Понятие менеджмента качества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие менеджмента качества



Менеджмент качества (управление качеством) - скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией применительно к качеству, которая обеспечивает проектирование, изготовление и реализацию товаров, обладающих достаточно высокой степенью полезности и удовлетворяющих запросы потребителей.

Менеджмент качества включает в себя разработку политики и целей в области качества, планирование качества, управление качеством, обеспечение качества и улучшение качества.

 

Менеджмент качества в своём историческом развитии прошёл несколько этапов (см. рис.3).

 

Рисунок 3 - Этапы развития менеджмента качества организации [59]

 

  • I этап можно назвать этапом контроля качества (до 60-ых годов ХХ века).

Менеджмент качества существовал в виде выходного контроля качества изготовленной продукции, когда проверялись все товары, подлежащие отгрузке.

  • II этап (с 1960 по 80-е годы) можно назвать этапом перехода о т контроля качества к управлению качеством (менеджменту качества).

Контроль качества постепенно ужесточался и внедрялся в процесс производства. Стали применять входной контроль, тестировать также полуфабрикаты, заготовки, отдельные детали и узлы. Дефектные компоненты браковались, не поступали на сборку, в итоге, качество конечной продукции улучшилось. В этот период начали широко использоваться методы дефектоскопии, автоматизированные системы управления технологическими процессами (АСУТП), программы «без брака», использующие материальное вознаграждение сотрудников за отсутствие брака. На передовых предприятиях были созданы и использовались комплексные системы управления качеством продукции – КСУКП, которые базировались на стандартах предприятия (СТП), разрабатываемых в соответствии с государственными, отраслевыми, республиканскими стандартами и другой нормативно-технической документацией. В 80-е годы была разработана Единая государственная система управления качеством продукции – ЕГСУКП, и на наиболее ответственные виды продукции был введён дополнительный государственный контроль – Госприёмка. В этот период в области управления качеством акцент окончательно сместился с качества продукта на качество процесса его изготовления.

  • III этап (с 80-х годов по настоящее время) можно назвать этапом перехода о т менеджмента качества к качеству менеджмента (деловому совершенству).

На этой стадии внимание переключается с производственных процессов на все, без исключения, аспекты деятельности компании. Невозможно добиться гарантированного успеха там, где оптимизировано только производство, но не оптимизированы логистика, финансы, управление экологией, управление системой подбора и подготовки персонала и т.д.  Это стало переходом от качества процесса к качеству фирмы в целом. На этом этапе пришло понимание того, что главный вклад в качество делают люди, следовательно, требуется активное участие всего персонала в улучшении качества. Надо стремиться к тому, чтобы улучшение качества стало задачей каждого сотрудника.

Признаки, которые дают возможность сопоставить подход к решению проблемы качества на II и III этапах развития менеджмента качества организации, представлены в таблице 1.

     Таблица 1 - Признаки перехода от обеспечения качества к менеджменту качества [59].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-09; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.015 с.)