Рисунок 3 – График неравномерности туристического потока на туристическом предприятии «Sun Travel» (1 способ)

Анализируя эти графики, видим, как четко прослеживается тенденция изменения спроса на туристические услуги. В 2015 году коэффициент неравномерности достаточно высок, в 2016 году он значительно вырос, но в 2017 году ситуация вновь изменилась. Из графиков видно, что неравномерность туристического потока постоянно менялась на протяжении пяти лет.

 

Рисунок 4 – График неравномерности туристического потока на туристическом предприятии «Sun Travel» (2 способ)

Рисунок 5 – График неравномерности туристического потока на туристическом предприятии «Sun Travel» (3 способ)

Но, чтобы в дальнейшем неравномерность туристического потока уменьшалась, необходимо предпринимать меры преодоления сезонности туристического спроса. Имея перечень определенных путей и маркетинговых приемов преодоления сезонности туристического бизнеса и учитывая характер деятельности туристического предприятия «Sun Travel», можно создать целевую комплексную программу преодоления сезонности именно для турпредприятия «Sun Travel» (Рисунок 6).

Одним из направлений преодоления сезонных колебаний в Донецкой Народной Республике является промышленный туризм, в частности проведение экскурсионных квест-туров по промышленным предприятиям, что позволит туристическим предприятиям диверсифицировать деятельность, а также снизить влияние фактора сезонности, а промышленным предприятиям – стимулировать продажи своей продукции, привлекать молодые квалифицированные кадры, даст возможность инвестировать и получить дополнительную прибыль. Также внедрение данного направления позволит реализовать социальную функцию по повышению положительного имиджа Донецкой Народной Республики как дестинации промышленного туризма [1].

Как упоминалось ранее, на сезонность туристической деятельности влияет множество факторов, одним из которых является характер и время отпусков у населения. Большинство из них, как правило, приходится на летний период. И именно в это же время у детей школьные каникулы. Но следует заметить, что у детей отдых происходит не только в течение летних каникул, особенность детского отдыха именно в том, что он имеет место и в другие времена года: зимой, весной и осенью. Итак, детский туризм – это еще одно направление, которое позволяет сгладить сезонные колебания туристической деятельности.

 

 

Пути преодоления сезонности для турагентства «Sun Travel»  
Расширение и корректировка ассортимента  
Развитие внесезонных направлений туризма: промышленный, событийный, деловой  
Предоставление эксклюзивных предложений, создание новых услуг  
Программы лояльности и работа с постоянными клиентами  
Проведение акций и других программ Low Price  
Предоставление скдок, специальных предложений для постоянных клиентов  
Активная рекламная кампания в течение года  
Проведение маркетинговых исследований  
Проведение различных промо-мероприятий  

 


Рисунок 6 – Целевая комплексная программа преодоления сезонности на туристическом предприятии «Sun Travel»

Выводы. Работа посвящена решению задачи углубления теоретических принципов и разработки практических рекомендаций по управлению спросом на туристическом предприятии с учетом фактора сезонности.

Практическое значение полученных результатовзаключается в расчёте коэффициентов неравномерности туристического потока на туристическом предприятии «Sun Travel»; определении способов повышения спроса на туристический продукт на предприятии в период низкого сезона; разработке и внедрении комплексной программы преодоления сезонности на туристическом предприятии «Sun Travel».

Список использованных источников:

1. Антонец, В.Г. Разработка экскурсионного квест-тура по промышленным предприятиям Донецкой Народной Республики [Текст] / В.Г. Антонец, К.А. Кузнецова // Торговля и рынок. – 2019. – № 3 (51). – Том 2. – С. 204-215. 

  1. Афанасьева, Э.П. Особенности развития туризма в прибрежных зонах Калининградской области. [Электронный ресурс] / Э.П. Афанасьева. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-turizma-v-pribrezhnyh-zonah-kaliningradskoy-oblasti (дата обращения: 17.01.2019).
  2. Золотарева, Ю.В. Стимулирование потребителей на рынке туризма и гостеприимства [Текст] / Ю.В. Золотарева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. – № 3 (часть 2) – С.243-247.
  3. Лебедев, М.А. Мотивация как фактор управления персоналом организации [Электронный ресурс] / М.А. Лебедев, А.Г. Ивасенко // Modern high technologies. –2014. – № 7. – С.164. – URL: http://www.scienceforum.ru/2014/pdf/7126.pdf (дата обращения: 16.01.2019).
  4. Николаев, С.В. Особенности фактора сезонности на деятельность субъекта индустрии туризма [Текст] / С. В. Николаев // Транспортное дело России. – 2015. – № 2. – С. 117-120.
  5. Привалов, В.А. Сущность и содержание факторов конъюнктуры туристского рынка [Электронный ресурс] / В. А. Привалов, А. В. Столяренко // Nvainfo.ru. – 2017. – Т. 3. – № 58. – С.163-169. – URL: http://novainfo.ru/article/10509.
  6. Родионова, Д.Н. Этапы жизненного цикла туристской услуги и маркетинговые мероприятия, способствующие его увеличению [Электронный ресурс] / Д.Н. Родионова // Современные научные исследования и инновации. – 2016. – № 2. – URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/02/63143 (дата обращения: 07.06.2020).
  7. Столяренко, А.В. Фактор сезонности в функционировании предприятий туристско-рекреационной сферы [Электронный ресурс] / А.В. Столяренко // Экономика и социум. – 2017. – № 2 (33). – URL: https://docplayer.ru/54897015-Faktor-sezonnosti-v-funkcionirovanii-predpriyatiy-turistsko-rekreacionnoy-sfery.html.
  8. Цёхла, С.Ю. Признаки сезонности в туризме [Текст] / С.Ю. Цёхла, А.С. Окуловский // Менеджмент предпринимательской деятельности: материалы десятой науч.-практ. конф. студентов, аспирантов и докторантов. – Симферополь: Изд-во ДИАЙПИ, 2015. – С.122-128.

10. Чебаненко, А.С. Воздействие факторов макросреды на эффективное функционирование предприятия туристско-рекреационной сферы [Электронный ресурс] / А.С. Чебаненко, А.В. Столяренко // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2016. – № 4 (55). – С. 49-54. – URL: http://ekonomika.snauka.ru/2016/04/11258.

 

Ключевые слова: сезонность, спрос, туристический поток, коэффициент неравномерности, промышленный туризм, сезонная волна.

 

 

УДК 379.85:006.354                                                                                                         Белая М.Н.,

кандидат технических наук, доцент,

доцент кафедры «Техническая экспертиза и управление качеством»,

Шахова Е.С.,

обучающаяся 2 курса магистратуры

направления подготовки «Стандартизация и метрология»,

Политехнический институт

ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»,

г. Севастополь, Россия

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-12-10; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.116.20 (0.139 с.)