Диагностика себестоимости продукции и оценка ее влияния на финансовый результат деятельности предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика себестоимости продукции и оценка ее влияния на финансовый результат деятельности предприятия



Одним из основных факторов формирования прибыли является себестоимость реализованной продукции. Если она за отчетный период повысилась, то при остальных равных условиях размер прибыли за этот период обязательно уменьшится за счет этого фактора на такую же величину. Между размерами величины прибыли и себестоимости существует обратная функциональная зависимость. Чем меньше себестоимость, тем больше прибыль, и наоборот.

Анализ структуры затрат на производство начинается с определения удельных весов (в процентах) отдельных элементов затрат в общей сумме затрат и их изменения за отчетный период (за год, реже за квартал).

Анализ с труктуры себестоимости продукции по статьям затрат представлена в виде таблицы 2.8.

В 2006 году снизились затраты на топливо и энергию на 4%, на амортизацию - 1%, на прочие расходы - 1%. Но увеличились расходы на сырье и материалы на 6% по отношению к 2005 году.

Таблица 2. 8

Анализ себестоимости и ее структуры по статьям затрат

 
Состав 2004 2005 2006 Отклонения  
  % тыс.руб % тыс.руб % тыс.руб % тыс.руб  
Сырье и материалы 58 7351,5 67 9348,5 73 18853 6 +9504,47  
Топливо и энергия 8 1014 6 837,18 2 516,52 -4 -320,66  
Зарплата 12 1521 11 1534,8 11 2840,86 - +1306,03  
Отчисления 3 380,25 4 558,12 4 1033,04 - +474,92  
Амортизация 3 380,25 2 279,06 1 258,26 -1 -20,8  
Прочие 16 2028 10 1395,3 9 2324,34 -1 +929,04  
Итого 100 12675 100 13953 100 25826 - +11873  
                   

Анализ себестоимости по статьям затрат свидетельствует о общем изменении себестоимости продукции на +11873 тыс.руб. в 2006 году, на данный рост повлияло изменение стоимости сырья и материалов на 9504 тыс.руб., а также рост заработной платы в 2006 году на 1306 тыс.руб. и соответственно изменения величины отчислений на 474 тыс.руб.

Наглядно структуру себестоимости продукции можно представить в виде рисунках 2.3 и 2.4.

Рисунок 2.3 - Структура себестоимости продукции за 2005 год

Из рисунков видно, что наибольший удельный вес в структуре затрат занимают сырье и материалы в 2006 году - 73%, в 2005 году - 67%.

Рисунок 2.4 - Структура себестоимости продукции за 2006 год

Заработная плата занимает 11% от общего объема затрат. Остальные виды затрат занимают незначительное положение в общем объеме. Как видно из рисунков структура себестоимости за 2005 - 2006 гг. существенно не изменилась.

При анализе затрат на производство и реализацию продукции целесообразно провести анализ прямых (связанные с производством определенных видов продукции) и косвенных (связанны с производством нескольких видов производства и относятся на объекты калькуляции путем распределения их пропорционально соответствующей базе) затрат. Данные расчетов представим в виде таблицы 2.9.

При анализе затрат на производство и реализацию продукции можно сделать следующий вывод: в 2006 году увеличение себестоимости продукции составило 11873 тыс. руб. При этом на увеличение себестоимости реализованной продукции оказало влияние увеличение прямых расходов на 6304 тыс.руб. В общем объеме себестоимости продукции наибольший удельный вес занимают прямые затраты и составляют 66,16%.

Таблица 2.9

Анализ затрат на производство продукции

 
Элементы затрат 2004 год 2005 год 2006 год Отклонения, тыс.руб. (+; -) Структура затрат %  
          2005 2006  
Себестоимость реализованной продукции 12675 13953 25826 +11873 100 100  
прямые расходы 8144 10783 17087 +6304 77,28 66,16  
косвенные расходы 4531 3170 8739 +5569 22,72 33,84  
               

Важный обобщающий показатель себестоимости продукции - затраты на рубль товарной продукции.

Исчисляется он отношением: общая сумма затрат на производство и реализацию продукции к стоимости произведенной товарной продукции в действующих ценах.

Затраты на рубль товарной продукции непосредственно зависят от изменения общей суммы затрат на производство и реализацию продукции и от изменения стоимости произведенной продукции. На общую сумму затрат оказывают влияние объем производства продукции, ее структура, изменение переменных и постоянных затрат, которые в свою очередь могут увеличиваться или уменьшаться за счет уровня ресурсоемкости продукции и цен на потребленные ресурсы.

Анализ затрат на производство продукции можно представить в виде таблицы 2.10.

Расчеты показывают, что в 2006 году произошло увеличение затрат на рубль товарной продукции на 0,01 коп, данный факт свидетельствует о неэффективном использовании ресурсов предприятия и необходимости выявлять резервы снижения себестоимости продукции.

Таблица 2.10

Анализ затрат на рубль товарной продукции

 
Показатели 2004 год 2005 год 2006 год Отклонение  
Выпуск продукции, тыс. руб. 13987 15625 28790 +13165  
Себестоимость реализованной продукции, тыс.руб. 12675 13953 25826 +11873  
Затраты на 1 рубль товарной продукции, коп. 0,91 0,89 0,9 +0,01  
           

Стоимость товарной продукции зависит от многих факторов: объема выпуска, его структуры и цен на продукцию.

Цена -- это количество денежных средств (или других товаров и услуг), за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара или услуги. В денежной форме цена выражает стоимость единицы товара (услуги).

Цена оптовая на продукцию промышленности представляет собой цену, по которой продукция организации реализуется всем категориям потребителей (кроме населения) независимо от форм собственности.

Цена на потребительские товары используется для реализации товаров в розничной торговой сети населению и организациям. Цена является важнейшим фактором, определяющим финансовые результаты деятельности предприятия.

Анализ изменения цен на готовую продукцию необходим для факторного анализа динамики прибыли.

В общем виде, изменение цен на готовую продукцию за 2006 год представлена в виде таблицы 2.11.

Таблица 2.11

Изменение цен на готовую продукцию, в тыс.руб.

 
Наименование продукции цены на 01.01.05г. цены на 31.12.05г. Коэффициент изменения  
  розни-ца опт розни-ца опт розни-ца опт  
Прессы кривошипные горячештамповочные 10 8,62 12,5 10,2 +1,25 +1,18  
Прессы гидравлические 15,5 13,8 18,5 15,8 +1,19 +1,15  
Штамповочные молоты 23,5 17,4 27,5 23,2 +1,17 +1,33  
               

Показатели изменения цен на готовую продукцию показывают, что в 2006 году розничные и оптовые цены на готовую продукцию выросли по сравнению с 2005 годом.

Качество прибыли - это обобщенная характеристика структуры источников формирования прибыли организации. Высокое качество прибыли характеризуется ростом объема выпуска продукции, снижением уровня операционных затрат, а низкое качество - ростом цен на продукцию без увеличения объема ее выпуска и реализации в натуральных показателях.

Ведущую роль в повышении качества прибыли играет снижение себестоимости продукции. Это характеризует интенсивный путь роста прибыли, путь использования собственных внутренних резервов.

Таким образом, себестоимость продукции непосредственно влияет на рост или снижение прибыли предприятия, кроме того, факторы, влияющие на себестоимость реализованной продукции, сказываются и на прибыли от реализации и на балансовой прибыли.

На рост прибыли одинаково влияют и снижение издержек, и рост объема реализации (рост цен). При этом в первом случае «качество» прибыли можно будет считать более высоким, так как ее рост достигнуть интенсивным путем.

Для факторного анализа прибыли сведем основные показатели в общую таблицу 2.12.

Таблица 2.12

Анализ динамики балансовой прибыли

 
Показатели 2004 год 2005 год 2006 год Темп роста, %  
      По себестоимо-сти и ценам 2005года По себестоимо-сти и ценам 2006года    
Объем реализованной продукции 13987 15625 27986 28790 184,3  
Себестоимость реализованной продукции 12675 13953 26413 25826 185  
Прибыль от реализации продукции 943 1672 1573 2964 135,8  
             

Из таблицы 2.12 видно, что темпы роста прибыли составили 135,8 % от предыдущего года. Выясним, как повлияли на прибыль объем реализованной продукции и себестоимость реализованной продукции в 2006 году.

Для анализа будем использовать данные таблицы 2.12.

Для того чтобы проанализировать прибыль от реализации продукции (работ, услуг), дадим общую оценку изменения прибыли согласно формулы 2.1:

±П = П1-П0, (2.1)

2964 - 1672 = 1292 тыс.руб

где ±П -- изменение прибыли;

П0, П1 -- прибыль базисного и отчетного периода.

Прибыль от реализации продукции увеличилась на 1292 тыс.руб.

Затем определим количественное влияние изменений факторов.

Расчет влияния на прибыль изменений продажных цен на реализованную продукцию определяется как разница между реализацией в отчетном году в ценах отчетного года и реализацией в отчетном году в ценах базисного года (через выручку от реализации), расчет производится по формуле 2.2.

± Пz =?qlzl -?qlz0, (2.2)

28790 - 27986 = + 804 тыс.руб.

где ±Пz -- изменение прибыли за счет изменения цены;

?qlzl,?qlz0 -- соответственно объем реализации в отчетном и базисном году.

Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости (за счет структурных сдвигов в составе продукции) определяется как разница между фактической себестоимостью реализованной продукции отчетного года и себестоимостью реализованной продукции отчетного периода в ценах и условиях базисного года (через затраты на производство реализованной продукции), расчет производится по формуле 2.3.

±Пс = Czo. от -- Czб. от, (2.3)

25826 - 26413 = - 587 тыс.руб

где ±Пс -- изменение прибыли за счет изменения себестоимости;

Czo. от -- фактическая себестоимость реализованной продукции отчетного года;

Czб. от -- себестоимость реализованной продукции отчетного года в ценах базисного года.

Данные расчеты показали, что в 2006 году произошло снижение себестоимости, что повлияло на увеличение прибыли от реализации.

Расчет влияния на прибыль изменений в объеме и структуре определяется как разница между прибылью от реализации, исчисленной по ценам и себестоимости базисного года на фактический объем реализации, и прибылью базисного года (или плановой величиной), расчет производится по формуле 2.4.

±Пv и стр = Прvф. zб -- Прzб, (2.4)

1573 - 1672 = - 99 тыс.руб.

где ±Пv и стр -- изменение прибыли за счет изменения объема и структуры;

Прvф. zб -- прибыль от реализации на фактический объем в ценах и себестоимости базисного года;

Прzб -- прибыль, исчисленная при всех базисных или плановых показателях.

Чтобы найти влияние только объема продаж, необходимо определить влияние объема через коэффициент роста реализации продукции (Кр), т. е. определить процент выполнения плана по реализации продукции в оценке по плановой себестоимости или в натуральном исчислении, расчет производится по формулам 2.5 и 2.6.

Кр = qф / qпл, (2.5)

28790 / 15625 = 1,84

±Пv = ПоКр - По = По * (Кр - 1), (2.6)

1672 * 1,84 - 1672 = + 1404,48 тыс.руб.

где ±Пv -- изменение прибыли за счет изменения объема реализации;

Пo -- балансовая прибыль;

Кр -- коэффициент роста объема реализованной продукции;

qф, qпл -- фактический плановый выпуск продукции в условно-натуральном выражении.

Таким образом, увеличение объема выпуска продукции увеличило прибыль на 1404, 48 тыс.руб.

Расчет влияния на прибыль изменений в структуре продукции будет определяться сальдовым способом, расчет производится по формуле 2.7:

±Пстр = ±Пv и стр -- ±Пv, (2.7)

(- 99) - (+ 1404,48) = - 1305,48 тыс.руб.

где +Пстр -- изменение прибыли за счет изменения структуры реализованной продукции.

Изменение структуры выпуска продукции уменьшило величину прибыли на 1305,48 тыс.руб.

Анализ проведенных расчетов показывает, что увеличение прибыли от реализации произошло за счет увеличения цен, это привело к росту прибыли на 804 тыс.руб. и за счет снижения себестоимости на 587 тыс.руб., что собственно увеличило прибыль. Влияние изменения объема и структуры снизило прибыль в целом на 99 тыс.руб. Таким образом, на прибыль предприятия оказали ценовые факторы и структурные сдвиги в производстве.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.037 с.)