Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конкретно-исторический кантекст
ПАРТИ́ЙНАЯ ОРГАНИЗА́ЦИЯ И ПАРТИ́ЙНАЯ ЛИТЕРАТУ́РА» — статья В. И. Ленина. Опубл. 13 (26) нояб. 1905 в газ. «Новая жизнь» (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 12, с. 99—105). Концепция статьи Основные тенденции тоталитаризма в критики созревали постепенно. 20-е годы в истории литературы и критики были очень динамичными,это была эпоха расцвета НЭПа,введение нэпа принесло оживление как в экономику так и в культурную жизнь страны.Разрешалась частная торговля,частичная приватизация мелкой и средней промышленности. У истоков инструкторского подхода к критике и шире культуре,стоит работа Ленина партийная организация и партийная литература. Философский аспект 19 ноября 1925 года в газете Новая жизнь" появляется статья Ленина "Партийная организация и партийная литература"-это программная литература заложившая Основы контроля за искусством Этой статье 1905 (год первой русской революции,в манифесте была провозглашена Свобода печати и прессы,отмен цензуры). В начале этой статьи Ленин оценивает новую обстановку которая сформировалась в 1905 году.Ленин ставит задачу "Литература может теперь быть на 9/10 партийной.Пролетариат должен выдвинуть принцип партийной литературы." В чем состоит этот принцип? Литературное дело должно стать частью общества пролетарского дела колесиком и винтика одного единого социал демократического механизма.Литературное дело должно стать составной частью организованной,планомерной социал-демократической партийной работы.Литераторы должны непременно войти в партийные организации.Издательства,магазины,библиотеки,все должно стать партийным подотчетным.Мы хотим создать свободную печать не в полицейском только смысле,но также в смысле свободы от капитала,свободы от карьеризма.Здесь Ленин говорит о том что абсолютной свободы нет.В обществе основанном на власти денег,где нищенствуют не может быть реальной свободы. Эта работа стала программной после Октябрьской революции.Но уже здесь заложена идея использования культуры в качестве служанки политики,отсюда ведёт своё начало Ленинское требование борьбы против любой не социалистической идеологии.А литературы рассматривается как важнейший инструмент политики. Отсюда идёт традиция чисто практического,политизированности отношения к литературе. Роман Гончарова предлагалось использовать для перевоспитания обленившихся и утративших инициативу коммунистов. А например роман Чернышевского признавался одним из лучших произведений русской классики на том что основании что он самы талантливый социалист до Маркса.Примерно в таком же духе оценивались и другая русская классика и Пушкин и грибоедов и толстой и другие.А то что утрачивало свою актуальность,практическую полезность получало приговор.Советская идеология имеет преемственную связь и с революционно-демократической эстетикой.Например Достоевский был объявлен архи скверным мракобесом.Реакционером были все русские философы.Мысль о зависимости буржуазного художника от денежного мешка.В статье осуждалась Свобода мнений,Свободакритики,свободатворчества.Литературное мастерство понималось как умение найти не шаблонные средства воздействия на массы.Художник может иметь простор лишь в рамках заданных нормативов и установок партий.
Написана в связи с революц. событиями в России, поставившими новые задачи перед партийной печатью и худож. лит-рой. Определяя характер этих задач, Ленин выдвинул в статье положение о том, что «литературное дело должно стать частью общепролетарского дела, „колесиком и винтиком“ одного-единого, великого социал-демократического механизма, приводимого в движение всем сознательным авангардом всего рабочего класса», подчеркнув при этом, что «...литературная часть партийного дела пролетариата не может быть шаблонно отождествляема с другими частями партийного дела пролетариата» (там же, с. 100—101). Показав, что «жить в обществе и быть свободным от общества нельзя», что «свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка...», Ленин противопоставил мнимо свободной бурж. лит-ре «...действительно-свободную, открыто связанную с пролетариатом литературу» (там же, с. 104). В заключит.части статьи определены гл. особенности новой лит-ры, эти ленинские мысли являются но сути дела основой теории социалистич. иск-ва. Здесь с удивительной глубиной и точностью намечены пути его будущего развития, указан его худож. метод, позднее получивший название метода социалистического реализма.
Ленин говорит о новом характере историч. действительности, гл. черта к-рой — революц. борьба пролетариата. Рожденная ею лит-ра будет оплодотворять «...последнее слово революционной мысли человечества опытом и живой работой социалистического пролетариата...», создавая «...постоянное взаимодействие между опытом прошлого (научный социализм, завершивший развитие социализма от его примитивных, утопических форм) и опытом настоящего...» (там же). В этом новом историч. содержании лит-ры Ленин видит залог ее обществ.воздействия, обращенного к «...миллионам и десяткам миллионов трудящихся, которые составляют цвет страны, ее силу, ее будущность» (там же). С др. стороны, именно это новое содержание лит-ры явится стимулом ее роста и развития: «...Идея социализма и сочувствие трудящимся будут вербовать новые и новые силы в ее ряды» (там же). Очевидно, что отсюда следуют выводы и о новом типе сюжетных конфликтов, к-рыелит-ра будет черпать в жизни и борьбе пролетариата и решать под углом зрения этой борьбы; столь же ясно, что в лит-ру входят принципиально новые характеры, рождающиеся в процессе живой работы и борьбы пролетариата («...человек будущего в России — рабочий...», — писал Ленин 7 нояб. 1905 в ст. «Мелкобуржуазный и пролетарский социализм» (там же, с. 41). Другими словами, ленинское определение новой социалистич. лит-ры заключало в себе в крайне сжатой форме законченное эстетич. содержание: идейно-тематич. направленность, новый тип сюжетно-конфликтной организации, новая характерология с необходимо сопутствующей им поэтикой. Все это в целом и составляло особый, нешаблонный характер «...литературной части партийного дела пролетариата...» (там же, с. 101). Ленин настойчиво указывал, что «...литературное дело всего менее поддается механическому равнению, нивелированию... Спору нет, — писал он, — в этом деле безусловно необходимо обеспечение большего простора личной инициативе, индивидуальным склонностям, простора мысли и фантазии, форме и содержанию» (там же). Очевидно, выдвигая принцип партийности, Ленин особо настаивал на мысли о своеобразии иск-ва: худож. творчество немыслимо без многообразия форм, стилей, способов изображения; механич. регламентация в этой области способна принести только вред развитию иск-ва. Понятие партийности, по Ленину, является прежде всего идейной тенденцией, определяющей все стороны отношения иск-ва к действительности: тип героя, характер изображения обществ.процесса в целом, худож. целенаправленность творчества. Глубина ленинской концепции партийности социалистич. иск-ва тем более значительна, что она по сути предваряла его развитие, из анализа действительности как бы выводила характер того иск-ва, к-рое неизбежно должно отвечать своим направлением, своим методом этой новой действительности; статья затрагивала важнейшие аспекты коммунистической партийности (т. 9). Первое худож. произведение, к-рое в полной мере можно отнести кохарактеризованной Лениным свободной лит-ре, позднее названной лит-рой социалистич. реализма, было создано вскоре после выхода статьи Ленина: это — роман М. Горького «Мать» (1906). Т. о., партийность творчества, как это показано Лениным,
определялась не непосредств. принадлежностью писателя к партии, не прямым повторением в его книгах уже готовых положений и выводов, а творч. обращением к самой действительности, к живой работе социалистич. пролетариата, поисками тем и идей, сюжетов и характеров, к-рые раскрывали бы в иск-ве те задачи и цели, за к-рые боролась и борется партия.
Полемический аспект Современники Ленина,многие писатели и философы верно поняли смысл отношения Ленина к творческой интеллигенции и они почувствовали некоторую угрозу. Откликом стала статья Валерия Яковлевича Брюсова статья "Свобода слова",это работа Брюсова появилась в ноябрьском номер Весов за 1905 год.Она полемически направлена против работы Ленина,эта статья долга оставалась запрещённой в нашей науке,её не публиковали,её не упоминали.Впервые у нас она появилась только 22 июля 1990 года.Эта статья начинается с большой цитаты из Ленина в которой Брюсов оспаривает утверждение Ленина что литература связанная с пролетариатом свободна.Угроза Ленина имеет больший смысл,утверждаются заповеди против которых недозволенны никакие возражения.Брюсов не понимает идейный деспотизм Ленина и называет проект Ленина новым цензурным уставом,он говорит что в этом цензурном уставе нет ничего нового по сравнению с царской цензурой.Обе цензуры скроены по одной модели.Такая свобода не может удовлетворить нас,она лишь кажется сменой одних цепей на новые.В нашем представлении Свобода слова неразрывно связана со свободой суждения и с уважением к чужому убе
Такая свобода не может удовлетворить нас,она лишь кажется сменой одних цепей на новые.В нашем представлении Свобода слова неразрывно связана со свободой суждения и с уважением к чужому убеждению.Очень интересно Брюсов отвечает на вопрос Ленина о том что буржуазный художник не свободен. В конце он говорит что мы готовы пойти против самодержавия с вами,но как только вы заносите руку на Свобода убеждения,мы тотчас покидаем ваши знамёна. Нужно признать в споре политика и поэта скорее всего оказался прав поэт,Брюсов предвидел к чему может привести фанатизм,не допускающий мысль,что убеждения могут быть ложны.В предложениях Ленина Брюсов увидел зародыш будущего тоталитаризма,он увидел подавление мысли и творчества.В 1905 году Брюсов не был одинок в своём протесте против идеи партийной организации.Откликнулись Бердяев,Белый,Чуковский,Фисофов.Все они почувствовали деспотический характер этого проекта. Заключение Статья Ленина вызвала многочисленные нападки сторонников буржуазного индивидуализма; в то же время ее идеи были поддержаны А. В. Луначарским (ст. «Задачи социал-демократического художественного творчества», 1907), Горьким (предисл. к «Сборнику пролетарских писателей», 1914). В нек-рых выступлениях более позднего времени делались беспочвенные попытки доказать, будто бы в статье имелась в виду не худож. лит-ра, а только парт.печать и публицистика, поэтому статья утратила свою актуальность. Однако обращение к тексту подтверждает, что у Ленина прямо говорится именно об иск-ве, о лит-ре и о писателях. Статья сохраняет свое значение как программное выступление, характеризующее сущность и принципы иск-ва и лит-рысоциалистич. реализма. Анализ статьи
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.138.123 (0.009 с.) |