Изложение основного материала. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изложение основного материала.



1. Туриндустрия региона располагает большими перспективными природными и другими ресурсами для своего дальнейшего развития. Основу туристско-рекреационного потенциала составляют особо охраняемые территории (ООТ) и памятники природы. По данным Института географии СО РАН (г. Иркутск), на территории региона учтено 47 ООТ (в т.ч. 2 государственных природных заповедника, 1 национальный парк, 12 природных парков, 32 государственных природных заказника); памятников природы учтено 824 (всего 11 групп:

геологические – 79, геоморфологические – 34, гидрологические – 236, спелеологические – 89, ландшафтные – 33, ботанические – 76, зоологические – 19, палеонтологические – 12, археологические – 190, природно-исторические – 6, культовые – 50). Кроме того, в регионе учтены 90 резерватов (перспективные территории для создания заповедников и заказников) и территории с особым режимом природопользования [5].

2. Туристско-рекреационные ресурсы крайне неравномерно распределены по территории Иркутской области; на этой территории можно выделить шесть перспективных зон, в разной степени готовых к развитию современной туристской отрасли: 1– «Прибайкалье» – районы этой группы: Слюдянский, Иркутский и Ольхонский (районы имеют прямой выход к озеру Байкал); 2 – «Культура коренного населения»: Усть-Ордынский Бурятский округ: район компактного проживания коренного населения Иркутской области – бурят; 3 – «Нетронутая природа»: в группе представлены уникальные природные ресурсы Бодайбинского, Качугского, Казачинско-Ленского и Жигаловского районов; 4 – «Южные промышленные районы»; это концентрация промышленности и перспективный ресурс для развития промышленного туризма; 5 – «Северные промышленные районы»; основными туристско-рекреационными ресурсами выступают Братское и Усть-Илимское водохранилища; 6 – «Районы отложенного туристического освоения»; в силу значительной удаленности, низкого уровня развития экономики и базовой инфраструктуры ряд районов относится к группе отложенного туристического освоения.

3. На территории Иркутской области имеется относительно широкая рекреационная сеть и создана определенная туристская инфраструктура. Так, материально-технический туристский потенциал области до пандемии включал следующие основные объекты: 259 гостиниц, 72 хостела, 150 ресторанов; 26 санаториев; 180 баз отдыха и домов отдыха; 10 горнолыжных баз; 43 музея; 4 галереи (выставочных залов); 6 театров; 2 филармонии; 2 нерпинария; 2 зоогалереи; 4 конных клуба; 3 визитно-информационных центра; 1 международный выставочный комплекс; до 100 медицинских учреждений (больницы, поликлиники, медпункты); 6 аэропортов и взлетно-посадочных полос; 20 железнодорожных вокзалов; 32 автовокзала; 20 речных портов и пристаней; 3 вуза по выпуску специалистов по профилю «туризм»; до 10 крупных деловых центров; до 250 различных организаций массовой информации и рекламы; 4 ведущих провайдера мобильной связи и коммуникаций и др.

4. Развитие туризма как отрасли региональной экономики представлено в таблице 1.

 

Таблица 1 – Основные показатели деятельности туристской индустрии Иркутской области за 2010-2019 гг. (составлено автором по материалам [6])

 

nn Наименование показателя 2010 г. 2012 г. 2013 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г.
1. Объем турпотока в Иркутскую область (тыс.чел.), из них:   774,1   976,8   1070,3   1411,5   1525,8   1597,8   1671,0   1728,3
1.1 Количество иност-ранных туристов (тыс.чел.)   70,8   75,8   79,2   128,8   156,8   211,0   295,3   367,8
1.2 Количество россий-ских туристов (тыс.чел.)   703,3   901,0   991,1   1282,7   1369,0   1386,8   1375,7   1360,5
2. Объем предоставле-нных платных услуг в туристско-рекреа-ционной сфере, (млн.руб.), из них:   3365,3   4123,4     4248,7   4887,5   5370,6   5600,5   6478,6   7000,8
2.1 Туристские услуги (млн.руб.) 1330,0 1370,0 1390,0 1814,1 1957,5 2153,2 2415,0 2837,9
2.2 Санаторно-оздоро-вительные услуги (млн. руб.)   971,7.   1173,5   1268,0   1308,3   1499,0   1299,1   1549,4     1572,9
2.3 Услуги гостиниц и аналогичных сред-ств размещения (млн. руб.)     1063,6     1579,9     1590,7     1765,1     1914,1     2148,2     2514,2     2590,0
3. Сумма налоговых поступлений от дея-тельности гостиниц, ресторанов и турис-тических агентств в консолидированный бюджет Иркутской области (млн.руб.)     237,1     258,3     284,1     599,7     643,3     759,2     869,9       991,5

 

Как следует из таблицы 1, за почти 10 последних лет туриндустрия Иркутской области развивалась ускоренными темпами: общее количество туристов выросло в 2,2 раза, количество иностранных путешественников в этот регион увеличилось в 5,2 раза; в суммарный бюджет региона ежегодно стало поступать от деятельности турфирм и ресторанов в четыре раза больше налогов; общий объем платных услуг в туристско-рекреационной сфере повысился в два раза. Лидирующую позицию среди иностранных туристов, прибывающих в Иркутскую область, в течение ряда лет занимает Китай; также высокую долю занимают туристы из Республики Корея, Германии, Франции, Монголии, США, Японии, Великобритании, Польши, Швейцарии.

Среди регионов России Иркутская область в 2019 г. заняла 13 место в рейтинге туристической привлекательности; область входит в топ-10 самых популярных у иностранных туристов регионов России. Озеро Байкал возглавляет рейтинг самых посещаемых озер России. Иркутская область входит в топ-10 лучших регионов страны для виртуальных туров и экскурсий по музеям и достопримечательностям [6]. 

Из-за пандемии коронавируса региональная туристическая отрасль переживает жесткий кризис, и основные индикаторы ее работы существенно ухудшились: в первом полугодии 2020 г. по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. количество иностранных туристов снизилось на 64%, объем платных услуг в туристско-рекреационной сфере уменьшился на 43%, туристские услуги сократились на 35%, услуги специализированных организаций (санаторно-курортных организаций, организаций отдыха, турбаз и т.п.) сократились на 50%; сумма налоговых поступлений в бюджет Иркутской области снизилась на 10%.

5. Из широкого списка видов мирового туризма в регионе развитие получает лишь их ограниченная часть. К основным видам местного (регионального) туризма относятся такие как познавательный, научный, медицинский, событийный, зимние виды, в т.ч. горнолыжный; пока же слабо развиты специальные виды туризма: круизный, речной, сельский, промышленный, деловой и др.

6. Для отдельных территорий области разработаны разнообразные крупные и значимые туристические проекты (особая экономическая зона туристско-рекреационного типа – ОЭЗТРТ «Ворота Байкала»; туристский кластер «Байкальское созвездие»; проект «Байкал: Великое озеро Великой страны» [7], «Сибирский тракт» и др.). Эти проекты пока реализуются не комплексно, крайне медленными темпами и без достижения ожидаемых экономических, социальных и экологических результатов.

7. Ускоренное развитие туриндустрии тормозится долговременным существованием на территории серьезных экологических проблем, которые несовместимы с современными мировыми требованиями туризма. Речь идет о ряде давно закрытых крупных промышленных объектах с огромными запасами отходов, крайне вредных и опасных для человека и окружающей среды (Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат (БЦБК), предприятие «Усольехимпром», Ангарский электрохимический комбинат (АЭХК), гидролизные заводы в Тулуне и Бирюсинске и др.).

Так, на территории БЦБК, закрытого несколько лет тому назад, в открытых отвалах (карты-накопители) скопилось 6,2 млн. тонн отходов (шлам-лигнин), опаснейших для озера Байкал и населения, проживающего на его берегах; в течение ряда лет идут пока безрезультатные попытки утилизации этих отходов. Другие примеры: в результате деятельности АЭХК накоплено огромное количество различных радиоактивных отходов; после вывода из эксплуатации остановленного более 25 лет назад газодиффузного урано-обогатительного производства, образовалось 35 тыс. тонн указанных отходов. На промышленной площадке бывшего комбината «Усольехимпром» за десятилетия накопилось более 2 млн. тонн опасных отходов производства (это около 16 квадратных километров территории, зараженной химическими отходами). Основным источником загрязнения является цех ртутного электролиза. В итоге в г. Усолье-Сибирское существует огромная опасность, которая может привести к экологической катастрофе.

8. Развитие туризма существенно сдерживается ежегодными лесными пожарами, охватывающими огромные пространства региона, располагающие привлекательными туристско-рекреационными ресурсами; пожары происходят также на Байкале и на прилегающих территориях. В результате пожаров теряются сами туристские ресурсы (леса, их богатства, чистая атмосфера, чистая вода).

9. Отмечается несовершенная и противоречивая нормативно-законодательная база, на основе которой принимаются решения о развитии региональной туриндустрии и ее инфраструктуры. За 20 последних лет приняты различные директивные документы (Федеральные и региональные законы, Указы и Поручения Президента РФ, Постановления Правительства РФ и Правительства Иркутской области, приказы и постановления Минприроды РФ, Минэкономразвития РФ и д.) по охране окружающей среды БПТ и самого озера Байкал.

Особенностями указанных документов является то, что одна часть из них содержит точные и однозначные охранные, экологические и другие нормы, касающиеся развития поселений и отраслей экономики (в т.ч. туриндустрии) на БПТ; другая же часть документов содержит противоречивые и расплывчатые нормы, позволяющие принимать решения, которые напрямую или близко связаны с обманными или коррупционными схемами выделения, регистрации, присвоения и освоения охраняемых земель БПТ. Реальных примеров тому немало, когда земельные участки для развития туризма сначала выделялись на законных основаниях как российским, и так иностранным инвесторам – будущим собственникам турбизнеса, но потом, по истечении нескольких (5-15) лет, местной прокуратурой также на законных основаниях оспаривались заранее выданные решения, предлагалось закрыть бизнес, требовалось снести построенные объекты недвижимости и вернуть освоенные земли федеральной, региональной или муниципальной властям.

10. Выявлены крупные упущения менеджмента разных уровней как в области развития самого туризма, так и в смежных с ним отраслях. Речь идет о длительном затягивании сроков реализации на БПТ крупных и значимых туристических и инфраструктурных проектов.

Выводы и предложения. 1. Местные ресурсы позволяют создать и развивать новые для территории отдельные виды внутреннего туризма: круизного, сельского, промышленного, свадебного.

Особое значение для круизного туризма имеет озеро Байкал – участок объекта всемирного природного наследия и прилегающая к нему территория. По мнению многих туристов и специалистов для ознакомления с самыми интересными и живописными местами природы Байкала необходимо совершать водные круизы. На Байкале круизным бизнесом занимаются множество больших, средних и малых кораблей и яхт – начиная от двухпалубных на 50-80 пассажиров, теплоходов-катеров на 10-20 пассажиров и оканчивая мини-яхтами на 3-5 человек. Основным судовладельцем, который осуществляет по Байкалу главные официальные пассажирские перевозки (в т. ч. круизные маршруты), является группа компаний «Истлэнд». В эту компанию входят туристическая компания «Истлэнд» и ОАО «Восточно-Сибирское пароходство», которое владеет современным флотом на Байкале.

В Иркутской области сформирован относительно полный список основных сельских поселений для развития в них сельского туризма. Популярными центрами и объектами сельского туризма являются: деревня Бугульдейка, белорусская деревня Тургеневка, пос. Усть-Ордынский; Усадьба Тюрюминых в пос. Листвянка, гостевые дома в поселках Большие Коты, Большое Голоустное, Хужир; деревни голендров Дагник, Пихтинск. Учеными Иркутского государственного аграрного университета исследовано около 280 сельских поселений. В итоге выявлены важные факторы туристской привлекательности в ряде поселений: культовые объекты (храмы и церкви) имеются в 7 поселениях; услуги по охоте и рыбалке могут предоставляться в 68 поселениях; созданы памятники участникам Великой Отечественной войны в 32 поселениях; этнические группы людей проживают в 15 поселениях; минеральные источники действуют в 22 поселениях; священные и аномальные места учтены в 35 поселениях; имеются ценные лесные участки (плантации ягод, грибов, дикоросов) в 7 поселениях.

Индустриальная Иркутская область располагает большими туристскими ресурсами для развития промышленного туризма. Общий список производственных объектов разных отраслей экономики как мест для осмотра, представлен как действующими предприятиями, так и неработающими производствами. На начальном этапе развития этого туризма экскурсии могут быть пока ориентированы на г. Иркутск и на отдельные города, находящиеся вблизи от этой столицы региона – Ангарск, Шелехов, Усолье-Сибирское. В регионе ранее были крупные отрасли, в т.ч. угольная промышленность, радиостроение, тяжелое машиностроение, крупнопанельное жилищное строительство, химическая, легкая промышленность и др. В годы приватизации и становления рыночной экономики значительная часть промышленного потенциала области была закрыта. На территории г. Иркутска находится, как минимум, семь площадок для ознакомления с бывшим мощным промышленным потенциалом региона. Это – площадки завода им. В.В. Куйбышева, завода «Эталон», завода карданных валов, релейного завода, чаеразвесочной фабрики, радиозавода, слюдяной фабрики. Указанные предприятия давно не работают и основное их оборудование демонтировано, но главные сооружения (производственные цехи, транспортные галереи и некоторые другие хозяйственные элементы), представлявшие ранее конструкционную «оболочку» предприятий, пока существуют и могут стать привлекательными объектами. Туристов может интересовать история сибирской промышленности, условия и причины потери этого потенциала и разрушения заводов, перспективы возрождения отдельных производств.

На другой территории области объектами туристского посещения могут стать также многие площадки бывших предприятий: предлагается 280 свободных площадок в районах области, образовавшихся после закрытия, в т.ч. ремонтно-механических цехов, автобаз, деревообрабатывающих комбинатов, лесопильных производств, заводов железобетонных изделий, цехов по выпуску кирпича и др. Действующие предприятия г. Иркутска также являются привлекательными объектами для туризма. Туристов может заинтересовать современное состояние и перспективы развития предприятий, условия их работы в кризисные периоды, применяемые бизнес-модели для устойчивого функционирования производств. В двух соседних городах – Иркутске и Шелехове – из успешно действующих предприятий и организаций для туризма можно рекомендовать следующие: завод «Иркутсккабель», Иркутский алюминиевый завод, Иркутский авиационный завод, швейная фабрика «Вид», Иркутская ГЭС, Иркутский масложиркомбинат, Иркутский домостроительный комбинат, Восточно-Сибирское речное пароходство.

В Иркутской области ожидается развитие свадебного туризма на Байкале в пос. Листвянка и в г. Байкальске. В 2019 г. в Листвянке было зарегистрировано 180 браков; большинство молодожёнов – из Иркутской области; были пары и из-за рубежа – Италии, Латвии и других стран, а также из Москвы, Санкт-Петербурга, Томска, Владивостока. Руководство области совместно с муниципалитетами и бизнесом обсуждают проект «Свадьба на Байкале», целью которого является увеличение числа бракосочетаний на берегу Байкала, повышение привлекательности региона и дальнейшее развитие туризма.

2. Необходимо ускорить реализацию крупных и значимых туристических проектов и национального инфраструктурного проекта, в т.ч. проекта «Байкал: Великое озеро Великой страны», объединение двух пока раздельных проектов ОЭЗТРТ («Ворота Байкала» в Иркутской области и «Байкальская гавань» – в Республике Бурятия) и создание единой ОЭЗТРТ на Байкале; предлагается активизация организационных мер по оживлению деятельности туристского кластера на юге Байкальской территории «Байкальское созвездие». Особое значение для охраны окружающей среды и оздоровления территорий имеет разработка и реализация уникального проекта газификации городских и других поселений БПТ, в т.ч. Иркутской области и Республики Бурятия (речь о такой газификации указанных двух территорий ведется безрезультатно уже много лет; газификация БПТ компанией «Газпром» откладывается на неопределенное время).

3. Рекомендуется осуществление дальнейших изысканий и расширение туристских ресурсов в регионе, что позволит устранить географическую однобокость в развитии туриндустрии и вовлечение в турбизнес ряда других территории; при этом ожидается коренное  изменение географии туризма на территории Иркутского региона (г. Байкальск – становится главной точкой «роста» туризма в области; а средняя и северная части области вовлекаются в комплексное развитие региональной туриндустрии).

4. Необходима ускоренная глубокая «очистка» территорий региона (ликвидация опасных и вредных отходов ряда закрытых предприятий – БЦБК, «Усольехимпром», АЭХК и др.). Для этого требуется полная реализация перечней мероприятий Правительства РФ по ликвидации указанных отходов. К настоящему времени, через много лет, наконец наметились практические сдвиги в утилизации указанных вредных отходов производств; например, лишь после прямого поручения Президента РФ В.В. Путина на площадке бывшего «Усольехимпрома» в августе 2020 г. была сформирована большая профессиональная группировка специалистов и выделены из федерального бюджета огромные финансовые ресурсы для обезвреживания территории и уборки отходов. Другой пример: для утилизации отходов БЦБК по решению Правительства РФ также выделены необходимые денежные средства и определен ведущий разработчик уникальной технологии утилизации отходов.

5. Рекомендуется усиление деятельности системы МЧС России по предупреждению лесных пожаров и наводнений. Такие природные события прямым образом влияют на снижение туристского статуса, имиджа и привлекательности БПТ как важного туристического центра России. Поэтому необходим комплекс федеральных и региональных мероприятий по профилактике лесных пожаров, восстановлению природы и сохранению туристской привлекательности Байкальского региона. Некоторые из них нижеследующие.

- полное выполнение национального проекта «Экология» [2], Указа Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [3], Федерального закона «Об охране озера Байкал» и других нормативно-правовых актов по туризму, в т.ч. ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы» [4];

- заведение уголовных дел по каждому случаю возгорания, в т.ч. в отношении должностных лиц заповедников и национальных парков, которые проявили халатность к тушению лесных пожаров на этих специальных природных территориях;

- введение реальной системы охраны лесов, независимо от их принадлежности, в т.ч. реализация комплексного подхода при организации именно самой системы борьбы с лесными пожарами.

- разработка и реализация комплекса мер по наведению элементарного экологического порядка в лесных массивах, пройденных пожарами, в т.ч. решение вопросов по ликвидации огромного объема сгоревшего леса, введение постоянной системы мониторинга качества воздуха и страхование леса.

6. Требуется ускоренное совершенствование нормативно-законодательной базы и организационно-распорядительной основы по БПТ, в т.ч. усиление работы созданной в марте 2020 г. Правительственной комиссии по Байкалу, а также реализация для туриндустрии Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» [1]. Как известно, проблемы неясного и неоднозначного законодательства по Байкалу обсуждаются федеральными и региональными специалистами (юристами, экологами, экономистами) уже несколько последних лет, и при этом изыскивается пути и варианты нахождения баланса между экологическими, правовыми и бытовыми нормами. В плане реализации вышеуказанного Федерального закона о государственном контроле предлагается разработка, согласование и принятие нового нормативного регулирования отношений (проведение «регуляторной гильотины») специально для российской туриндустрии, в т.ч. на БПТ (с одновременной отменой устаревших нормативных правовых актов, сдерживающих развитие туристской отрасли и ее инфраструктуры). Термин «Регуляторная гильотина» означает инвентаризацию всех действующих и обязательных для туристского бизнеса требований с целью понимания того, что соответствуют или не соответствует современным реалиям.

7. Предлагается проведение полного и законного расследования существующих коррупционных схем получения в личное пользование земельных участков на территории БПТ (в т.ч. в границах Центральной экологической зоны этой природной территории) с целью якобы развития туризма и сопутствующих производств и отраслей экономики и сферы услуг. Речь идет о нередких ситуациях непонятной для общественности передачи частным лицам больших земельных участков (например, площадью до 50 до 800 гектаров) заповедной федеральной земли по берегам Байкала.

8. Пандемия серьезным образом повлияла на региональный турбизнес и для возрождения этой отрасли необходимы комплексные меры по устранению экономических потерь и управленческих спадов. Из существующих в области около 300 туроператоров и турагентств почти половина приостановила или прекратила свою деятельность. Оставшаяся половина смогла выжить после некоторого перепрофилирования своей деятельности. Необходимо отметить, что введенные федеральные льготы и принятые государством меры по экономической поддержке турбизнеса помогли далеко не всем.

Свою «лепту» в резкое сжатие турбизнеса в период коронавируса внесла деятельность Байкальской природоохранной прокуратуры, которая провела проверку несколько десятков байкальских турбаз и приняла решение об их закрытии по разным причинам (незаконное получение земельных участков, возведение и ввод в действие строений без разрешительной документации, нарушения в организации сточных вод и вывоза отходов, нарушения пожарной безопасности, забор воды из скважин без лицензии и пр.).

9. Необходимы разработка, общественное обсуждение и принятие Стратегии развития внутреннего и выездного туризма на территории Иркутской области на период до 2035 года и подробного плана («дорожной карты») ее реализации.

Список использованных источников:

1. Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/14003314 (дата обращения: 30.08.2020).

2. Указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. – URL: http://base.garant/71937200 (дата обращения: 28.08.2020).

3. Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. – URL: http: //www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/7430421 (дата обращения: 30.08.2020).

4. Федеральная целевая программа «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы [Электронный ресурс]. – URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/7011923 (дата обращения: 30.08.2020).

5. Кадастр особо охраняемых территорий и памятников природы Иркутской области. Институт географии СО РАН [Электронный ресурс]. – URL: http://nature.baikal.ru /text.shtml?id=160 (дата обращения: 28.08.2020).

6. Отчет Агентства по туризму Иркутской области о проделанной работе за 2019 год [Электронный ресурс]. – URL: http://irkobl.ru/sites/tour/Отчет на сайт за год 2019.pdf (дата обращения: 28.08.2020).

7. Проектное предложение по приоритетному направлению «Великое озеро Великой страны». Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, М., 2016 [Электронный ресурс]. – URL: http://ac.gov.ru/files/content/10043/baikal-2-4-pdf (дата обращения: 30.08.2020).

Ключевые слова: туризм, туриндустрия, инфраструктура, Байкальская природная территория,  Иркутская область, Байкал, туристские ресурсы, особая экономическая зона, лесные пожары, отходы производства, пандемия, контрольно-надзорная деятельность.

 

УДК 335.634                                                                                                      Чугунова Т.Н.,

кандидат географических наук, доцент,

доцент кафедры туризма,

 Пукасев М.И.,

обучающийся 2 курса магистратуры

направления подготовки «Туризм»,

ГБОУ ВО РК «Крымский университет культуры, искусств и туризма»,

г. Симферополь, Россия



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-10; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.215 (0.033 с.)