Анализ себестоимости отдельных видов продукции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ себестоимости отдельных видов продукции



Для более глубокого изучения причин изменения себестоимости анализируют отчетные калькуляции по отдельным изделиям, сравнивают фактический уровень затрат на единицу продукции с плановым и данными прошлых периодов, других предприятий в целом и по статьям затрат.

Влияние факторов первого порядка на изменение уровня себестоимости единицы продукции изучают с помощью факторной модели

где Ci — себестоимость единицы i-гo вида продукции;
Аi — постоянные затраты, отнесенные на i-й вид продукции;
bi — переменные затраты на единицу i-гo вида продукции;
<vbПi — объем выпуска i-гo вида продукции.
Зависимость себестоимости единицы продукции от данных факторов показана на рис. 11.5.</vbП

Используя эту модель и данные табл. 11.8, произведем расчет влияния факторов на изменение себестоимости изделия А методом цепной подстановки.

Таблица 11.8. Исходные данные для факторного анализа себестоимости изделия А

Показатель По плану Фактически Отклонение от плана
Объем выпуска продукции (VBП), шт. 10 000 13 300 +3 300
Сумма постоянных затрат (А), тыс. руб. 12 000 20 482 +8 482
Сумма переменных затрат на одно изделие (b), руб. 2 800 3260 +460
Себестоимость одного изделия (С), руб. 4 000 4800 +800

Общее изменение себестоимости единицы продукции составляет

ΔСобш = С1 – С0 = 4 800 - 4 000 = +800 руб.,

в том числе за счет изменения:

а) объема производства продукции

ΔСVBП = Сусл1 –С0 = 3 700 - 4 000 = -300 руб.;

б) суммы постоянных затрат

ΔСа= Сусл2 - Сусл1 = 4 340 - 3 700 = +640 руб.;

в) суммы удельных переменных затрат

ΔСb = С1 - Сусл2 = 4 800 - 4 340 = +460 руб.

Аналогичные расчеты делают по каждому виду продукции (табл. 11.9).

Таблица 11.9. Расчет влияния факторов первого порядка на изменение себестоимости отдельных видов продукции

Вид продукции

Объем производства продукции, шт.

Постоянные затраты на весь выпуск продукции, руб.

Переменные затраты на единицу продукции, руб.

 
t0 t1 t0 t1 t0 t1  
А 10 000 13 300 12 000 000 20 482 000 2 800 3 260  
Б 10 000 5700 7 500 000 5 700 000 1 850 2 100  
И т. д.

 

 

 

Окончание табл. 11.9

Вид продукции

Себестоимость изделия, руб.

Изменение себестоимости, руб.

 

t0

усл1

усл2

t1

общее

В том числе за счет

 
объема выпуска постоянных затрат переменных затрат  
А 4 000 3 700 4 340 4 800 +800 –300 +640 +460  
Б 2 600 3 165 2 850 3 100 +500 +565 –315 +350  
И т. д.

 

 

После этого более детально изучают себестоимость продукции по каждой статье затрат, для чего фактические данные сравнивают с данными плана, прошлых периодов, других предприятий (табл. 11.10).

Приведенные данные показывают рост по всем статьям затрат и в особенности по материальным затратам и заработной плате производственного персонала.

Аналогичные расчеты делаются по каждому виду продукции. Установленные отклонения по статьям затрат являются объектом факторного анализа. В результате постатейного анализа себестоимости продукции должны быть выявлены внутренние и внешние, объективные и субъективные факторы изменения ее уровня. Это необходимо для квалифицированного управления процессом формирования затрат и поиска резервов их сокращения.

Таблица 11.10. Анализ себестоимости изделия А по статьям затрат

Статья затрат

Затраты на изделие, руб.

Структура затрат, %

 
t0 t1 Δ t0 t1 Δ  
Сырье и основные материалы 1700 2115 +415 42,5 44,06 +1,56  
Топливо и энергия 300 380 +80 7,5 7,92 +0,42  
Заработная плата производственных рабочих 560 675 +115 14,0 14,06 +0,06  
Отчисления на социальные нужды 200 240 +40 5,0 5,0  
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования 420 450 +30 10,5 9,38 –1,12  
Общепроизводственные расходы 300 345 +45 7,5 7,19 –0,31  
Общехозяйственные расходы 240 250 +10 6,0 5,21 –0,79  
Потери от брака 25 +25 0,52 +0,52  
Прочие производственные расходы 160 176 +16 4,0 3,66 –0,34  
Коммерческие расходы 120 144 +24 3,0 3,0  
Итого 4 000 4 800 +800 100 100  
В том числе: переменные постоянные 2 800 1200 3 260 1540 +460 +340 70,0 30,0 67,9 32,1 –2,1 +2,1  

 

§ 1. Сущность себестоимости как объекта анализа.

В системе показателей, характеризующих эффективность производства и реализации, одно из ведущих мест принадлежит себестоимости продукции.

Себестоимость продукции — это выраженные в денежной форме затраты на ее производство и реализацию. В себестоимости продукции как синтетическом показателе отражаются все стороны производственной и финансово-хозяйственной деятельности предприятия: степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, качество работы отдельных работников и руководства в целом.

Исчисление этого показателя необходимо по многим причинам, в том числе для определения рентабельности отдельных видов продукции и производства в целом, определения оптовых цен на продукцию, осуществления внутрипроизводственного хозрасчета, исчисления национального дохода в масштабах страны. Себестоимость продукции является одним из основных факторов формирования прибыли. Если она повысилась, то при остальных равных условиях размер прибыли за этот период обязательно уменьшиться за счет этого фактора на такую же величину. Между размерами величины прибыли и себестоимости существует обратная функциональная зависимость. Чем меньше себестоимость, тем больше прибыль, и наоборот. Себестоимость является одной из основных частей хозяйственной деятельности и соответственно одним из важнейших элементов этого объекта управления.

Одно из основных условий получения достоверной информации о себестоимости продукции — четкое определение состава производственных затрат. В нашей стране состав себестоимости продукции регламентируется государством. Основные принципы формирования этого состава определены в Законе РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций” и конкретизированы в Положении о составе затрат. Кроме того, на основе данного Положения министерства, ведомства, межотраслевые государственные объединения, концерны разрабатывают отраслевые положения о составе затрат и методические рекомендации по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) для подведомственных предприятий. Регламентирующая роль государства по отношению к себестоимости продукции проявляется также в установлении норм амортизации основных средств, тарифов отчислений на социальные нужды и др.

Положением о составе затрат определено, что себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Кроме того, в практике планирования, учета, калькулирования и анализа различают цеховую, производственную и полную себестоимость. Цеховая себестоимость продукции складывается из затрат (прямых и косвенных) всех цехов не ее изготовление. Производственная себестоимость формируется из всех затрат предприятия, связанных с процессом производства и управления. Полная себестоимость состоит из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов (т.е. расходов, связанных с реализацией продукции покупателям).

 

§ 2. Задачи анализа себестоимости и источники информации.

Основными задачами анализа себестоимости продукции (работ, услуг) являются:

· объективная оценка выполнения плана по себестоимости и ее изменения относительно прошлых отчетных периодов, а также соблюдения действующего законодательства, договорной и финансовой дисциплины;

· исследование причин, вызвавших отклонение показателей от их плановых значений;

· обеспечение центров ответственности по затратам необходимой информацией для оперативного управления формированием себестоимости продукции;

· содействие выработке оптимальной величины плановых затрат, плановых и нормативных калькуляций на отдельные изделия и виды продукции;

· выявление и сводный подсчет резервов снижения затрат на производство и реализацию продукции;

Характер этих задач свидетельствует о большой практической значимости анализа себестоимости продукции в хозяйственной деятельности предприятия.

Анализ хозяйственной деятельности основывается на системе показателей и предполагает использование данных целого ряда источников экономической информации.

Основными источниками информации, необходимой для проведения анализа себестоимости, являются отчетные данные; данные бухгалтерского учета (синтетические и аналитические счета, отражающие затраты материальных, трудовых и денежных средств, соответствующие ведомости, журналы-ордера и в необходимых случаях первичные документы); плановые (сметные, нормативные) данные о затратах на производство и реализацию продукции и отдельных изделий (работ, услуг).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.250 (0.014 с.)