Общая характеристика системы стандартизации РФ и направления ее реформирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика системы стандартизации РФ и направления ее реформирования



  Система стандартизации Российской Федерации — это совокупность организационно-технических, правовых и экономических мер, осуществляемых под управлением национального органа по стандартизации и направленных на разработку и применение нормативных документов в области стандартизации с целью защиты потребителей и государства.

С принятием ФЗ «О техническом регулировании» началось реформирование системы, в котором можно выделить три этапа:

1 этап — начальный (2002 г.) — состояние Государственной системы стандартизации (ГСС), функционирующей с 1992 г., к моменту принятия названного закона;

2 этап — переходный (2003—2010 гг.) — преобразование государственной системы стандартизации (ГСС) в национальную систему стандартизации (НСС) и изменение правового статуса стандартизации с государственного на добровольный.

3 этап — окончание формирования национальной системы стандартизации — системы, возглавляемой негосударственной организацией и базирующейся на национальных стандартах только добровольного применения.

1. Начальный этап. ГСС начала формироваться в 1992 г. в связи со становлением государственной самостоятельности России. Государственное управление стандартизацией осуществлялось Госстандартом России. Основой ГСС являлся фонд законов и по стандартизации. Указанный фонд представлял четырехуровневую систему, включавшую:

1) техническое законодательство - Закон РФ «О стандартизации» (утратил силу со дня вступления в силу ФЗ «О техническом регулировании»);

2) государственные стандарты (государственные стандарты РФ - ГОСТ Р; межгосударственные стандарты МГСС – ГОСТ; действующие на данный момент государственные стандарты бывшего СССР – ГОСТ, Санитарные правила и нормы бывшего Минздрава России – СанПиН, Строительные нормы и правила бывшего Госстроя России - СНиП), общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации. По состоянию на 1 января 2004 г. федеральный фонд составил около 25 000 национальных стандартов;

3) стандарты отрасли – ОСТ (около 46000) и стандарты общественных организаций СТО;

4) стандарты предприятий - СТП и технические условия ТУ.

2. Переходный этап. Начало его ознаменовалось тем, что Госстандарт России, получив функции национального органа по стандартизации, принял постановление «О национальных стандартах Российской Федерации», в соответствии с которым:

признаны национальными действующие государственные и межгосударственные стандарты, введенные в действие до 1 июля 2003 г. для применения в РФ;

— впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов действующие национальные стандарты рекомендовано применять в добровольном порядке, за исключением обязательных требований, обеспечивающих достижение целей ФЗ о техническом регулировании;

-- сохранить практическое значение ОСТов. В ФЗ о техническом регулировании не предусмотрена категория отраслевых стандартов из-за ликвидации большинства отраслевых министерств и отсутствием этих документов в зарубежной практике. В перспективе ОСТы будут трансформированы в национальные стандарты, а также стандарты ассоциаций, союзов и объединений предпринимателей. Учитывая численность фонда ОСТ, указанное преобразование займет продолжительное время.

В 2004г. создано Федеральное агентство по техническому регулированию, которое определено национальным органом по стандартизации (вместо Госстандарта России).

3. Заключительный этап. На этот этап запланировано:

1) окончание формирования фонда технических регламентов (ТР);

2) формирование в двух систем стандартизации, исходя из  сферы деятельности:

а)   национальной системы стандартизации, действующей в масштабе РФ и включающей:

 — национальные стандарты:

 — правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

 — общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации.

б) локальной системы стандартизации, действующей в рамках организации и    базирующейся на стандартах организаций СТО.

3) передача в перспективе функции национального органа по стандартизации, с учетом зарубежного опыта, негосударственной некоммерческой организации, в которую будут входить

представители государственных организаций и фирм, разработчики и потребители нормативных документов. Участие государства в деятельности этой организации будет регламентировано соответствующими документами (меморандумом, договором).

После окончания формирования фонда ТР, запланированного на заключительный этап реформирования, национальные стандарты будут документами сугубо добровольного применения. Изменение статуса системы не означает, что государство не будет участвовать в деятельности национальной системы. Его регулирующая роль будет проявляться в регламентировании целей и принципов стандартизации, задач национального органа РФ по стандартизации, правил разработки и утверждения национальных стандартов.

В связи с вступлением России в ВТО особую важность приобретает работа по гармонизации (приведению в соответствие) национальных и международных стандартов. Так как требования «Кодекса добросовестной практики применительно к подготовке, утверждению и применению стандартов» обязательны для всех членов ВТО (см. ниже).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.80.45 (0.005 с.)