Для вычисления требуется себестоимость товара разделить на его оптовую стоимость. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для вычисления требуется себестоимость товара разделить на его оптовую стоимость.



Определяемое значение является себестоимостью рубля обезличенного товара. Полученный показатель можно считать обобщающим. Он отображает связь себестоимости с прибылью.

Метод анализа отличается рядом преимуществ: динамичность, расширенная сопоставимость. Показатели затрат на рубль продукции изменяются под воздействием таких факторов, как:

· Структура произведенной продукции.

· Показатели трат на изготовление отдельных наименований продукции.

· Стоимость и тарифы на используемые ресурсы.

· Оптовая стоимость товара.

Влияние каждого из факторов на себестоимость определяется по отдельной формуле.

Анализ прямых материальных затрат

Материальные затраты анализируются для решения следующих задач:

· Выявление зависимости отклонения запланированных трат от различных факторов.

· Изменение уровня затрат от показателей прошлых периодов.

· Обнаружение резервов экономии трат предприятия.

· Определение путей мобилизации резервов.

Производится анализ причин отклонений показателей затрат от поставленного плана. При этом важную роль играют следующие факторы:

· Цена. Предполагается учет изменения стоимости сырья, материалов, транспортно-заготовительных резервов.

· Норма. Отражает как изменение норм, поставленных предприятием, так и отклонение от плана.

· Замена. Под этим фактором подразумевается замена ценностей, изменение их структуры и содержания.

Решающим является именно фактор замены. К примеру, предприятие занимается производством холодильников. В процессе используется ряд материалов. Требуется подсчитать стоимость каждого из видов сырья, которое применялось для единицы продукции. Совокупность затрат и будет являться себестоимостью. При ее изменении играет роль, как уже упоминалось, фактор замены. Если один или несколько используемых материалов будут заменены, стоимость автоматически корректируется.

Анализ себестоимости в зависимости от трудовых затрат

Зарплата сотрудников – составляющая себестоимости товара. В рамках анализа в отдельную статью выделяется только оплата труда производственных сотрудников. То есть тех работников, которые непосредственно работали с продукцией. Остальные зарплаты будут относиться к составу комплексных статей и транспортно-заготовительных трат. Оплата труда лиц, которые выполняют вспомогательные работы, влияет на себестоимость косвенно. Она входит в траты на электричество, воду и прочие ресурсы.

Исследование комплексных статей себестоимости

Комплексные траты – это те траты, которые включают в себя ряд компонентов. К примеру, можно отметить следующие расходы подобного характера:

· На внедрение новых методик производства.

· На обслуживание производства и менеджмент.

· Убыток от бракованной продукции.

· Другие производственные траты.

· Внепроизводственные траты.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В комплекс трат входят расходы разного характера и назначения. Детально перечисляются они в учете.

Общая структура общей себестоимости

Общая себестоимость объединяет в себе следующие факторы:

· Себестоимость отдельных единиц продукции (материальные, трудовые затраты).

· Цены на материалы (существующие цены и тарифы изделий, структура используемых материалов, ТЗР).

· Цены на изделия (качество продукции, спрос на нее, существующие налоговые ставки).

Изменение любого из данных факторов приводит к изменению показателя себестоимости. На данное значение влияют только текущие траты. Менеджер, зная о себестоимости и ее динамике, может отслеживать эффективность применения ресурсов, качество проводимой работы, сопоставлять значения за разные периоды.

Способы, приемы и методы экономического анализа

2015-03-20

5807

Поделись

 

 

1

2

3

4

5

6

7

 

1. Понятие метода экономического анализа. Характерные особенности метода экономического анализа

2.Способы и приемы экономического анализа

3. Экономико-математические методы экономического анализа

1. Понятие метода экономического анализа. Характерные особенности метода экономического анализа

Экономический анализ как наука представляет собой систему специальных знаний, базирующихся на законах развития и функционирования систем и направленных на познание методологии оценки, диагностики и прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Каждая наука имеет свой предмет. Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, их социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, находящие отражение через систему экономической информации.

Экономический анализ является необходимым элементом управления экономикой. В зависимости от потребностей управления можно выделить виды анализа (табл.1).На практике отдельные виды экономического анализа встречаются редко. В процессе управления для обоснования принимаемых решений используется совокупность различных видов экономического анализа. Например, рыночная экономика характеризуется динамичностью ситуаций внешней и внутренней среды деятельности предприятия. В этих условиях важная роль отводится оперативному анализу. Его отличительными чертами являются комплексность, компьютерная обработка оперативных информационных массивов, использование его результатов на уровне отдельных функциональных служб предприятия в виде ориентированной фрагментарной информации.

 

 

Таблица 1

Классификация видов экономического анализа

Признак классификации Вид анализа
По функциям управления  
Уровень информационного обеспечения ·внутренний управленческий анализ · внешний финансовый анализ
Содержание процесса управления ·перспективный (предварительный) анализ ·ретроспективный (последующий) анализ ·оперативный анализ · итоговый (заключительный) анализ
Характер объектов управления · анализ стадий расширенного воспроизводства ·отраслевой анализ - анализ ведомств и предприятий · анализ составных элементов производства и производственных отношений
Прочие виды классификации  
Субъекты анализа · анализ по заданию руководства и экономических служб · анализ по заданию собственников и органов управления · анализ по заданию контрагентов (поставщиков, покупателей, кредитных и финансовых органов)
Периодичность ·годовой анализ квартальный анализ месячный анализ декадный анализ ежедневный анализ
Содержание и полнота изучаемых вопросов ·полный анализ локальный анализ тематический анализ
Методы изучения объекта ·комплектный анализ системный анализ сравнительный анализ сплошной анализ выборочный анализ
Степень автоматизации работ ·анализ с использованием ПЭВМ анализ без применения ПЭВМ

Метод экономического анализа представляет собой способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их плавном развитии.

 

 

Характерными особенностями метода экономического анализа являются:

· определение системы показателей, всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность организаций;

· установление соподчиненности показателей с выделением совокупных результативных факторов и факторов (основных и второстепенных), на них влияющих;
· выявление формы взаимосвязи между факторами;

· выбор приемов и способов для изучения взаимосвязи;

· количественное измерение влияния факторов на совокупный показатель.

Совокупность приемов и способов, которые применяются при изучении хозяйственных процессов, составляет методику экономического анализа.

Методика экономического анализа базируется на пересечении трех областей знаний: экономики, статистики и математики.

2.Способы и приемы экономического анализа

В экономическом анализе для факторного анализа используются следующие традиционные приемы (методы):

1. относительные величины;

средние величины;

сравнение;

горизонтальный сравнительный анализ;

вертикальный сравнительный анализ;

метод финансовых коэффициентов;

метод скорректированной (пересчитанной величины);

интегральный метод;

метод ценных подстановок;

балансовый метод;

индексный метод.

Относительные величины незаменимы при анализе явлений динамики. Понятно, что эти явления можно выразить и в абсолютных величинах, но доходчивость, яркость достигаются при этом только через величины относительные. Относительные величины динамики исчисляются путем построения временного ряда, т. е. они характеризуют изменение того или иного показателя, явления во времени (отношение, например, выпуска промышленной продукции за ряд лет к базисному периоду, принятому за 100).

Не менее важное значение имеют в процессе анализа средние величины. Их «аналитическая сила» состоит в обобщении соответствующей совокупности типичных, однородных показателей, явлений, процессов. Они позволяют переходить от единичного к общему, от случайного — к закономерному; без них невозможно сравнение изучаемого признака. По разным совокупностям, невозможна характеристика изменения варьирующего показателя во времени; они позволяют абстрагироваться от случайности отдельных значений и колебаний. В аналитических расчетах применяют, исходя из необходимости, различные формы средних — средняя арифметическая, средняя гармоническая взвешенная, средняя хронологическая моментного ряда, мода, медиана. С помощью средних величин (групповых и общих), исчисленных на основе массовых данных о качественно однородных явлениях, можно, как указывалось выше, определить общие тенденции и закономерности в развитии экономических процессов.

Сравнение – это научный метод познания, в процессе которого изучаемое явление, предметы сопоставляются с уже известными, изученными ранее, с целью определения общих черт либо различий между ними. Любые показатели финансовых отчетов будут ценной информацией только при сравнении с другими показателями или с такими же показателями в другом периоде. При анализе финансового состояния наиболее часто применяются горизонтальный сравнительный анализ и вертикальный сравнительный анализ.

Горизонтальный сравнительный анализ заключается в подсчете изменений различных статей финансовых отчетов в стоимостном и процентом выражении по сравнению с предыдущим финансовым годом.

Вариантом горизонтального анализа является анализ тенденций развития (трендовый анализ), при котором каждая позиция отчетности сравнивается с рядом предыдущих периодов (5 лет и более). В ходе такого сравнения определяется тренд, то есть основная тенденция динамики показателя, очищенная от случайных влияний и индивидуальных особенностей периодов. Этот анализ носит перспективный, прогнозный характер.

В ходе горизонтального анализа используются относительные величины динамики (темпы роста, прироста, индексы). Их преимущество по сравнению с абсолютными величинами изменений по статьям отчетности - сопоставимость. Темпы роста рассчитываются одним из двух способов: базисным и цепным. Алгоритм расчета темпов роста базисным способом:

и т.д.

где, Уi - уровень исследуемого показателя за определенный период

Алгоритм расчета темпов роста цепным способом:

и т.д.

На базе темпов роста, рассчитанных цепным способом, можно определить средний показатель прироста при трендовом анализе. При расчете относительных величин базовые значения можно принимать за 1 (коэффициенты) или за 100 (проценты).

Вертикальный сравнительный анализ финансовой отчетности состоит в том, что разные отдельные статьи финансовых отчетов за один и тот же период сравниваются между собой. При этом рассчитываются относительные показатели структуры – удельные веса.

Удельный вес – это отношение части целого к целому. За целое принимается итог отчетной формы, например, валюта баланса или выручка от реализации продукции в Отчете о финансовых результатах. Статьи отчета рассматриваются как части целого.

Вертикальный анализ необходим для выявления изменений в структуре активов и их источников (капитала и обязательств) в разрезе нескольких лет. Отчеты, составленные в процентных отношениях, то есть в относительных величинах, позволяют сравнивать показатели двух компаний различных размеров, в одной отрасли и разных отраслях. Например, можно сравнить доли привлеченного капитала в общей сумме обязательств, доли административных расходов от объема реализации и другие.

Широко распространенным приемом анализа финансовой отчетности является также использование различных финансовых коэффициентов. Коэффициенты – это относительные величины, при расчете которых один из показателей принимают за единицу, а другой выражают как отношение к единице. Расчет финансовых коэффициентов основан на существовании определенных взаимосвязей между отдельными статьями баланса, они выражают математические взаимоотношения между двумя величинами, анализ которых позволяет исследователю оценить внешне скрытые явления. Ценность, полезность финансовых коэффициентов для оценки финансового состояния предприятия зависит от их истолкования, которое базируется на сопоставлении полученных значений коэффициентов с прошлым, отраслевым, с теоретически обоснованным оптимальным значением и т.п. Интерпретировать финансовые коэффициенты необходимо осторожно, с учетом отраслевой специфики, специфики страны и прочих экономических факторов. Конкретный порядок расчета различных финансовых коэффициентов приведен в последующих темах.

Метод скорректированной величины применяется для расчета влияния двух факторов на результат. При этом вначале определяется скорректированная величина, для чего количественный показатель берется по текущим данным, а качественный – по прогнозу. Если оба показателя количественные или качественные, то при расчете скорректированной величины фактически можно брать любой из них, но при расчете влияния факторов, первым будет тот который заменялся в пересчитанной величины. Расчет влияния факторов производится по схеме:

  величина первого фактора= = скорректированная -величина (СВ) прогнозная величина (ПВ)

 

  влияние 2-го фактора= = Текущая величина (ТВ) -– скорректированная величина

 

  совокупное влияние двух факторов.

Рассмотрим на примере применения этого метода.

Пример 1. Определить доход от реализации за месяц и рассчитать влияние факторов на его изменение:

Таблица 2

Показатели Прогноз Текущие данные Отклонение
количество продавцов     -2
выработка на 1 продавца (т.т.) 56,3 59,8 +3,5
Доход от реализации (1*2) (т.т.) 844,5 777,4 -67,1

1) Определим скорректированный доход от реализации = 13 * 56,3 = 731,9 т.т.

2) расчет влияния факторов:

а) количество продавцов = 731,9 – 844,5 = - 112,6 т.т., т.е. за счет снижения числа работников на 2, доход за месяц уменьшился на 112,6 т.т.;

б) выработки на 1 продавца = 777,4 – 731,9 = + 45,5 т.т., т.е. за счет повышения производительности доход возрос на 45,5 т.т.

в) совокупное влияние факторов = -112,6 + 45,5 = - 67,1 т.т., т.е. совокупное влияние факторов совпало с общим отклонением по доходу от реализации.

Интегральный метод. Применяется для расчета влияния двух факторов на результат, но при условии, что результат есть произведение двух показателей. Причем количественный показатель обозначается через – х, а качественный – через у.

Расчет влияния факторов производится по следующим формулам:

1) влияние , где

  у0 и х0 - прогнозные значения показателей;
  x и y - их отклонения

2) влияние

3) совокупное влияние факторов.

Метод цепных подстановок применяется для расчета влияния трех и более факторов на результат. При этом происходит постепенная замена прогнозных данных на текущие, показатели, а затем качественные. Расчет влияния факторов проводится по схеме:

1) влияние 1-го фактора = I подстановка – прогноз

2) влияние 2-го фактора = II подстановка – I подстановка

3) влияние 3-го фактора = III подстановка – II подстановка

4) влияние 4-го фактора = текущие данные – III подстановка

5) совокупное влияние факторов.

Пример: Определить доход от реализации и рассчитать влияние факторов на полученное применение

Таблица 3

Показатели прогноз Текущие данные Отклоне-ние 1 подст. 2 подст. 3 подст.
1.Количество продавцов     -2      
2. Количество дней работы магазина     -2      
3. Количество часов работы в день 8,0 8,4 0,4 8,0 8,0 8,4
4. Выработка за 1 час (т.т.) 7,5 7,8 0,3 7,5 7,5 7,5
5. Доход от реализации (т.т.) (1*2*3*4) 27 000 23849,3 3150,7 23 400 21 840 22 932

Расчет влияния факторов:

1) количество продавцов = 23400 – 27000 = - 3 600 т.т., т.е. за счет снижения продавцов на 2;

2) дней работы магазинов = 21 840 – 23 400 = - 1560 т.т., т.е. уменьшение дней работы снизило доход на 1560 т.т.

3) количества часов работы в день = 22 932 – 21 840 = + 1092 т.т., т.е. доход возрос на 1092 т.т.

4) выработка за 1 час = 23849,3 – 22932 = + 917,3 т.т., т.е. доход увеличился на 917,3 т.т.

5) совокупное влияние факторов = (-3600) + (-1560) + 1092 + 917,3 = - 1350,7 т.т.

Балансовый метод основан на использовании формулы балансовой увязки, которая имеет следующий вид:

Он + П = Ок + ПВ + Р,

  Он и Ок - остатки товаров на начало и конец периода;
  П – поступление товаров;
  ПВ – прочее выбытие товаров
  Р –доход от реализации товаров.

В основном из данной формулы определяется доход от реализации:

Р = Он + П – ПВ - Ок

Положительно влияет на доход увеличение остатков на начало периода и поступление, а отрицательно – увеличение остатка на конец и прочего выбытия товаров. В прочее выбытие включают естественную убыль и недостачу при инвентаризации.

Использование вышеуказанных методов экономического анализа позволит провести анализ финансового состояния и оценить количественное влияние отдельных факторов на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятий различных форм собственности.

Индексный метод применяется для расчета влияния цены и количества реализуемого товара на доход от реализации. Причем цена обозначается через (р), а количество (q).

Влияние цены на доход pq (p) = р1 q1 - р0 q1

Влияние количества реализуемых товаров на доход = р0 q1 - р0 q0

Отклонение по доходу от реализации = р1 q1 - р0 q0

Совокупное влияние факторов ( pq) = pq (p) + pq (q)

Пример: Рассчитать влияние цены и количества реализуемых товаров на доход от реализации:

Таблица 4

Виды товара Цена (р) тенге Количество пар (q)
Базисная (р0) Текущая (р1) Базисная (q0) Текущая (q1)
1. Туфли        
2. Сапоги        
3. Ботинки        

Определим:

1) доход по прогнозу ( р0 q0) = (1100 * 15) + (5800 * 19) + (3400 *25) = 211 700 тенге.

2) доход текущий ( р1 q1) = (1100 * 18) + (6100*21) + (3250 * 20) = 211 100 тенге

3) отклонение = 211100 – 211700 = - 600 тенге

Расчет влияния факторов на доход:

а) pq (p) = 211100 – ((1100*18) + (5800*21) + (3400*20)) = 211100 – 209600 = +1500 тенге

б) pq (p) = 209 600 – 211 700 = - 2100 тенге

в) pq = 1500 – 2100 = - 600 тенге.

Использование вышеуказанных методов экономического анализа позволит провести анализ финансового состояния и оценить количественное влияние отдельных факторов на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

3. Экономико-математические методы экономического анализа

Стохастическое моделирование применяется в корреляционном анализе, линейном программировании, в теории массового обслуживания, теории игр и графическом методе.

Корреляционный анализ проводится в следующей последовательности:

Определяется форма зависимости (прямая и обратная);

Графическое изображение формы зависимости;

Определение тесноты связи между результатом и фактором на основе расчета коэффициента корреляции;

Определение прогнозируемого значения результата, при условии, что значения фактора предусмотрено.

При прямой форме зависимости, уравнение связи имеет вид: у = a + bx, а при прямолинейной форме – уравнение параболы или гиперболы.

Теснота связи определяется коэффициентом корреляции:

,

При этом: у – результаты, х - фактор

В экономическом анализе имеются следующие значения оценки тесноты связи:

  0,1 до 0,3 – связь слабая
  0,3 до 0,5 - умеренная
  0,5 до 0,7 - заметная
  0,7 до 0,9 - тесная
  свыше 0,9 – очень тесная.

Для определения прогнозного значения результативного показателя решается система нормальных уравнений, которые имеют вид:

В дальнейшем значение параметров (а) и (b) подставляется в уравнение прямой и определяется прогнозное значение результата.

Рассмотрим на примере методику проведения корреляционного анализа. Определить тесноту связи между доходом от реализации и прибылью, если в 2013 г. доход от реализации составит на предприятии 270 т.т.

1) Определить форму зависимости между показателями – прямая: с ростом дохода от реализации, растет прибыль предприятия, которая выражается уравнением прямой

у = а + bх

Составим аналитическую таблицу

Таблица 5

Годы Доход от реализации (х) Прибыль(у) Х2 У2 Х*у
           
           
           
           
Итого:          

2)Изобразим графически данную зависимость:

3) определим тесноту связи между доходом от реализации и прибылью:

4) Решаем систему нормативных уравнений:

а = 45,3 – 201,5b

201,5 (45,3 – 201,5 b) + 40761,5b = 9150,5

9128 – 40602,3b + 40761,5b = 9150,5

159,2b = 22,5

b = 0,14

а = 45,3 – (201,5*0,14) = 17,1

Определим значения прибыли при условии, что доход от реализации товаров составит 240 т.т.

у = а + b*х = 240

у = 17,1 + (240*0,14) = 50,7 т.т.

Линейное программирование применяется тогда, когда необходимо установить оптимальный вариант (решения транспортной задачи) при наименьших затратах. Важность и ценность линейного программирования в том, что оптимальный вариант выбирается из большого количества вариантов.

Графический метод – это геометрическое изображение функциональной зависимости. Графики используются для более быстрого нахождения значений функции, кроме того они используются для определения формы связи. Графики бывают:

а) линейные;

б) столбиковые;

в) круговые;

г) сетевые.

Впервые сетевые графики были применены при строительстве телебашни в Москве. Они позволяют установит последовательность работ, оптимально использовать рабочую силу, технику.

Теория массового обслуживания изучает случайные процессы. Она применяется тогда, когда в массовом порядке поступают заявки на обслуживание с последующим их использованием.

В промышленном производстве – это поступление сырья, материалов на склад и их выдача со склада; при определении оптимальной численности отделов и служб предприятия.

Основными элементами системы массового обслуживания являются: источники заявок, их входящий поток, каналы обслуживания; выходящий поток.

Теория игр как раздел исследования операций - это теория математических моделей принятия оптимальных решений в условиях неопределенности или конфликта нескольких сторон, имеющих различные интересы.

Факторный анализ

2015-03-20

651

Поделись

 

 

1

2

3

4

5

6

7

 

1. Необходимость и значение систематизации факторов. Основ­ные способы систематизации факторов в детерминированном и стохастическом анализе

2. Сущность и значение моделирования. Ос­новные типы факторных детерминированных моделей

3. Способы преобразования факторных моделей. Правила моделирования.

1. Необходимость и значение систематизации факторов. Основ­ные способы систематизации факторов в детерминированном и стохастическом анализе

В экономическом анализе под фактором понимается движущие силы, условия совершения хозяйственных процессов и причины, влияющие на них.

Факторы взаимосвязаны между собой и нередко влияют на результаты деятельности в различных направлениях: одни положительно, другие – отрицательно. Все факторы классифицируются по различным признакам:

1) по степени воздействия на результаты работы делятся на: основные и второстепенные. К основным относят те, которые оказывают решающее воздействие на результаты работы. Их изучают в первую очередь, все остальные – второстепенные;

2) по степени количественного измерения влияния факторов на результат они подразделяются на: а) поддающиеся; б) неподдающиеся количественной оценке;

3) по времени воздействия факторы бывают: а) постоянные (влияющие непрерывно весь изучаемый период); б) временные (действующие определенный период);

4) факторы подразделяются на интенсивные и экстенсивные.

Интенсивные связаны с наиболее эффективным применением достижений науки и техники, а экстенсивные – связаны с количественным расширением материально-технической базы предприятий и дополнительным привлечением трудовых ресурсов;

 

 

5) По охвату действием различают:

а) общие факторы, которые присущи всем предприятиям не зависимо от сферы деятельности (состояние материально-технической базы, обеспеченность товарными ресурсами и эффективность их использования);

6) по характеру действия факторы бывают: а) объективные, не зависящие от результатов их функционирования; б) субъективные, зависящие от предприятий.

7) по действию на результаты деятельности предприятий факторы могут быть положительными и отрицательными. Факторы, влияющие на функционирования предприятий различных форм собственности тесно взаимосвязаны между собой.

2. Сущность и значение моделирования. Ос­новные типы факторных детерминированных моделей

 

 

Все явления и процессы хозяйственной деятельности предприятий находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Одни из них непосредственно связаны между собой, другие косвенно. Отсюда важным методологическим вопросом в экономическом анализе является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей.

Под экономическим факторным анализом понимается постепенный переход от исходной факторной системы к конечной факторной системе, раскрытие полного набора прямых, количественно измеримых факторов, оказывающих влияние на изменение результативного показателя.

По характеру взаимосвязи между показателями различают методы детерминированного и стохастического факторного анализа. Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер.

Основные свойства детерминированного подхода к анализу:
- построение детерминированной модели путем логического анализа;
- наличие полной (жесткой) связи между показателями;
- невозможность разделения результатов влияния одновременно действующих факторов, которые не поддаются объединению в одной модели;
- изучение взаимосвязей в краткосрочном периоде.

Различают четыре типа детерминированных моделей:

Аддитивные модели представляют собой алгебраическую сумму показателей и имеют вид

.

К таким моделям, например, относятся показатели себестоимости во взаимосвязи с элементами затрат на производство и со статьями затрат; показатель объема производства продукции в его взаимосвязи с объемом выпуска отдельных изделий или объема выпуска в отдельных подразделениях.

Мультипликативные модели в обобщенном виде могут быть представлены формулой

.

Примером мультипликативной модели является двухфакторная модель объема реализации

,

где Ч - среднесписочная численность работников;

CB - средняя выработка на одного работника.

Кратные модели:

.

Примером кратной модели служит показатель срока оборачиваемости товаров (в днях). ТОБ.Т:

,

где ЗТ - средний запас товаров; ОР - однодневный объем реализации.

Смешанные модели представляют собой комбинацию перечисленных выше моделей и могут быть описаны с помощью специальных выражений:

Примерами таких моделей служат показатели затрат на 1 тенге товарной продукции, показатели рентабельности и др.

3. Способы преобразования факторных моделей. Правила моделирования

Для изучения зависимости между показателями и количественного измерения множества факторов, повлиявших на результативный показатель, приведем общие правила преобразования моделей с целью включения новых факторных показателей.

Для детализации обобщающего факторного показателя на его составляющие, которые представляют интерес для аналитических расчетов, используют прием удлинения факторной системы.

Если исходная факторная модель , а , то модель примет вид .

Для выделения некоторого числа новых факторов и построения необходимых для расчетов факторных показателей применяют прием расширения факторных моделей. При этом числитель и знаменатель умножаются на одно и тоже число:

.

Для построения новых факторных показателей применяют прием сокращения факторных моделей. При использовании данного приема числитель и знаменатель делят на одно и то же число.

Детализация факторного анализа во многом определяется числом факторов, влияние которых можно количественные оценить, поэтому большое значение в анализе имеют многофакторные мультипликативные модели. В основе их построения лежат следующие принципы:

- место каждого фактора в модели должно соответствовать его роли в формировании результативного показателя;

- модель должна строиться из двухфакторной полной модели путем последовательного расчленения факторов, как правило, качественных на составляющие;

- при написании формулы многофакторной модели факторы должны располагаться слева направо в порядке их замены.

 

Факторный анализ

2015-03-20

651

Поделись

 

 

1

2

3

4

5

6

7

 

1. Необходимость и значение систематизации факторов. Основ­ные способы систематизации факторов в детерминированном и стохастическом анализе

2. Сущность и значение моделирования. Ос­новные типы факторных детерминированных моделей

3. Способы преобразования факторных моделей. Правила моделирования.

1. Необходимость и значение систематизации факторов. Основ­ные способы систематизации факторов в детерминированном и стохастическом анализе

В экономическом анализе под фактором понимается движущие силы, условия совершения хозяйственных процессов и причины, влияющие на них.

Факторы взаимосвязаны между собой и нередко влияют на результаты деятельности в различных направлениях: одни положительно, другие – отрицательно. Все факторы классифицируются по различным признакам:

1) по степени воздействия на результаты работы делятся на: основные и второстепенные. К основным относят те, которые оказывают решающее воздействие на результаты работы. Их изучают в первую очередь, все остальные – второстепенные;

2) по степени количественного измерения влияния факторов на результат они подразделяются на: а) поддающиеся; б) неподдающиеся количественной оценке;

3) по времени воздействия факторы бывают: а) постоянные (влияющие непрерывно весь изучаемый период); б) временные (действующие определенный период);

4) факторы подразделяются на интенсивные и экстенсивные.

Интенсивные связаны с наиболее эффективным применением достижений науки и техники, а экстенсивные – связаны с количественным расширением материально-технической базы предприятий и дополнительным привлечением трудовых ресурсов;

 

 

5) По охвату действием различают:

а) общие факторы, которые присущи всем предприятиям не зависимо от сферы деятельности (состояние материально-технической базы, обеспеченность товарными ресурсами и эффективность их использования);

6) по характеру действия факторы бывают: а) объективные, не зависящие от результатов их функционирования; б) субъективные, зависящие от предприятий.

7) по действию на результаты деятельности предприятий факторы могут быть положительными и отрицательными. Факторы, влияющие на функционирования предприятий различных форм собственности тесно взаимосвязаны между собой.

2. Сущность и значение моделирования. Ос­новные типы факторных детерминированных моделей

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.81.206 (0.171 с.)