Объектом ТУ является продукция, в частности, ее разновидности — конкретные марки и модели товаров. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объектом ТУ является продукция, в частности, ее разновидности — конкретные марки и модели товаров.



В отличие от национальных стандартов, ТУ разрабатываются в более короткие сроки, что позволяет оперативно организовать выпуск новой продукции.

Требования, установленные ТУ, не должны противоречить обязательным требованиям государственных стандартов, распространяющимся на данную продукцию.

На повышение качества ТУ направлено положение ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», которым установлено, что проекты технических документов подлежат санитарно-эпидемиологической и ветеринарной экспертизе. Для продукции, поставляемой для государственных нужд (закупаемой по государственному контракту), в случаях, когда в контрактах есть ссылка на ТУ, должна быть предусмотрена их государственная регистрация.

В связи с расширением сферы применения стандартов организаций, распространением их на поставляемую продукцию, ТУ начинают вытесняться СТО. Уже известны случаи переоформления ТУ в СТО. В ближайшей перспективе на конкретные разновидности продукции будут действовать два массовых документа — ТУ и СТО.

 

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА И СТАНДАРТА НА ПРОДУКЦИЮ

Отличительные признаки технического регламента и стандарта на продукцию можно выявить, проанализировав данные таблицы 2, в которой сравниваются стандарт и технический регламент на идентичные объекты. Различие состоит в статусе, характере использования и социальной роли этих документов.

Т аблица 2 - Отличительные признаки технического регламента и стандарта на продукцию

 

Доку-

Мент

 

Статус

Объект

Регули-

Рования

Харак-

Тер исполь-

Зования

Содержание (аспекты регулирования) применительно:

Социаль-

Ная роль

к документу в целом к продукции
Техни-ческий регла-мент Федеральный закон (как основная юридичес- кая форма утверждения) Продукция и процессы ЖЦП Обяза- тельное Перечень продукции и процессов ЖЦП Правила идентификации Требования Правила и формы оценки соответствия Требования к харак теристикам безопас ности продукции и процессов Требования к марки ровке, упаковке, со- проводительной документации Обеспе- чение безопас- ности  
Стан- дарт Документ в области стандартиза- ции Продукция и процессы ЖЦП, рабо ты, услуги Добро- вольное Технические требования Требования ко всем техническим потре- бительским харак-теристикам Обеспече ние конку рентоспо собности

КАТЕГОРИИ И ВИДЫ СТАНДАРТОВ, ДЕЙСТВУЮЩИХ В РФ,

ПРАВИЛА ИХ ОБОЗНАЧЕНИЯ

3.1 Категории стандартов, действующих в Российской Федерации

3.1.1 В зависимости от сферы действия различают стандарты разного статуса или категории:

-   международный стандарт;

- региональный стандарт;

- национальный стандарт (прежнее название — государственный стандарт Российской   Федерации - ГОСТ Р);

- межгосударственный стандарт (ГОСТ);

- отраслевой стандарт (ОСТ)

  - стандарт организации (СТО);

- стандарт предприятия (СТП).

3.1.2 Международный стандарт – стандарт, разработанный и утверждённый международной организацией по стандартизации (ИСО, МЭК, МСЭ).

3.1.3 Международный региональный стандарт - стандарт, разработанный и утверждённый международной региональной организацией по стандартизации (ЕАСТ, СЕН, СЕНЭЛЕК, ЕТСИ, ИНСТА, АСЕАН, КОПАНТ).

При необходимости применения на территории России, международные и региональные стандарты будут гармонизированы с национальными стандартами (см. ниже «Применение международных и региональных стандартов в отечественной практике»).

3.1.4 Национальный стандарт — стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации. Название «национальный стандарт», в отличие от используемого ранее названия «государственный стандарт», отражает его негосударственный (необязательный) статус, но указывает на возможность его применение на территории РФ.

Обозначение национального стандарта состоит из индекса «ГОСТ Р» или индекса «ГОСТ», регистрационного номера и отделенных от него четырех цифр года утверждения (принятия) стандарта. Регистрационные номера вновь разработанным стандартам присваивают в порядке возрастания номеров по мере их регистрации. При отмене стандарта его номер другому стандарту не присваивают, за исключением его пересмотра или принятия взамен другого стандарта. Например, ГОСТ Р 51885—2002. Допускается упрощенное обозначение, в котором не указывается год принятия стандарта.

Если национальный стандарт входит в систему (комплекс) общетехнических или организационно-методических стандартов (см. табл. 3, с. 39), то его обозначение дополнительно включает одно- или двухразрядный код системы стандартов, отделенный от остальной цифровой части регистрационного номера обозначения точкой.

Правила обозначения национальных стандартов, разработанных на основе применения международных и региональных стандартов, рассмотрены ниже (см. стр. 28).

Национальные стандарты должны обеспечивать требования технических регламентов.

Информацию о действующих национальных стандартах, сроках их действия, изменениях к ним пользователи получают через годовые и ежемесячные информационные указатели «Национальные стандарты Российской Федерации». в настоящее время информацию о действующих нормативно-технических документах можно получить в сети Интернет – см. раздел Информационное обеспечение обучения (с.)

3.1.5 Межгосударственный стандарт – стандарт из фонда НД бывшего СССР, принятый до 1992 года и действующий в СНГ. Сохраняет обозначение ГОСТ. Межгосударственные стандарты будут применяться до истечения срока их действия в статусе национальных стандартов. Либо будут пересмотрены и утверждены в качестве национальных стандартов.

3.1.6 Отраслевые стандарты(ОСТ) разрабатывались и принимались государственными органами управления в пределах их компетенции применительно к продукции, работам и услугам отраслевого значения. ОСТ применяют предприятия, подведомственные государственному органу управления, принявшему стандарт. Но условием обязательного исполнения требований ОСТ является включение ссылки на него в договор или техническую документацию изготовителя

(поставщика) продукции. Иные субъекты хозяйственной деятельности применяют ОСТы на добровольной основе. Из-за большого количества (фонд ОСТов - более 46000), они ещё длительное время будут использоваться. В дальнейшем будут применяться на добровольной основе в виде СТО.

3.1.7 Стандарты организаций (СТО)документы по стандартизации, впервые введённые Федеральным Законом «О техническом регулировании».

СТО заменяют две категории ранее действующих стандартов - стандарты предприятий и стандарты научно-технических и  инженерных обществ и других общественных объединений.

 

Под организацией понимают компании, объединения, фирмы, предприятия, учреждения, акционерные или неакционерные, государственные или частные, которые выполняют собственные функции и имеют собственную администрацию.

 

СТО применяют для совершенствования производства, обеспечения качества продукции и услуг, для распространения и использования полученных в различных областях знаний, результатов исследований, измерений и разработок. СТО является локальным правовым актом.

СТО разрабатываются в соответствии с заключаемыми договорами на следующие объекты:

Ранее действовавшие стандарты предприятий (СТП) не распространялись на поставляемую продукцию. Включение в объекты стандартизации СТО поставляемой продукции является серьезным и вполне обоснованным нововведением в стандартизацию, так как за рубежом стандарты изготовителей – «фирменные стандарты» на товары, давно и прочно утвердились в практике. По сравнению с национальными стандартами они являются более мобильными в части применения повышенных показателей качества и новых международных стандартов. Именно изготовители-лидеры устанавливают в своих стандартах нормы, превышающие требования национальных стандартов, «не дожидаясь, когда подтянутся» другие предприятия отрасли. Поэтому стандарты фирм мирового уровня «задают тон» в качестве продукции. Только за счет превосходства требований фирменных стандартов по сравнению с национальными и международными стандартами можно победить в конкурентной борьбе.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.24 (0.013 с.)